Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 24 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ПЕРЕВОДЫ СЪ МАСОРЕТСКАГО

Олесницкій Акимъ Алексѣевичъ († 1907 г.)

Олесницкій Акимъ Алексѣевичъ (1842-1907), русскій православный библеистъ, изслѣдователь Ветхаго Завѣта. Родился на Волыни въ семьѣ протоіерея; окончилъ КДА (1867), гдѣ былъ оставленъ преподавателемъ еврейскаго языка и библейской археологіи. Въ 1868 г. получилъ степень магистра за рукописный трудъ о И. Кантѣ. Въ 1873 г. Олесницкій направленъ въ Палестину для изученія ея древнихъ памятниковъ. Впослѣдствіи онъ посѣщалъ Святую Землю неоднократно (1886, 1889, 1891) и сталъ фактически первымъ русскимъ спеціалистомъ по библейской археологіи въ ея новомъ пониманіи. Результатомъ его первой научной поѣздки явился трудъ «Святая Земля, т. 1: Іерусалимъ и его древніе памятники. т. 2: Другія замѣчательныя по древнимъ памятникамъ мѣста Іудеи» (Кіевъ, 1875-1878), за которую онъ получилъ званіе доктора богословія. Акимъ Алексѣевичъ внесъ значительный вкладъ въ изученіе ветхозавѣтной поэтики, оставилъ подробное описаніе мегалитическихъ памятниковъ Палестины, предложилъ свою реконструкцію Іерусалимскаго храма. Онъ также перевелъ книги пророковъ Исаіи, Іереміи, Іезекіиля и Даніила (ТКДА, 1865-1873). далѣе>>

Переводъ проф. А. А. Олесницкаго

Опытъ переложенія на русскій языкъ священныхъ книгъ Ветхаго Завѣта
проф. А. А. Олесницкаго (съ масоретскаго текста).

Книга Пророка Исаіи (Ешаія).

Глава 1-я.

1. Видѣнія Ешаія (Исаіи), сына Амоцова, которыя онъ видѣлъ объ Іудеѣ и Іерусалимѣ, во время Юззіи, Іоаѳама, Ахаза и Ехезкіи, царей іудейскихъ [1].

I[2]

2.                Слушай, небо,

           Внимай, земля,

           Іегова говоритъ!

           «Дѣтей возрастилъ, воспиталъ Я,

           А они отвергаютъ Меня;

3.        Волъ знаетъ купившаго его,

           И оселъ — ясли господина своего;

           А Исраиль не знаетъ Меня,

           Мой народъ — не понимаетъ».

4.                О, толпа грѣшная,

           Народъ, обремененный беззаконіями,

           Племя развращенное,

           Дѣти распутныя!

           Оставили Іегову,

           Презрѣли Святаго Исраилева,

           Обернулись задомъ.

5.                По чемъ васъ бить еще,

           Когда вы продолжаете упорствовать?

           Голова вся въ язвахъ,

           Сердце все — болитъ,

6.        Отъ подошвы ногъ до головы

           Нѣтъ цѣлаго мѣста,

           То язвы, то рубцы,

           То струпья, то свѣжія раны,

           И нѣтъ омывающаго, никто не перевяжетъ,

           Никто не умягчитъ масломъ.

7.        Земля ваша опустошена,

           Города пожжены огнемъ;

           Поля ваши?..

           Предъ вашими глазами чужіе поѣдаютъ ихъ.

           И пусто все,

           Какъ разоренное врагами.

8.        Оставлена дочь Сіона,

           Какъ шатеръ въ виноградникѣ,

           Какъ шалашъ въ огородѣ,

           Какъ городъ осажденный.

9.        Если бы Іегова не оставилъ намъ

           Хотя малаго остатка,

           Было-бъ съ нами тоже, что съ Содомомъ,

           Уподобились бы мы Гаморѣ [3]!

10.              Выслушайте слово Іеговы, князья содомскіе,

           Внимай наставленію Бога нашего, народъ гаморскій!

11.      «На что Мнѣ множество жертвъ вашихъ, —

           Говоритъ Іегова, —

           Я пресытился всесожженіями барановъ

           И тукомъ жирныхъ,

           Крови тельцевъ и ягнятъ и козловъ

           Не хочу Я.

12.      Когда вы приходите являться ко Мнѣ,

           Развѣ требуетъ кто отъ васъ того?

           Зачѣмъ топтать дворы Мои?

13.      Не приносите болѣе даровъ безполезныхъ,

           Куреніе сдѣлалось отвратительно Мнѣ,

           Новомѣсячія? субботы? праздники?..

           Нѣтъ не могу!..

           Беззаконіе и празднованіе?!..

14.      Новомѣсячій вашихъ и праздниковъ вашихъ ненавидитъ душа Моя,

           Бременемъ сдѣлались они для Меня,

           Трудно Мнѣ снести.

15.      И когда вы прострете руки свои,

           Я отвращу глаза Свои отъ васъ;

           И какъ бы не усиливали вы молитву,

           Я не послушаю васъ:

           Руки ваши совсѣмъ въ крови.

16.      Омойтесь, очиститесь,

           Скройте преступленія ваши отъ глазъ Моихъ,

           Перестаньте злодѣйствовать,

           Учитесь дѣлать добро,

17.      Заботьтесь о правосудіи,

           Оправдайте притѣсненнаго,

           Защитите сироту,

           Разберите тяжбу вдовы;

18.      Тогда приходите и разсудимся, —

           Говоритъ Іегова.

           Если будутъ грѣхи ваши, какъ пурпуръ,

           Они побѣлѣютъ, какъ снѣгъ;

           Если красны — какъ багряница,

           Будутъ какъ вóлна.

19.      Если захотите и послушаетесь, то будете наслаждаться земнымъ благомъ.

20. Если же не хотите, заупрямитесь, — мечь пожретъ васъ!» — уста Іеговы говорятъ такъ.

21.      О, какъ избранный городъ, нѣкогда вѣрный, средоточіе правосудія, сдѣлался блудницею?! нѣкогда правда обитала въ немъ, а теперь — разбойники.

22. Серебро твое годится на изгарь, напитки твои испорчены водой.

23. Начальник твои — беззаконники, сообщники воровъ, любятъ подарки, гонятся за взятками, сироту не оправдываютъ, тяжба вдовы не доходитъ до нихъ.

24.      Посему, говоритъ Господь, Іегова воинствъ, Владыка Исраилевъ: «О, натѣшусь же Я надъ врагами Моими, отмщу непріятелямъ Моимъ;

25. наложу руку Мою на тебя и очищу, какъ щелокомъ изгарь твою и отброшу всю руду [4] твою.

26. Возстановлю судей твоихъ, какъ прежде, и совѣтниковъ твоихъ, какъ въ началѣ; послѣ того назову тебя: «городъ праведный, столица вѣрная».

27. Сіонъ искупитъ себя правосудіемъ и жители его — правдою.

28. Но общая гибель отступникамъ и грѣшникамъ; оставившіе Іегову погибнутъ.

29. Да, стыдно будетъ за рощи, которыя вы любили [5], покраснѣете за сады, которые вы предпочитали.

30. Будете вы, какъ дубъ съ опадшими листьями, какъ садъ, въ которомъ нѣтъ воды.

31. И будетъ владѣлецъ паклей, а устроенное имъ — искрой; оба сгорятъ вмѣстѣ и никто не потушитъ.

Примѣчанія:
[1] Эти слова должно признать общимъ надписаніемъ всей книги, сдѣланнымъ позднѣйшимъ собирателемъ пророческихъ рѣчей Исаіи.
[2] Первая глава представляетъ, какъ можно судить по новому надписанію второй главы, отдѣльную рѣчь. Къ какому времени отнести ее? Судя по мѣсту, занимаемому въ книгѣ, ее нужно бы отнести ко временамъ царя Юззіи. Но далѣе, мы не разъ увидимъ, что рѣчи пророческія въ этой книгѣ, какъ и въ другихъ, расположены не въ хронологическомъ порядкѣ. Съ другой стороны обстоятельства, здѣсь указываемыя (ст. 5-9), не могутъ относиться къ продолжительному, мирному, царствованію Юззіи и Іоаѳама. Поэтому предполагается, что рѣчь эта относится или къ концу царствованія Ахаза, когда запустѣніе страны и всеобщее развращеніе, къ концу 16-лѣтняго царствованія нечестиваго Ахаза, достигло крайнихъ предѣловъ, или къ началу царствованія Ехезкіи, когда благочестивый царь не успѣлъ еще исправить все зло, но уже видѣлась надежда на лучшее будущее. Это послѣднее предположеніе подтверждается и ст. 11-16, въ которыхъ описывается порывъ внѣшняго усердія къ соблюденію закона, порывъ, конечно, возбужденный примѣромъ царя.
[3] Намекъ на Быт. 18, 22; 19, 29.
[4] Т. е. тѣ вещества, которыя, при добываніи металла изъ рудниковъ, хотя заключаютъ въ себѣ частицы металла, но сами по себѣ ни на что негодны.
[5] Рощи, какъ природныя, такъ и нарочито, съ этою цѣлію, насажденныя, особенно посвящались для жертвоприношеній нѣкоторымъ идоламъ. Въ 4 Цар. 16, 4 такая любовь къ рощамъ особенно приписывается царю Ахазу.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0