Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 19.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ А. П. ЛОПУХИНА

Александръ Павловичъ Лопухинъ († 1904 г.)

Александръ Павловичъ Лопухинъ (1852–1904), русскій православный церковный писатель, переводчикъ, библеистъ. Родился въ семьѣ священника Саратовской губерніи. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію (1878), писать и печататься началъ еще въ студенческіе годы. Послѣ выпуска Лопухинъ, какъ хорошо знающій англійскій языкъ, былъ направленъ псаломщикомъ въ США (1879–82), гдѣ трудился при русской посольской церкви въ Нью-Йоркѣ. Вернувшись въ Россію, Лопухинъ занялъ каѳедру сравнительнаго богословія въ СПб.ДА (1883), а съ 1885 перешелъ на каѳедру древней исторіи, которую занималъ до конца своихъ дней. За сравнительно короткую жизнь Лопухинъ сдѣлалъ очень много для русскаго духовнаго просвѣщенія: былъ редакторомъ «Церковнаго вѣстника», «Странника», «Общедоступной богословской библіотеки» и «Симфоніи». По его иниціативѣ сталъ издаваться полный переводъ твореній свт. Іоанна Златоуста. Много статей написалъ Лопухинъ для «Православной богословской энциклопедіи», первые тома которой онъ редактировалъ. далѣе>>

НОВЫЙ ЗАВѢТЪ

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ,
или комментарій на всѣ книги Священнаго Писанія Ветхаго и Новаго Завѣта.

Посланіе къ Титу Святаго Апостола Павла.

Глава 1-я.

1. Павелъ, рабъ Божій, Апостолъ же Іисуса Христа, по вѣрѣ избранныхъ Божіихъ и познанію истины, относящейся къ благочестію,

2. въ надеждѣ вѣчной жизни, которую обѣщалъ неизмѣнный въ словѣ Богъ прежде вѣковыхъ временъ,

3. а въ свое время явилъ Свое слово въ проповѣди, ввѣренной мнѣ по повелѣнію Спасителя нашего, Бога,

4. Титу, истинному сыну по общей вѣрѣ: благодать, милость и миръ отъ Бога Отца и Господа Іисуса Христа, Спасителя нашего.

5. Для того я оставилъ тебя въ Критѣ, чтобы ты довершилъ недоконченное и поставилъ по всѣмъ городамъ пресвитеровъ, какъ я тебѣ приказывалъ:

6. если кто непороченъ, мужъ одной жены, дѣтей имѣетъ вѣрныхъ, неукоряемыхъ въ распутствѣ или непокорности.

7. Ибо епископъ долженъ быть непороченъ, какъ Божій домостроитель, не дерзокъ, не гнѣвливъ, не пьяница, не бійца, не корыстолюбецъ,

8. но страннолюбивъ, любящій добро, цѣломудренъ, справедливъ, благочестивъ, воздерженъ,

9. держащійся истиннаго слова, согласнаго съ ученіемъ, чтобы онъ былъ силенъ и наставлять въ здравомъ ученіи и противящихся обличать.

10. Ибо есть много и непокорныхъ, пустослововъ и обманщиковъ, особенно изъ обрѣзанныхъ,

11. каковымъ должно заграждать уста: они развращаютъ цѣлые домы, уча, чему не должно, изъ постыдной корысти.

12. Изъ нихъ же самихъ одинъ стихотворецъ сказалъ: Критяне всегда лжецы, злые звѣри, утробы лѣнивыя.

13. Свидѣтельство это справедливо. По сей причинѣ обличай ихъ строго, дабы они были здравы въ вѣрѣ,

14. не внимая Іудейскимъ баснямъ и постановленіямъ людей, отвращающихся отъ истины.

15. Для чистыхъ все чисто; а для оскверненныхъ и невѣрныхъ нѣтъ ничего чистаго, но осквернены и умъ ихъ и совѣсть.

16. Они говорятъ, что знаютъ Бога, а дѣлами отрекаются, будучи гнусны, и непокорны, и неспособны ни къ какому доброму дѣлу.


I.
Надписаніе и привѣтствіе (1-4). Заботы Тита ο постановленіи на священныя должности вполнѣ достойныхъ лицъ, особенно въ виду появленія на Критѣ лжеучителей (5-9). Какъ Титъ долженъ относиться къ Критянамъ (10-16).

1. Привѣтствіе Титу имѣетъ болѣе обширный объемъ, чѣмъ привѣтствія, имѣющіяся въ другихъ посланіяхъ Ап. Павла (исключая посланіе къ Римлянамъ). — По вѣрѣ избранныхъ Божіихъ. Это выраженіе зависитъ отъ слова Апостолъ и указываетъ на цѣль Апостольскаго служенія. Ап. призванъ съ тою цѣлью, чтобы привести избранныхъ къ вѣрѣ (предлогъ по — ϰατὰ приближается къ предлогу въ — εἰς и можетъ быть замѣненъ словами для того чтобы. Сравни 1, 5 посл. къ Римлянамъ). — Познанію истины, относящейся къ благочестію. Это выраженіе также зависитъ отъ слова Апостолъ. Цѣлью Ап. Павла было возбудить въ избранныхъ Божіихъ, т. е. въ тѣхъ людяхъ, которые охотно принимаютъ Евангеліе, не только вѣру, но и дать имъ познаніе спасительной истины, потому что только при такомъ познаніи человѣкъ становится на путь истиннаго благочестія. «Причина, почему содержаніе Евангельскаго ученія называется истиною, заключается, во-первыхъ, въ томъ, что въ Евангеліи дѣйствительно заключается высшая истина, а затѣмъ отчасти и въ томъ, что Апостолъ имѣлъ въ виду еретиковъ, которые вмѣсто истиннаго Евангельскаго ученія проповѣдывали іудейскія басни и генеалогіи» (Троицкій, стр. 120-121)

2. Въ надеждѣ вѣчной жизни. Эти слова составлаютъ приложеніе къ выраженію Апостолъ Іисуса Христа. Павелъ выступаетъ Апостоломъ Христа потому, что имѣетъ надежду на вѣчную жизнь, т. е. на вѣчное будущее блаженство (ср. 1 Кор. ХV, 14 и сл.; 30 и сл.). — Прежде вѣковыхъ временъ. Здѣсь имѣется въ виду Первоевангеліе ο Спасителѣ, какъ потомкѣ жены (см. Быт. III, 15).

3. Въ свое время — т. е въ предназначенное Богомъ (ср. 1 Тим. II, 6). — Явилъ Свое слово. — Конечно, чрезъ Христа, Который въ Своемъ лицѣ и дѣятельности вполнѣ выяснилъ слово Божіе или рѣшеніе Божіе ο спасеніи людей отъ грѣха, проклятія и смерти. — Проповѣди. Это выраженіе относится къ словамъ Апостолъ Іисуса Христа. Павелъ явился Апостоломъ Іисуса Христа особенно чрезъ свою проповѣдь, которая ему довѣрена (ср. 1 Кор. IX, 17; Гал. II, 7). — По повелѣнію... — Это выраженіе относится также къ слову Апостолъ (ср. 1 Тим. I, 11). — Спасителя нашего Бога. Замѣчательно, что Богъ Отецъ называется Спасителемъ у Ап. Павла только въ пастырскихъ посланіяхъ. Быть можетъ, въ этомъ наименованіи проявляется у Апостола благодарное воспоминаніе ο многоразличныхъ случаяхъ спасенія отъ опасностей, какимъ онъ подвергался особенно въ послѣдніе годы своей жизни: Богъ всегда оказывалъ ему Свою спасительную помощь.

4. Истинному сыну по общей вѣрѣ. Именно въ вѣрѣ своей, которая оставалась твердою, не смотря на всяческія испытанія, Титъ и показалъ, что онъ былъ настоящимъ духовнымъ сыномъ Ап. Павла, который также отличался твердостью вѣры (2 Тим. ІV, 7).

5. Въ Критѣ. Островъ Критъ, на Средиземномъ морѣ, имѣетъ 36 миль въ длину и 197 кв. миль въ окружности. Островъ былъ густо населенъ жителями. Въ 69 году предъ Рождествомъ Христовымъ онъ былъ обращенъ въ Римскую провинцію. Въ числѣ жителей острова были и іудеи (Дѣян. II, 11). Вѣроятно христіанство насаждено было здѣсь пришельцами съ перваго христіанскаго праздника Пятидесятницы. Ап. Павелъ съ проповѣдью Евангелія прибылъ на островъ Критъ послѣ освобожденія изъ первыхъ римскихъ узъ, но не долго здѣсь оставался и вмѣсто себя, для приведенія въ порядокъ церковныхъ дѣлъ, оставилъ Тита. — Пресвитеровъ. — См. Дѣян. ХІ, 30; 1 Тим. III, 2 и сл.

6. См. 1 Тим. III, 2 и сл.

7. Ибо епископъ. То же самое лицо, которое въ пятомъ стихѣ названо пресвитеромъ, здѣсь называется епископомъ. Отсюда видно, что здѣсь выраженіе епископъ обозначаетъ не высшую іерархическую степень священнослуженія, а просто дѣятельность всякаго пресвитера, который долженъ былъ наблюдать (ἐπισϰοπεῖν) за церковною общиною, ему порученною, какъ епископы — напримѣръ, Тимоѳей или Титъ, — наблюдали за цѣлыми церквами, состоявшими изъ многихъ церковныхъ общинъ. — Остальное см. въ толкованіи на 1 Тим. III, 3 и сл.

9. Согласнаго съ ученіемъ. Здѣсь можно видѣть указаніе на существованіе твердо установленнаго символа вѣры (ср. 2 Тим. III, 14).

10. Есть много. Здѣсь разумѣются, конечно, Критскіе христіане, въ частности обратившіеся въ христіанство изъ іудейства.

11. Заграждать уста, т. е. такъ строго ихъ обличать, чтобы они умолкали (Блаж. Ѳеофилактъ). — Развращаютъ цѣлые домы, т. е. портятъ своимъ ученіемъ цѣлыя семьи. — Изъ постыдной корысти (ср. 1 Тим. VI, 10).

12. Здѣсь Апостолъ говоритъ ο Критянахъ вообще. — Стихотворецъ — по гречески пророкъ (προϕήτης). Греки называли не рѣдко поэтовъ пророками, приписывая имъ, очевидно, какъ бы богодухновенность. Здѣсь разумѣется критскій поэтъ Епименидъ, жившій въ VI вѣкѣ до Р. X., у котораго приводимое мѣсто находилось въ утраченномъ уже сочиненіи «Объ оракулахъ».

13. Дабы они были здравы въ вѣрѣ. Здѣсь имѣются въ виду, конечно, Критяне-христіане.

15. Здѣсь высказывается та же мысль, какую высказывалъ Господь Іисусъ Христосъ (Матѳ. ΧV, 11-20) и самъ Ап. Павелъ (Рим. XIV, 20). Для людей чистыхъ сердцемъ и совѣстью все кажется чистымъ и ничего такихъ людей не оскверняетъ (тѣло и его отправленія). Для людей же нечистыхъ и въ мысли и въ жизни все представляется, всякій предметъ кажется такимъ, который непремѣнно долженъ возбуждать въ нихъ нечистыя мысли и пожеланія. — Подъ словомъ умъ разумѣется «все внутреннее содержаніе человѣка: настроеніе, убѣжденія, понятія, мысли, намѣренія и дѣйствія; а подъ словомъ «совѣсть» — нравственное сознаніе образа мыслей и дѣйствій предъ лицомъ закона» (Троицкій, стр. 194).

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0