Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 23 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ А. П. ЛОПУХИНА

Александръ Павловичъ Лопухинъ († 1904 г.)

Александръ Павловичъ Лопухинъ (1852–1904), русскій православный церковный писатель, переводчикъ, библеистъ. Родился въ семьѣ священника Саратовской губерніи. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію (1878), писать и печататься началъ еще въ студенческіе годы. Послѣ выпуска Лопухинъ, какъ хорошо знающій англійскій языкъ, былъ направленъ псаломщикомъ въ США (1879–82), гдѣ трудился при русской посольской церкви въ Нью-Йоркѣ. Вернувшись въ Россію, Лопухинъ занялъ каѳедру сравнительнаго богословія въ СПб.ДА (1883), а съ 1885 перешелъ на каѳедру древней исторіи, которую занималъ до конца своихъ дней. За сравнительно короткую жизнь Лопухинъ сдѣлалъ очень много для русскаго духовнаго просвѣщенія: былъ редакторомъ «Церковнаго вѣстника», «Странника», «Общедоступной богословской библіотеки» и «Симфоніи». По его иниціативѣ сталъ издаваться полный переводъ твореній свт. Іоанна Златоуста. Много статей написалъ Лопухинъ для «Православной богословской энциклопедіи», первые тома которой онъ редактировалъ. далѣе>>

НОВЫЙ ЗАВѢТЪ

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ,
или комментарій на всѣ книги Священнаго Писанія Ветхаго и Новаго Завѣта.

Соборное посланіе Святаго Апостола Іуды.

Глава 1-я.

1. Іуда, рабъ Іисуса Христа, братъ Іакова, призваннымъ, которые освящены Богомъ Отцемъ и сохранены Іисусомъ Христомъ:

2. милость вамъ и миръ и любовь да умножатся.

3. Возлюбленные! имѣя все усердіе писать вамъ объ общемъ спасеніи, я почелъ за нужное написать вамъ увѣщаніе — подвизаться за вѣру, однажды преданную святымъ.

4. Ибо вкрались нѣкоторые люди, издревле предназначенные въ сему осужденію, нечестивые, обращающіе благодать Бога нашего въ поводъ къ распутству и отвергающіеся единаго Владыки Бога и Господа нашего Іисуса Христа.

5. Я хочу напомнить вамъ, уже знающимъ это, что Господь, избавивъ народъ изъ земли Египетской, потомъ невѣровавшихъ погубилъ,

6. и ангеловъ, не сохранившихъ своего достоинства, но оставившихъ свое жилище, соблюдаетъ въ вѣчныхъ узахъ, подъ мракомъ, на судъ великаго дня.

7. Какъ Содомъ и Гоморра и окрестные города, подобно имъ блудодѣйствовавшіе и ходившіе за иною плотію, подвергшись казни огня вѣчнаго, поставлены на примѣръ, —

8. такъ точно будетъ и съ сими мечтателями, которые оскверняютъ плоть, отвергаютъ начальства и злословятъ высокія власти.

9. Михаилъ Архангелъ, когда говорилъ съ діаволомъ, споря о Моисеевомъ тѣлѣ, не смѣлъ произнесть укоризненнаго суда, но сказалъ: да запретитъ тебѣ Господь.

10. А сіи злословятъ то, чего не знаютъ; что же по природѣ, какъ безсловесныя животныя, знаютъ, тѣмъ разстлѣваютъ себя.

11. Горе имъ, потому что идутъ путемъ Каиновымъ, предаются обольщенію мзды, какъ Валаамъ, и въ упорствѣ погибаютъ, какъ Корей (Быт. 4, 7. Числ. 22, 22; 16, 31).

12. Таковые бываютъ соблазномъ на вашихъ вечеряхъ любви: пиршествуя съ вами, безъ страха утучняютъ себя. Это — безводныя облака, носимыя вѣтромъ, осеннія деревья, безплодныя, дважды умершія, исторгнутыя,

13. свирѣпыя морскія волны, пѣнящіяся срамотами своими, звѣзды блуждающія, которымъ блюдется мракъ тьмы на вѣки.

14. О нихъ пророчествовалъ и Енохъ, седьмый отъ Адама, говоря: се, идетъ Господь со тьмами святыхъ Ангеловъ Своихъ —

15. сотворить судъ надъ всѣми и обличить всѣхъ между ними нечестивыхъ во всѣхъ дѣлахъ, которыя произвело ихъ нечестіе, и во всѣхъ жестокихъ словахъ, которыя произносили на Него нечестивые грѣшники.

16. Это — ропотники, ничѣмъ недовольные, поступающіе по своимъ похотямъ (нечестиво и беззаконно); уста ихъ произносятъ надутыя слова; они оказываютъ лицепріятіе для корысти.

17. Но вы, возлюбленные, помните предсказанное Апостолами Господа нашего Іисуса Христа;

18. они говорили вамъ, что въ послѣднее время появятся ругатели, поступающіе по своимъ нечестивымъ похотямъ.

19. Это — люди, отдѣляющіе себя (отъ единства вѣры), душевные, не имѣющіе духа.

20. А вы, возлюбленные, назидая себя на святѣйшей вѣрѣ вашей, молясь Духомъ Святымъ,

21. сохраняйте себя въ любви Божіей, ожидая милости отъ Господа нашего Іисуса Христа для вѣчной жизни;

22. и къ однимъ будьте милостивы, съ разсмотрѣніемъ,

23. а другихъ страхомъ спасайте, исторгая изъ огня, (обличайте же со страхомъ), гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотію.

24. Могущему же соблюсти васъ отъ паденія и поставить предъ славою Своею непорочными въ радости,

25. единому, премудрому Богу, Спасителю нашему чрезъ Іисуса Христа Господа нашего, слава и величіе, сила и власть прежде всѣхъ вѣковъ, нынѣ и во всѣ вѣки. Аминь.


I.
Увѣщаніе вѣрующимъ подвизаться за вѣру и блюсти ее въ чистотѣ и святости противъ соблазна лжеучителей (1-4). Примѣры суда Божія (5-8). Архангелъ Михаилъ и дальнѣйшее изображеніе лжеучителей (9-13). Грядущій на нихъ судъ Божій (14-15). При видѣ лжеучителей, читатели, по наставленію апостольскому, сами должны стоять въ вѣрѣ и любви (16-20) и увлеченныхъ лжеучителями возвращать къ вѣрѣ (21-23). Славословіе Богу Спасителю (24-26).

1-3. По глубокому смиренію, св. Іуда называетъ себя не братомъ или сродникомъ Господа по плоти, но рабомъ Его. Вмѣстѣ съ тѣмъ, именуетъ себя братомъ Іакова — Праведнаго, перваго Епископа Іерусалимскаго, пользовавшагося высокимъ уваженіемъ въ Церкви Христовой и даже у невѣрующихъ Іудеевъ. «По моему мнѣнію, замѣчаетъ блаж. Ѳеофилактъ, для настоящаго Апостола достаточно было въ доказательство своего достоинства, послѣ того какъ онъ назвалъ себя рабомъ Христовымъ, указать еще на родство свое съ Іаковомъ, ибо Іакова всѣ хвалили за его добродѣтель. Это обстоятельство должно было и этому Апостолу доставить большое довѣріе отъ слушателей слова». Читателей посланія Апостолъ именуетъ «освященными» (ἠγιασμένοις) или, по болѣе завѣренному (въ код. Синайск., Ватиканск., Парижск., Сирск., Вульг. и др.) чтенію «возлюбленными» (ἠγαπημένοις), «званными» (ϰλητοῖς), т. е. обычнымъ Апостольскимъ привѣтствіемъ въ обращеніи къ общинахъ, христіанамъ (ср. Іак. I, 1; 1 Петр. I, 1; 1 Кор. I, 2). «Говоритъ, что любимые Отцемъ сохранены Іисусомъ Христомъ, почему и называетъ ихъ призванными, такъ какъ они не сами собою пришли, но привлечены и призваны Отцемъ. Онъ желаетъ, чтобы имъ умножились милость, и миръ, и любовь: «милость потому, что мы призваны Богомъ и восприняты въ рабы Его по благоутробію милости; «миръ» потому, что и его даровалъ намъ Самъ Богъ и Отецъ, примиривъ съ Собою насъ, оскорбившихъ Его, чрезъ Сына Своего Іисуса Христа; «любовь» потому, что Единородный Сынъ Божій предалъ Себя на смерть за насъ по любви. И такъ, Апостолъ молитъ, чтобы дары эти были у вѣрующихъ въ избыткѣ» (блаж. Ѳеофилактъ).

Предметъ попеченія Апостола — общее спасеніе людей во Христѣ, а нарочитая задача посланія — увѣщаніе подвизаться (ἐπαγωνίζεσϑαι) за вѣру, т. е. со всею энергіею, со всѣми усиліями отстаивать сохраненіе и цѣлость разъ навсегда преподанной людямъ вѣры Христовой. Такое требованіе, обязательное для христіанъ по самому существу исповѣдуемаго ими ученія (ср. Гал. I, 7; 2 Сол. II, 15), вызывается въ данномъ случаѣ великою опасностью чистотѣ вѣры христіанъ со стороны появившихся въ средѣ ихъ лжеучителей (ст. 4).

4. Не давая пока подробной характеристики лжеучителей, Апостолъ тяжесть и гибельность заблужденій ихъ показываетъ тѣмъ, что осужденіе (ϰρίμα) ихъ издревле предуставлено и предсказано боговдохновенными носителями откровенія. Затѣмъ, начиная обрисовывать умственный и нравственный обликъ лжеучителей, Апостолъ называетъ ихъ нечестивыми, ἀσεβεῖς, безбожниками, и раскрывая это понятіе, характеризуетъ лжеучителей съ обѣихъ существенныхъ сторонъ: съ нравственно-практической: «обращаютъ благодать Бога нашего въ поводъ къ распутству», и — со стороны теоретическихъ вѣрованій: «отвергаются единаго Владыки Бога и Господа нашего Іисуса Христа» (ст. 4). Таково общее опредѣленіе характера лжеученія появившихся ересеначальниковъ, близко напоминающее изображеніе лжеучителей во 2-омъ посланіи Ап. Петра (II, 1-2 и сл.). Изъ описанія ереси Симона волхва и другихъ ересеначальниковъ у Евсевія (Церк. Ист. II, 13 сл.), равно и изъ прямого свидѣтельства св. Аѳанасія Великаго и блаж. Ѳеофилакта съ очевидностью слѣдуетъ, что явившіеся лжеучители учили, что грѣхъ безразличенъ, и отвергали Христа» (Синопсисъ). Христа они считали не болѣе, какъ однимъ изъ эоновъ, а изъ ученія христіанскаго о благодати выводили допустимость разврата въ цѣляхъ ослабленія плоти (ср. Рим. VI, 1).

5-8. Опровергая эту теоретическую и нравственно практическую ложь новоявленныхъ учителей, ихъ дуалистическое раздѣленіе двухъ завѣтовъ и ихъ нравственный антиномизмъ, Апостолъ показываетъ, что Христосъ Сынъ Божій и въ Ветхомъ Завѣтѣ дѣйствовалъ, какъ всемогущій праведвый Судія, и съ этою цѣлію приводитъ три извѣстныхъ изъ Библіи примѣра грознаго суда Божія надъ нарушителями вѣчнаго въ существѣ своемъ закона Божія. Первый разительный примѣръ суда Божія, особенно внушительный для христіанъ изъ евреевъ, осужденіе на гибель въ пустынѣ Аравійской народа Израильскаго, только что спасеннаго Богомъ изъ рабства Египетскаго, но затѣмъ за невѣріе осужденнаго на гибель (Чис. XIV, 11. 22-35; Втор. I, 32; 1 Кор. X, 5). «Хотя Богъ превосходною силою Своею и по клятвѣ отцамъ ихъ освободилъ ихъ отъ египетскаго рабства, однако, когда они преступили законъ, не оставилъ ихъ безъ наказанія, но воздалъ имъ должное возмездіе... и тѣ, которые перешли Чермное море посуху, впослѣдствіи за отступленіе отъ вѣры погибли» (блаж. Ѳеофилактъ). Изъ этого грознаго примѣра читатели посланія и вообще христіане должны убѣдиться, что и дарованная имъ благодать не только не освобождаетъ отъ обязанности свято жить и подвизаться въ вѣрѣ и благочестіи, — что утверждали лжеучители, но, напротивъ, непремѣнно требуетъ отъ нихъ этихъ добродѣтелей, въ противномъ же случаѣ дѣлаетъ ихъ болѣе отвѣтственными и виновными. Другой примѣръ заимствованъ, ст. 6, изъ жизни міра Ангеловь, именно отъ факта паденія извѣстной части ангельскаго міра (ср. 2 Петр. II, 4): ангеловъ падшихъ, «которые, получивъ честь ангельскаго достоинства, по нерадѣнію не пребыли въ первоначальномъ своемъ состояніи, но отринули данный имъ благостію небесный образъ жизни» (блаж. Ѳеофилактъ), Богъ соблюдаетъ въ вѣчныхъ узахъ, подъ мракомъ, на судъ великаго дня. Грѣхъ ангеловъ состоялъ въ томъ, что они не сохранили своего достоинства (ἀρχὴν) — не остались вѣрными тому назначенію, какое опредѣлено имъ Богомъ при сотвореніи ихъ, — и оставили жилище (οἰϰητήριον) свое — небо, — высшую свѣтоносную область міра. Вопреки мнѣнію многихъ западныхъ комментаторовъ, едва-ли въ образѣ выраженія ст. 6 можно видѣть указаніе на ученіе о паденіи ангеловъ чрезъ соединеніе ихъ съ дщерями человѣческими (ср. Быт. VI, 2 по LXX), имѣющееся въ книгѣ Еноха и другихъ іудейскихъ апокрифахъ. Третій примѣръ Божествениаго суда надъ нечестивцами, подобными лжеучителямъ, о которыхъ идетъ рѣчь, — судъ надъ жителями Содома, Гоморры и сосѣднихъ съ ними городовъ (ст. 7, сн. 2 Петр. II, 6; Быт. XIX, 4-25; Втор. XXIX, 23). Приведенными примѣрами Апостолъ «показываетъ, что виновникъ Ветхаго и Новаго Завѣта есть одинъ и тотъ же Богъ, а не какъ эти гнусные говорятъ, будто иной Богъ, гнѣвный и жестокій, далъ ветхій законъ, а иной Богъ, негнѣвный и человѣколюбивый, далъ Новый Завѣтъ... Выставивъ упомянутые сейчасъ примѣры, Апостолъ предоставилъ подразумѣвать слѣдствіе ихъ самому слушателю. Какое же? Такое поведеніе: если такъ поступилъ Богъ съ этими, не посмотрѣвъ на прежній ихъ хорошій жребій, то ужели нынѣшнихъ нечестивцевъ избавитъ то, что для людей въ міръ пришелъ Сынъ Божій, претерпѣлъ за нихъ поношеніе и понесъ страданія? Никто не можетъ сказать этого. Ибо, хотя Онъ человѣколюбивъ, однако, и праведенъ поистинѣ, и по истинному правосудію не пощадилъ согрѣшившихъ, а по человѣколюбію ввелъ въ царство блудниковъ и мытарей (Матѳ. XXI, 31). Такое вытекаетъ слѣдствіе, но Апостолъ опустилъ оное» (блаж. Ѳеофилактъ).

Въ ст. 8 продолжается характеристика лжеучителей, начатая въ ст. 4. Здѣсь этимъ «мечтателямъ», кромѣ оскверненія плоти (ср. 2 Петр. II, 10), приписывается еще грѣхъ: «господства отметаются, славы же хулятъ» (ϰυριότητα δὲ ἀϑετοῦσι, δόξας δὲ βλασϕημοῦσιν). Подъ этими «господствами и славами» большинство новыхъ толкователей справедливо видятъ ангеловъ двухъ различныхъ чиновъ (ср. Ефес. I, 21; Кол. I, 16). Возможно, что лжеучители, отвергая законъ, данный при посредствѣ ангеловъ (Дѣян. VII, 53; Гал. III, 19; Евр. II, 2), хулили и ангеловъ, чрезъ которыхъ онъ былъ полученъ Моисеемъ, — въ противоположность колосскимъ «философамъ», считавшимъ ветхозавѣтный законъ обязательнымъ и содержавшимъ культъ служенія ангеламъ (Кол. II, 18) (проф. прот. Д. И. Богдашевскій, стр. 261-262).

9-13. Если Апостолъ Петръ говоритъ (2 Петр. II, 10-11) объ Ангелахъ вообще, что они, при всемъ превосходствѣ надъ людьми, не дерзаютъ произносить укоризненнаго суда на власти и начальства, то Ап. Іуда это же утверждаетъ, частнѣе, объ одномъ Архангелѣ Михаилѣ (ср. Дан. XII, 1 сл.), при томъ указывая на одинъ лишь опредѣленный случай — споръ Архангела съ діаволомъ о тѣлѣ Моисея, когда Архангелъ проявилъ достойную подражанія людей кротость (ср. Зах. III, 1-4). Сказаніе о спорѣ Архангела Михаила съ діаволомъ о тѣлѣ Моисея (при чемъ, по сказанію, діаволъ пытался доказать свою власть надъ тѣломъ Моисея за убійство имъ египтянина), по свидѣтельству Климента Александрійскаго, Оригена, св. Аѳанасія Великаго, имѣлось въ апокриѳической книгѣ «Восхожденіе» или «Вознесеніе Моисея» (Ἀνάβασις или Ἀνάληψις Μωϋσέως). Но вообще преданіе о необычайной смерти и погребеніи великаго вождя и законодателя Израиля широко было распространено въ іудейскомъ преданіи, какъ устномъ, такъ и письменномъ (мидраши). Поэтому можно думать, что Ап. Іуда взялъ приводимое сказаніе изъ устнаго преданія. Приводитъ же его съ тою цѣлію, чтобы — отъ противнаго — лучше показать дерзость лжеучителей въ ихъ воззрѣніяхъ и сужденіяхъ. Далѣе, со ст. 11, лжеучители изображаются, главнымъ образомъ, со стороны практической. Въ ст. 11 Апостолъ сравниваетъ ихъ съ первымъ въ мірѣ убійцею Каиномъ (Быт. IV, 8) потому, что они, преподавая нечестивое ученіе братьямъ, т. е. однороднымъ человѣкамъ, убиваютъ ихъ злыми своими ученьями; съ Валаамомъ (Числ. XXII, 1 сл. ХХХІ, 16; 2 Петр. II, 15; Апок. II, 14), потому что они свое дѣло ученія дѣлаютъ для корысти, сребролюбія и вообще личной выгоды; съ Кореемъ (Числ. XVI, 1 сл.) — потому что, подобно ему, будучи недостойны, похитили себѣ учительское достоинство (блаж. Ѳеофилактъ). Въ ст. 12 Апостолъ прежде всего говоритъ о недостойномъ поведеніи лжеучителей на священныхъ первохристіанскихъ вечеряхъ любви, агапахъ (ἐν ταῖς ἀγάπαις), устроявшихся христіанами первенствующей Церкви въ связи съ таинствомъ Евхаристіи (ср. 1 Кор. XI, 21-22). Къ этимъ-то священнымъ трапезамъ лжеучители, видимо, относились предосудительно, безъ всякаго страха предаваясь объяденію и пьянству (ср. 2 Петр. II, 21, сн. 1 Кор. XI, 21), и вообще безчинствовали, оскверняли священныя для христіанъ трапезы. Во второй половинѣ ст. 12 и въ ст. 13 Апостолъ для характеристики лжеучителей употребляетъ рядъ сравненій: «это — безводныя облака, носимыя вѣтромъ, осеннія деревья, безплодныя, дважды умершія, исторгнутыя; свирѣпыя морскія волны, пѣнящіяся срамотами своими, звѣзды блуждающія, которыми блюдется мракъ тьмы на вѣки». Первый образъ «безводныя облака» означаетъ внутреннюю духовную пустоту лжеучителей, неспособныхъ ни къ какому доброму дѣлу; какъ отъ безводныхъ облаковъ, гонимыхъ вѣтромъ, люди напрасно ожидали бы живительной влаги, такъ безполезно и надутое пустословіе лжеучителей безъ силы и благодати (ср. 2 Петр. II, 17). Второй образъ («осеннія деревья, безплодныя, дважды умершія») указываетъ на духовное омертвѣніе лжеучителей. Они подобны осеннимъ безплоднымъ деревьямъ, плодъ которыхъ выгнилъ и истлѣлъ къ осени, — и именно деревьямъ, дважды умершимъ, такимъ сухимъ деревьямъ, которыя, замерзши зимою, лишены всякаго зародыша жизни, и весною уже не оживутъ и не принесутъ ни цвѣтовъ, ни плодовъ, и потому подлежатъ полному исторженію» (ср. Іоан. XV, 6). Дальнѣйшіе образы выражаютъ всю нравственную постыдность поведенія лжеучителей. Свирѣпымъ морскимъ волнамъ они уподобляются потому, что безпокойное ихъ сердце свирѣпо волнуется всякими чувственными похотями и, подобно волнамъ взбаломученнаго моря, выбрасываютъ на поверхность жизни всякую нравственную нечистоту, слѣдствіемъ чего можетъ быть для нѣкоторыхъ кораблекрушеніе въ вѣрѣ (1 Тим. I, 19). Какъ люди безъ всякой нравственной устойчивости и упорядоченности, лжеучители, наконецъ, сравниваются съ блуждающими звѣздами (ἀστέρες πλανῆται). Съ ними сходны еретики не въ томъ, будто красуются на тверди нашей вѣры, и чрезъ нихъ проходитъ Солнце правды, Христосъ, проводящій добродѣтели въ зрѣлость и оживотворяющій преданныхъ имъ вѣрныхъ, — но въ томъ, что, представляясь принявшими на себя видъ Ангела свѣта, какъ первоначальникъ ихъ злой бѣсъ (2 Кор. XI, 13-14), несутся только противъ ученія Господня, чѣмъ и приближающихся къ нимъ омрачаютъ и самимъ себѣ приготовляютъ вѣчный мракъ» (блаж. Ѳеофилактъ).

14-16. Кратко высказанное еще въ ст. 4 осужденіе лжеучителей на вѣчную гибель Апостолъ теперь подтверждаетъ пророчествомъ о судѣ Божіемъ надъ нечестивыми, высказаннымъ допотопнымъ (седьмымъ) патріархомъ Енохомъ. Въ Библіи не сохранилось пророчества Еноха, а лишь краткое упоминаніе о праведной его жизни и внезапной кончинѣ (Быт. V, 21-24). Но въ преданіи ветхозавѣтной церкви это пророческое изреченіе Еноха сохранялось и нашло свой отголосокъ а, быть можетъ, и точное выраженіе въ апокриѳической іудейской книгѣ «Книга Еноха». Книга эта, долго извѣстная лишь по отрывкамъ у церковныхъ писателей; сохранилась до нашего времени въ еѳіопскомъ переводѣ и была въ употребленіи у абиссинскихъ христіанъ. Въ 1853 году она появилась въ полномъ нѣмецкомъ переводѣ съ объясненіями А. Дилльмана (Лейпцигъ), а въ 1888-омъ году — въ русскомъ переводѣ съ объясненіями проф. о. А. В. Смирнова (Казань). Въ одной изъ рѣчей Ангела къ Еноху (I, 9) во время видѣнія, когда ему былъ открытъ будущій судъ, и находятъ тѣ слова, которыя приведены въ посланіи Ап. Іуды и которыя, быть можетъ, ближайшее отношеніе имѣли къ нечестивымъ каинитамъ (ep. ст. 11; сн. Быт. IV). По свидѣтельству бл. Іеронима (Catal. cap. IV), именно заимствованіе одного свидѣтельства изъ апокриѳической книги Еноха служило основаніемъ сомнѣнія въ каноническомъ достоинствѣ посланія Ап. Іуды. Но, независимо отъ возможности заимствованія Апостоломъ пророчества Еноха непосредственно изъ устнаго преданія, и самая ссылка на апокриѳическое произведеніе нимало не вредитъ истинѣ и достоинству посланія (ср. 2 Тим. III, 8; Тит. I, 12 и др.). Съ библейскимъ представленіемъ о всемірномъ судѣ Божіимъ данное пророчество вполнѣ согласуется (ср. Дан. VII, 10; Матѳ. XXIV, 31; XXV, 31 сл; 2 Сол. I, 10 и др.).

Въ ст. 16 Апостолъ, «оставивъ уподобленіе нечестивыхъ, уже самымъ дѣломъ приступаетъ къ обличенію ихъ, называя ихъ ропотниками, укорителями. Ропотникъ тотъ, кто сквозь зубы и несмѣло порицаетъ непріятное ему, а укоритель тотъ, кто всегда надъ всѣми смѣется. Эти гнусные суть ропотники и укорители. Они — ропотники; ибо не дерзаютъ открыто пользоваться ученіемъ своимъ, по его гнусности, такъ какъ не безопасно обнародывать нечестіе свое, соединенное съ развратомъ и хуленіемъ. Они укорители, потому что клевещутъ на все чужое и на самую истину, чтобы тверже поставить собственное зло и развратъ. Сказанное выше, что еретики, подобно Валааму, увлеклись мздою, теперь поясняетъ словами: они удивляются лицамъ для пользы. Удивляться, значитъ льстиво обращаться съ начальниками, а пользою назвалъ корысть» (блаж. Ѳеофилактъ).

17-19. Подкрѣпляя сказанное выше о великой опасности для христіанскаго общества со стороны лжеучителей, Апостолъ теперь напоминаетъ ст. 17-18 читателямъ о подобныхъ же предупрежденіяхъ и предсказаніяхъ Апостоловь — Петра (2 Петр. II, 10; III, 2-3) и Павла (1 Тим. IV, 1 сл.; 2 Тим. III, 1-5) о появленіи въ послѣднее время «ругателей», ходящихъ по своимъ нечестивымъ похотямъ. Заканчивая свою характеристику нечестивцевъ, Апостолъ называетъ ихъ, ст. 19, людьми, отдѣляющими себя (отъ единства вѣры), душевными, не имѣющими духа. «Они, говоритъ, не только сами гибнутъ, но и похищаютъ питомцевъ Церкви (это значитъ «отдѣляюще»), т. е. выводятъ ихъ за предѣлы церковные, предѣлы вѣры или и самой ограды церковной. Ибо собранія свои они показали пещерами разбойниковъ, и другихъ отводятъ отъ Церкви и приводятъ къ себѣ. Дѣлаютъ же это потому, что суть люди душевные, т. е. живущіе по приличію міра. Ср. 1 Кор. II, 14-15; Іак. III, 15». (блаж. Ѳеофилактъ).

20-21. Оградивъ читателей посланія отъ опасности со стороны лжеучителей, Апостолъ обращаетъ мысль читателей на положительную сторону христіанскаго призванія, на благодатныя силы созиданія вѣрующими въ самихъ себѣ храмовъ Святаго. На твердомъ основаніи — Христѣ (Ефес. II, 20; 1 Кор. III, 11) духовный храмъ въ каждомъ христіанинѣ долженъ созидаться святѣйшею вѣрою, молитвою Святымъ Духомъ (ср. Рим. VIII, 26-27), любовью Божіею и живою надеждою на милость Господа Іисуса Христа и жизнь вѣчную.

22-23. Послѣ пастырскихъ наставленій ко всѣмъ вѣрующимъ (ст. 20-21) Апостолъ въ послѣднемъ своемъ наставленіи воспоминаетъ тѣхъ, которые въ большей или меньшей степени поддались обольщенію лжеучителей. При этомъ, соотвѣтственно неодинаковой степени паденія обольщенныхъ, Апостолъ указываетъ читателямъ и неодинаковые способы воздѣйствія на нихъ. Чтеніе ст. 22-23 очень спорно. Придерживаясь авторитетнаго кодекса Синайскаго, слѣдуетъ такъ передать ихъ: «и однихъ милуйте — сомнѣвающихся, другихъ же спасайте, исторгая изъ огня, кого же милуйте со страхомъ…», т. е.: къ сомнѣвающимся будьте милостивы; кого зараза со стороны лжеучителей уже значительно коснулась, тѣхъ спасайте своею христіанскою любовію, — спасайте скорѣе, какъ-бы изъ огня, пока есть возможность; будьте милостивы и къ самимъ упорнымъ, но «со страхомъ», — опасайтесь, какъ бы въ этой своей милости самимъ не подвергнуться нравственной порчѣ или опасности нравственной заразы (проф. прот. Д. И. Богдашевскій, стр. 259). Эта осторожность должна простираться до того, что вѣрующій долженъ избѣгать даже прикосновенія къ одеждѣ лжеучителей, какъ символу грѣховной заразы.

24-25. Посланіе заканчивается величественнымъ апостольскимъ славословіемъ Богу Отцу чрезъ Спасителя нашего Господа Іисуса Христа. Славословіе это близко напоминаетъ доксологію Апостола Павла въ посланіи къ Римлянамъ (Рим. XIV, 24-26).

Проф. свящ. А. Глаголевъ.


Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0