Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ А. П. ЛОПУХИНА

Александръ Павловичъ Лопухинъ († 1904 г.)

Александръ Павловичъ Лопухинъ (1852–1904), русскій православный церковный писатель, переводчикъ, библеистъ. Родился въ семьѣ священника Саратовской губерніи. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію (1878), писать и печататься началъ еще въ студенческіе годы. Послѣ выпуска Лопухинъ, какъ хорошо знающій англійскій языкъ, былъ направленъ псаломщикомъ въ США (1879–82), гдѣ трудился при русской посольской церкви въ Нью-Йоркѣ. Вернувшись въ Россію, Лопухинъ занялъ каѳедру сравнительнаго богословія въ СПб.ДА (1883), а съ 1885 перешелъ на каѳедру древней исторіи, которую занималъ до конца своихъ дней. За сравнительно короткую жизнь Лопухинъ сдѣлалъ очень много для русскаго духовнаго просвѣщенія: былъ редакторомъ «Церковнаго вѣстника», «Странника», «Общедоступной богословской библіотеки» и «Симфоніи». По его иниціативѣ сталъ издаваться полный переводъ твореній свт. Іоанна Златоуста. Много статей написалъ Лопухинъ для «Православной богословской энциклопедіи», первые тома которой онъ редактировалъ. далѣе>>

НОВЫЙ ЗАВѢТЪ

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ,
или комментарій на всѣ книги Священнаго Писанія Ветхаго и Новаго Завѣта.

Посланіе къ Ефесянамъ Святаго Апостола Павла.

Глава 6-я.

1. Дѣти, повинуйтесь своимъ родителямъ въ Господѣ, ибо сего требуетъ справедливость.

2. Почитай отца твоего и мать: это — первая заповѣдь съ обѣтованіемъ:

3. Да будетъ тебѣ благо, и будешь долголѣтенъ на землѣ (Исх. 20, 12).

4. И вы, отцы, не раздражайте дѣтей вашихъ, но воспитывайте ихъ въ ученіи и наставленіи Господнемъ.

5. Рабы, повинуйтесь господамъ своимъ по плоти со страхомъ и трепетомъ, въ простотѣ сердца вашего, какъ Христу,

6. не съ видимою только услужливостью, какъ человѣкоугодники, но какъ рабы Христовы, исполняя волю Божію отъ души,

7. служа съ усердіемъ, какъ Господу, а не какъ человѣкамъ,

8. зная, что каждый получитъ отъ Господа по мѣрѣ добра, которое онъ сдѣлалъ, рабъ ли, или свободный.

9. И вы, господа, поступайте съ ними такъ же, умѣряя строгость, зная, что и надъ вами самими и надъ ними есть на небесахъ Господь, у Котораго нѣтъ лицепріятія.

10. Наконецъ, братія мои, укрѣпляйтесь Господомъ и могуществомъ силы Его;

11. облекитесь во всеоружіе Божіе, чтобы вамъ можно было стать противъ козней діавольскихъ,

12. потому что наша брань не противъ крови и плоти, но противъ начальствъ, противъ властей, противъ міроправителей тьмы вѣка сего, противъ духовъ злобы поднебесныхъ.

13. Для сего пріимите всеоружіе Божіе, дабы вы могли противостать въ день злый и, все преодолѣвши, устоять.

14. Итакъ станьте, препоясавши чресла ваши истиною и облекшись въ броню праведности,

15. и обувши ноги въ готовность благовѣствовать миръ;

16. а паче всего возьмите щитъ вѣры, которымъ возможете угасить всѣ раскаленныя стрѣлы лукаваго;

17. и шлемъ спасенія возьмите, и мечъ духовный, который есть Слово Божіе;

18. всякою молитвою и прошеніемъ молитесь во всякое время духомъ, и старайтесь ο семъ самомъ со всякимъ постоянствомъ и моленіемъ ο всѣхъ святыхъ

19. и ο мнѣ, дабы мнѣ дано было слово, устами моими открыто съ дерзновеніемъ возвѣщать тайну благовѣствованія,

20. для котораго я исполняю посольство въ узахъ, дабы я смѣло проповѣдывалъ, какъ мнѣ должно.

21. Α дабы и вы знали ο моихъ обстоятельствахъ и дѣлахъ, обо всемъ извѣститъ васъ Тихикъ, возлюбленный братъ и вѣрный въ Господѣ служитель,

22. котораго я и послалъ къ вамъ для того самаго, чтобы вы узнали ο насъ и чтобы онъ утѣшилъ сердца ваши.

23. Миръ братіямъ и любовь съ вѣрою отъ Бога Отца и Господа Іисуса Христа.

24. Благодать со всѣми, неизмѣнно любящими Господа нашего Іисуса Христа. Аминь.


VI.
Отношеніе дѣтей къ родителямъ и родителей къ дѣтямъ (1-4). Отношенія между господами и рабами (5-9). Борьба христіанъ съ злыми духами (10-20). Заключеніе (21-24).

1-4. Дѣти должны оказывать послушаніе своимъ родителямъ, а отцы не должны раздражать своихъ дѣтей несправедливою строгостью.

1. Въ Господѣ, т. е. во Христѣ. Повиновеніе дѣтей родителямъ должно быть вполнѣ согласнымъ съ требованіями христіанства: оно свободно, основано на любви и не должно простираться далѣе позволеннаго закономъ Христовымъ. — Справедливость. Этого требуетъ и общее человѣческое чувство справедливости.

2. Первая съ обѣтованіемъ. Первыя четыре заповѣди Десятословія не имѣютъ при себѣ обѣщаній наградъ за ихъ исполненіе (нѣкоторое исключеніе — вторая): пятая заповѣдь — первая, въ которой ясно и опредѣлено, упомянута и награда за ея исполненіе [1].

3. Словъ пятой заповѣди: «доброй, которую Господь тебѣ даетъ» (Исх. XX, 12) Ап. не приводитъ, потому что они ограничиваютъ приложеніе заповѣди только областью народа Израильскаго (тебѣ), а Апостолъ имѣетъ въ виду дать наставленіе всѣмъ дѣтямъ всѣхъ націй... — Замѣтить нужно, что изъ этого обращенія къ дѣтямъ видно, что въ Апостольской церкви и дѣти принимали крещеніе и обучались христіанской вѣрѣ. Еще Ап., какъ и ветхозавѣтное Десятословіе, обѣщаетъ награду дѣтямъ за послушаніе здѣсь, на землѣ, а не на небѣ. Это само по себѣ въ большинствѣ случаевъ бываетъ, но, конечно, не исключаетъ и возможности противоположнаго: очевидно, Ап. имѣетъ въ виду при этомъ, что воля Божія хочетъ именно здѣсь на землѣ наградить послушнаго своимъ родителямъ ребенка.

4. Отцы. Направленіе воспитанію дѣтей даетъ отецъ и потому ο матеряхъ Ап. не упоминаетъ. Главнымъ отвѣтчикомъ за дѣтей является также отецъ. — Въ ученіи παιδείᾳ, т. е. вообще посредствомъ обыкновенныхъ воспитательныхъ мѣръ. — Въ наставленіи νουϑεσίᾳ — въ словесныхъ наставленіяхъ, посредствомъ разговоровъ. — Господнемъ. Всѣ эти мѣры воспитательныя должны быть согласны съ закономъ Христа.

5-9. Отъ рабовъ-христіанъ Ап. также требуетъ повиновенія своимъ господамъ во имя Христово, а рабовладѣльцевъ научаетъ мягкости въ обращеніи съ своими рабами.

5. Господамъ по плоти. Душею своею, слѣдовательно, рабъ-христіанинъ принадлежитъ только Христу. — Со страхомъ и трепетомъ — здѣсь несомнѣнно эти слова обозначаютъ почтеніе, какое свойственно рабу-христіанину къ тому, котораго воля Божія поставила его господиномъ. — Въ простотѣ, т. е. съ полною искренностью. — Какъ Христу, т. е. должны въ хозяинѣ своемъ, приказывающемъ сдѣлать то и то, видѣть человѣка, дѣйствующаго въ силу полномочія, предоставленнаго ему Христомъ.

6-7. Болѣе обстоятельное изображеніе послушанія, какое долженъ рабъ-христіанинъ оказывать своему господину.

8. Обѣщаніе награды послушному рабу вполнѣ согласно съ ученіемъ Самого Господа Іисуса Христа (Матѳ. XXIV, 46-47). Такое обѣщаніе награды именно отъ Господа на небѣ, а не на землѣ было необходимо въ виду того, что жизнь раба во всякомъ случаѣ была тяжела и услуги раба не всегда въ достаточной степени оцѣнивались его господиномъ.

9. Имѣя въ виду рабовладѣльцевъ христіанъ, Ап. убѣждаетъ ихъ такъ же хорошо относиться къ рабамъ своимъ, какъ и тѣ относятся къ исполненію ихъ приказаній. — Умѣряя — правильнѣе: «не примѣняя мѣры строгости». Послѣднія могли быть признаваемы неизбѣжными только тамъ, гдѣ рабы мыслились какъ люди, враждебно настроенные къ своему господину, что имѣло мѣсто въ языческихъ домахъ, а не среди христіанъ.

10-24. Христіанину приходится вести трудную борьбу съ злыми духами, которые дѣйствуютъ большею частью чрезъ злыхъ людей. Въ этой борьбѣ христіанинъ долженъ приложить всѣ силы свои, какія ему даны въ христіанствѣ. Борьба эта предлежитъ и самому Ап. Павлу, а Ефесяне должны молиться поэтому за него, чтобы онъ одолѣлъ въ этой борьбѣ.

10. Наконецъ — правильнѣе: «въ остальномъ», «что касается остального». Ап., очевидно, многое бы хотѣлъ сказать Ефесянамъ, но все это многое онъ сосредоточиваетъ въ слѣдующемъ далѣе увѣщаніи — запастись достаточными силами для борьбы съ духами злобы, для которой они должны находить помощь у Господа Іисуса Христа.

11-12. Всеоружіе Божіе — это тѣ добродѣтели, ο которыхъ Ап. говоритъ далѣе съ 13-го стиха. — Плоть и кровь — это люди, враждебные христіанству. Они дѣйствуютъ противъ христіанъ не сами по себѣ, а какъ орудія злыхъ духовъ, думающихъ чрезъ нихъ положить конецъ распространенію Евангелія. — Міроправителей — см. Іоан. XII, 31. — Поднебесныхъ. — Они живутъ не въ самыхъ небесахъ, а ниже ихъ, не въ особенно большой высотѣ надъ землею.

13-15. Въ денъ злый — когда враги ополчаются на христіанъ со всею силою. — Препоясавъ чресла истиною — т. е. утвердивъ въ себѣ увѣренность въ истинности того дѣла, за которое боретесь. Эта увѣренность, какъ поясъ на широкой одеждѣ, даютъ воину духовному ловкость въ борьбѣ съ врагами, потому что увѣренность въ себѣ — уже половина побѣды. — Броня праведности, т. е. праведныя намѣренія, отсутствіе всякихъ побочныхъ интересовъ. — Обувъ ноги... Твердымъ шагомъ пойдетъ тотъ воинъ, который воспитаетъ въ себѣ увѣренность, что несетъ съ собою высшее благо — миръ съ Богомъ (I, 2; II, 14) или спасеніе. Лучше перевести: «обувшись въ готовность, какую даетъ или сообщаетъ Евангеліе или проповѣдь мира».

16-17. Паче всего — точнѣе: «на все то, что ранѣе упомянуто, надо взять или прикрыться щитомъ вѣры» — конечно, вѣры, какъ увѣренности въ истинѣ христіанства. Это щитъ очень большой (ϑυρεὸς), покрывавшій все туловище воина, въ который могли попасть, безъ вреда для носителя этого щита, и стрѣлы, которыя иногда метались зажженными. — Шлемъ спасенія, т. е. увѣренность въ томъ, что мы спасены заслугами Христа. — Мечъ духовный, т. е. подаваемый Духомъ Божіимъ. — Слово Божіе — т. е. Евангеліе (ср. Рим. I, 16 и Матѳ. IV, 4).

18. Духовная борьба непремѣнно должна сопровождаться молитвою къ Богу. Эта молитва — всякая, т. е. принимаетъ различный характеръ по мѣрѣ нужды, какую чувствуетъ духовный воинъ. Молитва должна совершаться въ Духѣ Божіемъ, Который помогаетъ намъ въ молитвахъ (ср. Рим. VIII, 26). При этомъ духовный воинъ долженъ постоянно молиться и ο всѣхъ христіанахъ (святыхъ), такъ какъ и всѣ они ведутъ духовную борьбу съ духами злобы (постоянствомъ и моленіемъ — постоянно молясь). «Никогда не будетъ того, чтобы ты, во время молитвы, имѣя въ виду одного себя, такимъ образомъ, привлекъ къ себѣ милость Божію» (Златоустъ).

19-20. Въ частности, Ап. проситъ у Ефесянъ молитвъ ο немъ самомъ, чтобы ему было дано свободно высказать все, что нужно, предъ римскими судьями, чтобы на него смотрѣли какъ на посланника Христа и предоставили ему свободно высказать повелѣнія его Господина, Царя-Христа, какъ позволяется другимъ посланникамъ выражать желанія приславшихъ ихъ царей.

21-24. Въ заключеніи Ап. сообщаетъ читателямъ, что подробности ο положеніи Апостола въ Римѣ сообщитъ имъ Тихикъ (см. Дѣян. XX, 4). — Неизмѣнно — ἐν ἀϕϑαρσίᾳ — нетлѣнно. Любовь ко Христу должна быть неистлѣнная, неподдающаяся никакимъ разрушающимъ вліяніямъ.

Примѣчаніе:
[1] По Эвальду, это — «заповѣдь первостепенная во всемъ ветхозавѣтномъ обѣтованіи» (ἐν ἐπαγγελίᾳ) т. е. въ откровеніи Ветхаго Завѣта.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0