Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 23 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ А. П. ЛОПУХИНА

Александръ Павловичъ Лопухинъ († 1904 г.)

Александръ Павловичъ Лопухинъ (1852–1904), русскій православный церковный писатель, переводчикъ, библеистъ. Родился въ семьѣ священника Саратовской губерніи. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію (1878), писать и печататься началъ еще въ студенческіе годы. Послѣ выпуска Лопухинъ, какъ хорошо знающій англійскій языкъ, былъ направленъ псаломщикомъ въ США (1879–82), гдѣ трудился при русской посольской церкви въ Нью-Йоркѣ. Вернувшись въ Россію, Лопухинъ занялъ каѳедру сравнительнаго богословія въ СПб.ДА (1883), а съ 1885 перешелъ на каѳедру древней исторіи, которую занималъ до конца своихъ дней. За сравнительно короткую жизнь Лопухинъ сдѣлалъ очень много для русскаго духовнаго просвѣщенія: былъ редакторомъ «Церковнаго вѣстника», «Странника», «Общедоступной богословской библіотеки» и «Симфоніи». По его иниціативѣ сталъ издаваться полный переводъ твореній свт. Іоанна Златоуста. Много статей написалъ Лопухинъ для «Православной богословской энциклопедіи», первые тома которой онъ редактировалъ. далѣе>>

ВЕТХІЙ ЗАВѢТЪ

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ,
или комментарій на всѣ книги Священнаго Писанія Ветхаго и Новаго Завѣта.

Книга Екклесіаста.

Глава 5-я.

1. Не торопись языкомъ твоимъ, и сердце твое да не спѣшитъ произнести слово предъ Богомъ; потому что Богъ на небѣ, а ты на землѣ; поэтому слова твои да будутъ немноги.

2. Ибо какъ сновидѣнія бываютъ при множествѣ заботъ, такъ голосъ глупаго познается при множествѣ словъ.

3. Когда даешь обѣтъ Богу, то не медли исполнить его, потому что Онъ не благоволитъ къ глупымъ: что обѣщалъ, исполни.

4. Лучше тебѣ не обѣщатъ, нежели обѣщать и не исполнить.

5. Не дозволяй устамъ твоимъ вводить въ грѣхъ плоть твою, и не говори предъ ангеломъ (Божіимъ): «это — ошибка!» Для чего тебѣ дѣлать, чтобы Богъ прогнѣвался на слово твое и разрушилъ дѣло рукъ твоихъ?

6. Ибо во множествѣ сновидѣній, какъ и во множествѣ словъ — много суеты; но ты бойся Бога.

7. Если ты увидишь въ какой области притѣсненіе бѣдному и нарушеніе суда и правды, то не удивляйся этому, потому что надъ высокимъ наблюдаетъ высшій, а надъ ними еще высшій;

8. превосходство же страны въ цѣломъ есть царь, заботящійся о странѣ.

9. Кто любитъ серебро, тотъ не насытится серебромъ, и кто любитъ богатство, тому нѣтъ пользы отъ того. И это — суета!

10. Умножается имущество — умножаются и потребляющіе его; и какое благо для владѣющаго имъ: развѣ только смотрѣть своими глазами?

11. Сладокъ сонъ трудящагося, мало ли, много ли онъ съѣстъ; но пресыщеніе богатаго не даетъ ему уснуть.

12. Есть мучительный недугъ, который видѣлъ я подъ солнцемъ: богатство, сберегаемое владѣтелемъ его во вредъ ему.

13. И гибнетъ богатство это отъ несчастныхъ случаевъ: родилъ онъ сына, и ничего нѣтъ въ рукахъ у него.

14. Какъ вышелъ онъ нагимъ изъ утробы матери своей, такимъ и отходитъ, какимъ пришелъ, и ничего не возьметъ отъ труда своего, что могъ бы онъ понесть въ рукѣ своей.

15. И это тяжкій недугъ: какимъ пришелъ онъ, такимъ и отходитъ. Какая же польза ему, что онъ трудился на вѣтеръ?

16. А онъ во всѣ дни свои ѣлъ въ-потьмахъ, въ большомъ раздраженіи, въ огорченіи и досадѣ.

17. Вотъ еще, что я нашелъ добраго и пріятнаго: ѣсть и пить и наслаждаться добромъ во всѣхъ трудахъ своихъ, какими кто трудится подъ солнцемъ во всѣ дни жизни своей, которые далъ ему Богъ; потому что это — его доля.

18. И если какому человѣку Богъ далъ богатство и имущество и далъ ему власть пользоваться отъ нихъ и брать свою долю и наслаждаться отъ трудовъ своихъ, то это — даръ Божій.

19. Не долго будутъ у него въ памяти дни жизни его; поэтому Богъ и вознаграждаетъ его радостью сердца его.


V.
1-6. О молитвѣ и обѣтахъ. — 7-8. Особенности деспотическаго управленія. — 9-16. Суетность богатства. — 17-19. Достоинство чистыхъ радостей.

Съ богослуженіемъ неразрывны молитва и обѣты. Екклезіастъ даетъ наставленія и по этимъ предметамъ.

1. Онъ предостерегаетъ читателя отъ торопливой и многорѣчивой молитвы. Сознаніе величія Бога, живущаго на небѣ, и ничтожности человѣка, живущаго на землѣ, должно побуждать послѣдняго взвѣшивать каждое свое слово, говорить отъ глубины сердца, съ смиреніемъ и благоговѣніемъ. И въ Новомъ Завѣтѣ Спаситель предостерегаетъ отъ многословной и неблагоговѣйной молитвы (Матѳ. VІ, 7-8).

2. Какъ излишняя безпокойная озабоченность вызываетъ множество сновидѣній, нарушающихъ покой спящаго, такъ глупая суетливость во время молитвы рождаетъ безсмысленное и безцѣльное многословіе.

4. Обязательно исполненіе обѣтовъ, но не самые обѣты. «Если ты не далъ обѣта, то не будетъ тебѣ грѣха (Втор. XXІІІ, 22).

5. Вводить въ грѣхъ плоть значитъ или — возбуждать къ грѣху чувственность (ср. Іак. ІІІ, 6 и д.) или подвергать тѣло испытанію, наказанію. Вѣрнѣе послѣднее пониманіе, такъ какъ выраженіе «вводить въ грѣхъ тѣло» не вполнѣ соотвѣтствуетъ библейскому словоупотребленію, по которому грѣшитъ не тѣло и даже не плоть, но воля человѣческая. Ангелъ или посланникъ означаетъ здѣсь священника, которому поручено было надзирать за обѣтами (Лев. XXVІІ, 2, 8). Въ такомъ же смыслѣ употреблено это слово и у Мал. ІІ, 7. Греческій и сирскій переводъ вмѣсто «передъ ангеломъ» читаютъ: «передъ Богомъ» (слав. «предъ лицемъ Божіимъ»). Они или имѣли въ данномъ мѣстѣ другое еврейское чтеніе или понимали выраженіе «ангелъ» въ смыслѣ самооткровенія Божія. Екклезіастъ предостерегаетъ, въ случаѣ неисполненія обѣта, говорить священнику: «это — ошибка», т. е. грѣхъ слабости, такъ какъ такое лицемѣрное самооправданіе навлечетъ на виновнаго гнѣвъ Божій и наказаніе.

7. Чтобы понять связь 7 стиха съ предшествующими, слѣдуетъ припомнить, что въ кодексѣ обычной еврейской мудрости рядомъ съ заповѣдью о страхѣ къ Богу стояли заповѣдь о почтеніи къ царю (ср. Прит. XXІV, 21). Екклезіастъ хочетъ сказать здѣсь, что несправедливости и притѣсненія не должны уменьшать почтенія къ царю, такъ какъ они вполнѣ естественны тамъ, гдѣ много правителей. Слово «область» (medіnah) встрѣчается лишь въ книгахъ позднѣйшаго времени (2 и 3 Цар., кн. Плачъ, кн. Іез., Дан., Ездры и Неем.) и обозначаетъ провинціи азіатскихъ царствъ, въ частности царства персидскаго. Въ кн. Ездры (V, 8) и Нееміи (І, 3; VІІ, 6; XІ, 3) такъ называется Палестина, какъ персидская провинція. Въ этомъ смыслѣ вѣроятно употреблено слово «область» и въ книгѣ Екклезіаста. А надъ ними еще высшій, буквально съ еврейскаго высшіе (גְבהִים). Подъ послѣднимъ словомъ многіе комментаторы разумѣютъ Бога, видя во множественномъ числѣ указаніе на величіе Божіе, какъ въ XІІ, 1. Смыслъ стиха въ такомъ случаѣ былъ бы такой: не удивляйся несправедливости, такъ какъ надъ высшими надзираетъ самъ Богъ, Который возстановитъ правду (ср. ІІІ, 16-17). Однако такое пониманіе второй половины 7 стиха не вполнѣ соотвѣтствуетъ контексту. Екклезіастъ предупреждаетъ здѣсь не возмущеніе и ропотъ при видѣ несправедливостей, а просто удивленіе. Онъ предлагаетъ слѣдовательно не утѣшеніе, а объясненіе факта. Существованіе же суда Божія нисколько не объясняетъ несправедливости суда человѣческаго. Сверхъ того и 8 ст., въ которомъ говорится о преимуществѣ страны, управляемой царемъ, съ трудомъ связывается съ такимъ пониманіемъ. Болѣе основаній въ 7 ст. видѣть указаніе на особенности деспотическаго царства, именно персидскаго, гдѣ начальство надъ областью поручалось сатрапу, надъ сатрапомъ надзиралъ особый инспекторъ, надъ ними обоими стоялъ царь съ его многочисленнымъ дворомъ. Этою сложностью управленія деспотическаго царства, въ которомъ каждый начальникъ преслѣдуетъ свои интересы, и объясняются несправедливости и притѣсненія.

8. Деспотическому государству противопоставляется патріархальное царство съ царемъ, который самолично управляетъ народомъ и заботится о благосостояніи его. Точный переводъ стиха долженъ быть таковъ: «Преимущество же страны всегда въ царѣ, преданномъ полю». Выраженіе «полю» (lesadeh) указываетъ на земледѣліе, какъ главное занятіе народа и главный предметъ заботливости патріархальнаго царя.

9. Сребролюбецъ не въ силахъ утолить своей жажды къ богатству и потому всегда остается неудовлетвореннымъ и несчастливымъ.

10. Потребляющіе его. По мнѣнію однихъ, здѣсь разумѣются члены фамиліи, по мнѣнію другихъ — слуги и кліенты, расточающіе богатство хозяина. Въ томъ и другомъ случаѣ богатому приходится не столько пользоваться своимъ богатствомъ, сколько смотрѣть, какъ пользуются имъ другіе.

12-16. Екклезіастъ приводитъ случай, когда богатство не только не даетъ счастья, но и дѣлаетъ человѣка положительно несчастнымъ. Неожиданная потеря богатства, въ особенности когда есть дѣти, есть величайшее несчастье, которое гораздо тяжелѣе всегдашней бѣдности.

17-19. Показавъ суетность богатства, Екклезіастъ возвращается къ своему выводу, что самое лучшее въ жизни — наслаждаться добрымъ трудомъ и пользоваться земными благами въ той мѣрѣ, въ какой посылаетъ ихъ Богь, не обременяя себя мучительными заботами о пріумноженіи богатства. Мысль Екклезіаста въ сущности та же, что и въ словахъ Спасителя: не пецытеся убо на утрей, утренній бо собою печется: довлѣетъ дневи злоба его. (Матѳ. VІ, 34).

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0