Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ А. П. ЛОПУХИНА

Александръ Павловичъ Лопухинъ († 1904 г.)

Александръ Павловичъ Лопухинъ (1852–1904), русскій православный церковный писатель, переводчикъ, библеистъ. Родился въ семьѣ священника Саратовской губерніи. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію (1878), писать и печататься началъ еще въ студенческіе годы. Послѣ выпуска Лопухинъ, какъ хорошо знающій англійскій языкъ, былъ направленъ псаломщикомъ въ США (1879–82), гдѣ трудился при русской посольской церкви въ Нью-Йоркѣ. Вернувшись въ Россію, Лопухинъ занялъ каѳедру сравнительнаго богословія въ СПб.ДА (1883), а съ 1885 перешелъ на каѳедру древней исторіи, которую занималъ до конца своихъ дней. За сравнительно короткую жизнь Лопухинъ сдѣлалъ очень много для русскаго духовнаго просвѣщенія: былъ редакторомъ «Церковнаго вѣстника», «Странника», «Общедоступной богословской библіотеки» и «Симфоніи». По его иниціативѣ сталъ издаваться полный переводъ твореній свт. Іоанна Златоуста. Много статей написалъ Лопухинъ для «Православной богословской энциклопедіи», первые тома которой онъ редактировалъ. далѣе>>

ВЕТХІЙ ЗАВѢТЪ

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ,
или комментарій на всѣ книги Священнаго Писанія Ветхаго и Новаго Завѣта.

Книга пророка Аггея.

Пророкъ Аггей, евр. Хаггай — «праздничный», «торжественный» LXX: Ἀγγαῖος, Vulg: Aggaeus, книга котораго какъ въ еврейской, такъ и въ греческой Библіи занимаетъ десятое мѣсто въ ряду книгъ двѣнадцати малыхъ пророковъ, есть первый послѣ вавилонскаго плѣна пророкъ Божій, оставившій свое писаніе. Важное историческое значеніе книги пророка Аггея, бросающій опредѣленный свѣтъ на первые дни и годы жизни Іудеевъ по возвращеніи изъ плѣна, общепризнанно. Многіе новые изслѣдователи (Шрадеръ и др.) полагаютъ даже, что въ установленіи даты начала постройки второго Іерусалимскаго храма единственно достовѣрнымъ источникомъ является сообщеніе книги пророка Аггея (24-й день 9-го мѣсяца 2-го года царствованія Дарія Гистаспа — по Агг. II, 15, 18, см. I, 1 слѣд.) и вполнѣ согласное съ нимъ сообщеніе книги современнаго ему пророка Захаріи (Зах. I, 16; IV, 9; VI, 12; VIII, 9), тогда какъ сообщеніе книги Ездры (1 Ездр. III – IV гл.) о закладкѣ храма въ Іерусалимѣ еще въ царствованіе Кира, именно во 2-ой мѣсяцъ 2-го года по возвращеніи Іудеевъ съ Зоровавелемъ и Іисусомъ изъ плѣна (1 Ездр. III, 8 слѣд.) объявляется ими лишеннымъ исторической достовѣрности въ силу молчанія книгъ пророковъ Аггея и Захаріи о какихъ бы то ни было работахъ по постройкѣ храма до ихъ времени. Крайность и ложность этого мнѣнія очевидна: нѣтъ никакой необходимости отрицать фактъ закладки второго храма еще во 2-мъ году по возвращеніи Іудеевъ изъ плѣна около 536 г. до Р. Хр.; сообщеніе объ этомъ книги Ездры вполнѣ примиримо съ датами книгъ пророковъ Аггея и Захарія о возобновленіи строительныхъ по храму работъ во 2-й годъ царствъ, въ 519 или 518 году. Но здѣсь вѣрно отмѣчается точность и опредѣленность хронологическихъ датъ и всей вообще исторической сутуаціи книги пророка Аггея.

Свѣдѣній о жизни и дѣятельности пророка Аггея — единственнаго лица этого имени извѣстнаго изъ Библіи, кромѣ сообщаемыхъ книгою его имени и подтверждаемыхъ свидѣтельствомъ 1-ой книги Ездры V, 1; VI, 14 о выступленіи пророка Аггея вмѣстѣ съ прор. Захаріею съ проповѣдью о возобновленіи работъ по постройкѣ второго храма Іерусалимскаго, — библейская письменность не сохранила. Іудейское преданіе называетъ (Baba Batra 15 a) пророка Аггея членамъ такъ называемой Великой Синагоги (Кенесет-Гаггедола), какъ къ этой же Великой Синагогѣ раввины причисляли не только пророковъ Захарію и Малахію, но и многихъ другихъ, сколько-нибудь выдающихся дѣятелей послѣплѣнной эпохи; какъ членамъ этой Великой Синагоги, пророкамъ Аггею, Захаріи и Малахіи, въ Талмудѣ приписывается составленіе многихъ правилъ и постановленій ритуальнаго свойства (Эрубинъ II, 1; Шекалимъ III, 1). Но противъ достовѣрности этого свидѣтельства говоритъ уже то, что, по Іудейскому же преданію, Великая Синагога была учреждена только Ездрою, (458 г. до Р. Хр.), слѣдовательно, спустя лишь 62 года по выступленіи Аггея на пророческое служеніе (ок. 520 г.), а главное — крайняя сомнительность, даже болѣе полная недостовѣрность самаго существованія Великой Синагоги. Въ древней Христіанской Церкви тоже не сохранилось и не сложилось вполнѣ устойчиваго воззрѣнія на личность пророка Аггея. По передаваемому Псевдо-Епифаніемъ, Псевдо-Дороѳеемъ и Псевдо-Исихіемъ извѣстно, Аггей еще въ ранней юности пришелъ изъ Вавилона въ Іудею, пророчествовалъ о возвращеніи народа изъ плѣна, видѣлъ отчасти возстановленіе храма и первый воспѣлъ тамъ «аллилуіа»; скончался въ Іерусалимѣ и погребенъ тамъ же вблизи отъ гробницъ священниковъ. Трудно сказать, насколько достовѣрны эти свѣдѣнія, но возможно, что въ основѣ ихъ лежитъ подлинное историческое зерно, тѣмъ болѣе, что содержащее всѣ эти свѣдѣнія сочиненіе «De vita et morte prophetarum», какъ признается теперь въ наукѣ, первоначально написано на еврейскомъ языкѣ. Какъ мало, однако, былъ общепринятымъ въ древней Церкви выраженный здѣсь взглядъ на время и обстоятельства пророческаго служенія Аггея, видно уже изъ того, что блаженный Августинъ (ennaratio in psalm CXLVII) полагалъ, что пророки Аггей и Захарія начали свое пророческое служеніе еще въ Вавилонѣ, а еще болѣе изъ того, что, по свидѣтельству блаженнаго Іеронима и св. Кирилла Александрійскаго, Оригенъ съ его послѣдователями и нѣкоторые другіе, на основаніи Агг. I, 13, считали Аггея не человѣкомъ, а ангеломъ, ниспосланнымъ Богомъ для проповѣди. Въ толкованіи на Агг. I, 13 блаженный Іеронимъ пишетъ: «Нѣкоторые думаютъ, что Іоаннъ Креститель, Малахія, имя котораго значитъ Ангелъ Господа, и Аггей (книгу), котораго мы нынѣ имѣемъ въ своихъ рукахъ, были ангелами, но по соизволенію и повелѣнію Божію приняли человѣческія тѣла и обращались среди людей» (Блаженнаго Іеронима — въ русскомъ переводѣ — Одна книга толкованій на пророка Аггея, къ Павлѣ и Евстохіи. Твор. Часть XIV, стр. 333). Это неудобопріемлемое мнѣніе, вызвавшее опроверженіе со стороны блаженнаго Іеронима и св. Кирилла Александрійскаго, могло возникнуть — кромѣ буквальнаго пониманія термина малеах Іегова въ Агг. 1, 13 — еще изъ отсутствія обычнаго у пророковъ указанія имени отца пророка, а также изъ неизвѣстности въ народѣ гробницы пророка. Основанія эти, конечно, совершенно недостаточны, — тѣмъ болѣе, что въ настоящее время имя отца пророка, быть можетъ, уже извѣстно. При роскопкахъ на площади Харамъ эс Шерифъ, прежде занятой Іерусалимскимъ храмомъ, была найдена древнееврейская печать съ вырѣзанною на ней буквами древнееврейскаго шрифта надписью: «Аггея, сына Шеваніи». Въ виду находящагося только у пророка Аггея упоминается о печати-перстнѣ, носимой мужчинами, не безъ основанія видятъ въ этой печати именно печать пророка Аггея, и предполагають, что онъ могъ утерять ее именно вблизи храма, около котораго онъ долженъ былъ находиться часто, такъ какъ съ великимъ интересомъ слѣдилъ за правильностью работъ по постройкѣ храма. (Проф. А. А. Олесницкій, Верхозавѣтный храмъ, стр. 855).

При такой скудости и сомнительности сохраненныхъ традиціею свѣдѣній о личности, жизни и дѣятельности пророка Аггея, историческое зерно можно усматривать въ сообщеніяхъ Епифанія, Дороѳея, Исихія, въ основѣ которыхъ лежитъ, повидимому, древнее, первоначальное еврейское преданіе. Въ духѣ этого преданія и нѣкоторые новые изслѣдователи (напр. Рейссъ) допускаютъ, что прор. Аггей принадлежалъ къ священному Левину колѣну и въ юномъ возрастѣ возвратился изъ Вавилона. Съ послѣднимъ не согласуется и имѣетъ малую вѣроятность противоположное мнѣніе другихъ ученыхъ (Евальда, Корнилля и др.), — опирающееся на толкованіе Агг. II, 3, — будто пр. Аггей принадлежалъ къ числу тѣхъ старцевъ, которые видѣли еще храмъ Соломоновъ (ср. 1 Ездр. III, 12), и такимъ образомъ при началѣ постройки храма имѣлъ по меньшей мѣрѣ 80 лѣтъ. Сказаніе Епифанія-Дороѳея, въ его существенныхъ чертахъ воспроизводятъ и наши Прологъ и Четьи-Минеи подъ 16 декабря, когда празднуется Православною Церковію память св. пророка Аггея. Въ Четьи-Минеѣ св. Димитрія Ростовскаго подъ 16-мъ декабря читаемъ о пророкѣ Аггеѣ слѣдующее: «Сей бяше отъ племене Левіина, рожденъ въ Вавилонѣ, въ плѣнѣ; еще младъ сый пріиде отъ Вавилона въ Іерусалимъ, и пророчествова со святымъ пророкомъ Захаріею тридесятъ шесть лѣтъ. Предвариша же воплощеніе Христово за четыреста и седмьдесятъ лѣтъ, и явленно о развращеніи Аггей святый пророчествова. И видѣ отчасти изданіе церковное, Зоровавелемъ обновляемое по возвращеніи отъ Вавилонскаго плѣна. Умре же и погребенъ бысть близъ гробовъ іерейскихъ преславно, понеже и той бѣ отъ рода священническаго. Бяше же плѣшивъ и старъ, окружну имѣя броду, и образомъ честенъ, и въ добродѣтелѣхъ свидѣтельствованъ. Любимь же бысть всѣми и чтимъ, яко прославенъ, и великій пророкъ; а имя его толкуется праздникъ или празднуяй». Здѣсь мало достовѣрны хронологическія даты, какъ продолжительности служенія пророка: по Библіи дѣятельность его продолжалась всего нѣсколько мѣсяцевъ, — такъ и времени жизни пророка: по опредѣленному свидѣтельству Библіи же, пророческая проповѣдь Аггея относится ко 2-му году царствованія Дарія, т. е. ок. 520 г. до Р. Хр.; тоже можно сказать и относительно указаній о внѣшнемъ видѣ пророка. Что же касается, опущеннаго здѣсь, упоминанія Епифанія-Дороѳея о томъ, что пророкъ Аггей первый воспѣлъ «аллилуіа» при возстановленіи храма, то это обстоятельство, по всей вѣроятности, стоитъ въ связи съ находящимися въ древнихъ переводахъ книги Псалмовъ надписаніями нѣкоторыхъ псалмовъ именами пророковъ Аггея и Захаріи: псалмовъ CXXXVII, CXLV, CXLVII, CXLVIII по LXX и слав., причемъ три послѣдніе псалма въ греческомъ текстѣ надписываются: Ἀλληλούϊα· Ἀγγαίου καὶ Ζαχαρίου; равнымъ образомъ имена этихъ пророковъ стоятъ по тексту Вульгаты въ псалмахъ CXI, CXLV, CXLVI, и въ Пешито — въ псалмахъ CXXV-CXXVI. Но всѣ эти надписанія, въ которыхъ обычно и постоянно соединяются два современныхъ другъ другу пророка, говорятъ, очевидно, не объ авторствѣ этихъ пророковъ въ отношеніи перечисленныхъ псалмовъ, а лишь о времени наибольшаго, именно литургическаго ихъ употребленія, именно въ періодъ дѣятельности обоихъ пророковъ, названныхъ въ надписаніи.

Но сколь скудны и смутны біографическія свѣдѣнія о пророкѣ Аггеѣ, сообщаемыя преданіемъ, столь ясны тѣ историческія обстоятельства и отношенія, которыя ближайшимъ образомъ вызвали пророческую проповѣдь Аггея и вообще составляли, такъ сказать, историческій фонъ его дѣятельности. Возвратившіеся по указу Кира (2 Пар. XXXVI, 22-23; 1 Ездр. I, 1-3) въ 538 - 537-мъ году Іудеи — въ количествѣ 42360 человѣкъ свободныхъ, 7337 рабовъ и 245 пѣвцовъ и пѣвицъ (1 Ездр. II, 64-65; Неем. VII, 66-67) въ первый же годъ въ седьмомъ мѣсяцѣ — Тисри — соорудили въ Іерусалимѣ жертвенникъ Іеговѣ и возстановили правильное совершеніе жертвъ и всего богослуженія вообще (1 Ездр. III, 2-6), а во второмъ мѣсяцѣ — Ійарѣ — слѣдующаго второго года, они, полные надеждъ на исполненіе обѣтованій, соединенныхъ съ возвращеніемъ изъ плѣна, ревностно приготовляютъ матеріалы строительные и полагаютъ основаніе храму Господню (тамъ же, 7-11 ст.). Кажущаяся поспѣшность эта въ заботѣ переселенцевъ о построеніи храма совершенно естественна и вполнѣ понятна въ виду важнаго значенія въ Ветхомъ Завѣтѣ храма, какъ истиннаго центра и жизненнаго нерва теократіи (см. Втор. XII, 5. 11; 3 Цар. VIII, 29; IX, 3; 4 Цар. XXI, 4; Іер. XXXII, 34). Завѣтъ Божій съ избраннымъ народомъ и обѣтованія, данныя Богомъ Израилю, требовали, для осуществленія благодатнаго общенія между Богомъ и народомъ, особаго мѣста — храма, и новая Іудейская община закладкою храма фактически свидѣтельствовала о своемъ искреннемъ желаніи возстановить свое общеніе съ Богомъ, нарушенное и какъ бы прерванное по разрушеніи храма Соломонова, и получить исполненіе обѣтованій. Преобладающее настроеніе народной массы въ началѣ было бодрое и полное энергіи и радости (1 Ездр. III, 7. 11). Однако, въ общемъ хорѣ ликованій сразу же послышался диссонансъ: при самой же закладкѣ новаго храма, а равно, конечно, и въ послѣдующее время на ряду съ ликованіемъ молодого поколѣнія послышался и плачъ стариковъ, видѣвшихъ великолѣпіе Соломонова храма и по закладкѣ новаго храма судившихъ о сравнительной бѣдности и ничтожествѣ послѣдняго (1 Ездр. III, 12-13; Агг. II, 4), а этимъ сильно ослаблялась ревность къ постройкѣ и, кромѣ того, представлялся поводъ сомнѣваться въ осуществленіи обѣтованій Божіихъ, связанныхъ съ храмомъ.

Дальнѣйшее неблагопріятное вліяніе на энергію строителей и успѣшность постройки оказали внѣшнія препятствія. Самаряне предложили было Іудеямъ свое участіе въ постройкѣ, и, когда предложеніе ихъ было отвергнуто Іудеями, начали мѣшать дѣлу постройки, чему благопріятствовало отсутствіе Кира, ведшаго въ то время роковую для него войну съ Массагетами, а послѣ гибели Кира (529 г.) Самаряне добились отъ Персидскаго двора оффиціальнаго запрещенія постройки Іерусалимскаго храма (1 Ездр. IV, 2-6. 23). Остановленная царскимъ указомъ постройка, затѣмъ, не возобновлялась во все царствованіе сына Кирова — Камбиза (529-522 гг.), а также его преемника — Лжесмердиза (522-521 гг.). Такъ продолжалось до начала царствованія Дарія Гистаспа (521-485 гг.). Самое внѣшнее состояніе Іудейской общины въ первые годы по возвращеніи изъ плѣна совершенно не соотвѣтствовала тѣмъ блестящимъ надеждамъ, которыя несомнѣнно питали возвратившіеся на основаніи пророческихъ предвѣщаній, связывающихъ съ возвращеніемъ изъ плѣна полное обновленіе и всемірное прославленіе Израиля (см. напр. Ис. LX, LXI, LXII гл.): вмѣсто этого переселенцевъ угнетало безотрадное сознаніе своей рабской зависимости отъ Персовъ (Неем. IX, 36), своей крайней бѣдности и всякаго рода неудачъ (Агг. I, 6 и др.).

Все это привело къ тому, что первоначальная ревность и энергія къ построенію храма въ народѣ исчезла и замѣнилась полнымъ равнодушіемъ къ начатому дѣлу; явилось даже убѣжденіе, что «не время — строить домъ Господень» (Агг. I, 2). Вмѣсто этого Іудеи занялись созиданіемъ собственныхъ жилищъ, иногда даже очень украшенныхъ (Агг. I, 4) и вообще устроеніемъ собственнаго благополучія. Но Богъ не благословлялъ успѣхамъ этихъ трудовъ: страну постоянно посѣщали засухи и полные неурожаи (Агг. I, 6. 9-11; II, 15-19). А это, въ связи со всѣмъ упомянутымъ, вызывало въ народѣ чувство оставленности Богомъ, представленіе о прекращеніи со стороны Бога завѣтныхъ отношеній къ Своему народу, отнятіи Имъ Своего Духа (Агг. II, 5).

Когда, такимъ образомъ, не только постройка храма могла быть отложенною на самое неопредѣленное время, но великая опасность омертвѣнія грозила всей религіозно-нравственной жизни теократической общины, тогда Богомъ воздвигнутъ былъ къ пророческому служенію Аггей. Цѣль и смыслъ дѣятельности пророка Аггея, очевидно, заключались въ томъ, чтобы объяснить народу причины его бѣдственнаго состоянія и неуспѣха въ трудахъ и начинаніяхъ его; поднять павшій духъ переселенцевъ, убѣдить угрозами и увѣщаніями къ скорѣйшей постройкѣ храма; вдохнуть въ него вѣру въ непреложность завѣтныхъ отношеній Бога къ Іудеямъ и обѣтованій Божіихъ которыя имѣютъ быть выполнены именно въ строющемся храмѣ, — убѣдить, что въ немъ явится Мессія и положитъ основаніе Своему вѣчному и всемірному царству, и что имѣющіе предшествовать тому перевороты среди земныхъ царствъ не будутъ роковыми для Іудеевъ, какъ стоящихъ подъ покровительствомъ Божіимъ.

Таковъ кругъ главныхъ идей небольшой по объему книги пророка Аггея (38 стиховъ въ обѣихъ главахъ ея). Она состоитъ изъ четырехъ рѣчей, точно датированныхъ по времени произнесенія. Первая рѣчь, гл. I, ст. 1-11, произнесена была въ первый день (въ праздникъ новомѣсячія) 6-го мѣсяца (Элула) 2-го года царствованія Дарія Гистаспа. Въ ней пророкъ вскрываетъ дѣйствительную причину остановки въ постройкѣ храма и показываетъ ея несостоятельность, настоятельно требуетъ возобновленія работъ по постройкѣ храма, указывая при этомъ на переживаемыя народомъ въ настоящемъ и возможныя еще въ будущемъ бѣдствія, какъ на проявленіе гнѣва Божія за пренебреженіе дѣламъ Божіимъ. Рѣчь сопровождается историческимъ примѣчаніемъ, ст. 12-15, о благопріятныхъ слѣдствіяхъ перваго выступленія пророка: возобновленіи постройки храма. Вторая рѣчь, II, 1-9, датирована 21 днемъ 7-го мѣсяца (Тисри) того же года (въ 7-й день праздника Кущей) и содержитъ увѣщаніе — бодро продолжать постройку, не смущаясь видимою ея бѣдностью и недостаткомъ средствъ доставить новому храму благолѣпіе перваго, Соломонова храма; затѣмъ показываетъ тѣ высокія духовныя блага — милости завѣта Божія и благодати присутствія Іеговы, а затѣмъ и Мессіи, — которыя присущи будутъ новому храму еще въ бóльшей степени, чѣмъ первому. Въ третьей рѣчи, II, 10-19, произнесенной въ 24-й день 9-го мѣсяца (Каслева) того же года, пророкъ для поддержанія ревности строителей храма указываетъ на то, что безъ храма, въ которомъ люди получаютъ очищеніе и освященіе, всѣ были нечисты, самыя жертвы были не угодны Богу, и Богъ въ гнѣвѣ Своемъ наказывалъ людей неплодородіемъ земли; но когда Іудеи показали уже ревность свою къ устройству храма, Господь возвѣщаетъ Свое благословеніе народу и всѣ, духовныя и матеріальныя, блага, которыя оно приноситъ людямъ. Послѣдняя, четвертая рѣчь, II, 20-23, произнесенная въ тотъ же день, какъ и предыдущая, обращена собственно къ Зоровавелю, и возвѣщаетъ ему какъ потомку Давыдову и вѣрному и покорному рабу Іеговы въ дѣлѣ построенія храма, цѣлость, сохраненіе и благосостояніе подъ особеннымъ покровительствомъ Іеговы — въ то именно время, какъ произойдутъ великіе политическіе перевороты и міровые катастрофы.

Всѣ эти рѣчи, какъ видно изъ бѣглаго даже ихъ обозрѣнія, отличаются, во первыхъ, особенною краткостью, въ силу которой многіе изслѣдователи видѣли въ нихъ не болѣе какъ сокращеніе болѣе длинныхъ рѣчей, произнесенныхъ къ народу (ср. Агг. I, 13), — а затѣмъ — прямымъ (какъ 1-я и 2-я рѣчи) или косвеннымъ (рѣчи 3-я и 4-я) отношеніемъ къ постройкѣ храма. Послѣдняя черта подала нѣкоторымъ протестантскимъ ученымъ принимать значеніе богословія пророка Аггея, — считая, напримѣръ, недостаткомъ его книги «непророческое усердіе о возстановленіи древняго культа» (Де Ветте) и допуская даже, что прор. Аггей съ своей ревностью о построеніи храма подпадалъ винѣ обличаемыхъ пророкомъ Іереміею людей, говорившихъ: «здѣсь храмъ Господень» (Іер. VII, 4) (Думъ). Но подобныя воззрѣнія принципіально ложны и падаютъ сами собою въ видѣ извѣстнаго центральнаго значенія храма въ религіи и теократіи Ветхаго Завѣта. Высокое библейское-богословское значеніе содержанія книги пророка Аггея подтверждается и другими, содержащимися въ ней идеями богооткровеннаго ученія. Такова, стоящая въ связи и согласіи съ обще-библейскимъ ученіемъ о промыслѣ Божіемъ, мысль пророка о томъ, что Богъ небрегущихъ о славѣ имени Его наказываетъ безплодіемъ (Агг. I, 6. 9-11; II, 16. 17. 19; см. Втор. XXVIII, 22-23. 38; Іер. XII, 13; Мих. VI, 15; Зах. VIII, 10). Глубоко важна и оправдана Новымъ Завѣтомъ мессіанская мысль о превосходствѣ славы второго храма предъ славою перваго, и о грядущемъ дарованіи мира во второмъ храмѣ (Агг. II, 9): въ этомъ храмѣ явился и проповѣдывалъ Свое евангеліе мира Господь Іисусъ Христосъ. Даже два законническихъ вопроса въ Агг. II, 11-14 ставятся и рѣшаются не только въ точномъ согласія съ буквою закона (Лев. VI, 26; Числ. XIX, 22), но и сопровождаются у пророка опредѣленными и возвышенными нравственными требованіями. Наконецъ высокій теологическій и мессіанскій смыслъ имѣетъ идея, что среди потрясеній народовъ и царствъ, земли и неба Господь спасаетъ избранныхъ и всѣхъ ихъ воспринимаетъ въ свое непоколебимое Царство (Агг. II, 6-7. 21-22; См. Евр. XII, 26-28).

Подлинность и единство книги пророка Аггея, за единичными исключеніями, въ наукѣ общепризнанны (только Андрè отрицаетъ подлинность отдѣла Агг. II, 10-19, а Бёме считаетъ неподлинными отдѣлъ Агг. II, 20-23, но на основаніяхъ слишкомъ недостаточныхъ и несостоятельныхъ). Въ языкѣ книги, какъ происшедшей послѣ уже плѣна, справедливо указываютъ немало стилистическихъ особенностей библейско-еврейскаго языка въ его позднѣйшей стадіи развитія.

Литература по изученію книги пророка Аггея: А) на русскомъ языкѣ: переводы — 1) бл. Іеронима. Творенія ч. 14-я; 2) св. Кирилла Александрійскаго — Творенія ч. X; 3) блаженнаго Ѳеодорита, еп. Кирскаго. Творенія ч. V. 1907. Изъ учебныхъ руководствъ лучшее — Д. Н. Нарциссова. Руководство къ изученію пророческихъ книгъ Ветхаго Завѣта. 1904. Б) Иностранная. Andrè, Le prophete Aggèe. Paris. 1895. Keil, Biblischer Commentar über die zwölt kleinen. Propheten. 1866. Lange. Die Propheten Haggai, Sacharia Maleachi 1876. Marti, Dodekapropheton. Tübingen. 1904, s. 378 ff. и др.

Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0