Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 10.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ А. П. ЛОПУХИНА

Александръ Павловичъ Лопухинъ († 1904 г.)

Александръ Павловичъ Лопухинъ (1852–1904), русскій православный церковный писатель, переводчикъ, библеистъ. Родился въ семьѣ священника Саратовской губерніи. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію (1878), писать и печататься началъ еще въ студенческіе годы. Послѣ выпуска Лопухинъ, какъ хорошо знающій англійскій языкъ, былъ направленъ псаломщикомъ въ США (1879–82), гдѣ трудился при русской посольской церкви въ Нью-Йоркѣ. Вернувшись въ Россію, Лопухинъ занялъ каѳедру сравнительнаго богословія въ СПб.ДА (1883), а съ 1885 перешелъ на каѳедру древней исторіи, которую занималъ до конца своихъ дней. За сравнительно короткую жизнь Лопухинъ сдѣлалъ очень много для русскаго духовнаго просвѣщенія: былъ редакторомъ «Церковнаго вѣстника», «Странника», «Общедоступной богословской библіотеки» и «Симфоніи». По его иниціативѣ сталъ издаваться полный переводъ твореній свт. Іоанна Златоуста. Много статей написалъ Лопухинъ для «Православной богословской энциклопедіи», первые тома которой онъ редактировалъ. далѣе>>

НОВЫЙ ЗАВѢТЪ

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ,
или комментарій на всѣ книги Священнаго Писанія Ветхаго и Новаго Завѣта.

Второе посланіе Ап. Павла къ Ѳессалоникійцамъ.

Поводъ къ написанію второго посланія къ Ѳессалоникійцамъ.

Кѣмъ и какъ было доставлено первое посланіе Апостола Павла въ Ѳессалонику, объ этомъ можно лишь гадать. Государственная почта, введенная Императоромъ Августомъ, обслуживала лишь нужды чиновничества и властей; отсюда частная корреспонденція могла доходить до адресатовъ лишь черезъ руки спеціальныхъ посыльныхъ или же друзей и случайныхъ путешественниковъ. Нужно думать, что посланіе Апостола Павла было доставлено въ Ѳессалонику черезъ посредство какого нибудь христіанина, такъ какъ ввѣрять его въ чужія руки было бы весьма опасно. Теперь, что касается дѣйствія этого посланія на Ѳессалонитовъ, то объ этомъ мы можемъ судить по содержанію второго посланія. Первое посланіе, несомнѣнно, устранило главное затрудненіе у Ѳессалонитовъ — именно былъ разрѣшенъ Апостоломъ вопросъ ο судьбѣ почившихъ до парусіи. Нѣтъ во второмъ посланіи и указаній на отсутствіе дисциплины въ отношеніи къ предстоятелямъ и пр. Но, съ другой стороны, лицо, доставившее 1 Ѳес. въ Ѳессалонику, могло принести въ свою очередь свѣдѣнія ο томъ, въ какомъ положеніи оказалась церковь въ Ѳессалоникѣ послѣ полученія посланія. Апостолъ могъ получить свѣдѣнія касательно этого предмета и черезъ постороннихъ лицъ (III, 11), бывшихъ въ Ѳессалоникѣ, или же лицъ пришедшихъ оттуда со спеціальною цѣлью — освѣдомить Апостола ο положеніи дѣлъ въ юной церкви. Свѣдѣнія, такимъ путемъ полученныя, были далеко не такъ благопріятны. Второе посланіе въ Ѳессалонику и является попыткою со стороны Апостола Павла внести необходимый коррективъ въ тревожное и опасное положеніе вещей въ Ѳессалоникѣ. Апостолъ хвалитъ вѣру и любовь Ѳессалоникскихъ христіанъ (I, 3), и говоритъ объ ихъ терпѣніи въ гоненіяхъ (I, 4-12). Послѣднія, видимо, не только не прекратились, но наоборотъ усилились. Злоба ѳессалоникскаго жидовства заразила все населеніе и христіане оказались въ самомъ ужасномъ положеніи. Апостолъ утѣшаетъ ихъ, хвалитъ ихъ твердость, и говоритъ ο спасительномъ для нихъ значеніи страданій, указывая на то, что «въ явленіи Господа Іисуса съ неба», они получатъ за это отраду. Но здѣсь видимо, пріятная сторона картины и кончается. Вопросъ ο судьбѣ умершихъ до парусіи отступилъ на задній планъ, но за то самая «парусія» обратилась въ чрезвычайно жгучій вопросъ жизни. Вѣра въ то, что эта парусія уже наступила, что часъ ея уже пробилъ, и что если она пока и остается незримой, то все же она можетъ появиться предъ взоромъ во всякій моментъ, захватила собою общество вѣрующихъ, и произвела полное нарушеніе нормальнаго хода жизни. Развилось въ самой широкой степени «безчинство», выразившееся въ томъ, что многіе, въ ожиданіи мгновеннаго наступленія пришествія Господа, оставили нормальный образъ жизни, предались «идейной» праздности въ виду скораго прехожденія образа міра сего, и стали, хотя б. м. и не всегда сознательно, обузой для трудящихся въ христіанской общинѣ. Но они не только предались идейному ничего недѣланію, но даже пошли и дальше: они стали «суетиться»; «бросивши свое собственное дѣло, эти «безчинники» стали ходить по домамъ, разнося и обсуждая самые послѣдніе и сенсаціонные слухи по вопросу ο парусіи, и такимъ образомъ нарушали покой церкви, и прерывали работу среди трудящихся братьевъ». Первыхъ зачатковъ этого внутренняго разстройства Апостолъ уже коснулся въ первомъ своемъ посланіи (IV, 11-12). Зло, однако, не только не исчезло, но даже возросло до небывалой степени. Получалось опасное «колебаніе умомъ и смущеніе». Необходимо было принять мѣры противъ этой «эсхатологической суматохи», которая, нарушая внутренній миръ церкви, нарушала и внѣшнія отношенія, выставляя христіанъ въ весьма невыгодномъ свѣтѣ предъ языческимъ населеніемъ Ѳессалоники. Этотъ безпорядокъ могъ быть выгоденъ лишь жидовству, несомнѣнно взиравшему на эту суматоху не безъ удовольствія. Такимъ образомъ, поводомъ къ написанію второго посланія въ Ѳессалонику послужили безпорядки въ церкви Ѳессалоникской, возникшіе въ связи съ вопросомъ ο парусіи, и ο признакахъ ея наступленія. Въ этомъ посланіи Апостолъ Павелъ дѣлаетъ попытку обратитъ вниманіе Ѳессалоникскихъ христіанъ на ту сторону своей эсхатологіи, о которой онъ говорилъ имъ, будучи еще съ ними (II, 5), но которая, повидимому, была совершенно выпущена изъ виду въ Ѳессалоникѣ.

Содержаніе посланія.

Предпославъ привѣтствіе, Апостолъ переходитъ къ выраженію благодарности Богу за тотъ непрерывный ростъ Ѳ-въ въ вѣрѣ и любви, который у нихъ замѣчается, и который служитъ для Апостола предметомъ похвалы въ церквахъ Божіихъ (I, 1-3). Но Апостолъ особенно хвалитъ ихъ терпѣніе въ скорбяхъ и гоненіяхъ. Послѣднія не только не должны служить средствомъ отвращенія ихъ отъ Бога, но наоборотъ должны поощрить ихъ — стоять твердо, въ виду грядущей «отрады» для нихъ въ пришествіи Господа. Затѣмъ Апостолъ описываетъ послѣднее, а равно и судьбу вѣрующихъ и невѣрующихъ послѣ «парусіи» (I, 4-10). Онъ заканчиваетъ свои мысли молитвою ο томъ, чтобы Богъ устроилъ судьбу Ѳ. «въ день» Господа Іисуса Христа (I, 11-12). Послѣ этого начинается самая главная и существенная часть посланія (II, 1-12). Апостолъ проситъ Ѳ. не колебаться умомъ и не смущаться касательно наступленія дня пришествія Господня. День тотъ не придетъ, говоритъ онъ, пока не будутъ имѣть мѣста нѣкоторыя опредѣленныя событія — знаменія предъ наступленіемъ его. Таковыми будутъ — отступленіе и явленіе человѣка грѣха съ его богоборственными актами. Тайна беззаконія уже дѣлается, но пока полное проявленіе зла задерживается присутствіемъ противной злу силы — τὸ ϰατέχον. Разъ эта сила будетъ удалена, начнется царство беззаконника, пришествіе котораго будетъ сопровождаться проявленіемъ всякаго рода ложныхъ чудесъ и знаменій. Обольщенье будетъ послано на тѣхъ, которые не восприняли истину. Но наконецъ — явленіе Господа Іисуса упразднитъ эту вакханалію зла. Въ концѣ главы (13-17) Апостолъ вновь увѣщеваетъ Ѳ. стоять твердо, и хранить преданія, которымъ они были научены, и уповать на Бога, отъ Котораго Одного они могутъ получить и утѣшеніе и укрѣпленіе къ совершенію всякаго добра. Третья глава посланія начинается просьбой, ο томъ, чтобы Ѳ. въ свою очередь молились ο благопріятномъ ходѣ дѣла проповѣди у благовѣстниковъ (III, 1-5). Затѣмъ Апостолъ обращается съ словами увѣщанія къ «безчиннымъ», прося ихъ трудиться, а не суетиться (6-10). Тѣхъ изъ нихъ, которые оказались бы упорными, онъ повелѣваетъ подвергнуть отлученію отъ общенія, но не съ цѣлью наказанія, а исправленія (11-15). Посланіе заканчивается пожеланіями мира. Къ концу посланія было приложено привѣтствіе и благословеніе, написанное Апостоломъ Павломъ собственноручно.

Время и мѣсто написанія посланія.

Для опредѣленія времени и мѣста написанія второго посланія, необходимо пояснить слѣдующія данныя: а) посланіе опять адресовано отъ лица трехъ благовѣстниковъ, Павла, Силуана и Тимоѳея; двое послѣднихъ были вмѣстѣ съ Апостоломъ Павломъ во второмъ его Апостольскомъ путешествіи. б) Общее положеніе вещей; положеніе и церкви и Апостола, хотя и разнятся нѣсколько отъ таковыхъ, описываемыхъ въ 1 Ѳес., въ цѣломъ во многомъ остаются тожественными. в) Храмъ Іерусалимскій, если судить по II, 4, стоялъ еще неразрушеннымъ. г) Въ II, 15 и III, 14, Апостолъ, повидимому, намекаетъ на то, что онъ уже писалъ однажды церкви Ѳ-ой. Всѣ эти соображенія, вмѣстѣ взятыя, говорятъ ο томъ, что второе посланіе Ѳ. могло быть написано только во время второго Апостольскаго путешествія, и конечно въ Коринѳѣ, откуда было написано и первое посланіе. Какъ скоро второе посланіе явилось послѣ перваго — это съ достаточною точностью сказать очень трудно. Обычно усматриваютъ нѣчто въ родѣ даты написанія въ III, 1-2, гдѣ Апостолъ проситъ Ѳ-въ молиться за него, чтобы Богъ избавилъ его отъ безпорядочныхъ и лукавыхъ людей. Въ этомъ иногда видятъ намекъ на взрывъ еврейской ненависти и фанатизма, имѣвшій мѣсто какъ разъ къ концу пребыванія Апостола Павла въ Коринѳѣ (Дѣян. ХVIIІ, 12-13). Но нужно сознаться, что намекъ слишкомъ неопредѣлененъ, чтобы на немъ можно было строить какіе нибудь выводы касательно времени написанія нашего посланія. Какъ мы выше видѣли, 1 Ѳес. было написано или въ концѣ 50 г., или же въ началѣ 51-го; если теперь допустить, что нѣкоторое время было необходимо какъ для взаимнаго обмѣна извѣстій такъ и для развитія внутренняго построенія въ Ѳ-ой церкви, то можно будетъ отнести написаніе второго посланія или къ концу 51-го г., или же къ началу 52 (въ апрѣлѣ 52 г. Апостолъ Павелъ оставилъ Коринѳъ; смотри Η. Η. Глубоковскій, хронологія, стр. 131-132). Относить написаніе нашего посланія ко времени послѣ 70 г. не позволяетъ соображеніе в), а также и ст. 7 главы ІІ-ой, гдѣ «удерживающій» несомнѣнно римская власть, взглядъ на которую, послѣ гоненія Нерона, измѣнился у христіанъ радикально. Нѣтъ никакихъ рѣшительно основаній и для того мнѣнія (Гроція, Баура, Эвальда, что будто бы второе посланіе въ сущности есть первое по времени происхожденія (по Эвальду — оно было послано Апостоломъ Павломъ изъ Веріи; а наше первое — второе по времени появленія — написано въ Коринѳѣ). Чтобы убѣдиться въ этомъ, достаточно только сравнить все второе посланіе съ 1 Ѳес. II, 17; III, 6. Самое поверхностное сравненіе покажетъ, что II, 17; III, 6 никоимъ образомъ не могло быть написано Апостоломъ Павломъ разъ онъ написалъ уже Ѳ. второе посланіе. Наоборотъ — разъ мы примемъ традиціонный порядокъ посланій, для насъ оба они станутъ ясны и будутъ прекрасно дополнять другъ друга. «Первое посланіе описываетъ, какъ Ѳ. приняли Евангеліе, въ то время какъ второе указываетъ на ихъ прогрессъ въ вѣрѣ и любви; первое намекаетъ на начало, второе на ростъ христіанской жизни. Въ первомъ указано начало эсхатологическихъ волненій, второе описываетъ ихъ во всей силѣ развитія. Наконецъ, II, 15 и III, 15 будутъ трудно объяснимы при томъ предположеніи, что второе посланіе есть первое, а не второе по времени своего появленія. Итакъ — второе посланіе написано въ Коринѳѣ, въ концѣ 51, или въ началѣ 52 г. и написано послѣ перваго посланія.

Подлинность посланія.

Свидѣтельства ο второмъ посланіи къ Ѳессалоникійцамъ имѣются отъ первыхъ вѣковъ. Съ этимъ посланіемъ былъ знакомъ св. Поликарпъ Смирнскій, который, въ своемъ посланіи къ Филиппійцамъ, пишетъ слѣдующее: «sobrii ergo estote et vos in hoc; et non sicut inimicos tales existimetis, sed sicut passibilia membra et errantia eos revocate, ut omnium vestrum corpus saluetis». Здѣсь слова «non sicut ininucos tales existimetis…» напоминаютъ собою слова второго посланія къ Ѳессалоникійцамъ въ III, 15. Въ той же главѣ св. Поликарпъ пишетъ нѣсколько выше: «de vobis etenim gloriatur (Paulus) in omnibus ecclesiis…» что сильно напоминаетъ собою I, 4 нашего посланія. Надо думать, что здѣсь св. Поликарпъ заимствуетъ слова у Апостола Павла, сказанныя послѣднимъ ο церкви Ѳ., и прилагаетъ ихъ къ церкви Филиппійцевъ, съ которой Апостолъ былъ въ особенно хорошихъ отношеніяхъ. Отголоски нашего посланія можно находить у св. Іустина Мученика (140 по Р. X.) въ его Dial. cum Tryph. Главы XXXII, СХ, СХІІ. Второе посланіе прямо цитируется у св. Иринея Ліонскаго (напр. въ Adv. haeres. V, 25, I: «in epistula, quae est ad Thessalonicenses secunda…»), y Климента Александрійскаго и Тертулліана. Оно имѣется въ канонѣ еретика Маркіона и въ Мураторіевомъ канонѣ. Если бы допустить, что наше посланіе неподлинно, то тотъ фактъ, что оно имѣется уже въ канонѣ Маркіона, говоритъ противъ всякой рѣшительно гипотезы, относящей написаніе нашего посланія къ 100-120 г. по Р. X. Что же касается внутреннихъ данныхъ въ пользу подлинности второго посланія, то ихъ достаточно для того, чтобы приписать посланіе именно Апостолу Павлу. Оно носитъ на себѣ отпечатокъ характера Апостола Павла; здѣсь мы встрѣчаемъ и его живую симпатію по отношенію къ своимъ ученикамъ (I, 4), и его нѣжные упреки имъ (III, 14-15) и его похвалу (I, 5), а также характерный для Апостола способъ упоминать себя (III, 7-9) и его желаніе, чтобы Ѳессалоникійцы молились ο немъ и его проповѣдническомъ дѣлѣ (III, 1).

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0