Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 20 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ А. П. ЛОПУХИНА

Александръ Павловичъ Лопухинъ († 1904 г.)

Александръ Павловичъ Лопухинъ (1852–1904), русскій православный церковный писатель, переводчикъ, библеистъ. Родился въ семьѣ священника Саратовской губерніи. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію (1878), писать и печататься началъ еще въ студенческіе годы. Послѣ выпуска Лопухинъ, какъ хорошо знающій англійскій языкъ, былъ направленъ псаломщикомъ въ США (1879–82), гдѣ трудился при русской посольской церкви въ Нью-Йоркѣ. Вернувшись въ Россію, Лопухинъ занялъ каѳедру сравнительнаго богословія въ СПб.ДА (1883), а съ 1885 перешелъ на каѳедру древней исторіи, которую занималъ до конца своихъ дней. За сравнительно короткую жизнь Лопухинъ сдѣлалъ очень много для русскаго духовнаго просвѣщенія: былъ редакторомъ «Церковнаго вѣстника», «Странника», «Общедоступной богословской библіотеки» и «Симфоніи». По его иниціативѣ сталъ издаваться полный переводъ твореній свт. Іоанна Златоуста. Много статей написалъ Лопухинъ для «Православной богословской энциклопедіи», первые тома которой онъ редактировалъ. далѣе>>

НОВЫЙ ЗАВѢТЪ

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ,
или комментарій на всѣ книги Священнаго Писанія Ветхаго и Новаго Завѣта.

Второе Соборное посланіе Святаго Апостола Петра.

Глава 3-я.

1. Это уже второе посланіе пишу къ вамъ, возлюбленные; въ нихъ напоминаніемъ возбуждаю вашъ чистый смыслъ,

2. чтобы вы помнили слова, прежде реченныя святыми пророками, и заповѣдь Господа и Спасителя, преданную Апостолами вашими;

3. прежде всего знайте, что въ послѣдніе дни явятся наглые ругатели, поступающіе по собственнымъ своимъ похотямъ

4. и говорящіе: гдѣ обѣтованіе пришествія Его? Ибо съ тѣхъ поръ, какъ стали умирать отцы, отъ начала творенія, все остается такъ же.

5. Думающіе тáкъ не знаютъ, что въ началѣ словомъ Божіимъ небеса и земля составлены изъ воды и водою:

6. потому тогдашній міръ погибъ, бывъ потопленъ водою.

7. А нынѣшнія небеса и земля, содержимыя тѣмъ же Словомъ, сберегаются огню на день суда и погибели нечестивыхъ человѣковъ.

8. Одно тó не должно быть сокрыто отъ васъ, возлюбленные, что у Господа одинъ день, какъ тысяча лѣтъ, и тысяча лѣтъ, какъ одинъ день (Псал. 89, 5).

9. Не медлитъ Господь исполненіемъ обѣтованія, какъ нѣкоторые почитаютъ то медленіемъ; но долготерпитъ насъ, не желая, чтобы кто погибъ, но чтобы всѣ пришли къ покаянію.

10. Придетъ же день Господень, какъ тать ночью, и тогда небеса съ шумомъ прейдутъ, стихіи же разгорѣвшись разрушатся, земля и всѣ дѣла на ней сгорятъ.

11. Если такъ все это разрушится, то какими должно быть въ святой жизни и благочестіи вамъ,

12. ожидающимъ и желающимъ пришествія дня Божія, въ который воспламененныя небеса разрушатся и разгорѣвшіяся стихіи растаютъ?

13. Впрочемъ мы, по обѣтованію Его, ожидаемъ новаго неба и новой земли, на которыхъ обитаетъ правда.

14. Итакъ, возлюбленные, ожидая сего, потщитесь явиться предъ Нимъ неоскверненными и непорочными въ мирѣ;

15. и долготерпѣніе Господа нашего почитайте спасеніемъ, какъ и возлюбленный братъ нашъ Павелъ, по данной ему премудрости, написалъ вамъ,

16. какъ онъ говоритъ объ этомъ и во всѣхъ посланіяхъ, въ которыхъ есть нѣчто неудобовразумительное, что невѣжды и неутвержденные, къ собственной своей погибели, превращаютъ, какъ и прочія Писанія.

17. Итакъ, вы, возлюбленные, будучи предварены о семъ, берегитесь, чтобы вамъ не увлечься заблужденіемъ беззаконниковъ и не отпасть отъ своего утвержденія,

18. но возрастайте въ благодати и познаніи Господа нашего и Спасителя Іисуса Христа. Ему слава и нынѣ и въ день вѣчный. Аминь.


III.
Опроверженіе лжеученія о второмъ пришествіи и положительное раскрытіе истиннаго ученія о предметѣ (1-13). Заключительныя увѣщанія и наставленія (14-18).

1-2. Одушевленный пастырскою ревностью о спасеніи христіанъ, Апостолъ, въ виду близкой своей кончины (I, 14), пишетъ своимъ духовнымъ чадамъ новое, второе посланіе, въ которомъ, какъ и въ первомъ, онъ «напоминаніемъ возбуждаетъ чистый смыслъ» читателей (ст. 1), въ согласіи съ цѣлымъ ученіемъ Пророковъ и Апостоловъ и съ заповѣдью Самого Господа, и въ противоположность омраченной мысли лжеучителей (ст. 3 сл.). «Чистому смыслу свойственно помнить, что выслушано или заповѣдано спасительнаго, и возбуждаться къ исполненію сего на дѣлѣ со всею силою и усердіемъ. А заповѣдано это чрезъ проповѣдь Пророковъ и Апостоловъ» (бл. Ѳеофилактъ), возвѣщавщихъ и первое, и второе пришествіе Господа Спасителя. Апостолъ желаетъ утвердить и закрѣпить ученіе Евангельское въ устахъ христіанъ въ виду имѣющихъ появиться и уже появившихся лжеучителей и ругателей.

3-4. Сущность лжеученія «ругателей» (ἐμπαῖκται, насмѣшники), имѣющихъ явиться «въ послѣдніе дни», состоитъ въ отрицаніи второго пришествія Христова. Хотя о такомъ лжеученіи мы узнаемъ только изъ разсматриваемаго мѣста, однако, возможность и дѣйствительность его появленія уже въ апостольское время не подлежитъ сомнѣнію. Лжеучители, здѣсь обличаемые, — натуралисты, ссылавшіеся на неизмѣнность основныхъ законовъ міровой жизни и всего вообще предшествующаго мірового порядка, и отсюда дѣлавшіе заключеніе, что и въ будущемъ жизнь міра останется неизмѣнною, и никакой міровой катастрофы не предвидится. Подобное лжеученіе, опирающееся на неизмѣнность мірового порядка (ср. Еккл. I, 4), извѣстно было еще задолго до христіанства (ср. Прем. Сол. II). Въ апостольское же время для возникновенія разсматриваемаго лжеученія могло имѣть для себя особую почву. Извѣстно, что въ Солунской церкви ожидали скораго пришествія (парусіи) Господа и скорбѣли о тѣхъ, которые не останутся въ живыхъ до открытія дня Господня (1 Ѳес. IV, 13 сл.), почему Апостолъ Павелъ долженъ былъ нарочито успокоивать смущенныхъ вѣрующихъ (2 Ѳес. II, 1 сл.). И вообще многимъ христіанамъ апостольскаго вѣка было присуще ожиданіе близости парусіи (Іак. V, 8; 1 Петр. IV, 7). Тогда противъ этого живого упованія, иногда переходившаго разумную мѣру, и выступила нравственная распущенность нѣкоторыхъ лжеучителей, не мирившаяся со днемъ суда Божія, всячески желавшая устранить мысль о немъ, при чемъ мотивомъ выставлялось, ст. 4, натуралистическое соображеніе о незыблемости мірового порядка и, кромѣ того, неисполнившееся, будто бы, обѣтованіе о парусіи (быть можетъ, указывалось на эсхатологическую бесѣду Господа, Матѳ. XXIV). «Страстно живущіе по своимъ похотямъ, видя, что нѣкоторые страшатся пришествія Господня, о которомъ съ нѣкоторыми богоносцами предвозвѣстилъ и Самъ Господь, и потому путаются нечистою жизнью ихъ, и особенно потому, что за предсказаніемъ не тотчасъ слѣдуетъ событіе, но для спасенія вписанныхъ въ книгѣ спасаемыхъ допущенъ промежутокъ, безстыдно нападаютъ на вѣрующихъ и насмѣхаются надъ ними» (бл. Ѳеофилактъ).

5-7. Опровергая лжеученіе лицъ, отрицавшихъ возможность для Творца по свободной волѣ измѣнить лицо земли и весь міръ, Апостолъ доказываетъ, что для творческой воли Божіей это вполнѣ возможно. Издавна существовали небо и земля — изъ воды (ἐξ ὕδατος) и водою (δι᾿ ὕδατος): «изъ воды, какъ причины вещественной, и водою, какъ причиною совершительной; ибо вода содержитъ землю, связуя пыль оной и доставляя ей твердость, а если бы этого не было, то земля необходимо превратилась бы въ пыль и воздухъ» (бл. Ѳеофилактъ). При этомъ творческою силою было всемогущее слово Божіе (ст. 5, сн. Быт. 1, 2 сл.). И хотя ничто, повидимому, не предвѣщало погибели міра, однако, по велѣнію того же слова Божія, міръ былъ погубленъ водою потока, (ст. 6, сн. Быт. VII, 17), — «погибъ принимай не о всемъ мірѣ, но объ однѣхъ только животныхъ, которыя представляютъ собою какъ бы весь міръ, ибо созданный безъ нихъ міръ не былъ бы міромъ» (бл. Ѳеофилактъ). И какъ въ міровой катастрофѣ потопа надъ міромъ былъ совершенъ судъ вседѣйствующимъ словомъ Божіимъ, такъ и въ будущемъ имѣетъ наступить міровая катастрофа — уничтоженіе міра огнемъ — по велѣнію и дѣйствію того же слова Божія, ст. 7. «Такимъ образомъ, какъ во время потопа послѣдовало разрушеніе чрезъ воду, такъ и теперь предлежитъ разрушиться всему чрезъ огонь. Двѣ главныя стихіи вселенной, вода и огонь, отъ которыхъ получаютъ бытіе еще двѣ стихіи, воздухъ отъ испаряющихся водъ, и земля отъ водъ сгущающихся, испареніе же сіе и сгущеніе производится огнемъ... Итакъ, если двѣ только стихіи и первое истребленіе нечестивыхъ было чрезъ воду, то совершенно необходимо, говоритъ, чтобы второе погубленіе нечестивыхъ совершилось чрезъ огонь» (бл. Ѳеофилактъ). Ученіе объ уничтоженіи міра огнемъ, ст. 7, ниже, ст. 10, подробнѣе раскрываемое, не встрѣчаемое въ другихъ новозавѣтныхъ писаніяхъ, является оригинальнымъ ученіемъ Ап. Петра. Тѣмъ не менѣе было бы совершенно ошибочно искать первоисточникъ ученія въ Гераклитовской или стоической философіи, когда оно непосредственно примыкаетъ къ кругу ветхозавѣтныхъ представленій о послѣднемъ судѣ надъ міромъ и новозавѣтныхъ представленій объ очистительной силѣ огня. Іудейское преданіе приписывало еще Адаму предсказаніе о двукратной гибели міра, одинъ разъ отъ воды, другой разъ — отъ огня (Іосифа Флавія, Іуд. Древн. I, 2, 3). Пророки Исаія (Ис. LXVI, 16), Амосъ (Амос. VII, 4) и Даніилъ (Дан. VII, 9) представляли судъ Божій надъ міромъ совершаемымъ при посредствѣ огня. И въ Новомъ Завѣтѣ неоднократно встрѣчаемъ представленіе объ огнѣ, какъ объ очистительной силѣ (Матѳ. III, 12; 1 Петр. I, 7; 1 Кор. III, 13-15). «И мы имѣемъ обыкновеніе подвергать нѣкоторыя вещи дѣйствію огня, не для того, чтобы уничтожить ихъ, но для того, чтобы придать имъ чистоту и блескъ. Подобное и Богъ обѣщаетъ сдѣлать при кончинѣ вѣка посредствомъ огня... Необходимъ будетъ огненный потопъ, т. е. разрушеніе, хотя и не всецѣлое, разрушеніе не душъ, но и не тѣлъ. Ибо всѣмъ намъ должно явиться предъ судилище Христово (2 Кор. V, 10), не безъ тѣлъ — съ однѣми только душами, но вмѣстѣ съ нетлѣнными тѣлами. Ибо какъ можетъ быть наказана одна душа безъ тѣла, когда она носитъ на себѣ содѣланное ею чрезъ тѣло? Ибо Праведному Судіи не свойственно, когда двое погрѣшили въ одномъ и томъ же, одного прощать, а на другого слагать тяжесть вины» (бл. Ѳеофилактъ).

8-9. Доказавъ неизбѣжность кончины міра, и именно посредствомъ огня, Апостолъ теперь переходитъ къ вопросу о времени наступленія кончины міра, имѣя въ виду опровергнуть лжеученіе «ругателей» о замедленіи парусіи и о неисполнившемся, будто бы, обѣщаніи Господа. Вопреки этому лжеученію, Апостолъ прежде всего, согласно съ ученіемъ Самого Господа (Марк. XIII, 32), признаетъ время наступленія конца міра тайною Божія всевѣдѣнія и домостроительства, а затѣмъ для вѣры и назиданія истинныхъ христіанъ устанавливаетъ два положенія: первое — согласно съ изреченіемъ Псалмопѣвца (пророка Моисея), Псал. LXXXIX, 4, что всѣ человѣческія измѣренія времени не имѣютъ никакого значенія въ очахъ Вѣчнаго, предъ Которымъ уравниваются сроки самой различной длительности, напр., одинъ день и тысяча лѣтъ, — ст. 8; второе — уже поэтому нельзя думать о какомъ-либо промедленіи со стороны Господа, Который, при томъ, имѣетъ особую благую цѣль — дать всякую возможность всѣмъ людямъ (не исключая и «ругателей» и имъ подобныхъ) избѣгнуть гибели и спастись путемъ покаянія и исправленія, ст. 9. Апостолъ смиренно и себя самого включаетъ въ число людей грѣшныхъ, требующихъ долготерпѣнія Божія.

Изъ словъ Апостола ст. 8, гдѣ онъ въ нѣсколько расширенномъ видѣ приводитъ изреченіе псалма (LXXXIX), хиліасты заключали, что между днями творенія и тысячелѣтіями существованія міра должно быть соотношеніе, почему 7000-й годъ отъ сотворенія міра или 1492 г. отъ Р. Хр. считали годомъ конца міра. Но какъ не сбылось это ожиданіе, такъ невозможно и всякое другое вычисленіе объ этомъ предметѣ, такъ какъ изреченіе Псалмопѣвца и Апостола не имѣетъ, конечно, буквальнаго, математическаго смысла, и такъ какъ полная неизвѣстность дня и часа пришествія Господа и кончины міра опредѣленно засвидѣтельствована Самимъ Господомъ (Матѳ. XXIV, 3-6; Марк. XIII, 32).

10. Упомянувъ (ст. 9) о долготерпѣніи Божіемъ, зовущемъ всѣхъ людей къ покаянію и спасенію, Апостолъ сейчасъ же предостерегаетъ, что никто не долженъ на этомъ основаніи предаваться безпечности: этого не допускаетъ внезапность наступленія пришествія Господа и кончины міра. «Чтобы объяснить неизвѣстность и неожиданность пришествія Господня, Апостолъ сравниваетъ оное съ приходомъ вора и ночи. Ночь указываетъ на неизвѣстность, а воръ — на неожиданность; ибо никто, ожидающій вора, не будетъ ограбленъ» (бл. Ѳеофилактъ). Во второй подовинѣ ст. 10 подробнѣе раскрываетъ мысль ст. 7 о будущей гибели міра отъ огня, различая въ общемъ представленіи объ этомъ три момента: 1) «небеса съ шумомъ (ροιζηδόν) прейдутъ», при чемъ выраженіемъ «съ шумомъ» обозначается представленіе о страшной, разрушительной стихійной силѣ; 2) «стихіи — основные элементы природы (огонь, вода, воздухъ, земля, ср. Прем. Сол. VII, 17) — разгорѣвшись, разрушатся»; 3) «земля и всѣ дѣла на ней сгорятъ». Апостолъ сказалъ: земля и дѣла на ней сгорятъ, а не люди; слѣдовательно, онъ говоритъ только о погибели нечестивыхъ или ихъ дѣлъ нечестивыхъ: ибо погибнетъ путь нечестивыхъ (Псал. I, 7), а не вмѣстѣ и самъ нечестивый» (бл. Ѳеофилактъ).

11-12. Живо переносясь мыслію ко дню конца міра, Апостолъ туда же устремляетъ мысль, волю и сердце всѣхъ христіанъ и убѣждаетъ ихъ ревновать о святости жизни и благочестіи въ ожиданіи и даже желаніи грядущаго дня Господня. Въ ст. 12 Апостолъ еще разъ возвращается къ мысли (ст. 7-10) о будущей гибели міра отъ огня, при чемъ упоминаетъ о совершенномъ тогда расплавленіи (τήκεται) стихій (ст. 12). «И современная наука склоняется къ такому же представленію. Постепенное уменьшеніе влаги и воды на землѣ невольно приводитъ къ той мысли, что міръ нашъ окончитъ свое существованіе чрезъ горѣніе или огонь» (Еп. Георгій).

13. Но гибель міра отъ огня не будетъ совершеннымъ его уничтоженіемъ, превращеніемъ въ ничто. Христіане, по обѣтованіямъ Божіимъ (Ис. LXV, 17, LXVI, 22; Апок. XXI, 1), ожидаютъ новаго неба и новой земли. И эти послѣднія не будутъ новымъ, вновь созданнымъ міромъ, а міромъ возсозданнымъ, обновленнымъ, улучшеннымъ, но въ основѣ тѣмъ же міромъ, какой существуетъ и теперь. «Господь устроитъ новое небо и новую землю, «новыя» не по сущности и веществу; ибо кто строитъ новый домъ, то это не значитъ еще, что онъ строитъ его и изъ вещества, не существовавшаго прежде. Нѣтъ, Богъ однажды создалъ вещество и образовалъ оное во всевозможные виды и составы, и что было необходимо для здѣшней лишь жизни, а для тамошней нетлѣнной безполезно и излишне, то онъ отмѣнитъ, а что полезно, тому дастъ новый образъ съ красотою нетлѣнною и неувядаемою и дозволитъ наполнять другой и нетлѣнный міръ» (бл. Ѳеофилактъ). Отличительною особенностью новаго міра Апостолъ указываетъ вселеніе тамъ правды. Принесенная въ міръ Христомъ правда — въ смыслѣ соотвѣтствія святой и блаженной жизни человѣческой со святою и блаженною жизнію Божіей — въ новомъ, будущемъ мірѣ получитъ полноту проявленія во всемъ: и въ вѣдѣніи, и въ чувствѣ и во всей жизни его обитателей, гдѣ Богъ будетъ всяческая во всѣхъ (1 Кор. XV, 28, ср. Апок. XXI, 3, 27).

14-16. Суммируя все сказанное о кончинѣ міра и о томъ, какъ христіане должны относиться къ этому предмету, Апостолъ еще разъ убѣждаетъ вѣрующихъ — въ ожиданіи явленія своего предъ Судіею Господомъ быть «неоскверненными и непорочными въ мірѣ» (ст. 14) и памятовать ранѣе (см. 9) сказанное Апостоломъ, что единственно по долготерпѣнію Своему и по желанію спасенія всѣмъ людямъ Господь медлитъ съ Своимъ судомъ надъ міромъ, и что всѣ христіане, считая это спасительнымъ для себя, должны соотвѣтствующимъ образомъ пользоваться временемъ для своего духовнаго совершенствованія (ст. 15а).

Теперь (ст. 15б) послѣ ряда собственныхъ доводовъ и увѣщаній Апостолъ Петръ, для утвержденія читателей и всѣхъ христіанъ въ святости жизни въ ожиданіи второго пришествія Господня, ссылается на авторитетъ «возлюбленнаго брата», т. е. соапостола, Павла, который «по данной ему премудрости» написалъ имъ, т. е. малоазійскимъ христіанамъ, о подобныхъ же вѣроучительныхъ предметахъ, чтó можетъ относиться, напримѣръ, къ посланіямъ: къ Ефесянамъ, къ Галатамъ, къ Колоссянамъ, къ Тимоѳею, — все въ Малой Азіи. А такъ какъ далѣе (ст. 16а) Апостолъ привлекаетъ и всѣ вообще посланія Апостола, то, по контексту рѣчи, естественно разумѣть также оба посланія къ Солунянамъ съ ихъ ученіемъ о второмъ пришествіи Господа и его признакахъ, о воскресеніи мертвыхъ, о тайнѣ беззаконія, объ антихристѣ. Сославшись на свидѣтельство Ап. Павла, Ап. Петръ одновременно и утверждаетъ великое церковно-каноническое значеніе посланій великаго Апостола языковъ («по данной ему премудрости») и, вмѣстѣ съ тѣмъ, предостерегаетъ противъ неправильнаго пониманія этихъ посланій и возвышенныхъ вѣроучительныхъ и нравоучительныхъ предметовъ (напр., о законѣ, благодати и христіанской свободѣ и под.), замѣчая: въ нихъ «есть нѣчто неудобовразумительное, чтó невѣжды и неутвержденные, къ собственной своей погибели, превращаютъ, какъ и прочія Писанія». Извѣстно, что и самъ Ап. Павелъ жаловался, что нѣкоторые лжеучители для оправданія своего лжеученія искажали смыслъ его посланій (2 Сол. II, 2). Такимъ образомъ, святое желаніе Ап. Петра послужить общему дѣлу спасенія христіанъ побудило его упомянуть объ Ап Павлѣ и его писаніяхъ. Совершенно превратно усматривали нѣкоторые (представители ново-тюбингенской школы) въ этомъ упоминаніи Ап. Петра объ Ап. Павлѣ намѣреніе поддержать свое достоинство, будто бы униженное замѣткою Ап Павла объ Ап. Петрѣ въ Гал. II, 11 сл. Уже самое названіе «возлюленный братъ», усвояемое Ап. Петромъ великому Апостолу языковъ, говоритъ о совершенномъ отсутствіи какой-либо борьбы между двумя первоверховными Апостолами, о полномъ братствѣ обоихъ Апсатоловъ во Христѣ и о совершенномъ согласіи и взаимномъ содѣйствіи въ дѣлѣ проповѣди Евангелія. Что Апостолъ Петръ знаетъ всѣ посланія Павловы (кромѣ, быть можетъ, второго посланія къ Тимоѳею, написаннаго Ап. Павломъ въ самомъ концѣ жизни), это не удивительно при взаимообщеніи обоихъ Апостоловъ, и фактическое сходство перваго посланія Ап. Петра съ Павловыми посланіями къ Римлянамъ и Ефесянамъ «объяснимо только при предположеніи знакомства Ап. Петра съ писаніями Апостола языковъ» (проф. прот. Д. И. Богдашевскій). Вполнѣ понятна и извѣстность Павловыхъ посланій читателямъ пославій Ап. Петра при широкомъ обмѣнѣ отдѣльныхъ помѣстныхъ церквей апостольскими произведеніями, свидѣтельство о чемъ имѣется въ посланіи къ Колоссянамъ (Кол. IV, 16).

17-18. Заключеніемъ посланія является увѣщаніе Апостола читателямъ беречься отъ обольщннія лжеученій беззаконниковъ, быть твердымъ въ истинѣ (ср. I, 12) и возрастать въ благодати и познаніи Господа Іисуса Христа. «Познаніе составляло существенный предметъ рѣчи Апостола съ самаго начала посланія, такъ какъ еретики обольщали христіанъ своимъ мнимымъ знаніемъ и себя выдавали за людей, особенно свѣдущихъ во всѣхъ тайнахъ; о немъ онъ нѣсколько разъ говоритъ въ посланіи. Имъ онъ и заканчиваетъ посланіе. Посему можно сказать, что наученіе богопознанію было главнымъ содержаніемъ посланія, такъ что къ этому главному предмету сводятся и всѣ прочіе предметы рѣчи посланія» (Арх. Никаноръ).

Назадъ / Къ оглавленію


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0