Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 23 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ А. П. ЛОПУХИНА

Александръ Павловичъ Лопухинъ († 1904 г.)

Александръ Павловичъ Лопухинъ (1852–1904), русскій православный церковный писатель, переводчикъ, библеистъ. Родился въ семьѣ священника Саратовской губерніи. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію (1878), писать и печататься началъ еще въ студенческіе годы. Послѣ выпуска Лопухинъ, какъ хорошо знающій англійскій языкъ, былъ направленъ псаломщикомъ въ США (1879–82), гдѣ трудился при русской посольской церкви въ Нью-Йоркѣ. Вернувшись въ Россію, Лопухинъ занялъ каѳедру сравнительнаго богословія въ СПб.ДА (1883), а съ 1885 перешелъ на каѳедру древней исторіи, которую занималъ до конца своихъ дней. За сравнительно короткую жизнь Лопухинъ сдѣлалъ очень много для русскаго духовнаго просвѣщенія: былъ редакторомъ «Церковнаго вѣстника», «Странника», «Общедоступной богословской библіотеки» и «Симфоніи». По его иниціативѣ сталъ издаваться полный переводъ твореній свт. Іоанна Златоуста. Много статей написалъ Лопухинъ для «Православной богословской энциклопедіи», первые тома которой онъ редактировалъ. далѣе>>

НОВЫЙ ЗАВѢТЪ

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ,
или комментарій на всѣ книги Священнаго Писанія Ветхаго и Новаго Завѣта.

Второе Соборное посланіе Святаго Апостола Петра.

Глава 2-я.

1. Были и лжепророки въ народѣ, какъ и у васъ будутъ лжеучители, которые введутъ пагубныя ереси и, отвергаясь искупившаго ихъ Господа, навлекутъ сами на себя скорую погибель.

2. И многіе послѣдуютъ ихъ разврату, и чрезъ нихъ путь истины будетъ въ поношеніи.

3. И изъ любостяжанія будутъ уловлять васъ льстивыми словами; судъ имъ давно готовъ, и погибель ихъ не дремлетъ.

4. Ибо, если Богъ ангеловъ согрѣшившихъ не пощадилъ, но, связавъ узами адскаго мрака, предалъ блюсти на судъ для наказанія,

5. и если не пощадилъ перваго міра, но въ восьми душахъ сохранилъ семейство Ноя, проповѣдника правды, когда навелъ потопъ на міръ нечестивыхъ,

6. и если города Содомскіе и Гоморрскіе, осудивъ на истребленіе, превратилъ въ пепелъ, показавъ примѣръ будущимъ нечестивцамъ,

7. а праведнаго Лота, утомленнаго обращеніемъ между людьми неистово развратными, избавилъ

8. (ибо сей праведникъ, живя между ними, ежедневно мучился въ праведной душѣ, видя и слыша дѣла беззаконныя), —

9. то конечно знаетъ Господь, кáкъ избавлять благочестивыхъ отъ искушенія, а беззаконниковъ соблюдать ко дню суда, для наказанія,

10. а наипаче тѣхъ, которые идутъ вслѣдъ скверныхъ похотей плоти, презираютъ начальства, дерзки, своевольны, и не страшатся злословить высшихъ,

11. тогда какъ и Ангелы, превосходя ихъ крѣпостью и силою, не произносятъ на нихъ предъ Господомъ укоризненнаго суда.

12. Они, какъ безсловесныя животныя, водимыя природою, рожденныя на уловленіе и истребленіе; злословя тó, чего не понимаютъ, въ растлѣніи своемъ истребятся;

13. они получатъ возмездіе за беззаконіе, ибо они полагаютъ удовольствіе во вседневной роскоши; срамники и осквернители, они наслаждаются обманами своими, пиршествуя съ вами;

14. глаза у нихъ исполнены любострастія и непрестаннаго грѣха; они прельщаютъ неутвержденныя души; сердце ихъ пріучено къ любостяжанію: это — сыны проклятія;

15. оставивши прямый путь, они заблудились, идя по слѣдамъ Валаама, сына Восорова, который возлюбилъ мзду неправедную,

16. но былъ обличенъ въ своемъ беззаконіи: безсловесная ослица, проговоривши человѣческимъ голосомъ, остановила безуміе пророка (Числ. 22, 23-24).

17. Это — безводные источники, облакá и мглы, гонимыя бурею: имъ приготовленъ мракъ вѣчной тьмы.

18. Ибо, произнося надутое пустословіе, они уловляютъ въ плотскія похоти и развратъ тѣхъ, которые едва отстали отъ находящихся въ заблужденіи.

19. Обѣщаютъ имъ свободу, будучи сами рабы тлѣнія, ибо кто кѣмъ побѣжденъ, тотъ тому и рабъ.

20. Ибо, если, избѣгши сквернъ міра чрезъ познаніе Господа и Спасителя нашего Іисуса Христа, опять запутываются въ нихъ и побѣждаются ими, то послѣднее бываетъ для таковыхъ хуже перваго.

21. Лучше бы имъ не познать пути правды, нежели познавши возвратиться назадъ отъ преданной имъ святой заповѣди.

22. Но съ ними случается по вѣрной пословицѣ: песъ возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья идетъ валяться въ грязи.


II.
Лжепророки и лжеучители (1-3). Неотвратимость кары Божіей на нихъ — на основаніи прежнихъ примѣровъ наказанія Божія (4-9). Подробная характеристика лжеучителей (10-15). Грѣхъ Валаама (15-16). Нечестіе лжеучителей и ожидающая ихъ гибель (17-22).

1. Имѣя въ виду изобразить, для предостереженія читателей, нравственный обликъ лжеучителей, частію уже появившихся ко времени написанія посланія, частію же имѣвшихъ съ особою силою выступить впослѣдствіи, Апостолъ ставитъ этихъ лжеучителей въ параллель съ ветхозавѣтными ложными пророками, ψευδοπροφῆται, имя которыхъ онъ усвояетъ и лжеучителямъ христіанскихъ временъ. «Подъ лжеучителями Апостолъ разумѣетъ единомысленниковъ Николая и Коринѳа, а именемъ пророчества, общепридаваемаго и пророкамъ, и лжеучителямъ, предостерегаетъ вѣрующихъ, чтобы не внимали лжепророкамъ» (бл. Ѳеофилактъ). Признаками древнихъ лжепророковъ были: самозванное принятіе ими на себя пророческаго служенія, хотя они и настаивали на своемъ Божественномъ призваніи (Іер. XXIII, 21; XXVII, 12); возвѣщеніе предсказаній по видамъ корысти и человѣкоугодничества (3 Цар. XXII, 10-13, 19-23), лживость предвѣщаній, ничтожество чудесъ (Іез. XIII, 3 сл. и др.), главная же черта: проповѣдь не во Имя Единаго Истиннаго Бога и чистаго служенія Ему, а — во имя боговъ иныхъ (Втор. XIII, 1-5; XVIII, 20 и др). Подобно этому, и лжеучители апостольскаго и послѣапостольскаго времени, по словамъ Апостола, «введутъ пагубныя ереси, и отвергаясь искупившаго ихъ Господа, навлекутъ сами на себя скорую погибель».

2-3. Свое пагубное ученіе лжеучители имѣютъ распространять въ народѣ, руководясь побужденіями корыстолюбія, и будутъ имѣть успѣхъ, грозящій гибелью и имъ, и обольщеннымъ ихъ послѣдователямъ. «Чтобы показать, что они совершенно чужды божественнаго ученія, говоритъ, что они употребляютъ льстивыя слова» (бл. Ѳеофилактъ).

4-8. Въ подтвержденіе мысли о неизбѣжности суда и погибели на лжеучителей, Апостолъ указываетъ три примѣра такого суда Божія изъ исторіи древняго міра: судъ надъ падшими ангелами (ст. 4), надъ предпотопнымъ человѣчествомъ, кромѣ Ноя съ семьею (ст. 5 сн. Быт. гл. VI-VIII), и надъ нечестивыми городами Содомомъ и Гоморрою (ст. 6 Быт. XIX), кромѣ праведнаго Лота (ст. 7-8). Грѣхъ Ангеловъ, о которомъ говоритъ здѣсь, ст. 4, Ап. Петръ, а равно и Ап. Іуда въ своемъ посланіи (ст. 6), весьма многіе толкователи древняго и новаго времени понимали въ смыслѣ плотского паденія ангеловъ, при чемъ своеобразно истолковывалось повѣствованіе Быт. VI, 14, согласно съ нѣкоторыми кодексами LXX-ти, Іосифомъ и Флавіемъ (Antiquit. I, III, 1), Филономъ (De Gigant. § 2), книгою Еноха (гл. 6-10) и многими іудейскими и древнехристіанскими толкователями. Но съ духомъ всей библейской ангелологіи это объясненіе не мирится (см. въ книгѣ проф. свящ. А. Глаголева — «Ветхозавѣтное библейское ученіе объ Ангелахъ». Кіевъ, 1900, стр. 201-205 примѣч.). По Іоан. VIII, 44 грѣхъ діавола состоялъ въ отступленіи или отпаденіи отъ истины и упорное коснѣніе во лжи. Изъ 1 Тим. III, 6 по аналогіи заключали, что первоначальнымъ грѣхомъ діавола была гордость, а по догадкѣ нѣкоторыхъ учителей Церкви, именно въ отношеніи Сына Божія (ср. Евр. I, 6).

«Адскій мракъ», слав. пленицы мрака, греч. σειραῖς ζόφου, — синонимъ бездны Лук. VIII, 31.

Во второмъ (ст. 5) и третьемъ (ст. 6) примѣрѣ Апостолъ обращаетъ мысль читателей уже къ библейской исторіи человѣчества, при чемъ рядомъ съ карою надъ нечестивыми указываетъ и спасеніе благочестивыхъ. «Для чего же къ примѣрамъ худыхъ людей онъ присовокупляетъ примѣры добрыхъ?... Апостолъ какъ-бы такъ говоритъ: Богъ умѣетъ неизбѣжно наказывать живущихъ во грѣхахъ, какъ наказалъ ангеловъ согрѣшившихъ, людей предпотопныхъ, города Содомскіе. Умѣетъ награждать и дѣлающихъ правду, какъ наградилъ Ноя, Лота» (бл. Ѳеофилактъ).

9. Изъ приведенныхъ въ ст. 4-8 примѣровъ Апостолъ дѣлаетъ нравоучительный выводъ въ духѣ вообще библейскаго воззрѣнія на Божественное вознагражденіе и возмездіе людямъ (ср. Псал. XXXIII, 20; Прит. XVI, 4; 1 Кор. X, 13; Апок. III, 10). Все сказано Апостоломъ «для того, во-первыхъ, чтобы вмѣстѣ воспомянуть исторію о погибели нечестивыхъ и спасеніи праведныхъ; во-вторыхъ, для того, чтобы чрезъ сопоставленіе ихъ выставить ужасную злобу грѣшниковъ и свѣтлыя совершенства добродѣтельныхъ; наконецъ, для того, чтобы убѣдить своихъ слушателей возненавидѣть нечестіе однихъ по причинѣ наказаній за оное и возлюбить добродѣтель другихъ по причинѣ ея спасительности» (бл. Ѳеофилактъ).

10-14. Преподавъ читателямъ руководственныя наставленія касательно осторожности въ отношеніи соблазновъ лжеучителей, Апостолъ теперь переходитъ къ подробнѣйшей характеристикѣ этихъ послѣднихъ. Нравственная распущенность съ наклонностью къ противоестественнымъ плотскимъ порокамъ (ст. 10, 14) и дерзость въ отношеніи ко всякой власти (ст. 10-11) особенно выдѣляются въ мрачной характеристикѣ лжеучителей. «Смыслъ (цѣлой характеристики) такой: они, говоритъ Апостолъ, не имѣютъ ничего свойственнаго чистотѣ, но пристаютъ къ чистому обществу, какъ пятна на чистой одеждѣ. Когда обольстятъ кого-нибудь и успѣютъ сдѣлать попавшихся въ ихъ сѣти мужей и женъ нечистыми, почитаютъ это дѣло насажденіемъ, дополняя свое развращеніе. Они, и пиршествуя съ вами, дѣлаютъ это не по любви и общенію съ другими, но потому, что находятъ это время удобнымъ для обольщенія женщинъ. Ибо они, имѣя глаза, смотрятъ не на что другое, какъ только на любострастіе, и непрестанно имѣя это въ виду и грѣша, какъ сыны проклятія, прельщаютъ неутвержденныя души. Ибо сердце ихъ пріучено ни къ чему другому, какъ только къ любостяжанію, т. е. къ разврату или корысти, и чрезъ тотъ и другую оставивъ путь, могшій привести ихъ къ спасенію, они заблудились отъ него» (бл. Ѳеофилактъ).

15-16. Нравственная распущенность и корыстолюбіе современныхъ Апостолу и будущихъ лжеучителей поясняется здѣсь, какъ и у Ап. Іуды (ст. 11) и въ Апокалипсисѣ (II, 14), сравненіемъ ихъ съ Валаамомъ, тоже оказавшимся повиннымъ въ любостяжаніи (Числ. XXII, 5 сл. 22-23-34) и кромѣ того введшимъ Израильтянъ въ соблазнъ общенія съ Мадіанитянками (Числ. XXV, 1; XXXI, 16). При этомъ Ап. Петръ вспоминаетъ, ст. 16, о сверхъестественномъ вразумленіи, данномъ Богомъ чрезъ безсловесную ослицу пророку. «Отсюда научаемся, что Валаамъ, получивъ однажды запрещеніе отъ Бога идти къ Валаку, снова побуждаемъ былъ къ тому надменною своею страстью, которую онъ откармливалъ своимъ неистовымъ чародѣйствомъ, но обузданный страхомъ Божіимъ и страшными знаменіями, бывшими во время пути, не перемѣнилъ слово благословенія, которое было дѣломъ не чародѣйства. Ибо пророки съ сознаніемъ произносятъ свои вѣщанія. Посему-то и Апостолъ назвалъ его «пророкомъ, какъ сознававшаго, ибо онъ говорилъ... Итакъ благословеніе его было дѣломъ не волхвованія, но силы Божіей» (бл. Ѳефилактъ).

17-19. Продолжая и заканчивая характеристику лжеучителей, Апостолъ уподобляетъ ихъ безводнымъ источникамъ и пустымъ облакамъ. «Уподобляетъ безводнымъ источникамъ потому, что они утратили чистоту проповѣди и сладкую воду жизни. Сравниваетъ ихъ съ облаками, гонимыми вѣтромъ, разумѣя вѣтръ противный, почему и назвалъ его бурею, такъ какъ буря приводитъ гонимое ею въ совершенный безпорядокъ. Они, говоритъ, облака не свѣтлыя, каковы святые, но темныя, полныя мрака» (бл. Ѳеофилактъ). Въ ст. 18-19 обратная рѣчь ст. 17 раскрывается со стороны своего смысла и значенія. Лжеучители «по суетности произвосятъ рѣчи надутыя, привлекая плотскою похотью въ развратъ тѣхъ, которые совершенно избѣгли онаго, или, если нѣкогда и находились въ заблужденіи, то впослѣдствіи покорили себя Господу. Сами, говоритъ, будучи рабами упомянутой нечистоты, которую по справедливости и назвалъ тлѣніемъ, обѣщаютъ обольщаемымъ свободу. А почему они обѣщаютъ свободу, сами будучи рабами грѣха, приводитъ на то прекрасное доказательство: кто какою страстію побѣжденъ, тотъ и рабъ ея» (бл. Ѳеофилактъ).

20-22. Желая высказать ту важную мысль, что «познавшіе истину, но опять придерживающіеся прежняго нечестія, впадаютъ въ зло, худшее прежняго» (бл. Ѳеофилактъ), Апостолъ поясняетъ свою мысль, въ ст. 22, двумя сравненіями, изъ которыхъ первое заимствовано изъ Прич. XXVI, 11, а второе, вѣроятно, изъ ходячаго приточнаго выраженія неписаннаго. «Смыслъ рѣчи такой: если тѣ, которые чрезъ познаніе Господа и Спасителя Іисуса Христа избѣгли сквернъ міра, опять запутываются въ нихъ и побѣждаются ими, то они, безъ сомнѣнія, и порабощаются ими, и положеніе ихъ становится хуже, чѣмъ было до познанія о рабствѣ, ибо сатана усиленно старается, чтобы они впали въ бóльшее зло. Посему-то Апостолъ и говоритъ, что при такой будущности для тѣхъ, которые добровольно возвращаются на зло, лучше было бы имъ не познавать (правды), нежели, познавъ, впадать въ бóльшее зло. Потому что и песъ, возвращающійся на свою блевотину, бываетъ еще отвратительнѣе, подобно какъ и свинья, ищущая омыться отъ грязи, если дѣлаетъ это въ грязи же, оказывается еще грязнѣе прежняго» (бл. Ѳеофилактъ). Эта грозная и предостерегающая мысль Апостола относится и къ лжеучителямъ, и къ обольщаемымъ ими, и ко всѣмъ согрѣшающимъ христіанамъ и чрезъ грѣхъ отпадающимъ «отъ преданной имъ святой Заповѣди» (ст. 21). Но въ особенной силѣ примѣнимо это Апостольское прещеніе къ лжеучителямъ; къ нимъ, точнѣе къ особой группѣ лжеучителей, отрицавшихъ дѣйствительность второго пришествія Господа, и переходитъ теперь Апостолъ Петръ (III, 3-4).

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0