Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 19 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ А. П. ЛОПУХИНА

Александръ Павловичъ Лопухинъ († 1904 г.)

Александръ Павловичъ Лопухинъ (1852–1904), русскій православный церковный писатель, переводчикъ, библеистъ. Родился въ семьѣ священника Саратовской губерніи. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію (1878), писать и печататься началъ еще въ студенческіе годы. Послѣ выпуска Лопухинъ, какъ хорошо знающій англійскій языкъ, былъ направленъ псаломщикомъ въ США (1879–82), гдѣ трудился при русской посольской церкви въ Нью-Йоркѣ. Вернувшись въ Россію, Лопухинъ занялъ каѳедру сравнительнаго богословія въ СПб.ДА (1883), а съ 1885 перешелъ на каѳедру древней исторіи, которую занималъ до конца своихъ дней. За сравнительно короткую жизнь Лопухинъ сдѣлалъ очень много для русскаго духовнаго просвѣщенія: былъ редакторомъ «Церковнаго вѣстника», «Странника», «Общедоступной богословской библіотеки» и «Симфоніи». По его иниціативѣ сталъ издаваться полный переводъ твореній свт. Іоанна Златоуста. Много статей написалъ Лопухинъ для «Православной богословской энциклопедіи», первые тома которой онъ редактировалъ. далѣе>>

НОВЫЙ ЗАВѢТЪ

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ,
или комментарій на всѣ книги Священнаго Писанія Ветхаго и Новаго Завѣта.

Второе Соборное посланіе Святаго Апостола Петра.

Глава 1-я.

1. Симонъ Петръ, рабъ и Апостолъ Іисуса Христа, принявшимъ съ нами равно драгоцѣнную вѣру по правдѣ Бога нашего и Спасителя Іисуса Христа:

2. благодать и миръ вамъ да умножится въ познаніи Бога и Христа Іисуса, Господа нашего.

3. Какъ отъ Божественной силы Его даровано намъ все потребное для жизни и благочестія, чрезъ познаніе Призвавшаго насъ славою и благостію,

4. которыми дарованы намъ великія и драгоцѣнныя обѣтованія, дабы вы чрезъ нихъ содѣлались причастниками Божескаго естества, удалившись отъ господствующаго въ мірѣ растлѣнія похотью, —

5. то вы, прилагая къ сему все стараніе, покажите въ вѣрѣ вашей добродѣтель, въ добродѣтели разсудительность,

6. въ разсудительности воздержаніе, въ воздержаніи терпѣніе, въ терпѣніи благочестіе,

7. въ благочестіи братолюбіе, въ братолюбіи любовь.

8. Если это въ васъ есть и умножается, то вы не останетесь безъ успѣха и плода въ познаніи Господа нашего Іисуса Христа.

9. А въ комъ нѣтъ сего, тотъ слѣпъ, закрылъ глаза, забылъ объ очищеніи прежнихъ грѣховъ своихъ,

10. Посему, братія, болѣе и болѣе старайтесь дѣлать твердымъ ваше званіе и избраніе: такъ поступая, никогда не преткнетесь,

11. ибо такъ откроется вамъ свободный входъ въ вѣчное Царство Господа нашего и Спасителя Іисуса Христа.

12. Для того я никогда не перестану напоминать вамъ о семъ, хотя вы тó и знаете, и утверждены въ настоящей истинѣ.

13. Справедливымъ же почитаю, доколѣ нахожусь въ этой тѣлесной храминѣ, возбуждать васъ напоминаніемъ,

14. зная, что скоро долженъ оставить храмину мою, какъ и Господь нашъ Іисусъ Христосъ открылъ мнѣ.

15. Буду же стараться, чтобы вы и послѣ моего отшествія всегда приводили это на память.

16. Ибо мы возвѣстили вамъ силу и пришествіе Господа нашего Іисуса Христа, не хитросплетеннымъ баснямъ послѣдуя, но бывши очевидцами Его величія.

17. Ибо онъ принялъ отъ Бога Отца честь и славу, когда отъ велелѣпной славы принесся къ Нему такой гласъ: Сей есть Сынъ Мой Возлюбленный, въ Которомъ Мое благоволеніе.

18. И этотъ гласъ, принесшійся съ небесъ, мы слышали, будучи съ Нимъ на святой горѣ.

19. И притомъ мы имѣемъ вѣрнѣйшее пророческое слово; и вы хорошо дѣлаете, что обращаетесь въ нему, какъ къ свѣтильнику, сіяющему въ темномъ мѣстѣ, доколѣ не начнетъ разсвѣтать день и не взойдетъ утренния звѣзда въ сердцахъ вашихъ,

20. зная прежде всего то, что ни какого пророчества въ Писаніи нельзя разрѣшить самому собою.

21. Ибо никогда пророчество не было произносимо по волѣ человѣческой, но изрекали его святые Божіи человѣки, будучи движимы Духомъ Святымъ.


I.
Надписаніе и привѣтствіе (1-2). Восхожденіе по степенямъ добродѣтелей (3-9). Убѣжденіе къ твердости въ вѣрѣ съ указаніемъ на близость кончины Апостола (10-15). Преображеніе Господне (16-18). Ветховавѣтное пророческое слово (19-21).

1-2. По апостольскому обыкновенію (ср. 1 Петр. I, 2; Рим. I, 1. 12; Тит. I, 1. 4), Ап. Петръ начинаетъ свое посланіе привѣтствіемъ — преподаніемъ христіанамъ благодати и мира, при чемъ «съ самаго начала Апостолъ пробуждаетъ помыслы и души вѣрующихъ, побуждая ихъ въ дѣлѣ проповѣди равняться Апостоламъ. Ибо тогда, какъ всѣ получили равно драгоцѣнную благодать, несправедливо было бы имѣть недостатокъ въ чемъ-нибудь такомъ, въ чемъ всѣ оказались равными» (бл. Ѳеофилактъ). Сразу же Апостолъ называетъ божественную сторону спасенія — «въ правдѣ Бога нашего и Спаса Іисуса Христа» (ст. 1) и человѣческую — «въ познаніи Бога и Господа нашего Іисуса Христа» (ст. 2).

3-4. «Со ст. 3 начинается собственно посланіе. Его, какъ замѣчаютъ, можно сравнить съ потокомъ, который уже въ самомъ истокѣ и широкъ, и глубокъ. Самое начало посланія полно огня и жизни и силы и переноситъ читателя въ самую полноту евангельской благодати, точно такъ же, какъ и въ первомъ посланіи» (Еп. Михаилъ). Въ ст. 3 и 4 Апостолъ говоритъ о Божественной сторонѣ спасенія — о томъ, что Богъ сдѣлалъ для людей: между тѣмъ далѣе, въ ст. 5-8, онъ говоритъ уже о томъ, что должны дѣлать сами вѣрующіе, чтобы удовлетворять своему христіанскому призванію. Въ христіанствѣ, по Апостолу, дана полнота истинной жизни отъ всесильной и вседѣйствующей силы или благодати Божіей, дана блаженная возможность людямъ становиться участниками Божескаго естества. «Причастниками Божескаго естества мы сдѣлались чрезъ явленіе Господа и Бога, Который начатокъ нашего естества соединилъ въ Самомъ Себѣ и освятилъ, если же начатокъ святъ, то и цѣлое свято» (бл. Ѳеофилактъ).

5-7. Отвѣтомъ со стороны христіанъ на дѣйствія благодати Божіей не только удаленіе отъ господствующаго въ мірѣ растлѣнія (ст. 4б), но и, главнымъ образомъ, положительная добродѣтель въ разныхъ ея развѣтвленіяхъ. Апостолъ въ ст. 5-7 «показываетъ степени преуспѣянія. На первомъ мѣстѣ «вѣра», такъ какъ она есть основаніе и опора добра. На второмъ мѣстѣ «добродѣтель», т. е. дѣла, ибо безъ нихъ, какъ говоритъ Апостолъ Іаковъ (II, 26), вѣра безъ дѣлъ мертва. «Далѣе «разумъ». Какой же разумъ? Знаніе сокровенныхъ таинъ Божіихъ, которое доступно не для всякаго, но для того только, кто постоянно упражняется въ добрыхъ дѣлахъ. За симъ «воздержаніе». Ибо и оно нужно достигшему до означенной мѣры, — чтобы не возгордился величіемъ дара. А какъ при кратковременномъ воздержаніи нельзя упрочить за собою даръ, то должно привзойти терпѣніе. Оно произведетъ все, и «благочестіе» умиротворитъ, и упованіе на Бога усовершитъ. Къ благочестію присоединится «братолюбіе», а ко всему этому любовь»... (Бл. Ѳеофилактъ).

8-9. Изобразивъ ранѣе (ст. 2-6) благодатное состояніе христіанъ въ его идеальной нормѣ, Апостолъ теперь говоритъ, что христіанскій идеалъ вѣры и жизни долженъ воплощаться въ цѣлой жизни христіанскаго общества, что лишь сохраненіе и пріумноженіе духовнаго благодатнаго достоянія открываетъ путь къ истинному христіанскому познанію; напротивъ, тотъ, кто не имѣетъ упомянутыхъ Апостоломъ нравственныхъ основъ жизни, тотъ подобенъ человѣку съ закрытыми глазами. «Изреченіе Апостола Петра подобно сказанному блаженнымъ Іаковомъ, именно: кто слушаетъ слово, и не исполняетъ, тотъ подобенъ человѣку, разсматривающему природныя черты лица своего въ зеркалѣ» (Іак. I, 23), (бл. Ѳеофилактъ).

10-11. Въ противоположность очерченной въ ст. 9 неосновательности людей чуждаго христіанству духа, истинные христіане должны и въ ученіи, и въ жизни опираться на званіе и избраніе христіанское въ надеждѣ на входъ въ вѣчное царство Господа Іисуса Христа. «Примѣчай, какъ прежде Апостолъ хотѣлъ побудить страхомъ — пришествіемъ Судіи, а теперь убѣждаетъ обѣщаніемъ благъ — входомъ въ вѣчное царство Божіе» (бл. Ѳеофилактъ)

12-15. Какъ ни хорошо и твердо знаютъ христіанскую истину (ст. 12. Ср. 1 Петр. I, 12; V, 12) читатели посланія, но Апостолъ въ своей пастырской заботливости считаетъ долгомъ напоминать имъ о ней и возбуждать ихъ отъ духовнаго усыпленія, особенно въ виду близкой, предчувствуемой имъ и, быть можетъ, нарочито открытой имъ Господомъ (ср. Іоан. XXI, 18; сн. 2 Тим. IV, 6), кончины его. Примѣчателенъ при этомъ возвышенный взглядъ Апостола, общій ему съ другими священными библейскими писателями Ветхаго и Новаго Завѣта (Ис. XXXVIII, 12; Прем. Сол. IX, 15; 2 Кор. V, 1) на безсмертіе духа человѣческаго при тлѣнности его тѣлесной оболочки, какъ бы его временной «палатки» (σκήνωμα), и на смерть, какъ на «отложеніе» (ἀπόθεσις) этой палатки и какъ «исходъ» (ἔξοδος) духа къ Отцу Небесному (ср. Іоан. XVI, 2а), Относительно ст. 15 блаж. Ѳеофилактъ замѣчаетъ: «Нѣкоторые понимаютъ это съ такою перестановкою: «буду стараться и послѣ моего отшествія имѣть васъ всегда», т. е., каждодневно и непрерывно вспоминать, и отсюда выводятъ мысль, что святые и по смерти помнятъ остающихся здѣсь и молятся за живущихъ. Справедливость сего каждодневно усматриваютъ тѣ, которые призываютъ божественную благодать святыхъ. Такъ понимаютъ одни; но другіе понимаюгъ иначе. Послѣдніе читаютъ и понимаютъ сей стихъ просто: буду стараться, чтобы вы и послѣ моего отшествія всегда помнили это, т. е., мы непрерывно повторяемъ вамъ одно и то же для того, чтобы обратить вамъ это въ привычку, чтобы вы чрезъ постоянное и неизмѣнное усвоеніе сего избавились отъ обвиненія въ непослушаніи и незнаніи, но и послѣ смерти моей завѣщаніе о семъ хранили твердо и неизмѣнно».

16-18. Требуя отъ вѣрующихъ строгаго и постояннаго вниманія къ словамъ своего благовѣствованія, Апостолъ здѣсь доказываетъ несомнѣнную важность слѣдованія этому ученію, противополагая божественную истинность евангельскаго ученія красивымъ поэмамъ язычниковъ и обольстительнымъ баснямъ (зарождавшимся уже тогда) еретическихъ ученій (ср. 1 Тим. IV, 7; I, 4) Апостолъ какъ-бы такъ говоритъ: «Ничего такого нельзя подозрѣвать въ насъ. Ибо мы преподали ученіе словомъ необработаннымъ, какъ и Павелъ говоритъ Коринѳянамъ (1 Кор. II, 4, 13), и преподали то, что своими глазами видѣли, когда вмѣстѣ съ Нимъ восходили на святую гору» (бл. Ѳеофилактъ). Въ качествѣ разительнаго примѣра, въ которомъ особенно проявились величіе и сила Господа Іисуса Христа, и о которомъ, какъ о дѣйствительномъ событіи свидѣтельствуютъ Апостолы и Евангелисты (см. Матѳ. XVII, 1 сл.; Марк. IX, 2 сл.; Лук. IX, 28 сл.), Ап. Петръ говоритъ здѣсь о Преображеніи Господа, съ особенною силою оттѣняя, что Апостолы, въ числѣ ихъ Петръ, самолично слышали гласъ Бога Отца, пришедшій къ Іисусу Христу съ неба.

19-21. Въ связи съ упоминаніемъ о величіи и славѣ Господа Іисуса Христа Апостолъ теперь даетъ, какъ и въ первомъ своемъ посланіи (I, 10-12), замѣчательное по своей глубинѣ и точности раскрытіе библейскаго понятія объ истинномъ пророчествѣ. И прежде всего пророческое слово Апостолъ называетъ (ст. 19). βεβαιότερον, слав. извѣстнѣйшее — болѣе крѣпкимъ, какъ слово болѣе раннее, оправдываемое и подтверждаемое новозавѣтными событіями. Какъ Самъ Христосъ Спаситель по воскресеніи Своемъ ссылался на Моисея и на всѣхъ пророковъ въ разъясненіе того, что ему надлежало страдать, умереть, воскреснуть и войти въ славу Свою, такъ и первоверховный Апостолъ Петръ доказательсто славы и величія Господа Христа видитъ не только въ евангельскомъ событіи Преображенія Господня и апостольскихъ сказаніяхъ объ этомъ событіи (ст. 16-18), но въ «вѣрнѣйшемъ пророческомъ словѣ», которое онъ здѣсь же уподобляетъ свѣтильнику, сіяющему въ темномъ мѣстѣ, чѣмъ показывается руководствениое и животворное значеніе слова Божія въ жизни грѣшнаго человѣчества. «Внимая, говоритъ (Апостолъ), симъ сказаніямъ пророковъ, вы не обманетесь въ своей надеждѣ. Ибо въ свое время они оправдаются дѣлами, которые Апостолъ назвалъ «днемъ», продолжая переносную рѣчь, ибо тутъ же сказалъ о свѣтильникѣ, о темномъ мѣстѣ, которое и есть ночь. Итакъ, когда, говоритъ, наступитъ «день», т. е. явленіе событій, тогда въ сердцахъ вашихъ взойдетъ «утренняя звѣзда», т. е. пришествіе Христово, предвозвѣщенное пророками, и какъ истинный свѣтъ, освѣтитъ сердца ваши» (бл. Ѳеофилактъ). Похваляя внимательность читателей къ руководству пророческаго слова (ст. 19), Апостолъ вмѣстѣ съ тѣмъ желаетъ возвысить у читателей, а вмѣстѣ и у всѣхъ христіанъ сознаніе особенной важности пророческаго слова, указывая на то, что оно произошло чрезвычайнымъ, сверхъестественнымъ образомъ и потому должно быть толкуемо, изъясняемо соотвѣтственно священной важности своего происхожденія. «Пророки получаютъ пророчества отъ Бога, но не какъ они хотятъ, а какъ дѣйствуетъ Духъ Божій; они сознавали и уразумѣвали ниспосылаемое имъ пророческое слово, но объясненія не дѣлали. Что пророки, во время дѣйствія на нихъ Духа Божія, сознавали, что имъ ниспосылается слово отъ Духа Божія, видно изъ того, что они подчинялись добровольно и чтó хотѣли, тó высказывали, а чего не хотѣли, о томъ умалчивали. У лжепророковъ не такъ. Они во время дѣйствія не владѣли сознаніемъ, но приведенные въ неистовство, какъ пьяные, не знали, чтó съ ними происходило... А что пророки прорицали не въ изступленіи, видно и изъ слѣдующаго. Пророки Ветхаго и Новаго Завѣта пророчествовали однимъ Духомъ. А Апостолъ Павелъ говоритъ: «если другому изъ сидящихъ будетъ откровеніе, то первый молчи» (1 Кор. XIV, 30). Отселѣ ясно, что пророки добровольно пророчествовали, оставаясь въ естественномъ состояніи» (бл. Ѳеофилактъ). Такимъ образомъ, по ученію Ап. Петра, пророки «не были пассивными орудіями Духа, сознаніе ихъ не подавлялось, ибо по слову Апостола, они «испытывали» являемое имъ Духомъ (1 Петр. I, 11), т. е. свободно воспринимали и уразумѣвали открываемое имъ. На одной сторонѣ откровеніе отъ Духа, на другой — самодѣятельность и индивидуальность пророковъ» (проф. о. Богдашевскій).

Изобразивши, такимъ образомъ, существенныя стороны истиннаго пророчества, Апостолъ во II-й главѣ, ст. 1 и сл., характеризуетъ и отличаетъ пророчество и ученіе ложное.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0