Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ А. П. ЛОПУХИНА

Александръ Павловичъ Лопухинъ († 1904 г.)

Александръ Павловичъ Лопухинъ (1852–1904), русскій православный церковный писатель, переводчикъ, библеистъ. Родился въ семьѣ священника Саратовской губерніи. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію (1878), писать и печататься началъ еще въ студенческіе годы. Послѣ выпуска Лопухинъ, какъ хорошо знающій англійскій языкъ, былъ направленъ псаломщикомъ въ США (1879–82), гдѣ трудился при русской посольской церкви въ Нью-Йоркѣ. Вернувшись въ Россію, Лопухинъ занялъ каѳедру сравнительнаго богословія въ СПб.ДА (1883), а съ 1885 перешелъ на каѳедру древней исторіи, которую занималъ до конца своихъ дней. За сравнительно короткую жизнь Лопухинъ сдѣлалъ очень много для русскаго духовнаго просвѣщенія: былъ редакторомъ «Церковнаго вѣстника», «Странника», «Общедоступной богословской библіотеки» и «Симфоніи». По его иниціативѣ сталъ издаваться полный переводъ твореній свт. Іоанна Златоуста. Много статей написалъ Лопухинъ для «Православной богословской энциклопедіи», первые тома которой онъ редактировалъ. далѣе>>

НОВЫЙ ЗАВѢТЪ

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ,
или комментарій на всѣ книги Священнаго Писанія Ветхаго и Новаго Завѣта.

Второе Соборное посланіе святаго Апостола Іоанна Богослова.

Глава 1-я.

1. Старецъ — избранной госпожѣ и дѣтямъ ея, которыхъ я люблю по истинѣ, и не только я, но и всѣ познавшіе истину,

2. ради истины, которая пребываетъ въ насъ и будетъ съ нами въ вѣкъ:

3. да будетъ съ вами благодать, милость, миръ отъ Бога Отца и отъ Господа Іисуса Христа, Сына Отчаго, въ истинѣ и любви.

4. Я весьма обрадовался, что нашелъ изъ дѣтей твоихъ ходящихъ въ истинѣ, какъ мы получили заповѣдь отъ Отца.

5. И нынѣ прошу тебя, госпожа, не какъ новую заповѣдь предписывая тебѣ, но ту, которую имѣемъ отъ начала, чтобы мы любили другъ друга.

6. Любовь же состоитъ въ томъ, чтобы мы поступали по заповѣдямъ Его. Это — та заповѣдь, которую вы слышали отъ начала, чтобы поступали по ней;

7. ибо многіе обольстители вошли въ міръ, не исповѣдующіе Іисуса Христа, пришедшаго во плоти: такой человѣкъ есть обольститель и антихристъ.

8. Наблюдайте за собою, чтобы намъ не потерять того, надъ чѣмъ мы трудились, но чтобы получить полную награду.

9. Всякій, преступающій ученіе Христово и не пребывающій въ немъ, не имѣетъ Бога; пребывающій въ ученіи Христовомъ имѣетъ и Отца и Сына.

10. Кто приходитъ къ вамъ и не приноситъ сего ученія, того не принимайте въ домъ и не привѣтствуйте его;

11. ибо привѣтствующій его участвуетъ въ злыхъ дѣлахъ его.

12. Многое имѣю писать вамъ, но не хочу на бумагѣ чернилами, а надѣюсь придти къ вамъ и говорить устами къ устамъ, чтобы радость ваша была полна.

13. Привѣтствуютъ тебя дѣти сестры твоей избранной. Аминь.


I.
Надписаніе, похвала избранной госпожѣ и дѣтямъ ея и привѣтствіе (1-3). Выраженіе радости и преподаніе заповѣди къ любви и благочестіи (4-6). Предостереженіе отъ лжеучителей (7-11). Извѣстія и привѣтствія (12-13).

1-3. Собственное свое имя — Іоаннъ — Апостолъ и Евангелистъ Іоаннъ Богословъ называетъ только въ Апокалипсисѣ (I, 9; XXII, 8); въ Евангеліи и первомъ посланіи онъ совсѣмъ не называетъ себя, а во второмъ и третьемъ посланіи онъ именуетъ себя старцемъ, ὁ πρεσβύτερος, — несомнѣнно въ виду своего преклоннаго возраста, старцемъ въ собственномъ смыслѣ (какъ подобнымъ образомъ и Ап. Павелъ въ посланіи въ Филимону, написанномъ подъ конецъ его жизни, называлъ себя старцемъ, Флм. ст. 9), а не пресвитеромъ въ смыслѣ іерархической должности. Выраженіе «избранной госпожѣ» лучше понимать, какъ уже сказали мы во введеніи къ посланію, въ нарицательномъ смыслѣ — именно нѣкоей благочестивой христіанкѣ, называемой избранною — въ значеніи высоты христіанскаго призванія людей въ Церковь Христову (ср. 1 Петр. II, 7-10; Рим. VIII, 33 и др.). Если въ названіи «избранной» такимъ образомъ заключается понятіе о женѣ-христіанкѣ, украшенной добродѣтелями, то наименованіе «госпожа» можетъ указывать на знатность происхожденія и высоту общественнаго положенія этой христіанки, — повидимому, вдовы (не упоминается о мужѣ ея, а только о дѣтяхъ). «Пишетъ къ вѣрной женщинѣ и этимъ нисколько не унижаетъ себя, потому что во Христѣ Іисусѣ не имѣетъ различія ни мужескій полъ, ни женскій» (Гал. III, 18).

Вторая половина ст. 1 и стихъ 2-й содержатъ въ себѣ высокую похвалу благочестію «избранной госпожи» и ея дѣтей: не только самъ Апостолъ, но и другіе истинные христіане чистою любовію во Христѣ, любовію дѣла и истины (1 Іоан. III, 18), любятъ богобоязненное семейство «избранной госпожи», ради вѣчно пребывающей въ христіанахъ истины» (ст. 2; сн. Іоан. III, 19. 24), той истины, которая пребываетъ съ учениками Господа, по обѣтованію Его о Духѣ истины (Іоан. XIV, 16-17). Апостолъ преподаетъ благословеніе своимъ первымъ читателямъ: благодать, милость и миръ, — благодать (χάρις) — совокупность всѣхъ, подаваемыхъ отъ Бога духовныхъ дарованій, потребныхъ для преуспѣянія въ благочестивой жизни (ср. Рим. III, 24; Ефес. II, 4-10); милость (ἔλεος) — сострадающая немощному человѣку любовь Божія (ср. Лук. X, 30-37); миръ (εἰρήνη) — успокоеніе духа примиренію съ Богомъ чрезъ искупительную жертву Христа (ср. 1 Пет. I, 2). Источникомъ этихъ великихъ благъ является Пресвятая Троица, при чемъ Господа Іисуса Христа Апостолъ называетъ Сыномъ Отчимъ (τοῦ υἱοῦ τοῦ Πατρός), — «ибо одинъ только Богъ въ собственномъ смыслѣ есть Отецъ Сына. Посему и Павелъ говоритъ: «отъ котораго именуется всякое отечество на небесахъ и на землѣ» (Ефес. III, 15) (бл. Ѳеофилактъ).

Заключительными словами ст. 3 («въ истинѣ и любви» ἐν ἀληϑείᾳ ϰαὶ ἀγάπῃ) Апостолъ выражаетъ образъ и цѣль проявленія въ христіанахъ благодати, милости и мира; эта цѣль — духъ истины и любви, какъ постоянное начало жизни и дѣятельности христіанъ.

4-6. Послѣ привѣтствія и преподанія читателямъ благословенія Апостолъ начинаетъ свою рѣчь выраженіемъ высокой пастырской радости по поводу того, что нѣкоторые изъ дѣтей госпожи, — быть можетъ, незадолго предъ тѣмъ видѣнные Апостоломъ, — ходятъ въ истинѣ, по заповѣди Отца Небеснаго: «По истинѣ — дѣло весьма радостное — найти человѣка, непреткновенно идущаго поприщемъ вѣры во Христа по Его заповѣди». «Ходящихъ» сказано съ мыслью — указать на преуспѣяніе. Ибо чѣмъ болѣе кто дѣйствуетъ въ добродѣтели, тѣмъ далѣе уходитъ впередъ, тѣмъ бóльшій пріобрѣтаетъ навыкъ къ добру (бл. Ѳеофилактъ). Самая заповѣдь Отца, возвѣщенная Его Сыномъ (Іак. XV, 15), кратко и точно выражена была Апостоломъ въ первомъ своемъ посланіи (III, 23), и теперь повторяется и напоминается имъ отнюдь не какъ новая, но какъ слышанная читателями съ самаго начала ихъ христіанской жизни (ст. 5-6, сн. 1 Іоан. II, 7-11).

7-8. Особеннымъ поводомъ къ усиленному апостольскому увѣщанію госпожѣ и ея дѣтямъ является появленіе въ мірѣ и въ Церкви многихъ обольстителей и антихристовъ, о которыхъ писалъ Апостолъ и въ первомъ своемъ посланіи (II, 18. 19. 26; IV, 1-3). Разница, повидимому, лишь та, что называемые въ разсматриваемомъ мѣстѣ ст. 8 лжеучители не исповѣдывали не только Іисуса Христа, во плоти пришедшаго, но и Христа, имѣющаго придти, ἐρχόμενον, т. е., не исповѣдывали ни перваго, ни второго пришествія Господа, отрицали самую возможность вочеловѣченія Сына Божія, слѣдовательно, отрицали самую основу христіанства. Изъ словъ: «не исповѣдающе Іисуса Христа грядуща», а не: прошедшее (ἐλϑόντα), «во плоти» видно, что были нѣкоторые, отвергавшіе второе пришествіе Христово. И Самъ Господь, когда говоритъ, что многіе придутъ подъ именемъ Моимъ, говоритъ не о первомъ Своемъ пришествіи, а о второмъ. Впрочемъ, совершенно справедливо, что отвергающій второе пришествіе не признаетъ и перваго. Ибо, если Господь приходилъ уже во плоти и обѣщалъ еще придти, то, очевидно, отвергающій второе пришествіе отвергаетъ и первое. «Кто вѣруетъ, что Господь приходилъ, тотъ съ вѣрою приметъ и обѣшаніе Его, пришедшаго. А кто отвергаетъ обѣщаніе, тому ничто не препятствуетъ отрицать и первое пришествіе. Посему-то, полагаю, и выразился возлюбленный: «грядуща», а не «пришедша», чтобы однимъ словомъ обнять отрицающихъ оба пришествія Господни» (бл. Ѳеофилактъ). Понятна поэтому одинаковая суровость обличенія Апостоломъ Іоанномъ лжеучителей какъ въ первомъ, такъ и во второмъ своемъ посланіи. Въ ст. 8 Апостолъ указываетъ и ту цѣль, съ какою Онъ предлагаетъ столь настойчивыя предупрежденія противъ обольщенія со стороны лжеучителей: «чтобы намъ не потерять того, надъ чѣмъ мы трудились, но чтобы получить полную награду» (ср. Гал. IV, 2; 1 Сол. III, 5). Устраняетъ этимъ Апостолъ и возможное возраженіе со стороны обольщенныхъ лжеучителями. «Иной изъ такого рода людей, можетъ быть, скажетъ: если я не вѣрую въ пришествіе Христово во плоти, но проведу жизнь въ добрыхъ дѣлахъ, ужели съ этими дѣлами не могу стать на ряду съ благочестивыми? ужели не могу получить награды за оныя? Апостолъ впередъ уничтожаетъ такое возраженіе. Онъ говоритъ: кто отрицаетъ пришествіе Христа во плоти, тотъ пусть и не думаетъ ни о полученіи полнаго воздаянія за дѣла, какое предлежитъ истинновѣрующимъ, ни о причтеніи себя къ совершенно благочестивымъ. Напротивъ, всякій, преступающій заповѣдь Его, т. е. Христа, пришедшаго во плоти, и не пребывающій въ ученіи Его, не имѣетъ Бога. Ибо если на Того, Кто пришелъ научить людей совершенному богопознанію, смотритъ съ пренебреженіемъ, то какъ можетъ быть еще благочестивымъ, когда презираетъ самого Учителя божественныхъ предметовъ? Нѣтъ, такой человѣкъ безбожникъ» (бл. Ѳефилактъ).

9-11. Необходимость вѣрности всему ученію Христову Апостолъ доказываетъ, ст. 9, и отрицательно, говоря, что всякій, преступающій ученіе Христово и не пребывающій въ немъ, не имѣетъ Бога (ср. 1 Іоан. II, 23), — и положительно, утверждая, что пребывающій въ ученіи Христовомъ имѣетъ и Отца, и Сына (ср. 1 Іоан. IV, 14-16). «Пребываетъ въ ученіи Христовомъ, т. е. въ евангельскомъ, тотъ, кто мудрствуетъ по оному, учитъ, дѣйствуетъ, соображаетъ съ нимъ всю жизнь внутреннюю и внѣшнюю» (бл. Ѳеофилактъ).

Теперь, ст. 10-11, въ виду гибельности лжеученія, отрицавшаго воплощенія въ Іисусѣ Христѣ Сына Божія, Апостолъ, настоятельно предостерегая христіанъ отъ обольщенія лжеучителями, требуетъ отъ своихъ духовныхъ чадъ избѣгать всякаго общенія съ лжеучителями, — разумѣется, прежде всего остерегаться ихъ, какъ учителей, и бѣгать ихъ гибельнаго лжеученія, а затѣмъ удаляться общенія съ ними и въ дѣлахъ житейскихъ. Подобную осторожность въ отношеніи лжеучителей и нечестивцевъ совѣтовалъ христіанамъ и Апостолъ Павелъ (2 Ѳес. III, 6; 1 Кор. V, 11).

12-13. Причину краткости (второго, какъ затѣмъ и третьяго) посланія Апостолъ указываетъ въ желаніи своемъ личнаго свиданія съ читателями, — разумѣется, вѣроятно, одно изъ обычныхъ апостольскихъ путешествій по обозрѣнію церквей.

Изъ привѣтствія отъ дѣтей сестры избранной госпожи можно заключить, что они были ближайшими учениками Апостола и находились при немъ, какъ при Апостолѣ Павлѣ — его ученики и спутники.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0