Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 20 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ А. П. ЛОПУХИНА

Александръ Павловичъ Лопухинъ († 1904 г.)

Александръ Павловичъ Лопухинъ (1852–1904), русскій православный церковный писатель, переводчикъ, библеистъ. Родился въ семьѣ священника Саратовской губерніи. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію (1878), писать и печататься началъ еще въ студенческіе годы. Послѣ выпуска Лопухинъ, какъ хорошо знающій англійскій языкъ, былъ направленъ псаломщикомъ въ США (1879–82), гдѣ трудился при русской посольской церкви въ Нью-Йоркѣ. Вернувшись въ Россію, Лопухинъ занялъ каѳедру сравнительнаго богословія въ СПб.ДА (1883), а съ 1885 перешелъ на каѳедру древней исторіи, которую занималъ до конца своихъ дней. За сравнительно короткую жизнь Лопухинъ сдѣлалъ очень много для русскаго духовнаго просвѣщенія: былъ редакторомъ «Церковнаго вѣстника», «Странника», «Общедоступной богословской библіотеки» и «Симфоніи». По его иниціативѣ сталъ издаваться полный переводъ твореній свт. Іоанна Златоуста. Много статей написалъ Лопухинъ для «Православной богословской энциклопедіи», первые тома которой онъ редактировалъ. далѣе>>

НОВЫЙ ЗАВѢТЪ

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ,
или комментарій на всѣ книги Священнаго Писанія Ветхаго и Новаго Завѣта.

Первое посланіе къ Тимоѳею Святаго Апостола Павла.

Глава 5-я.

1. Старца не укоряй, но увѣщевай, какъ отца; младшихъ, какъ братьевъ;

2. старицъ, какъ матерей; молодыхъ, какъ сестеръ, со всякою чистотою.

3. Вдовицъ почитай, истинныхъ вдовицъ.

4. Если же какая вдовица имѣетъ дѣтей или внучатъ, то они прежде пусть учатся почитать свою семью и воздавать должное родителямъ, ибо сіе угодно Богу.

5. Истинная вдовица и одинокая надѣется на Бога и пребываетъ въ моленіяхъ и молитвахъ день и ночь;

6. а сластолюбивая заживо умерла,

7. И сіе внушай имъ, чтобъ были безпорочны.

8. Если же кто о своихъ и особенно о домашнихъ не печется, тотъ отрекся отъ вѣры и хуже невѣрнаго.

9. Вдовица должна быть избираема не менѣе, какъ шестидесятилѣтняя, бывшая женою одного мужа,

10. Извѣстная по добрымъ дѣламъ, если она воспитала дѣтей, принимала странниковъ, умывала ноги святымъ, помогала бѣдствующимъ и была усердна ко всякому доброму дѣлу.

11. Молодыхъ же вдовицъ не принимай, ибо онѣ, впадая въ роскошь въ противность Христу, желаютъ вступать въ бракъ.

12. Онѣ подлежатъ осужденію, потому что отвергли прежнюю вѣру;

13. притомъ же онѣ, будучи праздны, пріучаются ходить по домамъ, и бываютъ не только праздны, но и болтливы, любопытны, и говорятъ, чего не должно.

14. Итакъ я желаю, чтобы молодыя вдовы вступали въ бракъ, раждали дѣтей, управляли домомъ и не подавали противнику никакого повода къ злорѣчію;

15. ибо нѣкоторыя уже совратились вслѣдъ сатаны.

16. Если какой вѣрный или вѣрная имѣетъ вдовъ, то должны ихъ довольствовать и не обременять Церкви, чтобъ она могла довольствовать истинныхъ вдовицъ.

17. Достойно начальствующимъ пресвитерамъ должно оказывать сугубую честь, особенно тѣмъ, которые трудятся въ словѣ и ученіи.

18. Ибо Писаніе говоритъ: не заграждай рта у вола молотящаго; и: трудящійся достоинъ награды своей (Втор. 25, 4; Матѳ. 10, 10).

19. Обвиненіе на пресвитера не иначе принимай, какъ при двухъ или трехъ свидѣтеляхъ.

20. Согрѣшающихъ обличай предъ всѣми, чтобъ и прочіе страхъ имѣли.

21. Предъ Богомъ и Господом Іисусомъ Христомъ и избранными Ангелами заклинаю тебя сохранить сіе безъ предубѣжденія, ничего не дѣлая по пристрастію.

22. Рукъ ни на кого не возлагай поспѣшно, и не дѣлайся участникомъ въ чужихъ грѣхахъ. Храни себя чистымъ.

23. Впредь пей не одну воду, но употребляй немного вина, ради желудка твоего и частыхъ твоихъ недуговъ.

24. Грѣхи нѣкоторыхъ людей явны и прямо ведутъ къ осужденію, а нѣкоторыхъ открываются впослѣдствіи.

25. Равнымъ образомъ и добрыя дѣла явны; а если и не таковы, скрыться не могутъ.


V.
Отношеніе Тимоѳея къ старымъ мужчинамъ и женщинамъ (1-2). Отношеніе ко вдовамъ (3-16). Тимоѳей и пресвитеры (17-20). Заключеніе пастырскихъ наставленій (21-23). Отношеніе Тимоѳея къ вопросу о рабахъ (24-26).

1-2. Съ каждою группою и состояніемъ вѣрующихъ нужно дѣйствовать по разному. Стараго человѣка не нужно укорять, т. е. выговаривать ему слишкомъ рѣзко. Что здѣсь разумѣется дѣйствительно старый возрастъ человѣка, а не положеніе человѣка какъ пресвитера (по греч. здѣсь поставлено слово πρεσβύτεροι), это видно изъ того, что этому опредѣленію далѣе противополагаются термины, означающіе именно возрасты (старицы, молодыя). Тимоѳей былъ молодъ, поэтому ему нетрудно было говорить съ старцемъ какъ съ отцомъ своимъ. — Со всякою чистотою. Въ отношеніи къ молодымъ женщинамъ Тимоѳей долженъ быть свободенъ отъ всякихъ пожеланій.

3-7. Не мало заботъ доставляли Апостольской церкви вдовы, которыхъ въ тѣ опасныя для христіанства времена было довольно большое число. Тимоѳей долженъ ихъ почитать, т. е. и съ уваженіемъ относиться къ нимъ, и помогать имъ изъ церковныхъ средствъ. Но только это должны быть «истинныя вдовицы», т. е. женщины, оставшіяся по смерти мужей совершенно одинокими. Есть вдовы другого рода — имѣющія дѣтей или внучатъ: тѣ, конечно, должны получать пособіе отъ этихъ послѣднихъ и не обременять собою церковной кассы. — Онѣ прежде пусть учатся... Ап. говоритъ не о дѣтяхъ и внукахъ, а о самихъ вдовахъ (Златоустъ, Ѳеодоритъ и др.) и вмѣсто «пусть учатся» лучше читать: «пусть учится» (μανϑανέτω). — Почитать свою семью — точнѣе: заботиться, чтобы дѣти или внуки пріобрѣтали благочестивые навыки (εὐσεβεῖν) и возрастали въ почтеніи къ предкамъ (τ. προγόνοις — по русски неточно: родителямъ)... — Иное дѣло вдовица въ истинномъ смыслѣ этого слова (ст. 5): она, не имѣя дѣтей или внуковъ, будучи вполнѣ одинокой, конечно возложитъ всю надежду только на Бога и будетъ стоять вдали отъ практической домашней работы, все свое время посвящать молитвѣ и благочестивымъ подвигамъ. Если же она предается сластолюбивой жизни, вмѣсто благочестія, то этимъ ясно покажетъ, что она — только по имени христіанка и причастница новой лучшей жизни: на самомъ дѣлѣ она — духовно мертвый человѣкъ (ср. Апок. III, 1). Тимоѳей долженъ постоянно внушать вдовамъ мысль объ этомъ, чтобы онѣ не служили предметомъ нареканій, главнымъ образомъ со стороны лицъ непринадлежащихъ къ Церкви (ср. 1 Петр. III, 16).

8. Всякій, кто не заботится о своихъ собратьяхъ и особенно о членахъ своего рода, отрекся отъ вѣры Христовой, главное требованіе которой состоитъ въ томъ, чтобы христіане оказывали дѣятельную любовь по отношенію къ ближнимъ, и даже хуже язычника, которому нельзя было отказать въ заботливости о своихъ родственникахъ. Ап., конечно, имѣетъ здѣсь въ виду главнымъ образомъ тѣхъ христіанъ, которые по разнымъ соображеніямъ отказывали въ своей помощи родственницамъ своимъ — вдовамъ. Такимъ образомъ этотъ стихъ представляетъ собою переходъ къ слѣдующему.

9-10. Въ каталогъ или списокъ вдовъ, получающихъ пособіе отъ Церкви (на такой списокъ указываетъ глаголъ ϰαταλεγέσϑω неточно переведенный по-русски выраженіемъ: должна быть избираема) должны быть заносимы вдовы удовлетворяющія тремъ условіямъ: 1) когда онѣ не моложе 60-ти лѣтъ — возрастъ, когда женщина уже не въ состояніи зарабатывать себѣ собственнымъ трудомъ пропитаніе, 2) когда вдова имѣла одного мужа (ср. III, 2) и наконецъ 3) вообще когда она извѣстна Церкви своими добрыми дѣлами. — Умывала ноги святымъ, т. е. христіанамъ, приходившимъ въ ея домъ издалека. — Была усердна ко всякому дѣлу, т. е. отзывалась на всякое благое общественное начинаніе.

11-13. Молодыя вдовы не должны быть вносимы въ списокъ вдовъ, получающихъ пособіе отъ Церкви, потому что онѣ, утѣшаясь Христомъ или, точнѣе, получая пособіе отъ Церкви Христовой (по русски выраженіе ϰαταστρηνιάσωσι переведено слишкомъ обще: «впадая въ роскошь противно Христу»), въ то же время думаютъ не о томъ, чтобы послужить Христу или Его Церкви, а о личныхъ своихъ выгодахъ и прежде всего объ утѣхахъ брачной жизни. Онѣ подлежатъ осужденію (какому и отъ кого — не сказано), потому что измѣнили своему, прежде высказанному, рѣшенію — отдать себя на служеніе Церкви. Кромѣ того Ап. считаетъ нужнымъ указать и на то, что такія вдовы привыкаютъ къ праздности и пустымъ пересудамъ въ разговорахъ съ другими женщинами.

14-16. Поэтому Ап. рѣшительно требуетъ (желаю — не совсѣмъ правильный переводъ выраженія βούλομαι), чтобы молодыя вдовы снова вступали въ бракъ и занимались дѣтьми и хозяйствомъ, не подавая противникамъ христіанства — іудеямъ и язычникамъ — повода хулить христіанскую вѣру. Α опасаться за молодыхъ вдовъ есть основаніе: нѣкоторыя изъ нихъ уже пошли дурною дорогою (вслѣдъ сатаны). Свои наставленія относительно вдовъ Ап. заключаетъ приглашеніемъ ко всѣмъ вѣрующимъ — помогать своимъ вдовамъ — родственницамъ и знакомымъ, не обременяя заботами о нихъ Церковь.

17-20. Переходя къ пресвитерамъ, Ап. требуетъ, чтобы они за свое предстоятельское служеніе были почитаемы вдвойнѣ — и какъ старцы по возрасту, и какъ носители особаго высокаго званія. Особенно заслуживаютъ такого почета тѣ, которые не только занимаются дѣлами церковнаго управленія, но и выступаютъ какъ проповѣдники и учители вѣры. Почтеніе же должное выражаться прежде всего въ вознагражденіи за ихъ труды, которое пресвитеры должны получать, какъ и всякій трудящійся: объ этомъ сказано и въ Ветхомъ (Втор. XXV, 4), и въ Новомъ Завѣтѣ (Матѳ. X, 10). Что же касается пресвитеровъ, неудовлетворяющихъ своему высокому назначенію, то обвиненіе противъ нихъ должно быть принесено при достаточномъ количествѣ свидѣтелей. Въ такомъ случаѣ жалующійся на пресвитера, конечно, будетъ осторожнѣе въ своихъ рѣчахъ противъ пресвитера, чѣмъ въ томъ случаѣ, когда онъ будетъ наединѣ съ епископомъ. Если пресвитеръ окажется дѣйствительно виновнымъ, то его нужно обличить предъ всѣми другими пресвитерами, чтобы этимъ самымъ предохранить послѣднихъ отъ повторенія тѣхъ же проступковъ, въ какихъ изобличенъ повинный пресвитеръ.

21-23. Вопросъ о судѣ надъ пресвитерами такъ важенъ, что Ап. заклинаетъ Тимоѳея Богомъ, Христомъ и ближайшими къ престолу Божію (избранными) Ангелами, чтобы онъ помнилъ его указаніе, только что имъ высказанное. Тимоѳей долженъ быть чуждъ всякаго пристрастія при разборѣ обвиненій, предъявленныхъ пресвитерамъ, не долженъ Тимоѳей также быть скорымъ въ рукоположеніи лицъ на разныя церковныя должности и прежде всего въ пресвитеры, потому что недостаточно подготовленный къ пресвитерскому служенію человѣкъ можетъ сдѣлать немало проступковъ, нравственная отвѣтственность за которые должна, по справедливости, лежать и на епископѣ, поставившемъ такого человѣка въ пресвитеры... Но кромѣ отвѣтственности за чужіе грѣхи, епископъ можетъ подлежать осужденію и за свои личные, и Ап. внушаетъ Тимоѳею, чтобы онъ держалъ себя въ чистотѣ. Впрочемъ, Тимоѳей не долженъ быть и излишне суровъ къ самому себѣ: онъ можетъ употреблять по немногу и вино для укрѣпленія желудка (красное вино дается врачами при слабости желудка какъ вяжущее средство), тогда такъ Тимоѳей, повидимому, вовсе не хотѣлъ вкушать вина, изъ боязни, чтобы его не упрекнули въ сластолюбіи...

24-25. Свое обращеніе къ Тимоѳею Ап. заключаетъ нѣкоторымъ утѣшеніемъ ему. Такъ какъ, дѣйствительно, Тимоѳею могло быть поставлено въ упрекъ употребленіе имъ вина, то Ап. успокоиваетъ его тѣмъ, что его истинное побужденіе, по которому онъ будетъ пить вино, не скроется отъ очей Всеправеднаго Судіи. Такъ грѣхи нѣкоторыхъ лицъ явны и теперь для всѣхъ, а у другихъ такіе же грѣхи — прикрыты; тѣмъ не менѣе и эти прикрытые грѣхи со временемъ — на страшномъ судѣ — обнаружатся. Α вѣдь человѣкъ и долженъ бояться не человѣческаго, а Божьяго суда.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0