Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 23 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 4.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ А. П. ЛОПУХИНА

Александръ Павловичъ Лопухинъ († 1904 г.)

Александръ Павловичъ Лопухинъ (1852–1904), русскій православный церковный писатель, переводчикъ, библеистъ. Родился въ семьѣ священника Саратовской губерніи. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію (1878), писать и печататься началъ еще въ студенческіе годы. Послѣ выпуска Лопухинъ, какъ хорошо знающій англійскій языкъ, былъ направленъ псаломщикомъ въ США (1879–82), гдѣ трудился при русской посольской церкви въ Нью-Йоркѣ. Вернувшись въ Россію, Лопухинъ занялъ каѳедру сравнительнаго богословія въ СПб.ДА (1883), а съ 1885 перешелъ на каѳедру древней исторіи, которую занималъ до конца своихъ дней. За сравнительно короткую жизнь Лопухинъ сдѣлалъ очень много для русскаго духовнаго просвѣщенія: былъ редакторомъ «Церковнаго вѣстника», «Странника», «Общедоступной богословской библіотеки» и «Симфоніи». По его иниціативѣ сталъ издаваться полный переводъ твореній свт. Іоанна Златоуста. Много статей написалъ Лопухинъ для «Православной богословской энциклопедіи», первые тома которой онъ редактировалъ. далѣе>>

НОВЫЙ ЗАВѢТЪ

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ,
или комментарій на всѣ книги Священнаго Писанія Ветхаго и Новаго Завѣта.

Первое посланіе къ Тимоѳею Святаго Апостола Павла.

Глава 4-я.

1. Духъ же ясно говоритъ, что въ послѣднія времена отступятъ нѣкоторые отъ вѣры, внимая духамъ обольстителямъ и ученіямъ бѣсовскимъ,

2. чрезъ лицемѣріе лжесловесниковъ, сожженныхъ въ совѣсти своей,

3. запрещающихъ вступать въ бракъ и употреблять въ пищу то, что Богъ сотворилъ, дабы вѣрные и познавшіе истину вкушали съ благодареніемъ.

4. Ибо всякое твореніе Божіе хорошо, и ничто не предосудительно, если принимается съ благодареніемъ,

5. потому что освящается словомъ Божіимъ и молитвою.

6. Внушая сіе братіямъ, будешь добрый служитель Іисуса Христа, питаемый словами вѣры и добрымъ ученіемъ, которому ты послѣдовалъ.

7. Негодныхъ же и бабьихъ басней отвращайся, а упражняй себя въ благочестіи;

8. ибо тѣлесное упражненіе мало полезно, а благочестіе на все полезно, имѣя обѣтованіе жизни настоящей и будущей.

9. Слово сіе вѣрно и всякаго принятія достойно.

10. Ибо мы для того и трудимся и поношенія терпимъ, что уповаемъ на Бога живаго, Который есть Спаситель всѣхъ человѣковъ, а наипаче вѣрныхъ.

11. Проповѣдуй сіе и учи.

12. Никто да не пренебрегаетъ юностью твоею; но будь образцомъ для вѣрныхъ въ словѣ, въ житіи, въ любви, въ духѣ, въ вѣрѣ, въ чистотѣ.

13. Доколѣ не приду, занимайся чтеніемъ, наставленіемъ, ученіемъ.

14. Не неради о пребывающемъ въ тебѣ дарованіи, которое дано тебѣ по пророчеству съ возложеніемъ рукъ священства.

15. О семъ заботься, въ семъ пребывай, дабы успѣхъ твой для всѣхъ былъ очевиденъ.

16. Вникай въ себя и въ ученіе; занимайся симъ постоянно, ибо, такъ поступая, и себя спасешь и слушающихъ тебя.


IV.
Появленіе в будущія времена лжеучителей (1-5). Тимоѳей въ своей личной жизни долженъ служить примѣромъ для общества вѣрующихъ (6-16).

1. Противъ истины Христовой, которая содержится въ Церкви, будутъ вооружаться со временемъ разные лжеучители, съ которыми предстоятели Церкви должны будутъ непремѣнно вести борьбу. — Духъ — т. е. различные пророки, выступавшіе въ то время въ Апостольской церкви (ср. 1 Кор. XII, 10; XIV, 31). — Въ послѣднія времена — точнѣе: въ послѣдующія времена (ὐστεροις ϰ., а не ἐσχάτοις ϰαιροῖς). — Духамъ обольстителямъ, т. е. людямъ, похожимъ, повидимости, на истинныхъ вдохновенныхъ учителей, но на самомъ дѣлѣ ведущихъ слушателей къ погибели. — Ученіямъ бѣсовскимъ. Эти лжеучители будутъ руководиться внушеніями враговъ Христа — бѣсовъ.

2. Черезъ лицемѣріе — точнѣе: «въ (ἐν) лицемѣріи». Эти лжеучители будутъ дѣйствовать лицемѣрно, не по убѣжденію. Эта же мысль содержится и въ слѣдующемъ выраженіи: «сожженныхъ въ совѣсти своей». У такихъ людей совѣсть будетъ какъ бы вся выжжена тѣмъ клеймомъ, какое на нее наложитъ грѣхъ. Печать грѣха — огненная — сожигаетъ совѣсть, до которой она касается. Люди съ такою сожженною совѣстью — люди умершіе для всего святого и высокаго.

3-5. Характеризуя этихъ лжеучителей, Апостолъ указываетъ на то, что они будутъ запрещать бракъ какъ состояніе, съ ихъ точки зрѣнія, нечистое, и станутъ повелѣвать воздерживаться (по русски глаголъ ἀπέχεσϑαι не переданъ) отъ яствъ — очевидно, отъ нѣкоторыхъ яствъ, можетъ быть отъ мяса. Вѣрующіе не должны слѣдовать такимъ ученіямъ, потому что всякое созданіе, т. е. все, созданное Богомъ, хорошо, полезно для человѣка, разумѣется, если онъ въ употребленіи этого соблюдаетъ умѣренность. Въ особенности нечего бояться осквернить себя пищею, когда принимаешь ее съ молитвою и благодареніемъ Богу, подавшему ее (Слово Божіе — слово молитвы). Повидимому, Ап. имѣетъ здѣсь въ виду лжеучителей преимущественно гностическаго направленія, которые дѣйствительно иногда отрицали бракъ и проводили мысль о нечистотѣ нѣкоторыхъ яствъ.

6-8. Уча другихъ — христіанъ (братій), въ чемъ заключается истинное благочестіе, Тимоѳей явится добрымъ, вполнѣ подходящимъ служителемъ Іисуса Христа. Но для этого и онъ самъ долженъ постоянно питаться тѣми ученіями евангельскими, которыя онъ принялъ отъ своего учителя — Апостола Павла (ср. 2 Тим, I, 13). Вмѣстѣ съ этимъ Апостолъ внушаетъ Тимоѳею необходимость отвращаться, удаляться отъ пустыхъ, безполезныхъ бабьихъ басней (см. I, 3-4), занимаясь только тѣмъ, что, дѣйствительно, утверждаетъ въ душѣ человѣка благочестивую настроенность — именно, дѣлами христіанской любви и подвигами воздержанія. Чтобы показать полезность благочестія дѣятельнаго, Ап. сравниваетъ это благочестіе съ обыкновеннымъ упражненіемъ тѣла. И это послѣднее занятіе несомнѣнно приноситъ пользу, укрѣпляя тѣло, дѣлая его болѣе способнымъ къ перенесенію разныхъ трудовъ, давая человѣку возможность приложитъ къ дѣлу свои силы. Но все это — лишь немногое; здѣсь — польза для тѣла и внѣшней жизни, — это не то, къ чему главнымъ образомъ долженъ стремиться христіанинъ. Благочестіе же, напротивъ, полезно во всемъ, во всѣхъ отношеніяхъ: даже и въ отношеніи здоровья, потому что благочестивый человѣкъ не станетъ разрушать здоровье свое грѣхами и пороками (жизнь настоящая). Главнымъ же образомъ благочестіе ведетъ человѣка къ полученію вѣчной блаженной жизни (будущей).

9-10. Но въ чемъ состоитъ истинное благочестіе? Ап. отвѣчаетъ на это словами христіанскаго пѣснопѣнія (гимна), которое употреблялось, очевидно, въ его время при богослуженіи. Благочестивый человѣкъ, во первыхъ, несеть тяжелые труды (ϰοπιῶμεν), т. е. не избѣгаетъ всѣхъ трудностей жизни, а, во вторыхъ, идетъ даже изъ за Христа на лишеніе своей чести, на позоръ. Конечно это относится прежде всего къ христіанскимъ проповѣдникамъ и, въ частности, къ Тимоѳею (ср. 1 Сол. V, 12). При этомъ Апостолъ указываетъ и на побужденіе къ такому образу дѣйствій: проповѣдники надѣются на Бога живого, Который въ силахъ ихъ подкрѣпить въ страданіяхъ (въ противоположность безсильнымъ мертвымъ языческимъ богамъ). Называя Бога при этомъ «Спасителемъ всѣхъ человѣковъ», Апостолъ тѣмъ самымъ даетъ понять, что христіане, конечно, болѣе другихъ людей заслуживаютъ полученія помощи отъ Бога.

11. Тимоѳей долженъ все, что сказано выше (съ III-й гл. 14-го ст.), возвѣщать какъ заповѣдь (проповѣдуй — точнѣе: заповѣдуй — παράγγελε), научать этому свою паству.

12. Тимоѳей былъ сравнительно молодой человѣкъ: во время написанія посланія ему было около 38-ми лѣтъ. Поэтому его указаніями нѣкоторые изъ вѣрующихъ могли пренебрегать, и Тимоѳей долженъ такъ ихъ предлагать, чтобы никому и въ голову не пришло, что ихъ можно не исполнять. Α этого достигнуть можно только тогда, когда Тимоѳей будетъ образцомъ для вѣрующихъ во всей своей жизни, когда онъ будетъ проявлять любовь ко всѣмъ братіямъ, вѣру въ Бога, чистоту сердца (выраженія «въ духѣ» большинство кодексовъ не имѣетъ).

13. Пока не придетъ Апостолъ въ Ефесъ, Тимоѳей долженъ самъ постоянно совершать богослуженіе: чтеніе Св. Писанія, наставленіе и ученіе — все это составныя части христіанскаго богослуженія (на это указываютъ и стоящіе здѣсь, опредѣляющіе точно понятіе, члены).

14. Чтобы побудить Тимоѳея къ дѣятельности, Ап. напоминаетъ ему о тѣхъ духовныхъ дарованіяхъ (χάρισμα — въ общемъ смыслѣ «духовное одареніе»), какія нѣкогда, вѣроятно въ Листрѣ, низведены были на него (ср. I, 17; 2 Тим. I, 6), при посвященіи его въ помощники Ап. Павлу. — По пророчеству (διὰ προϕητείας — вин. пад. множ. числа), т. е. сообразно съ высказанными о Тимоѳеѣ предсказаніями христіанскихъ пророковъ. — Съ возложеніемъ рукъ священства. Ап. говоритъ, что при избраніи Тимоѳея всѣ пресвитеры той мѣстности возложили на Тимоѳея свои руки въ знакъ того, что они, такъ сказать, ставятъ его вмѣсто себя въ помощники Павлу. Посвященія эти пресвитеры не совершали — его могъ совершить только самъ Апостолъ (еп. Ѳеофанъ). На это указываетъ и стоящій здѣсь предлогъ «съ» (μετὰ, а не διὰ = чрезъ).

15-16. О семъ заботься, т. е. размышляй о своихъ обязанностяхъ (см. 11-13 ст.), въ семъ пребывай, какъ въ своемъ домѣ. Только въ такомъ случаѣ Тимоѳей въ правѣ ожидать успѣха въ своей дѣятельности. — Вникай въ себя, т. е. наблюдай самъ за собою, чтобы не впасть въ какую ошибку, не уклониться отъ духа евангельскаго. — И въ ученіе. Здѣсь всего естественнѣе понимать учительную дѣятельность другихъ учителей вѣры въ Ефесѣ, которую Тимоѳей не долженъ оставлять безъ наблюденія и контроля. — Симъ, т. е. наблюденіемъ...

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0