Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 20 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 11.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ А. П. ЛОПУХИНА

Александръ Павловичъ Лопухинъ († 1904 г.)

Александръ Павловичъ Лопухинъ (1852–1904), русскій православный церковный писатель, переводчикъ, библеистъ. Родился въ семьѣ священника Саратовской губерніи. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію (1878), писать и печататься началъ еще въ студенческіе годы. Послѣ выпуска Лопухинъ, какъ хорошо знающій англійскій языкъ, былъ направленъ псаломщикомъ въ США (1879–82), гдѣ трудился при русской посольской церкви въ Нью-Йоркѣ. Вернувшись въ Россію, Лопухинъ занялъ каѳедру сравнительнаго богословія въ СПб.ДА (1883), а съ 1885 перешелъ на каѳедру древней исторіи, которую занималъ до конца своихъ дней. За сравнительно короткую жизнь Лопухинъ сдѣлалъ очень много для русскаго духовнаго просвѣщенія: былъ редакторомъ «Церковнаго вѣстника», «Странника», «Общедоступной богословской библіотеки» и «Симфоніи». По его иниціативѣ сталъ издаваться полный переводъ твореній свт. Іоанна Златоуста. Много статей написалъ Лопухинъ для «Православной богословской энциклопедіи», первые тома которой онъ редактировалъ. далѣе>>

НОВЫЙ ЗАВѢТЪ

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ,
или комментарій на всѣ книги Священнаго Писанія Ветхаго и Новаго Завѣта.

Первое посланіе къ Тимоѳею Святаго Апостола Павла.

Глава 1-я.

1. Павелъ, Апостолъ Іисуса Христа, по повелѣнію Бога, Спасителя нашего, и Господа Іисуса Христа, надежды нашей,

2. Тимоѳею, истинному сыну въ вѣрѣ: благодать, милость, миръ отъ Бога, Отца нашего, и Христа Іисуса, Господа нашего.

3. Отходя въ Македонію, я просилъ тебя пребыть въ Ефесѣ, и увѣщевать нѣкоторыхъ, чтобы они не учили иному

4. и не занимались баснями и родословіями безконечными, которыя производятъ больше споры, нежели Божіе назиданіе въ вѣрѣ.

5. Цѣль же увѣщанія есть любовь отъ чистаго сердца, и доброй совѣсти, и нелицемѣрной вѣры,

6. отъ чего отступивши, нѣкоторые уклонились въ пустословіе,

7. желая быть законоучителями, но не разумѣя ни того, о чемъ говорятъ, ни того, что утверждаютъ.

8. А мы знаемъ, что законъ добръ, если кто законно употребляетъ его,

9. зная, что законъ положенъ не для праведника, но для беззаконныхъ и непокоривыхъ, нечестивыхъ и грѣшниковъ, развратныхъ и оскверненныхъ, для оскорбителей отца и матери, для человѣкоубійцъ,

10. для блудниковъ, мужеложниковъ, (человѣкохищниковъ, клеветниковъ, скотоложниковъ), лжецовъ, клятвопреступниковъ, и для всего, что противно здравому ученію,

11. по славному благовѣстію блаженнаго Бога, которое мнѣ ввѣрено.

12. Благодарю давшаго мнѣ силу, Христа Іисуса Господа нашего, что Онъ призналъ меня вѣрнымъ, опредѣливъ на служеніе,

13. меня, который прежде былъ хулитель и гонитель и обидчикъ, но помилованъ потому, что такъ поступалъ по невѣдѣнію, въ невѣріи;

14. благодать же Господа нашего (Іисуса Христа) открылась во мнѣ обильно съ вѣрою и любовью во Христѣ Іисусѣ.

15. Вѣрно и всякаго принятія достойно слово, что Христосъ Іисусъ пришелъ въ міръ спасти грѣшниковъ, изъ которыхъ я первый.

16. Но для того я и помилованъ, чтобъ Іисусъ Христосъ во мнѣ первомъ показалъ все долготерпѣніе, въ примѣръ тѣмъ, которые будутъ вѣровать въ Него къ жизни вѣчной.

17. Царю же вѣковъ нетлѣнному, невидимому, единому премудрому Богу честь и слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

18. Преподаю тебѣ, сынъ мой Тимоѳей, сообразно съ бывшими о тебѣ пророчествами, такое завѣщаніе, чтобы ты воинствовалъ согласно съ ними, какъ добрый воинъ,

19. имѣя вѣру и добрую совѣсть, которую нѣкоторые отвергнувши, потерпѣли кораблекрушеніе въ вѣрѣ;

20. таковы Именей и Александръ, которыхъ я предалъ сатанѣ, чтобъ они научились не богохульствовать.


I.
Надписаніе и привѣтствіе (1-2). Тимоѳей какъ провозвѣстникъ и защитникъ спасительной истины противъ лжеучителей (3-20).

1-2. Павелъ, Апостолъ... Тимоѳей, конечно, самъ лично былъ вполнѣ увѣренъ въ божественномъ призваніи Павла къ Апостольскому служенію, и если Апостолъ въ привѣтствіи такъ обстоятельно говоритъ о своемъ призваніи, то, вѣроятно, имѣетъ при этомъ въ виду не Тимоѳея, а его ефесскую паству. Ефесскіе христіане должны утвердиться въ той мысли, что Павелъ призванъ Самимъ Богомъ и потому всѣ его распоряженія, какія слѣдуютъ далѣе, имѣютъ характеръ обязательности для всѣхъ вѣрующихъ во Христа. Въ особенности же напомнить о божественномъ призваніи Павла нужно было въ виду появленія въ Ефесѣ инако-учителей, которые, конечно, унижали Павла въ глазахъ Ефесянъ. — Спасителя нашего. Богъ называется такъ, какъ подающій людямъ спасеніе (ср. Псал. XXIII, 5; Ис. XLV, 15; Лук. I, 47; 1 Тим. II, 4 и др. мѣста), Христосъ же называется Спасителемъ (Ефес. V, 23; Лук. II, 11 и др.), какъ посредникъ и совершитель нашего спасенія. — Надежды нашей. Христосъ называется «надеждой нашей» не въ томъ смыслѣ, что Онъ есть основаніе, посредникъ или поручитель нашего спасенія, но въ томъ, что Онъ есть самый предметъ нашей надежды (ср. Кол. I, 27; Тит. II, 13.). Во Христѣ и со Христомъ дано намъ спасеніе, здѣсь на землѣ еще только составляющее предметъ вѣры и только со вторымъ пришествіемъ Христа имѣющее осуществиться вполнѣ (Рим. VIII, 24 и сл.). Такъ называетъ Апостолъ Христа въ виду того, что ефесскіе инако-учители рисовали предъ взоромъ ефесскихъ христіанъ нѣкоторыя другія «надежды» на спасеніе, напр. указывали на возможность спастись чрезъ точное исполненіе постановленій закона. — Истинному сыну въ вѣрѣ. Ап. называетъ Тимоѳея «сыномъ въ вѣрѣ» потому, что онъ возродилъ его въ новую жизнь, возвѣстивши ему ученіе Христа. Истиннымъ называетъ Ап. Тимоѳея какъ вполнѣ похожаго по всему на своего духовнаго водителя — Павла: въ немъ Павелъ узнаетъ черты своего характера (ср. Флп. II, 20-22.). — Благодать... Миръ — см. Рим. I, 7. Здѣсь къ обычному сочетанію привѣтствій своихъ «благодать и миръ» Ап. присоединяетъ еще выраженіе «милость» (ἔλεος). Объ этомъ выраженіи см Гал. VI, 16.

3. Посланіе начинается придаточнымъ предложеніемъ: «какъ я просилъ тебя»... (ϰαϑὼς παρεϰάλεσά σε). Главное предложеніе, которое должно бы здѣсь стоять, пропущено, но его можно пополнить, и этотъ весь стихъ получитъ тогда такой видъ: «какъ я просилъ тебя, самъ отходя въ Македонію, оставаться въ Ефесѣ (какъ пунктѣ особенно важномъ) и увѣщевать нѣкоторыхъ, чтобы они не учили иному, такъ ты и оставайся тамъ». Тимоѳей, очевидно, очень тяготился пребываніемъ въ Ефесѣ, и Апостолъ поэтому первымъ дѣломъ хочетъ внушить ему твердость духа для пребыванія на столь отвѣтственномъ посту. — Отходя въ Македонію. Здѣсь разумѣется путешествіе, совершенное Ап. Павломъ по Греціи и Македоніи въ промежутокъ между первыми и вторыми его узами (Подробности объ этомъ путешествіи какъ дѣйствительно имѣвшемъ мѣсто см. у Полянскаго стр. 3-40). — Увѣщевать — точнѣе: отдать строгое повелѣніе (παραγγείλῃς). — Не учили иному. Это выраженіе (ἑτεροδιδασϰαλεῖν) не означаетъ непремѣнно, что «нѣкоторые» учили ложному. Они могли учить только не тому, что особенно было важно знать христіанамъ, или же могли учить не такъ, какъ училъ Апостолъ, т. е., какъ видно изъ 1 Тим. VI, 3, брали, вѣроятно, плату за свои уроки, чего Апостолъ Павелъ никогда не дѣлалъ. Поэтому лучше бы называть этихъ людей не «лжеучителями» (обыкновенный переводъ), а инако-учителями.

4. Баснями и родословіями. Нѣкоторые толкователи видятъ здѣсь указаніе на начатки гностицизма («родословія» такъ называемыхъ эоновъ), но съ такимъ мнѣніемъ нельзя согласиться. Въ посл. къ Титу Ап. (Тит. I, 14) прямо называетъ эти басни «іудейскими» и слѣд. и здѣсь вѣроятнѣе всего разумѣетъ различные, ходившіе между іудеями, баснословные разсказы, составившіе впослѣдствіи содержаніе іудейской Гаггады. «Родословія» также вѣроятно были заимствованы изъ іудейства, которое вообще очень интересовалось родословными таблицами своихъ великихъ людей. — Безконечными Ап. называетъ родословія въ томъ смыслѣ, что въ нихъ никогда не дойдешь до конца, а будешь уходить все дальше и дальше въ область древности. — Споры. Здѣсь разумѣются не объективныя разслѣдованія дѣла, а проникнутые субъективнымъ настроеніемъ оспариванія всякихъ общепринятыхъ истинъ, совсѣмъ ненужныя для церковнаго общества. — Божіе назиданіе — т. е. созиданіе (οἰϰοδομίαν) Богомъ, чрезъ постановленныхъ Имъ служителей церкви. По нѣкоторымъ кодексамъ здѣсь нужно читать: Божіе домоправленіе (οἰϰονομίαν), но смыслъ мѣста отъ такой перемѣны выраженія почти не измѣняется. Ап., несомнѣнно, хочетъ сказать, что «общество вѣрующихъ созидается и утверждается въ вѣрѣ христіанскимъ единомысліемъ... Напротивъ, изслѣдованія и споры, производимые всякимъ противнымъ Евангелію ученіемъ, служатъ къ разстройству слушающихъ (2 Тим. II, 14) и нарушаютъ единство церкви». (Полянскій стр. 231 и 232).

5. Цѣль же увѣщанія... Подъ «увѣщаніемъ» (παραγγελία) здѣсь очевидно разумѣется христіанское нравоученіе, которое начертываетъ правила жизни христіанину. Это нравоученіе имѣетъ своею цѣлью утвердить въ сердцѣ христіанина любовь къ Богу и ближнимъ, которая можетъ вырости только изъ совершенно чистаго сердца, а не изъ какихъ либо нечистыхъ побужденій, которыя, очевидно, не были чужды инако-учителямъ. Чистое же сердце имѣетъ въ своемъ основаніи добрую совѣсть (Дѣян. XXIV, 14, 16; 1 Кор. IV, 4), которая не знаетъ за собою никакой вины ни предъ Богомъ, ни предъ людьми, а такая совѣсть возникаетъ изъ вѣры, которая не только исповѣдуется устами, но истинна и по своей внутренней сущности. Такимъ образомъ здѣсь вѣра является первоосновою и доброй совѣсти, и чистоты сердца.

6. Отъ чего отступивъ, т. е. не поставивъ себѣ именно вышеуказанной цѣли — достиженія любви, основанной на чистотѣ сердца, доброй совѣсти и нелицемѣрной вѣрѣ. Но кто забываетъ объ этомъ, тотъ не достигаетъ цѣли. Инако-учители, очевидно, не обратили вниманія на основательное религіозно-нравственное обновленіе — иначе они не сбились бы съ правильнаго пути служенія истинѣ.

7. Желая быть законоучителями. Лжеучители, очевидно, изъясняли письменный іудейскій законъ — Тору. Это дѣло представляется Апостолу болѣе важнымъ, чѣмъ занятіе баснями и родословіями. Самыя басни и родословія служили, повидимому, для этихъ людей только средствомъ для того, чтобы возбудить въ слушателяхъ больше вниманія къ ихъ разъясненію Торы. — Не разумѣя — т. е. не зная самаго существа закона и не понимая сами хорошо того, что они выдаютъ, какъ истинное толкованіе.

8. Α мы знаемъ, т. е. всѣ христіане знаютъ. — Законъ добръ — см. Рим. VII, 12-14. — Законно — т. е. соотвѣтственно съ самымъ существомъ закона. Ср. Рим. III, 27, 28 и особенно 31.

9-11. Хорошій учитель тогда будетъ употреблять законъ согласно его назначенію, когда признаетъ, что законъ вообще назначенъ не для праведника, т. е. для человѣка хорошаго, честнаго и угоднаго Богу, а для людей совершенно иного направленія. Ап. имѣетъ здѣсь въ виду уже не только законъ Моисеевъ, но и всякій государственный законъ, устанавливаемый извѣстными властями (Рим. ХIII, 1 и сл.). Перечисляя грѣшниковъ, для которыхъ и нуженъ законъ, Ап. дѣлитъ ихъ на четыре группы: а) грѣшники вообще не признающіе ни божескихъ, ни человѣческихъ законовъ (беззаконные и непокоривые), б) не воздающіе должнаго почтенія Богу и дерзко нарушающіе Его заповѣди (нечестивые и грѣшники), в) не признающіе ничего святого и осквернители того, что посвящено Богу (развратныхъ и оскверненныхъ — точнѣе: сквернителей — βέβηλοι), г) отцовъ-и-матере-убійцъ (по русск. пер. неточно: оскорбителей), человѣкоубійцъ... человѣкохищниковъ, т. е. похищающихъ людей для продажи въ рабство (ἀνδραποδισταῖς). Апостолъ здѣсь въ исчисленіи грѣховъ слѣдуетъ порядку заповѣдей. Если «нечестивые и осквернители» нарушаютъ первыя четыре заповѣди, требующія почтенія къ Богу и божественному, то отцеубійцы нарушаютъ пятую, человѣкоубійцы — шестую, блудники — седьмую, человѣкохищники — восьмую, и лжецы — девятую. О десятой заповѣди, какъ воспрещающей болѣе тонкій видъ грѣхъ — грѣховное пожеланіе, Ап. не считаетъ здѣсь нужнымъ упомянуть, но и ее, можетъ быть, онъ имѣетъ въ виду въ словахъ: «и для всего, что противно здравому ученію», подъ коимъ онъ разумѣетъ истинное Апостольское ученіе, которое, какъ вполнѣ здоровое, будетъ производить въ слушателяхъ добрые плоды. — По славному благовѣстію... Эти слова представляютъ заключеніе къ 9-му стиху: что законъ положенъ не для праведника — это было сказано въ славномъ благовѣстіи Самого Бога, которое поручено возвѣщать Ап. Павлу. — Блаженнаго Бога. Богъ называется здѣсь «блаженнымъ» для того, чтобы дать понять читателямъ, что, находясь въ единеніи съ Богомъ, они также получаютъ блаженство, состоящее въ полномъ спокойствіи, отсутствіи всякаго страха. Такого блаженства не могли имъ обѣщать законоучители, прежде всего выдвигавшіе въ ихъ сознаніи ихъ постоянную отвѣтственность предъ закономъ, которая не могла вызвать въ ихъ сердцахъ успокоенія.

12-17. Апостолъ такъ полонъ убѣжденіемъ въ истинности провозвещаемаго имъ ученія, что не иначе, какъ съ чувствомъ глубочайшей благодарности воспоминаетъ о своемъ призваніи къ апостольскому служенію. Только благодать, т. е. любовь Божія могла сдѣлать изъ него, прежняго гонителя христіанъ, вѣрнаго проповѣдника Христова Евангелія. Самъ онъ былъ безсиленъ что-либо сдѣлать для своего возрожденія — Богъ далъ ему эту силу. — Съ вѣрою и любовью во Христѣ. И вѣра, и любовь пробудились въ Павлѣ именно, какъ результатъ могущественнаго дѣйствія божественной благодати. — Изъ которыхъ я первый — ср. 1 Кор. XV, 9. — Царю же вѣковъ нетлѣнному (т. е. неизмѣняемому)... Ап. такъ называетъ Бога для того, чтобы показать, что наша мысль должна стремиться только къ Богу и что ученія о прочихъ вещахъ и предметахъ, какъ существующихъ во времени, не могутъ имѣть первенствующаго значенія... Самый первый величайшій предметъ познанія — Богъ (у Полянскаго, стр. 283).

18-19. Здѣсь Ап. увѣщеваетъ Тимоѳея имѣть ту добрую вѣру, которую всегда проповѣдывалъ Апостолъ Павелъ. Какъ мотивъ къ такой твердости въ вѣрѣ, Ап. указываетъ на бывшія о Тимоѳеѣ «пророчества». Очевидно, Ап. имѣетъ здѣсь въ виду рѣчи вдохновенныхъ членовъ Церкви въ Листрѣ, которые предуказывали Апостолу на то, что Тимоѳей окажетъ много услугъ Церкви, и совѣтовали Павлу взять его себѣ въ помощники. Ап. Павелъ поступилъ такъ, какъ совѣтовали ему Листрійскіе пророки (ср. IV, 14). — Чтобы ты воинствовалъ согласно съ ними. Тимоѳей долженъ дѣйствовать, какъ борецъ за истинную вѣру, при свѣтѣ бывшихъ о немъ пророчествъ. — Имѣя вѣру и добрую совѣсть. И вѣра, и добрая совѣсть является, какъ вооруженіе христіанскаго пастыря (ср. Ефес. VI, 16; 1 Сол. V. 8). «Совѣсть и вѣра имѣютъ одинъ источникъ (1 Кор. II, 3). Наша совѣсть очищается кровью Іисуса Христа (Евр. IX, 14), и поэтому безъ вѣры она не можетъ быть чистою. Равнымъ образомъ, и истинная вѣра открываетъ свою силу въ совѣсти» (Полянскій, стр. 291). — Далѣе Апостолъ указываетъ на нѣкоторыхъ отвергшихъ добрую совѣсть, презрѣвшихъ ея голосъ и потому потерявшихся и начавшихъ жить въ разныхъ заблужденіяхъ. Въ примѣръ такихъ людей Ап. выставляетъ Именея и Александра. Эти двое, вѣроятно, были нечестивѣе, чѣмъ другіе, имъ подобные. Кто были эти Александръ и Именей и въ чемъ состояло ихъ «богохульство», неизвѣстно. Повидимому, инако-учители ефесскіе щадили этихъ людей, и Павелъ поэтому самъ подвергъ ихъ наказанію. — Предалъ сатанѣ — объясненіе см. въ толков. 1 Кор. V, 5.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0