Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 20 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 25.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ А. П. ЛОПУХИНА

Александръ Павловичъ Лопухинъ († 1904 г.)

Александръ Павловичъ Лопухинъ (1852–1904), русскій православный церковный писатель, переводчикъ, библеистъ. Родился въ семьѣ священника Саратовской губерніи. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію (1878), писать и печататься началъ еще въ студенческіе годы. Послѣ выпуска Лопухинъ, какъ хорошо знающій англійскій языкъ, былъ направленъ псаломщикомъ въ США (1879–82), гдѣ трудился при русской посольской церкви въ Нью-Йоркѣ. Вернувшись въ Россію, Лопухинъ занялъ каѳедру сравнительнаго богословія въ СПб.ДА (1883), а съ 1885 перешелъ на каѳедру древней исторіи, которую занималъ до конца своихъ дней. За сравнительно короткую жизнь Лопухинъ сдѣлалъ очень много для русскаго духовнаго просвѣщенія: былъ редакторомъ «Церковнаго вѣстника», «Странника», «Общедоступной богословской библіотеки» и «Симфоніи». По его иниціативѣ сталъ издаваться полный переводъ твореній свт. Іоанна Златоуста. Много статей написалъ Лопухинъ для «Православной богословской энциклопедіи», первые тома которой онъ редактировалъ. далѣе>>

НОВЫЙ ЗАВѢТЪ

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ,
или комментарій на всѣ книги Священнаго Писанія Ветхаго и Новаго Завѣта.

Пастырскія посланія Ап. Павла.

Пастырскія посланія и ихъ значеніе.

Два посланія Апостола Павла къ Тимоѳею и посланіе къ Титу называются пастырскими посланіями, потому что содержатъ въ себѣ наставленія Апостола Павла къ двумъ вышеназваннымъ его ученикамъ ο томъ, каковы должны быть пастыри церковные и въ чемъ должна состоятъ ихъ дѣятельность въ Церкви. Наставленія эти были предназначаемы Апостоломъ Павломъ не только для Тимоѳея и Тита, но и для пастырей всѣхъ послѣдующихъ временъ. Церковь Христова всегда въ этихъ посланіяхъ почерпала правила и указанія для упорядоченія пастырской дѣятельности ея служителей, разсматривала эти посланія какъ настольное руководство для пастырей. Въ особенности же важны эти посланія въ томъ отношеніи, что въ нихъ дается вполнѣ опредѣленное представленіе ο томъ, что Церковь Христова состоитъ изъ двухъ элементовъ — пастырей, управляющихъ жизнью Церкви, и пасомыхъ, идущихъ за пастырями. Отсюда мы имѣемъ полное основаніе заключать, что іерархическое устройство Церкви не есть что либо привносное, явившееся въ Церкви во второмъ вѣкѣ или даже позже, какъ думаютъ нѣкоторые сектанты, а существовало въ ней отъ начала ея жизни.

Подлинность пастырскихъ посланій.

Протестантскіе богословы давно уже стали высказывать сомнѣніе въ подлинности пастырскихъ посланій, которыя, конечно, своимъ содержаніемъ опровергали создавшееся въ протестантствѣ представленіе ο позднѣйшемъ происхожденіи церковной іерархіи. Въ особенности рѣзко выражено было сомнѣніе въ подлинности этихъ посланій извѣстнымъ Бауромъ въ его сочиненіи: «такъ называемыя пастырскія посланія Апостола Павла» (1835 г.). По мнѣнію Баура, ересь опровергаемая въ пастырскихъ посланіяхъ, есть гностицизмъ 2-го вѣка, а церковное устройство, изображаемое въ нихъ, есть церковное устройство также 2-го вѣка. Взгляды Баура обосновалъ и раскрылъ Гольцманъ въ сочиненіи: «пастырскія посланія» (1880 г.). По представленію Гольцмана, пастырскія посланія появились въ половинѣ второго вѣка, когда Церковь съ одной стороны была раздираема борьбою разныхъ лжеученій, а съ другой — преслѣдуема римскимъ языческимъ правительствомъ. Среди христіанъ того времени почувствовалась сильная потребность въ непререкаемомъ церковномь авторитетѣ, въ сильной церковной объединяющей власти, и вотъ въ отвѣтъ на такой запросъ появились посланія, написанныя отъ имени Павла и утверждающія въ Церкви авторитетъ пастырей какъ руководителей церковнаго общества. Такимъ образомъ, по Гольцману, Тимоѳей и Титъ — лица фиктивныя, а Павелъ не могъ быть авторомъ пастырскихъ посланій, потому что онъ и не боролся съ тѣмъ лжеименнымъ знаніемъ, какое опровергается въ пастырскихъ посланіяхъ, и не проводилъ въ жизнь тѣхъ началъ, какія устанавливаются въ означенныхъ посланіяхъ. Такое же предположеніе ο позднѣйшемъ происхожденіи пастырскихъ посланій и съ такими же обоснованіями высказывается и въ наступившемъ XX-мъ вѣкѣ (см. напр. толкованіе на пастырскія посланія Франца Келера въ «Писаніяхъ Новаго Завѣта» изд. I. Вейсомъ 1908 г.).

Но всѣ возраженія противъ подлинности пастырскихъ посланій не выдерживаютъ критики. Такъ прежде всего неправильно критики и въ особенности Юлихеръ указываютъ на то, будто бы въ пастырскихъ посланіяхъ обстоятельства церковной жизни и собственно ея устройство изображаются совершенно иными, чѣмъ въ подлинныхъ посланіяхъ Апостола Павла (а такими критика считаетъ посланія къ Рим., Кор. и Гал.) и въ кн. Дѣяній. Если по 1 Кор. (12-14) религіознымъ потребностямъ церкви удовлетворяютъ харизматическіе учители, а въ пастырскихъ посланіяхъ — опредѣленныя, поставленныя Апостоломъ, лица, то это не можетъ служить основаніемъ для признанія пастырскихъ посланій неподлинными, потому что такія поставленныя Апостолами лица упоминаются и въ кн. Дѣяній (ХІV, 23). Затѣмъ и въ пастырскихъ посланіяхъ еще употребляются въ одинаковомъ значеніи (по мѣстамъ) наименованія «епископъ» и «пресвитеръ», подобно тому какъ въ такомъ же одинаковомъ значеніи эти оба термина употребляются въ кн. Дѣяній (XIV, 23; XX, 17 ср. 28) и въ посл. къ Флп. (I, 1). Не удивительно нисколько и то, что въ пастырскихъ посланіяхъ институтъ вдовицъ и діакониссъ является совершенно сложившимся, чего будто бы не могло быть въ дни Павла. Какъ можно заключать изъ посланій къ Тимоѳею, христіанство въ Ефесѣ утвердилось уже рано — до написанія посланій къ Тимоѳею оно существовало въ Ефесской общинѣ болѣе десяти лѣтъ. Развѣ не могли за такой періодъ времени возникнуть въ Ефесской церкви разные вопросы ο діаконниссахъ, которые рѣшаетъ Апостолъ въ посланіи (первомъ) къ Тимоѳею? Точно также Апостолъ Павелъ могъ въ Ефесѣ употреблять нѣкоторые особые обряды посвященія на священныя должности, что, по мнѣнію отрицательной критики, могло будто бы дѣлаться только во второмъ вѣкѣ.

Не менѣе легкомысленно поступаетъ отрицательная критика и въ томъ случаѣ, когда объявляетъ, что лжеученія, опровергаемыя въ пастырскихъ посланіяхъ, позднѣйшаго происхожденія, что это именно не иное что, какъ извѣстный «гносисъ» второго вѣка. Дѣло въ томъ, что въ пастырскихъ посланіяхъ нигдѣ не употребляется терминъ «гносисъ», какъ техническій терминъ для обозначенія извѣстной ереси гностицизма. Если Павелъ здѣсь и опровергаетъ «знаніе», то понимаетъ подъ нимъ то же, заходящее за свои предѣлы, человѣческое вѣдѣніе, какое онъ имѣетъ въ виду и въ другихъ своихъ посланіяхъ (напр. въ посл. къ Кор. и къ Кол.). Въ пастырскихъ посланіяхъ не придается «гносису» самаго характернаго его признака — раздѣленія между Богомъ Ветхаго и Богомъ Новаго Завѣта. Важно еще отмѣтить то обстоятельство, что въ пастырскихъ посланіяхъ «миѳы» и «родословія», какія имѣетъ въ виду Апостолъ, называются «іудейскими» (Тит. I, 14). Это свидѣтельствуетъ ο томъ, что гносисъ, обличаемый Апостоломъ Павломъ, не похожъ на языческій гносисъ второго вѣка. Наконецъ, лжеучители, упоминаемые въ пастырскихъ посланіяхъ, еще принадлежатъ къ церкви, за исключеніемъ Именея и Александра, а гностическія секты 2-го вѣка уже отдѣлились отъ церкви и мыслились какъ враги ея. Можно сказать съ рѣшительностью: обличаемые въ пастырскихъ посланіяхъ лжеучители соединяли въ себѣ іудейское законничество и соблюденіе преданій, по раввински толковали законъ Моисеевъ, думали извлечь изъ Торы особыя тайны, вмѣстѣ съ тѣмъ унижая ученіе о спасающей всѣхъ людей благодати Христовой. Они обращали также особое вниманіе на различіе чистыхъ и нечистыхъ яствъ и стремились усилить значеніе аскетизма. Но въ тоже время имъ не чуждо было и корыстолюбіе.

Указываютъ еще на то, будто бы языкъ пастырскихъ посланій очень сильно разнится отъ языка другихъ Павловыхъ посланій. Но во первыхъ, различій въ языкѣ между тѣми и другими вовсе уже не такъ много, чтобы это бросалось въ глаза, а, во вторыхъ, почему бы Апостолъ Павелъ и не могъ нѣсколько измѣнить способъ выраженія своихъ мыслей въ позднѣйшихъ своихъ посланіяхъ? Подобное измененіе языка наблюдается и у нѣкоторыхъ великихъ писателей — напр. Лютера, Клопштока, Шиллера, Гете. Апостолъ Павелъ тоже въ концѣ своей жизни долженъ былъ ознакомиться близко съ латинскимъ языкомъ (во время заключенія въ Кесаріи и въ Римѣ), а это должно было оказать вліяніе и на его греческую рѣчь, такъ какъ его материнскимъ, роднымъ и незабываемымъ, языкомъ былъ языкъ еврейскій, а не греческій: послѣдній, какъ изученный имъ уже въ годы юности, легко могъ подвергнуться измѣненіямъ подъ напоромъ новаго языка — латинскаго.

Вообще всѣ возраженія отрицательной критики противъ подлинности пастырскихъ посланій въ высшей степени неосновательны. Что же касается историческихъ свидѣтельствъ ο происхожденіи означенныхъ посланій отъ Апостола Павла, то ихъ вполнѣ достаточно. Такъ уже Поликарпъ, въ своемъ посланіи къ Филипп., обнаруживаетъ знакомство съ первымъ посланіемъ къ Тимоѳею (IV, 1 и 1 Тим. VI, 10 и 7 и др. мѣста). Встрѣчаются повторенія выраженій пастырскихъ посланій у Варнавы, Климента, Егезиппа, Иринея и др. древнѣйшихъ отцовъ и учителей Церкви. Страннымъ только представляется, что извѣстный еретикъ Маркіонъ (2-го в.) не упомянулъ объ этихъ посланіяхъ въ своемъ канонѣ новозавѣтныхъ книгъ. Но и это обстоятельство не должно особенно смущать насъ: Маркіонъ въ этомъ случаѣ могъ руководиться тѣмъ соображеніемъ, что пастырскія посланія написаны къ отдѣльнымъ лицамъ, а не къ цѣлымъ церквамъ (посланіе же къ Филимону онъ упомянулъ, можетъ быть, потому, что оно было присоединяемо къ какому либо другому посланію, напр. къ посл. къ Колоссянамъ).

Лица, къ которымъ написаны пастырскія посланія.

Тимоѳей. Изъ кн. Дѣяній извѣстно, что Павелъ, въ сопровожденіи Силы, во время своего второго миссіонерскаго путешествія, т. е. около 52-го года, взялъ себѣ въ ученики жителя г. Листры, юнаго Тимоѳея, который вѣроятно обратился въ христіанство въ первое пришествіе Павла въ этотъ городъ. Павелъ называетъ его «возлюбленнымъ и вѣрнымъ въ Господѣ сыномъ» (1 Кор. IV, 17), своимъ «истиннымъ сыномъ въ вѣрѣ» (1 Тим. I, 2 ср. ст. 18 и 2 Тим. VI, 12). Очевидно, что тогда, при вступленіи въ число спутниковъ Павла, Тимоѳей принялъ крещеніе и далъ предъ свидѣтелями «доброе исповѣданіе своей вѣры» (1 Тим. VI, 12). Изъ 2 Тим. (Ι, 5) мы узнаемъ имя матери Тимоѳея — Евники и имя его бабки — Лоиды, которыя обѣ были добрыми христіанками изъ израильтянокъ. Евника, а можетъ быть и Лоида, при первомъ путешествіи Апостола Павла по Галатіи, обратилась въ христіанство. Тимоѳей, стоявшій подъ вліяніемъ своей матери, — отецъ его былъ грекъ — также, очевидно, въ это время, принялъ истинную вѣру, вѣроятно, возбужденный къ тому ученіемъ и чудесами Апостола. Какъ греку, ему не трудно было отрѣшиться отъ привязанности къ закону Моисееву, въ которомъ онъ былъ воспитанъ своею матерью и бабкою, и Павелъ нашелъ въ немъ подходящаго для себя помощника во всемъ. Однако, чтобы не соблазнить жившихъ въ той странѣ іудеевъ, онъ совершилъ надъ Тимоѳеемъ обрѣзаніе. Послѣ этого на Тимоѳея въ Листрѣ же было возложено проповѣдническое служеніе, при совершеніи молитвъ и руковозложеніи старѣйшинъ церковныхъ и прежде всего, конечно, самого Апостола Павла. Α мѣстные христіанскіе пророки предвозвѣстили Тимоѳею успѣхъ въ его служеніи.

Послѣ этого Тимоѳей съ Павломъ и Силою отправился въ Европу. Въ Троадѣ къ этому проповѣдническому кружку присоединился Лука. Въ Греціи Тимоѳей оказалъ немало услугъ Апостолу Павлу въ его сношеніяхъ съ церквами Солунской и Коринѳской, къ которымъ Апостолъ отправлялъ Тимоѳея, какъ человѣка, пользовавшагося тамъ особымъ довѣріемъ. Какъ ни трудно было успокоить мятущихся Коринѳянъ, однако Тимоѳей достигъ этого и получилъ одобреніе отъ Павла (1 Кор. XVI, 10 и сл.). Тимоѳей такимъ образомъ до 58-го года былъ вмѣстѣ съ Павломъ, какъ видно изъ замѣтокъ посланій Апостола, появившихся до этого года, а затѣмъ на много лѣтъ онъ исчезаетъ изъ круга нашего зрѣнія. Затѣмъ упоминанія ο Тимоѳеѣ мы находимъ въ посланіяхъ къ Колоссянамъ и Филиппійцамъ, написанныхъ Павломъ изъ Рима (первыя узы). Павелъ хочетъ послать находящагося при немъ Тимоѳея въ Филиппы, чтобы вѣрный его ученикъ принесъ ему самыя точныя свѣдѣнія ο состояніи столь дорогой Павлу церкви Филиппійской (Флп. II, 19 и сл.). Изъ посланія къ Евреямъ (ХIII, 23) видно, что Тимоѳей былъ также въ заключеніи, но потомъ получилъ свободу. Къ какому времени относится это заключеніе — неизвѣстно. Изъ 1-го посл. къ Тим. Видно, что во время написанія этого посланія онъ находился въ Ефесѣ. Преданіе церковное говоритъ, что Тимоѳей былъ епископомъ въ Ефесѣ (Евсевій Церк. Ист. ІХ, 1. 4. 5), что онъ долго пребывалъ въ общеніи съ Апостоломъ Іоанномъ и при императорѣ Нервѣ, въ проконсульство Перегрина (97 г.) 22-го Января претерпѣлъ мученическую смерть. Въ 356-мъ г. останки его были перенесены въ Константинополь.

Титъ. Объ этомъ сотрудникѣ Апостола Павла книга Дѣяній ничего не сообщаетъ. Первое упоминаніе ο немъ мы находимъ въ посланіи къ Галатамъ (II, 1,3) и, потомъ, слѣдующее — во 2 къ Кор. (II, 13; VII, 6, 13 и сл.; VIII, 6; XVI, 23; XII, 18). Какъ видно изъ посл. къ Галатамъ, Павелъ взялъ съ собою Тита изъ Антіохіи на Апостольскій соборъ въ Іерусалимъ — слѣдовательно Титъ уже ранѣе былъ призванъ Апостоломъ къ сотрудничеству. Онъ былъ грекъ, и на соборѣ приверженцы Моисеева закона принуждали его принять обрѣзаніе, но Апостолъ Павелъ въ этомъ случаѣ не уступилъ такимъ требованіямъ, потому что не хотѣлъ подать христіанамъ изъ язычниковъ повода думать, что для нихъ неизбѣжно принятіе Моисеева закона. Въ теченіи нѣсколькихъ лѣтъ послѣ собора Титъ постоянно находился при Павлѣ какъ его помощникъ въ дѣлѣ проповѣди. Павелъ посылалъ его въ Коринѳъ для ознакомленія съ настроеніемъ Коринѳскихъ христіанъ (2 Кор. XII, 17, 18), и Титъ, несомнѣнно, много своими рѣчами содѣйствовалъ успокоенію Коринѳянъ. И второе посланіе къ Коринѳянамъ было поручено отнести въ Коринѳъ Титу. Затѣмъ мы находимъ упоминаніе ο Титѣ только въ написанномъ къ нему посланіи. Церковное преданіе сообщаетъ, что Титъ былъ епископомъ на о. Критѣ и скончался въ г. Гортинѣ, предварительно пострадавши за исповѣданіе Христа (25 Августа). Глава его находится въ Венеціи, въ соборѣ св. Марка.

Содержаніе пастырскихъ посланій.

Не во всѣхъ пастырскихъ посланіяхъ соблюдается строго логическое расположеніе, но первое посланіе къ Тимоѳею несомнѣнно имѣетъ такое расположеніе. Именно послѣ краткаго вступленія (I, 1-2), Апостолъ въ первой части своего посланія представляетъ Тимоѳея какъ попечителя надъ церковью Ефесскою въ ея цѣлости (I, 3-4. 5) — сначала 1) какъ проповѣдника и защитника спасительной истины въ борьбѣ противъ отлучающихъ многихъ членовъ церкви отъ единства вѣры лжеучителей (I, 3-20), затѣмъ 2) какъ поддерживающаго порядокъ въ церковной жизни (II, 1-3, 13), и ближе всего а) въ богослуженіи (II, 1-15) и б) въ церковномъ устроеніи: въ епископы, діаконы и діакониссы Тимоѳеемъ должны быть избираемы вполнѣ достойные люди (III, 1-13) и 3) наконецъ какъ охранителя спасительной истины противъ имѣющихъ явиться лжеучителей (III, 14; IV, 5): Церковь изображается здѣсь какъ столпъ и утвержденіе истины. Вторая главная часть содержитъ въ себѣ вразумленія Тимоѳею относительно его личнаго поведенія, которое должно быть такимъ, чтобы Церковь видѣла въ немъ добраго служителя Христа (IV, 6-16). Третья главная часть, наконецъ, изображаетъ предъ нами Тимоѳея какъ совѣтника и пастыря для Ефесской церковной общины (V, 1-6. 19), именно, а) для старыхъ мужчинъ и женщинъ (V, 1-2), б) для вдовъ (V, 3-16), в) для служителей Церкви (V, 17-20). Во всѣхъ этихъ случаяхъ Тимоѳей обязанъ проявлять должную заботливость и не бояться прибѣгать къ мѣрамъ строгости. Далѣе, послѣ г) заключенія къ сдѣланнымъ увѣщаніямъ, относящагося болѣе къ самому Тимоѳею (V, 21-23), слѣдуетъ, предваряемое указаніемъ на различіе между грѣхами и добрыми дѣлами, д) увѣщаніе къ тому, чтобы Тимоѳей училъ рабовъ, какъ они должны держать себя въ отношеніи къ своимъ господамъ (V, 24; VI, 2), е) увѣщаніе не стремиться къ обогащенію, имѣющее отношеніе и къ самому Тимоѳею (VI, 3-16) и, наконецъ, ж) указаніе относительно того, какъ увѣщевать богатыхъ (VI, 17-19). Заключеніе посланія содержитъ наставленіе Тимоѳею соблюдать въ чистотѣ довѣренное ему сокровище истиннаго ученія и пожеланіе мира всей Ефесской Церкви.

Въ посланіи къ Титу расположеніе мыслей гораздо проще чѣмъ въ первомъ къ Тимоѳею. Посланіе раздѣляется на двѣ части со вступленіемъ (I, 1-4) и заключеніемъ (III, 12-15). Въ первой части Апостолъ внушаетъ Титу чтобы онъ ставилъ въ пресвитеры и епископы такихъ людей, которые бы были въ состояніи бороться за благополучіе Церкви съ іудействующими лжеучителями (I, 5-15), и затѣмъ во второй части Апостолъ сначала указываетъ Титу, какъ онъ долженъ примѣнять требованія «здраваго ученія» къ различнымъ возрастамъ, поламъ и состояніямъ (II, 1-10), а также и ко всѣмъ людямъ (II, 11-14). Затѣмъ, во второмъ отдѣлѣ второй части, Апостолъ (III, 1-11) внушаетъ чрезъ Тита всей Критской церковной общинѣ, какъ она должна держаться по отношенію къ нехристіанамъ, среди которыхъ она живетъ, въ частности въ отношеніи къ языческимъ властямъ (III, 1, 2), причемъ указывается принципіальное основаніе для такого, а не для иного поведенія вѣрующихъ въ отношеніи къ нехристіанамъ (III, 3-7) и съ другой стороны рекомендуется самому Титу воздерживаться отъ участія въ пустыхъ словопреніяхъ съ лжеучителями и болѣе времени посвящать на поученіе паствы (III, 8-11). Заключеніе (III, 12-15) содержитъ въ себѣ личныя сообщенія и привѣтствія Апостола. — Такимъ образомъ, въ первой части Титъ выступаетъ предъ ними какъ іерархъ, посвящающій вполнѣ годныхъ для церковнаго служенія предстоятелей Церкви, а во второй — какъ учитель практически-здраваго христіанства, вполнѣ правильной христіанской жизни.

Второе посланіе къ Тимоѳею особенно богато личнаго характера замѣчаніями, которыя составляютъ въ общемъ одну пятую часть посланія (Ι, 15-18: IV, 9-21; III, 10 и 11). Оно, можно сказать, представляетъ собою лебединую пѣснь Апостола, идущаго на встрѣчу смерти и соединенному съ нею небесному прославленію. Главною темою первой части посланія является мысль ο необходимости для Тимоѳея потерпѣть страданія вмѣстѣ со Христомъ и Павломъ и вѣрными свидѣтелями (I, 3; II, 14а). Вторая часть рисуетъ предъ нами образъ Тимоѳея какъ учителя христіанъ. Въ частности, въ первой части Тимоѳей призывается сохранять довѣріе къ Апостолу и надежду на свои собственныя силы въ то время какъ выступаетъ на порученное ему служеніе (I, 3-7), не стыдиться свидѣтельства Христова и брать примѣръ съ своего учителя — Павла (I, 8-12), сохранять прекрасное сокровище, ему порученное (I, 13-14), остерегаться дурного примѣра Фигела и Гермогена (I, 15) и подражать мужественному страдальцу Онисифору (I, 16-18) и, наконецъ, передавать спасительную истину вѣрнымъ ученикамъ, которые были бы способны научить ей и другихъ, не заботясь особенно ο земномъ, страдая со Христомъ, чтобы съ Нимъ и прославиться, какъ и другіе вѣрующіе христіане (II, 2-14). Затѣмъ, во второй части Апостолъ учитъ Тимоѳея, какъ онъ долженъ держаться по отношенію къ современнымъ ему лжеучителямъ; онъ не долженъ вступать въ мелкія пререканія съ ними, а говорить по самому существу вопроса и притомъ тихо, спокойно (II, 14-26). Далѣе Апостолъ говоритъ объ имѣющихъ выступить лжеучителяхъ: въ спорахъ съ тѣми Тимоѳей главнымъ своимъ руководствомъ долженъ имѣть Священное Писаніе, которое онъ изучалъ съ самаго младенчества (III, 1-17). Наконецъ, Апостолъ призываетъ Тимоеѳя помнить ο второмъ пришествіи Господнемъ какъ пришествіи Судіи міра и предстоящемъ отшествіи изъ этой жизни самого Апостола (IV, 1-8). Посланіе заключается приглашеніемъ, обращеннымъ къ Тимоѳею, поскорѣй придти къ Павлу — до наступленія зимы — и различными сообщеніями и порученіями (IV, 9-22).

Когда были написаны пастырскія посланія.

Принимая во вниманіе то обстоятельство, что событія, ο которыхъ упоминаютъ пастырскія посланія, никакъ нельзя отнести къ тому времени, какое обнимаетъ собою книга Дѣяній Апостольскихъ, заканчивающаяся изображеніемъ пребыванія Апостола Павла въ узахъ въ Римѣ (первыя узы), а также обращая вниманіе на данныя относительно жизни Апостола Павла, Тимоѳея и Тита, имѣющіяся въ посланіяхъ къ Филиппійцамъ и Филимону, а также и на свидѣтельства церковнаго преданія, необходимо предположить, что пастырскія посланія написаны были послѣ освобожденія Апостола Павла изъ первыхъ узъ. Второе посланіе къ Тимоѳею, несомнѣнно, написано незадолго предъ мученической кончиною Апостола Павла, а оба остальныя пастырскіе посланія — ранѣе его.

Дѣло происхожденія этихъ посланій можно представить въ такомъ видѣ. Оканчивались два года перваго римскаго заключенія Апостола Павла. Онъ намѣревался прежде всего, по освобожденіи, посѣтитъ основанныя имъ на востокѣ церкви (весна 63-го года). По всей вѣроятности, Апостолъ исполнилъ свое намѣреніе, и во время римскаго пожара (18-24 Іюля 64-го г.) и начавшагося послѣ него гоненія на римскихъ христіанъ Павла уже не было въ Римѣ. Онъ спѣшилъ посѣтить восточныя церкви и проѣздомъ черезъ о. Критъ оставилъ тамъ епископомъ Тита. Въ это время онъ написалъ первое посланіе къ Тимоѳею въ Ефесъ, а потомъ въ скоромъ времени и посланіе къ Титу на о. Критъ. Второе посланіе къ Тимоѳею, какъ видно изъ того, что обстоятельства Апостола очень измѣнились — онъ опять находился въ узахъ въ Римѣ и ожидалъ смерти — написано незадолго до кончины Апостола въ Римѣ (въ концѣ 67-го года). Болѣе точно опредѣлить время происхожденія пастырскихъ посланій не представляется возможности.

Литература ο пастырскихъ посланіяхъ.

Изъ святоотеческихъ толкованій на пастырскія посланія извѣстны: Ефрема Сирина (въ переводѣ съ армянскаго на латинскій 1893-го г.), Іоанна Златоуста 18 бесѣдъ, Ѳеодора Мопсуетскаго, Ѳеодорита Киррскаго, Амвросіаста, блаж. Іеронима (на посл. къ Титу).

Изъ числа новѣйшихъ западныхъ толкованій заслуживаютъ вниманія: Б. Вейса (въ Комментаріи Мейера 1903 г.), Бельзера (католич. 1907 г.), Рамзая (на англ. яз. 1909) и Воленберга (въ Комментаріи Цана 2-е изд. 1911 г.).

Русскихъ сочиненій ο пастырскихъ посланій немного. Таковы: А. Клитина. Подлинность посланій св. Апостола Павла къ Тимоѳею и Титу. Критико-исагогическій опытъ. Кіевъ 1887 г. — П. Полянскій. Первое посланіе св. Апостола Павла къ Тимоѳею. Опытъ историко-экзегетическаго изслѣдованія. Сергіевъ Посадъ 1897 года. — Епископа Ѳеофана. Толкованіе пастырскихъ посланій св. Апостола Павла. — Пастырское посланіе или — догматическія и нравственныя размышленія на второе посланіе Апостола Павла къ Тимоѳею (пер. съ франц.). Кіевъ 1874. — Троицкій. Посланія св. Апостола Павла къ Тимоѳею и Титу. Казань 1884.

Первое посланіе къ Тимоѳею / Второе посланіе къ Тимоѳею / Посланіе къ Титу

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0