Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 17 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ А. П. ЛОПУХИНА

Александръ Павловичъ Лопухинъ († 1904 г.)

Александръ Павловичъ Лопухинъ (1852–1904), русскій православный церковный писатель, переводчикъ, библеистъ. Родился въ семьѣ священника Саратовской губерніи. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію (1878), писать и печататься началъ еще въ студенческіе годы. Послѣ выпуска Лопухинъ, какъ хорошо знающій англійскій языкъ, былъ направленъ псаломщикомъ въ США (1879–82), гдѣ трудился при русской посольской церкви въ Нью-Йоркѣ. Вернувшись въ Россію, Лопухинъ занялъ каѳедру сравнительнаго богословія въ СПб.ДА (1883), а съ 1885 перешелъ на каѳедру древней исторіи, которую занималъ до конца своихъ дней. За сравнительно короткую жизнь Лопухинъ сдѣлалъ очень много для русскаго духовнаго просвѣщенія: былъ редакторомъ «Церковнаго вѣстника», «Странника», «Общедоступной богословской библіотеки» и «Симфоніи». По его иниціативѣ сталъ издаваться полный переводъ твореній свт. Іоанна Златоуста. Много статей написалъ Лопухинъ для «Православной богословской энциклопедіи», первые тома которой онъ редактировалъ. далѣе>>

НОВЫЙ ЗАВѢТЪ

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ,
или комментарій на всѣ книги Священнаго Писанія Ветхаго и Новаго Завѣта.

Первое Соборное посланіе святаго Апостола Іоанна Богослова.

Глава 5-я.

1. Всякій вѣрующій, что Іисусъ есть Христосъ, отъ Бога рожденъ, и всякій, любящій Родившаго, любитъ и Рожденнаго отъ Него.

2. Что мы любимъ дѣтей Божіихъ, узнаемъ изъ того, когда любимъ Бога и соблюдаемъ заповѣди Его.

3. Ибо это есть любовь къ Богу, чтобы мы соблюдали заповѣди Его. И заповѣди Его не тяжки.

4. Ибо всякій, рожденный отъ Бога, побѣждаетъ міръ; и сія есть побѣда, побѣдившая міръ, вѣра наша.

5. Кто побѣждаетъ міръ, какъ не тотъ, кто вѣруетъ, что Іисусъ есть Сынъ Божій?

6. Сей есть Іисусъ Христосъ, пришедшій водою и кровію и Духомъ, не водою только, но водою и кровію, и Духъ свидѣтельствуютъ о Немъ, потому что Духъ есть истина.

7. Ибо три свидѣтельствуютъ на небѣ: Отецъ, Слово и Святый Духъ; и сіи три суть едино.

8. И три свидѣтельствуютъ на землѣ: духъ, вода и кровь; и сіи три объ одномъ.

9. Если мы принимаемъ свидѣтельство человѣческое, свидѣтельство Божіе — больше, ибо это есть свидѣтельство Божіе, которымъ Богъ свидѣтельствовалъ о Сынѣ Своемъ.

10. Вѣрующій въ Сына Божія имѣетъ свидѣтельство въ себѣ самомъ; невѣрующій Богу представляетъ Его лживымъ, потому что не вѣруетъ въ свидѣтельство, которымъ Богъ свидѣтельствовалъ о Сынѣ Своемъ.

11. Свидѣтельство сіе состоитъ въ томъ, что Богъ даровалъ намъ жизнь вѣчную, и сія жизнь въ Сынѣ Его.

12. Имѣющій Сына (Божія) имѣетъ жизнь; не имѣющій Сына Божія не имѣетъ жизни.

13. Сіе написалъ я вамъ, вѣрующимъ во имя Сына Божія, дабы вы знали, что вы, вѣруя въ Сына Божія, имѣете жизнь вѣчную.

14. И воть какое дерзновеніе мы имѣемъ къ Нему, что, когда просимъ чего по волѣ Его, Онъ слушаетъ насъ;

15. а когда мы знаемъ, что Онъ слушаетъ насъ во всемъ, чего бы мы ни просили, — знаемъ и тó, что получаемъ просимое отъ Него.

16. Если кто видитъ брата своего согрѣшающаго грѣхомъ не къ смерти, то пусть молится, и Богъ дастъ ему жизнь, то есть, согрѣшающему грѣхомъ не къ смерти. Есть грѣхъ къ смерти: не о томъ говорю, чтобы онъ молился.

17. Всякая неправда есть грѣхъ, но есть грѣхъ не къ смерти.

18. Мы знаемъ, что всякій, рожденный отъ Бога, не грѣшитъ; но рожденный отъ Бога хранитъ себя, и лукавый не прикасается къ нему.

19. Мы знаемъ, что мы отъ Бога, и что весь міръ лежитъ во злѣ.

20. Знаемъ также, что Сынъ Божій пришелъ и далъ намъ свѣтъ и разумъ, да познаемъ Бога истиннаго и да будемъ въ истинномъ Сынѣ его Іисусѣ Христѣ. Сей есть истинный Богъ и жизнь вѣчная.

22. Дѣти! храните себя отъ идоловъ. Аминь.


V.
Вѣра и любовь въ ихъ взаимной связи и побѣдѣ надъ міромъ (1-5). Свидѣтельство о Христѣ трехъ небесныхъ и трехъ земныхъ свидѣтелей (6-9). Внутреннее свидѣтельство вѣрующаго (10-13). Дерзновеніе вѣрующаго (14-15). Молитва о согрѣшающемъ братѣ (16-19). Основной членъ христіанской вѣры — вѣра въ Бога и въ Господа Іисуса Христа; необходимость беречься отъ суевѣрія язычниковъ (20-22).

1-3. Указанная выше (гл. IV) Апостоломъ неразрывная связь любви къ Богу и къ ближнему здѣсь раскрывается и уясняется со стороны причины: Богъ и вѣрующіе, которыхъ Апостолъ именуетъ рожденными отъ Бога, столь тѣсно и нравственно связаны между собою, что любовь къ Богу, возродившему людей, должна влечь за собою и любовь къ возрожденнымъ Имъ людямъ. «Если мы родились отъ Него, то, безъ сомнѣнія, должны оказывать должное и Родителю, т. е., любить и Родившаго. Если же всѣ мы, увѣровавшіе, родились отъ Него, то мы должны любить и другъ друга и какъ братья, и какъ рожденные отъ Него» (бл. Ѳеофилактъ). Далѣе (ст. 2-3) Апостолъ оттѣняетъ ту мысль, что любовь непремѣнно должна быть дѣятельною (ср. II, 3; III, 18), и свидѣтельствомъ дѣйствительности любви служитъ соблюденіе заповѣдей Божіихъ, о которыхъ Апостолъ здѣсь замѣчаетъ, что онѣ не тяжки, какъ и Самъ Господь назвалъ иго Своихъ заповѣдей благимъ, и бремя ихъ легкимъ (Матѳ. XI, 30), — въ смыслѣ, конечно, содѣйствующей благодати по вѣрѣ въ искупительную силу крови Христовой (ср. 1 Іоан. I, 7; II, 1-2). «Заповѣди Его не тяжки. Ибо что тяжелаго въ дѣлѣ любви брата. Что, напримѣръ тяжелаго въ томъ, чтобы посѣтить узника въ темницѣ? Ибо повелѣвается не выпустить изъ темницы, что было бы трудно, а только посѣтить. И больного повелѣвается не освободить отъ болѣзни, а только посѣтить» (бл. Ѳеофилактъ).

Быть можетъ, говоря объ отсутствіи въ заповѣдяхъ Божіихъ тягостности по сравненію съ благодатными средствами, данными людямъ въ христіанствѣ, Апостолъ имѣлъ въ виду лжеучителей, оправдывавшихъ свою нравственную распущенность ссылкою на трудность и мнимую невозможность исполненія заповѣдей Божіихъ.

4-5. Исполненіе заповѣдей Божіихъ человѣкомъ встрѣчаетъ для себя препятствія въ видѣ противодѣйствія боговраждебныхъ началъ — міра, плоти и діавола (сн. II, 15-16). Но христіанинъ силою благодати, подаваемой чрезъ вѣру въ Бога и Господа Іисуса Христа, твердо противодѣйствуетъ соблазнамъ и искушеніямъ, идущимъ отъ міра, и наконецъ побѣждаетъ весь боговраждебный міръ. Апостолъ «объясняетъ, въ чемъ состоитъ побѣда и чрезъ что она совершается; тѣмъ и другимъ называетъ вѣру, т. е. вѣру въ Бога, которая, родившись отъ Бога, побѣдила и прогнала всякое невѣріе, и ни іудей, ни еллинъ, ни еретикъ, не силенъ противъ нея. А какъ вѣра побѣждаетъ не одна, сама по себѣ, а вмѣстѣ съ имѣющимъ ее, то прибавляетъ: и кто побѣждаетъ міръ, какъ не тотъ, кто вѣруетъ, что Іисусъ есть Сынъ Божій» (бл. Ѳеофилактъ). Побѣда надъ міромъ, совершенная Іисусомъ Христомъ (Іоан. XVI, 33), является вѣчнымъ источникомъ, изъ котораго христіане, по вѣрѣ во Христа, почерпаютъ благодатныя силы для своей личной побѣды надъ міромъ.

6-9. Вѣра въ Божество Іисуса Христа (ст. 5) образуетъ самую сущность и главное основаніе христіанства, и именно противъ этой вѣры направляли всѣ свои силы лжепророки и еретики апостольскаго вѣка. Потому Апостолъ теперь указываетъ тѣ твердыя и незыблемыя основанія, на которыхъ покоится та вѣра.

Возвращаясь къ началу своего посланія I, 1-3, Апостолъ теперь подробно раскрываетъ и обосновываетъ свидѣтельство о Христѣ, вѣра въ Котораго побѣдила міръ. Свидѣтельствами того, что Іисусъ есть Христосъ Сынъ Божій, служатъ прежде всего вода крещенія, кровь крестной смерти на Голгоѳѣ и духъ, т. е., благодатныя дарованія Святаго Духа: свидѣтельства эти подтверждаетъ Духъ Божій, Который есть истина (ст. 6). Но свидѣтельство Духа Божія находится въ полномъ согласіи съ свидѣтельствомъ — Бога Отца о Своемъ Сынѣ (Матѳ. III, 17; XVII, 5 и др.) и Господа Іисуса Христа о Себѣ Самомъ (Іоан. I, 18; III, 11; VIII, 14; X, 36; Матѳ. XXVI, 64 и др.), потому что всѣ три Лица Пресвятой Троицы едино суть по существу (ст. 7). Этимъ высокимъ небеснымъ Свидѣтелямъ соотвѣтствуютъ три земныхъ свидѣтеля: духъ, вода и кровь (ст. 8). «Сказавъ это, подтверждаетъ слова сіи доказательствомъ отъ меньшаго. Если мы принимаемъ свидѣтельство человѣческое о чемъ-либо, не тѣмъ-ли справедливѣе должны принять свидѣтельство бóльшее, отъ Бога. Ибо это свидѣтельство о Сынѣ Божіемъ, т. е. о Христѣ, не отъ Самого-ли Бога?» (бл. Ѳеофилактъ).

Весьма важный въ вѣроучительномъ, догматическомъ отношеніи стихъ 7-й не читается ни въ одномъ изъ древнихъ греческихъ кодексовъ Новаго Завѣта: ни въ такихъ авторитетныхъ униціальныхъ кодексахъ, каковы: Синайскій, Александрійскій, Ватиканскій, ни въ древнѣйшихъ курсивныхъ греческихъ манускриптахъ, ни въ лекціонаріяхъ. Въ твореніяхъ древнихъ греческихъ отцовъ, въ своей полемикѣ противъ аріанъ имѣвшихъ постоянный поводъ говорить о троичности Лицъ въ Богѣ и Ихъ единосущіи, данный стихъ не цитируется. И блаженный Ѳеофилактъ въ толкованіи своемъ 1 посланія Ап. Іоанна опускаетъ ст. 7-ой. Нѣтъ этого стиха и въ древнѣйшихъ переводахъ Новаго Завѣта — Пешито, арабскихъ и др.; только въ нѣкоторыхъ, и то не древнихъ, спискахъ латинскаго перевода Вульгаты спорный стихъ читается. Уже подъ вліяніемъ Вульгаты въ двухъ греческихъ кодексахъ XVI в. этотъ стихъ имѣется. Въ печатномъ изданіи Комплютенской Библіи (1514-1520) разсматриваемыя слова имѣются. Въ новѣйшихъ критическихъ изданіяхъ новозавѣтнаго текста — Грисбаха, Шольца, Тишендорфа, Вескотта-Хорта, Триджельса и др. слова ст. 7-го опускаются. Напротивъ, принятые церковью Восточною и Западною тексты, оригинальный и переводные, имѣютъ слова ст. 7-го, какъ подлинныя апостольскія слова. При этомъ церковномъ воззрѣніи мы и должны остаться, хотя научныя текстуально-критическія данныя не доказываютъ подлинности даннаго мѣста съ безусловною несомнѣнностью (см. у проф. Н. И. Сагарды, стр. 206-260).

Во всякомъ случаѣ внесеніе словъ ст. 7-го нисколько не затрудняетъ чтеніе и связь всего текста, и какъ съ предыдущими, такъ и съ послѣдующими текстъ согласуется, равно вполнѣ гармонируетъ съ особенностими богословія Ап. Іоанна.

10-13. Кромѣ небеснаго и земного свидѣтельствъ, вѣра въ Іисуса Христа имѣетъ въ пользу истинности своей сильное внутреннее свидѣтельство самаго вѣрующаго: для вѣрующаго и живущаго во Христѣ истинность вѣры выше всякихъ сомнѣній, поскольку вѣра есть постоянный фактъ его сознанія (ср. Іоан. VII, 16; Рим. VIII, 16; 1 Іоан. I, 10). Наоборотъ, кто не вѣруетъ въ свидѣтельство Божіе, тотъ считаетъ его ложнымъ, слѣдовательно, Самого Бога представляетъ лживымъ (ст. 10); — «невѣрующій виновенъ въ двухъ отношеніяхъ: въ невѣріи, представляя Бога лжецомъ, и въ томъ, что лишаетъ себя сыноположенія, а чрезъ это жизни вѣчной» (бл. Ѳеофилактъ). Между тѣмъ истинная вѣра носитъ въ себѣ несомнѣнный залогъ вѣчной жизни (ст. 11-12, ср. I, 4).

Въ ст. 13 «выводится какъ-бы заключеніе. Я, говоритъ, написалъ это вамъ, какъ наслѣдникамъ вѣчной жизни. Ибо для тѣхъ, которые, не живутъ по надеждѣ жизни вѣчной, это не могло бы быть написано, потому что давать святыню псамъ и метать жемчугъ предъ свиньями непохвально» (Матѳ. VII, 6) (бл. Ѳеофилактъ). И дальнѣйшіе стихи, 14-21, составляя органическую, неотъемлемую часть посланія, имѣютъ характеръ заключенія, въ которомъ повторяются главнѣйшія мысли посланія, съ прибавленіемъ, впрочемъ, одной новой мысли о ходатайственной молитвѣ за согрѣшающихъ братьевъ (ст. 15-16).

14-15. Въ вѣрующемъ сознаніи обладанія истинною, вѣчною жизнію заключается, какъ необходимый моментъ, сыновнее дерзновеніе вѣрующаго предъ Богомъ (ст. 14, сн. II, 28; III, 21; IV, 17), состоящее въ радостной надеждѣ, что Богъ услышитъ наши молитвы, если только онѣ согласуются съ Его святѣйшею волею (ср. Іоан. XVI, 24; Евр. IV, 16), — «если мы просимъ у Бога сообразнаго съ волею Его, то Онъ слушаетъ насъ... А кто проситъ противнаго волѣ Учителя, тотъ не будетъ и услышанъ» (бл. Ѳеофилактъ). Въ силу этой христіанской надежды происходитъ то, что просимое у Бога, ожидаемое отъ Него, является для вѣрующаго христіанина какъ-бы исполнившимся (ст. 15). Такова сущность христіанской молитвы вообще.

16-17. Дерзновеніе вѣры и молитвы — великое сокровище, на которомъ основывается блаженство вѣрующаго. Но вѣрующій долженъ пользоваться этимъ благомъ не для себя только, но и для ближнихъ, посильно содѣйствуя ихъ благу и спасенію, — и прежде всего молитвою за нихъ. Что касается, частнѣе, ходатайственной молитвы за согрѣшающихъ (I, 8) братьевъ, то она, какъ и молитва вообще, можетъ быть услышана Богомъ только при извѣстныхъ съ нашей стороны условіяхъ. «Сказавъ, что Богъ исполняетъ прошенія наши, согласныя съ Его волею, Апостолъ теперь ясно высказываетъ желаніе свое о томъ, чего бы мы просили по волѣ Божіей. И какъ онъ много, почти чрезъ все посланіе, говорилъ о любви къ брату и о томъ, что Богъ желаетъ, чтобы мы соблюдали любовь къ брату нелицемѣрно, то теперь однимъ изъ желаній Его, и самымъ лучшимъ, называетъ то, что когда кто видитъ брата своего, согрѣшающаго грѣхомъ несмертнымъ, то пусть проситъ» (бл. Ѳеофилактъ). Мы должны молиться за согрѣшающихъ братьевъ, если они совершаютъ грѣхъ не къ смерти (ἁμαρτίαν μὴ πρὸς ϑάνατον), т. е., если они не отпали совершенно отъ вѣры и любви, если не устранили себя преднамѣренно отъ воздѣйствія на нихъ благодатныхъ средствъ. Но кромѣ грѣха не къ смерти, есть еще грѣхъ къ смерти, т. е., подобное упомянутой въ Евангеліи хулѣ на Духа Святаго (Матѳ. XII, 31-32), рѣшительное, сознательное и намѣренное отпаденіе отъ вѣры — особенно отъ вѣры въ воплощеніе Сына Божія (1 Іак. IV, 3), и отъ любви къ ближнему (III, 10): ненависть къ брату Апостолъ прямо называетъ человѣкоубійствомъ (III, 15); о тяжести же грѣха отреченія отъ воплотившагося Сына Божія говоритъ и Апостолъ Павелъ (Евр. VI, 4-6; X, 26). Представляя молитву за согрѣшающихъ грѣхомъ несмертнымъ непремѣннымъ долгомъ вѣрующаго христіанина (ср. Іак. V, 16), Апостолъ не даетъ такого наставленія о молитвѣ за согрѣшающихъ грѣхомъ смертнымъ, хотя прямо не запрещаетъ грѣховъ и этого рода: успѣху молитвы къ послѣднемъ случаѣ противодѣйствуютъ невѣріе, упорство, ожесточеніе и коснѣніе во грѣхахъ. Но и грѣхи перваго рода, несмертные, требуютъ тщательнаго очищенія и должны быть избѣгаемы, поскольку «всякая неправда есть грѣхъ» (ст. 7а).

18-21. Теперь слѣдуетъ заключеніе посланія. Троекратнымъ «мы знаемъ» (ст. 18. 19. 20) Апостолъ еще разъ приводитъ читателямъ основныя истины, раскрытыя имъ въ посланіи, совершенно безспорныя и для Апостола, и для всѣхъ христіанъ. Первое положеніе, ранѣе раскрытое Апостоломъ (III, 9), гласитъ: «всякій, рожденный отъ Бога, не грѣшитъ» (ст. 18) «Однакожъ, чтобы кто-нибудь не подумалъ, что природа его (возрожденнаго) претворяется и становится уже неуловимою для грѣха, прибавляетъ: хранитъ себя, т. е. если не будетъ хранить и беречь себя, то, безъ сомнѣнія, согрѣшитъ.

Итакъ, онъ не по природѣ достигаетъ безгрѣшности, но по великому дару Божію. Богъ, усыновивъ насъ, удостоилъ насъ такой благодати, что мы, соблюдая и сохраняя поданный отъ него даръ, можемъ и не грѣшить» (бл. Ѳеофилактъ).

Второе положеніе состоитъ изъ двухъ противоположныхъ сужденій: «мы отъ Бога», а «міръ весь во злѣ лежитъ» (ст. 19) — міръ боговраждебный обнимаетъ прежде всего «князя міра сего» (Іоан. XII, 31) и чадъ его, особенно лжеучителей и антихристовъ, о которыхъ говорилъ Апостолъ (II, 18-19. 22-23; IV, 2-8), а также тѣхъ, которые слѣдуютъ похотямъ міра (II, 15-16). Всего этого должны быть чужды истинные христіане, какъ рожденные отъ Бога. Такое состояніе вѣрующаго обусловливается тѣмъ, что Господь Іисусъ Христосъ, явившись въ міръ, далъ намъ возможность познать истиннаго Бога, и мы находимся въ общеніи съ Богомъ, будучи въ общеніи съ Его Сыномъ Іисусомъ Христомъ, Который есть истинный Богъ и жизнь вѣчная (ст. 20). Это третье положеніе суммируетъ все сказанное Апостоломъ въ отдѣлѣ IV, 9 — V, 12.

Находясь въ общеніи съ истиннымъ Богомъ, имѣя отъ Него жизнь вѣчную, христіане должны всячески уклоняться отъ почитанія ложныхъ боговъ и отъ всякаго вида идолопоклонства (ст. 21). «Апостолъ писалъ это всей церкви, которая не вся наполнена была людьми избранными, а между ними иной былъ и съ неправымъ расположеніемъ. Такимъ онъ и даетъ заповѣдь эту, опасаясь за ихъ слабость» (бл. Ѳеофилактъ).

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0