Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 6.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ А. П. ЛОПУХИНА

Александръ Павловичъ Лопухинъ († 1904 г.)

Александръ Павловичъ Лопухинъ (1852–1904), русскій православный церковный писатель, переводчикъ, библеистъ. Родился въ семьѣ священника Саратовской губерніи. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію (1878), писать и печататься началъ еще въ студенческіе годы. Послѣ выпуска Лопухинъ, какъ хорошо знающій англійскій языкъ, былъ направленъ псаломщикомъ въ США (1879–82), гдѣ трудился при русской посольской церкви въ Нью-Йоркѣ. Вернувшись въ Россію, Лопухинъ занялъ каѳедру сравнительнаго богословія въ СПб.ДА (1883), а съ 1885 перешелъ на каѳедру древней исторіи, которую занималъ до конца своихъ дней. За сравнительно короткую жизнь Лопухинъ сдѣлалъ очень много для русскаго духовнаго просвѣщенія: былъ редакторомъ «Церковнаго вѣстника», «Странника», «Общедоступной богословской библіотеки» и «Симфоніи». По его иниціативѣ сталъ издаваться полный переводъ твореній свт. Іоанна Златоуста. Много статей написалъ Лопухинъ для «Православной богословской энциклопедіи», первые тома которой онъ редактировалъ. далѣе>>

НОВЫЙ ЗАВѢТЪ

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ,
или комментарій на всѣ книги Священнаго Писанія Ветхаго и Новаго Завѣта.

Первое Соборное посланіе святаго Апостола Іоанна Богослова.

Глава 3-я.

1. Смотрите, какую любовь далъ намъ Отецъ, чтобы намъ называться и быть дѣтьми Божіими. Міръ потому не знаетъ насъ, что не позналъ Его.

2. Возлюбленные! мы теперь дѣти Божіи; но еще не открылось, чтó будемъ. Знаемъ только, что когда откроется, будемъ подобны Ему, потому что увидимъ Его, кáкъ Онъ есть.

3. И всякій, имѣющій сію надежду на Него, очищаетъ себя, такъ-какъ Онъ чистъ.

4. Всякій, дѣлающій грѣхъ, дѣлаетъ и беззаконіе; и грѣхъ есть беззаконіе.

5. И вы знаете, что Онъ явился для того, чтобы взять грѣхи наши, и что въ Немъ нѣтъ грѣха.

6. Всякій, пребывающій въ Немъ, не согрѣшаетъ; всякій согрѣшающій не видѣлъ Его и не позналъ Его.

7. Дѣти! да не обольщаетъ васъ никто. Кто дѣлаетъ правду, тотъ праведенъ, подобно какъ Онъ праведенъ.

8. Кто дѣлаетъ грѣхъ, тотъ отъ діавода, потому что сначала діаволъ согрѣшилъ. Для сего-то и явился Сынъ Божій, чтобы разрушить дѣла діавола.

9. Всякій, рожденный отъ Бога, не дѣлаетъ грѣха, потому что сѣмя Его пребываетъ въ немъ; и онъ не можетъ грѣшить, потому что рожденъ отъ Бога.

10. Дѣти Божіи и дѣти діавола узнаются тáкъ: всякій, не дѣлающій правды, не есть отъ Бога, равно и не любящій брата своего.

11. Ибо таково благовѣствованіе, которое вы слышали отъ начала, чтобы мы любили другъ друга,

12. не тáкъ, кáкъ Каинъ, который былъ отъ лукаваго, и убилъ брата своего. А за чтó убилъ его? За тó, что дѣла его были злы, а дѣла брата его праведны.

13. Не дивитесь, братія мои, если міръ ненавидитъ васъ.

14. Мы знаемъ, что мы перешли изъ смерти въ жизнь, потому что любимъ братьевъ; не любящій брата пребываетъ въ смерти.

15. Всякій, ненавидящій брата своего, есть человѣкоубійца; а вы знаете, что ни какой человѣкоубійца не имѣетъ жизни вѣчной, въ немъ пребывающей.

16. Любовь познали мы въ томъ, что Онъ положилъ за насъ душу Свою: и мы должны полагать души свои за братьевъ.

17. А кто имѣетъ достатокъ въ мірѣ, но, видя брата своего въ нуждѣ, затворяетъ отъ него сердце свое, — какъ пребываетъ въ томъ любовь Божія?

18. Дѣти мои! станемъ любить не словомъ или языкомъ, но дѣломъ и истиною.

19. И вотъ, почему узнаёмъ, что мы отъ истины, и успокоиваемъ предъ Нимъ сердца наши;

20. ибо если сердце наше осуждаетъ насъ, то кольми паче Богъ, потому что Богъ больше сердца нашего и знаетъ все.

21. Возлюбленные! если сердце наше не осуждаетъ насъ, то мы имѣемъ дерзновеніе къ Богу,

22. и чего ни просимъ, получимъ отъ Него, потому что соблюдаемъ заповѣди Его и дѣлаемъ благоугодное предъ нимъ.

23. А заповѣдь Его та, чтобы мы вѣровали во имя Сына Его Іисуса Христа и любили другъ друга, какъ Онъ заповѣдалъ намъ.

24. И кто сохраняетъ заповѣди Его, тотъ пребываетъ въ Немъ, и Онъ въ томъ, а что Онъ пребываетъ въ насъ, узнаёмъ по духу, который Онъ далъ намъ.


III.
Дѣти Божіи и дѣти діавола (1-10). Братская любовь къ ближнему и ненависть (11-18). Успокоеніе сердца въ Богѣ (19-22). Вѣра и любовь (23-24).

1. Установивъ (въ II, 29) органически тѣсную связь между праведностью и благодатнымъ рожденіемъ христіанъ отъ Бога, Апостолъ теперь далѣе раскрываетъ понятіе благодатнаго богосыновства, чтобы яснѣе оттѣнить упомянутую связь, не только какъ необходимую по самому понятію рожденія отъ Праведнаго, но и какъ нравственно обязательную для облагодѣтельствованныхъ. Самъ всегда имѣя какъ бы предъ глазами великое дѣло искупленія человѣчества во Христѣ, Апостолъ восторженно предлагаетъ (ст. 1) и читателямъ благоговѣйно погружаться въ духовное созерцаніе той недомыслимой любви Отца Небеснаго къ людямъ (ср. Іоан. III, 16), въ силу которой Онъ въ таинствѣ искупленія во Христѣ даровалъ всѣмъ людямъ быть и именоваться дѣтьми Божіими. Величіе этого божественнаго дара, обязывающаго обладающихъ имъ христіанъ къ постоянному совершенствованію, Апостолъ доказываетъ отъ противнаго — тѣмъ, что враждебный Богу міръ и потому не вѣдающій Бога не знаетъ и этого высокаго преимущества христіанъ — ихъ богосыновства: такъ переродила ихъ любовь и благодать Божія, утвердивши ихъ жизнь на совершенно новыхъ началахъ, что они сдѣлались чуждыми и непонятными міру. «Вы знаете, что Онъ (Христосъ) далъ вамъ право быть и почитаться дѣтьми Божіими. Если же принадлежащіе міру не знаютъ сего, т. е. того, что вы дѣти Божіи, сему не удивляйтесь; ибо они не знаютъ и Того, Кто усыновилъ васъ» (бл. Ѳеофилактъ).

2. Еще выше и непостижимѣе для самихъ чадъ Божіихъ будущее блаженство вѣрующихъ: изображая блаженство праведниковъ въ будущемъ мірѣ, слово Божіе представляетъ его лишь въ общихъ чертахъ (ср. 1 Петр. I, 4. 8; 2 Тим. IV, 8 и др.), не касаясь самой его сущности. Извѣстно лишь, что условіемъ будущаго блаженства является наше уподобленіе Богу (ср. Матѳ. V, 48) въ праведности, милосердіи, святости и др. совершенствахъ, и что источникомъ неизреченнаго блаженства для праведниковъ будетъ лицезрѣніе Божіе, когда они будутъ зрѣть Бога не тускло и гадательно, а какъ бы лицемъ къ лицу (1 Кор. XIII, 12), — «чистые увидятъ Чистаго, праведные — Праведнаго, ибо подобные пристанутъ къ Подобному» (бл. Ѳеофилактъ).

3-4. Изъ понятія рожденія вѣрующихъ отъ Бога (II, 29), ихъ высокаго благодатнаго богосыновства въ настоящемъ (III, 1) и неизреченнаго блаженства въ будущемъ (ст. 2) для всякаго имѣющаго христіанскую надежду на блаженную вѣчность необходимый долгъ — постоянно очищать себя отъ всякихъ грѣховныхъ прирожденій по образцу чистаго и безгрѣшнаго Христа, такъ какъ только чистые сердцемъ могутъ видѣть Бога (Матѳ. V, 8). Этотъ нравственно-практическій выводъ изъ ученія о духовномъ возрожденіи христіанъ и ихъ высокомъ достоинствѣ дѣтей Божіихъ Апостолъ далѣе (ст. 4) подкрѣпляетъ отрицаніемъ противоположнаго тезиса, вѣроятно, высказывавшагося еретиками-антиномистами, о допущеніи грѣха въ христіанахъ. Апостолъ со всею рѣшительностью доказываетъ полную несовмѣстимость грѣха съ достоинствомъ возрожденныхъ христіанъ. Апостолъ говоритъ какъ бы такъ «вы, усыновленные, дѣлайте правду и не показывайте себя праздными отъ нея. Ибо какъ въ отношеніи грѣха не тотъ грѣшникъ или беззаконникъ, кто совершилъ или совершитъ грѣхъ, но тотъ, кто держится зла и дѣлаетъ зло, такъ и праведенъ не тотъ, кто не дѣйствуетъ, но тотъ, кто дѣлаетъ правду. Грѣхъ даже неумѣстенъ въ васъ, ибо Христосъ явился для разрушенія грѣха, и какъ самъ былъ непричастенъ грѣху, такъ и вамъ, соединившимся съ Нимъ и утвержденнымъ вѣрою въ Него, не остается уже мѣста грѣшить... Нужно также знать, что грѣхомъ называется отпаденіе отъ добра, а беззаконіемъ — нарушеніе положительнаго закона» (бл. Ѳеофилактъ). Нарушитель же закона Божія есть преступникъ противъ него, и уже не дитя Божіе, а общникъ и сынъ діавола.

5-6. Апостолъ теперь, ссылаясь на собственный внутренній опытъ и христіанское познаніе читателей, еще далѣе раскрываетъ несовмѣстимость грѣха съ состояніемъ возрожденнаго во Христѣ, указывая на то, что цѣлью самаго явленія Христа было принести умилостивительную жертву за грѣхи всѣхъ и уничтожить отвѣтственность вѣчнаго осужденія за нихъ предъ Богомъ (ср. II, 2; сн. 1 Петр. II, 21. 24), при чемъ самое общеніе христіанъ съ Безгрѣшнымъ Христомъ Спасителемъ обязываетъ ихъ не грѣшить; допустимы лишь грѣхи немощи и слабости природы человѣческой. «Всякій согрѣшающій не видѣлъ Его и не позналъ Его» — «подъ видѣніемъ Его разумѣетъ не видѣніе простымъ прикосновеніемъ глаза или легкимъ воспроизведеніемъ въ своемъ воображеніи чего-либо извѣстнаго, но нежеланіе сколько-нибудь обсудить и разузнать дѣло и присоединиться къ Нему» (бл. Ѳеофилактъ).

7-9. Въ виду возможныхъ или уже имѣвшихъ мѣсто въ дѣйствительности перетолкованій евангельскаго благовѣстія и нравственнаго христіанскаго ученія Апостолъ настойчиво разъясняетъ — противъ всякаго антиномистическаго лжеученія, — полную несообразность грѣха и грѣховности съ цѣлымъ ученіемъ, догматическимъ или этическимъ, христіанства (ст. 7), съ существомъ искупительнаго дѣла Христова (ст. 8) и съ основною природою богосыновняго отношенія къ Тріединому Богу (ст. 9). Какъ праведность человѣческая есть знакъ и слѣдствіе рожденія человѣка-христіанина отъ Бога (ст. 7, сн. II, 29), такъ сознательная, упорная грѣховность есть показатель родства человѣка съ діаволомъ — первоисточникомъ всякаго зла и грѣха (ст. 8, сн. Іоан. VIII, 44). По объясненію Св. Іоанна Златоуста, «всякій разъ, какъ мы грѣшимъ, мы рождаемся отъ діавола, а всякій разъ, какъ совершаемъ добродѣтель, рождаемся отъ Бога, потому что «сѣмя Его пребываетъ въ насъ» (ст. 9). «Сѣменемъ называетъ Духа, Котораго мы получаемъ чрезъ крещеніе, и Который, пребывая въ насъ, дѣлаетъ умъ нашъ недопускающимъ грѣха. Если же кто не родится отъ Бога, тотъ не получаетъ Духа Святаго». И такъ, обитающій въ христіанинѣ Духъ Божій, конечно, при участіи доброй воли человѣка-христіанина, постепенно, болѣе и болѣе, удаляетъ его отъ грѣховъ.

10-12. Усиливая мысль ст. 8, Апостолъ говоритъ, что чуждъ Бога и свойственникъ діаволу не только тотъ, кто сознательно грѣшитъ, но и тотъ, кто а) не дѣлаетъ правды, б) не любитъ брата своего, — съ тѣмъ вмѣстѣ оканчивается данная Апостоломъ характеристика дѣтей Божіихъ и дѣтей діавола (ст. 10). Обосновывая далѣе положеніе, что не любящій брата — не отъ Бога, Апостолъ напоминаетъ христіанамъ, что заповѣдь о любви христіанъ другъ къ другу вѣдома читателямъ съ самаго начала ихъ христіанскато состоянія (ст. 11), разумѣется, изъ ученія Самого Господа (Іоан. XIII, 34-35; XV, 12-13), возвѣщеннаго людямъ Апостолами. А чтобы еще болѣе оттѣнить нравственную обязательность взаимной любви въ христіанскомъ обществѣ, Апостолъ на историческомъ примѣрѣ Каина показываетъ (ст. 12), къ какимъ страшнымъ послѣдствіямъ приводитъ нарушеніе заповѣди о любви. «Апостолъ примѣромъ подтверждаетъ, сколь великое зло — ненавидѣть брата. Смотрите, говоритъ, вотъ Каинъ возненавидѣлъ брата и убилъ его, не смотря на то, что онъ былъ родной братъ его. Каинъ имѣлъ злыя дѣла отца своего діавола, Авель же, дѣлая правду, былъ сыномъ въ отношеніи къ Богу. Здѣсь діаволъ противополагается Богу, и злыя дѣла — добрымъ. Потому то Каинъ, противоположный брату, убилъ его» (бл. Ѳеофилактъ). Выраженіемъ «заклалъ», ἔσϕαξε, нерѣдко означающимъ жертвенное закланіе (Апок. V, 6. 9. 12; VI, 4. 9 и др.), оттѣняется невинная и мученическая смерть Авеля.

13-15. Съ момента братоубійства Каина, антагонизмъ между дѣтьми Божіими и дѣтьми діавола, между Богомъ и міромъ никогда не прекращался. Та же самая вражда зла противъ добра существуегь и въ данное время: Каина олицетворяетъ теперь боговраждебный міръ, а Авеля — истинные христіане, чада Божіи, ненавидимыя міромъ (ст. 13, сн. Іоан. XV, 20; XVI, 2). Ненависть, по Апостолу, есть признакъ, даже синонимъ смерти, христіане же чрезъ свою любовь къ ближнимъ пережили нѣкое духовное воскресеніе или оживленіе (ср. Іоан. V, 24), ненависть же къ брату означаетъ не только состояніе духовной смерти человѣка ненавидящаго (ст. 14б), но и то, что такой человѣкъ духовно, если не тѣлесно, совершаетъ братоубійство, подобное Каинову; является «человѣкоубійцею» (ст. 15), каковое названіе Христосъ приложилъ къ діаволу (Іоан. VIII, 44); ненависть, по мысли Апостола, равна убійству, какъ и Христосъ Спаситель гнѣвающагося на ближняго осуждаетъ, какъ убійцу (Матѳ. V, 21-22).

16-18. Какъ ненависть къ ближнему наиболѣе отдаляетъ человѣка отъ Бога и сильнѣе всего дѣлаетъ его общникомъ и сыномъ діавола, такъ именно чрезъ любовь къ ближнимъ христіанинъ наиболѣе сближается съ Христомъ Богомъ, усвояя себѣ богоугодное настроеніе. Именно Христосъ Спаситель въ Своемъ Богочеловѣческомъ подвигѣ явилъ высочайшую любовь, положивъ за насъ душу или жизнь Свою (ср. Іоан. X, 11. 15. 18; XIII, 37. 38; XV, 13 и др.); въ силу нравственной солидарности со Христомъ, обязательной для всѣхъ христіанъ (ср. Флп. II, 5), въ силу того, что христіане обрѣли истинную жизнь только чрезъ Христа (выше, ст. 14), для всѣхъ христіанъ обязательна самоотверженная, по примѣру Господа, любовь къ ближнимъ, готовая положить душу за братьевъ (ст. 16, сн. Іоан. XV, 13). Но этому принципіальному величію подвига самоотверженной христіанской любви Апостолъ сейчасъ (ст. 17) противополагаетъ совершенно иное отношеніе къ ближнему, взятое изъ отношеній житейскихъ, каковы: а) черствая нечувствительность къ самымъ обыденнымъ насущнымъ потребностямъ ближнихъ, когда человѣкъ какъ бы искусственно притупляетъ чувствительность своего сердца, дѣлая его невоспріимчивымъ къ жалости и состраданію (ст. 17), и б) любовь лицемѣрная, не идущая далѣе безсодержательныхъ словъ мнимаго участія (ст. 18). Желая показать всю несовмѣстимость такой ложной любви, такого отношенія къ ближнему съ идеаломъ истинной самоотверженной любви, Апостолъ спрашиваетъ: «какъ пребываетъ въ томъ (человѣкѣ такого настроенія) любовь Божія?» (ст. 17). «Любовь преклонила Господа положить душу Свою за насъ; по Его примѣру и мы должны полагать душу за братьевъ. Но какъ это дѣлается рѣдко, то Апостолъ, какъ бы пристыжая вѣрныхъ, начинаетъ съ небольшого, убѣждаетъ къ братолюбію. Онъ какъ бы такъ говоритъ: чтó говорить о полаганіи души за брата, когда мы видимъ, что не удовлетворяютъ братьевъ своихъ въ необходимомъ для жизни не бѣдные въ средствахъ — объ этихъ я не говорю, — но владѣющіе богатствомъ цѣлаго міра? Посему, да постыдятся! Ибо, если затворили сердце въ этомъ маломъ, и явились недостойными любви Божіей: чтó показали бы, когда бы потребовалось большее — умереть за брата? Потомъ и еще продолжаетъ обличать тѣхъ, которые ограничиваютъ любовь словомъ и обнаруживаютъ ее только на языкѣ. Станемъ, говоритъ, любить не словомъ или языкомъ, но дѣломь и истиною» (бл. Ѳеофилактъ). Только искренняя дѣятельная любовь носитъ благословеніе въ самой себѣ, о чемъ далѣе и говоритъ Апостолъ.

19-20. Заключая свою рѣчь о необходимости для христіанъ дѣятельной любви къ ближнимъ (ст. 17-18), Апостолъ въ этой любви указываетъ вѣрный признакъ того, что христіане стоятъ на пути истины (какъ и Христосъ Спаситель въ любви указалъ отличительный признакъ истинныхъ учениковъ Его, Іоан. XIII, 35). «О семъ», т. е. почему узнаемъ? По тому, что любимъ брата не словомъ, но дѣломъ и истиною. Что узнаемъ? То, что мы отъ истины. Какъ узнаемъ? Такъ, что говорящій одно, а дѣлающій другое, не соглашающій дѣла со словомъ, есть лжецъ, а не истиненъ» (бл. Ѳеофилактъ). Но кромѣ очевиднаго соотвѣтствія слова о любви съ дѣломъ любви, Апостолъ указываетъ еще и внутреннее свидѣтельство нравственнаго сознанія или собственной совѣсти христіанъ: «успокоиваемъ предъ Нимъ сердца наши» (ст. 19б). «Это значитъ: чрезъ истинность (а истинствовать мы будемъ тогда, когда словамъ нашимъ будутъ соотвѣтствовать дѣла) мы успокоимъ совѣсть свою. Ибо словомъ «сердце» онъ называетъ совѣсть. Какъ же успокоимъ? Поставивъ себя въ такое положеніе, чтобы произносить намъ слова предъ свидѣтелемъ Богомъ; ибо это значатъ слова: «предъ Нимъ» (бл. Ѳеофилактъ). Но если нравственное поведеніе наше небезупречно на нашъ взглядъ, по суду нашей совѣсти, то тѣмъ бóльшіе недостатки будутъ найдены въ насъ всеправеднымъ судомъ Божіимъ: «если сердце наше осуждаетъ насъ, то кольми паче Богъ; потому что Богъ больше сердца нашего, и знаетъ все» (ст. 20). Блаж. Ѳеофилактъ такъ передаетъ смыслъ этого труднаго для пониманія стиха: «и если мы во время грѣха не можемъ укрываться отъ совѣсти своей, которая ограниченна, какъ и человѣкъ — существо ограниченное, то тѣмъ болѣе не можемъ укрыться отъ Бога, безпредѣльнаго и вездѣсущаго».

21-22. Рѣчь ст. 21, по формѣ напоминающая противоположное выраженіе ст. 20, по мысли представляетъ раскрытіе ст. 19: при спокойствіи совѣсти, христіанинъ получаетъ не только успокоеніе духа, но и нѣкоторое «дерзновеніе» къ Богу, т. е. дѣтскую довѣрчивость, увѣренность въ благодатной близости къ Богу, въ Его любви къ человѣку, и въ томъ, что всякая законная и достойная Бога молитва его будетъ услышана (ст. 24). «При дерзновеніи несомнѣнно получимъ все, что ни попросимъ отъ Него. Почему? Потому что соблюдаемъ заповѣди Его. Ибо кого просятъ, того весьма много преклоняетъ къ выслушанію благопокорность просителей, только бы просили не сомнѣваясь. А какъ мы соблюдаемъ заповѣди Его и дѣлаемъ угодное предъ нимъ, то и будемъ надѣяться, что молитвы наши не будутъ напрасны».

23-24. Апостолъ доселѣ особенно настаивалъ на исполненіи заповѣди о братской любви. Но рядомъ съ любовью къ ближнимъ и даже прежде нея требуется вѣра въ Бога и въ Господа Іисуса Христа, какъ основаніе христіанской жизни. Это — сокращеніе всего закона и Евангелія, и Апостолъ объединяетъ оба основныя требованія христіанства въ одну «заповѣдь», ἐντολὴ (ст. 23): первая половина этой заповѣди — о вѣрѣ въ Христа, вторая — о любви другъ къ другу; вѣра — основаніе любви, любовь есть плодъ или дѣйствіе вѣры; съ истинною живою вѣрою любовь дана, какъ свѣтъ и тепло съ солнцемъ. Такова вѣра, дѣйствующая любовью, о которой училъ и Ап. Павелъ (Гал. V, 6). Этимъ совершенно исключаются — какъ отрицаніе безусловной необходимости вѣры при нравственной дѣятельности (антидогматизмъ), такъ и приниженіе или подавленіе нравственной дѣятельности при вѣрѣ (аморализмъ).

Вѣрующій въ Христа и любящій ближнихъ обитаетъ въ Богѣ и самъ становится обителью всей Пресвятой Троицы (ст. 24), по обѣтованію Самого Спасителя (Іоан. XIV; 16 сл. XVII, 21. 23; XV, 7). Залогомъ же, признакомъ или свидѣтельствомъ пребыванія въ насъ Бога является ниспосланный всей Церкви и ниспосылаемый отдѣльнымъ членамъ ея Духъ Святый съ Его благодатными дарованіями (ср. II, 20. 27; IV, 10. 13; 2 Кор. I, 22; Ефес. I, 13; 1 Кор. XII, 4 и др.). «Цѣлая мысль: вы должны вѣровать во имя Сына Его Іисуса Христа и любить другъ друга истинно, какъ онъ заповѣдалъ. Ибо соблюдающій заповѣдь въ Немъ пребываеть, и Онъ въ немъ. А что Онъ пребываетъ въ насъ, это мы узнаемъ по духу или по дарованію, которое Онъ далъ намъ» (бл. Ѳеофилактъ). Отсюда Апостолъ переходитъ къ различенію духовныхъ дарованій, истинныхъ отъ ложныхъ и мнимыхъ.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0