Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 20 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ А. П. ЛОПУХИНА

Александръ Павловичъ Лопухинъ († 1904 г.)

Александръ Павловичъ Лопухинъ (1852–1904), русскій православный церковный писатель, переводчикъ, библеистъ. Родился въ семьѣ священника Саратовской губерніи. Окончилъ С.-Петербургскую Духовную Академію (1878), писать и печататься началъ еще въ студенческіе годы. Послѣ выпуска Лопухинъ, какъ хорошо знающій англійскій языкъ, былъ направленъ псаломщикомъ въ США (1879–82), гдѣ трудился при русской посольской церкви въ Нью-Йоркѣ. Вернувшись въ Россію, Лопухинъ занялъ каѳедру сравнительнаго богословія въ СПб.ДА (1883), а съ 1885 перешелъ на каѳедру древней исторіи, которую занималъ до конца своихъ дней. За сравнительно короткую жизнь Лопухинъ сдѣлалъ очень много для русскаго духовнаго просвѣщенія: былъ редакторомъ «Церковнаго вѣстника», «Странника», «Общедоступной богословской библіотеки» и «Симфоніи». По его иниціативѣ сталъ издаваться полный переводъ твореній свт. Іоанна Златоуста. Много статей написалъ Лопухинъ для «Православной богословской энциклопедіи», первые тома которой онъ редактировалъ. далѣе>>

НОВЫЙ ЗАВѢТЪ

ТОЛКОВАЯ БИБЛІЯ,
или комментарій на всѣ книги Священнаго Писанія Ветхаго и Новаго Завѣта.

Первое Соборное посланіе святаго Апостола Іоанна Богослова.

Глава 2-я.

1. Дѣти мои! сіе пишу вамъ, чтобы вы не согрѣшали; а еслибы кто согрѣшилъ, то мы имѣемъ ходатая предъ Отцемъ, Іисуса Христа праведника:

2. Онъ есть умилостивленіе за грѣхи наши, и не только за наши, но и за грѣхи всего міра».

3. А что мы познали Его, узнаёмъ изъ того, что соблюдаемъ Его заповѣди.

4. Кто говоритъ: я позналъ Его, но заповѣдей Его не собдюдаетъ, тотъ лжецъ, и нѣтъ въ немъ истины;

5. а кто соблюдаетъ слово Его, въ томъ истинно любовь Божія совершилась: изъ сего узнаёмъ, что мы въ Немъ.

6. Кто говоритъ, что пребываетъ въ Немъ, тотъ долженъ поступать тáкъ, кáкъ Онъ поступалъ.

7. Возлюбленные! пишу вамъ не новую заповѣдь, но заповѣдь древнюю, которую вы имѣли отъ начала. Заповѣдь древняя есть слово, которое вы слышали отъ начала.

8. Но притомъ и новую заповѣдь пишу вамъ, чтó есть истинно и въ Немъ и въ васъ, потому что тьма проходитъ и истинный свѣтъ уже свѣтитъ.

9. Кто говоритъ, что онъ во свѣтѣ, а ненавидитъ брата своего, тотъ еще во тьмѣ.

10. Кто любитъ брата своего тотъ пребываетъ во свѣтѣ, и нѣтъ въ немъ соблазна.

11. А кто ненавидитъ брата своего, тотъ находится во тьмѣ и во тьмѣ ходитъ, и не знаетъ, куда идетъ, потому что тьма ослѣпила ему глаза.

12. Пишу вамъ, дѣти, потому что прощены вамъ грѣхи ради имени Его.

13. Пишу вамъ, отцы, потому что вы познали Сущаго отъ начала. Пишу вамъ, юноши, потому что вы побѣдили лукаваго. Пишу вамъ, отроки, потому что вы познали Отца.

14. Я написалъ вамъ, отцы, потому что вы познали Безначальнаго; я написалъ вамъ, юноши, потому что вы сильны, и слово Божіе пребываетъ въ васъ, и вы побѣдили лукаваго.

15. Не любите міра, ни того, что въ мірѣ: кто любитъ міръ, въ томъ нѣтъ любви Отчей.

16. Ибо все, чтó въ мірѣ: похоть плоти, похоть очей и гордость житейская, не есть отъ Отца, но отъ міра сего.

17. И міръ проходитъ, и похоть его, а исполняющій волю Божію пребываетъ во-вѣкъ.

18. Дѣти! послѣднее время. И какъ вы слышали, что придетъ антихристъ, и теперь появилось много антихристовъ, то мы и познаёмъ изъ того, что послѣднее время.

19. Они вышли отъ насъ, но не были наши; ибо если бы они были наши, то остались бы съ нами; но они вышли, и чрезъ тó открылось, что не всѣ наши.

20. Впрочемъ, вы имѣете помазаніе отъ Святаго и знаете все.

21. Я написалъ вамъ не потому, чтобы вы не знали истины, но потому, что вы знаете ее, равно какъ и тó, что всякая ложь не отъ истины.

22. Кто лжецъ, если не тотъ, кто отвергаетъ, что Іисусъ есть Христосъ? Это — антихристъ, отвергающій Отца и Сына.

23. Всякій, отвергающій Сына, не имѣетъ и Отца; а исповѣдующій Сына имѣетъ и Отца.

24. Итакъ, чтó вы слышали отъ начала, тó и да пребываетъ въ васъ; если пребудетъ въ васъ тó, чтó вы слышали отъ начала, то и вы пребудете въ Сынѣ и въ Отцѣ.

25. Обѣтованіе же, которое Онъ обѣщалъ намъ, есть жизнь вѣчная.

26. Это я написалъ вамъ объ обольщающихъ васъ.

27. Впрочемъ, помазаніе, которое вы получили отъ Него, въ васъ пребываетъ, и вы не имѣете нужды, чтобы кто училъ васъ; но какъ самое сіе помазаніе учитъ васъ всему, и оно истинно и неложно, то чему оно научило васъ, въ томъ пребывайте.

28. Итакъ, дѣти, пребывайте въ Немъ, чтобы, когда Онъ явится, имѣть намъ дерзновеніе и не постыдиться предъ Нимъ въ пришествіе Его.

29. Если вы знаете, что Онъ праведникъ, знайте и тó, что всякій, дѣлающій правду, рожденъ отъ Него.


II.
Христосъ есть умилостивленіе за грѣхи всего міра (1-2). Познаніе Его и общеніе съ Нимъ, какъ свѣтомъ, въ дѣятельномъ исполненіи заповѣдей Божіихъ, особенно заповѣди о любви (3-11). Всеобщность и общедоступность спасенія во Христѣ (12-14). Враждебная общенію съ Богомъ любовь къ міру (15-16). Признаки наступленія послѣдней міровой эпохи (17-19). Истинное Христово ученіе въ противоположность антихристіанскому (20-27).

1-2. Желая предотвратить возможность перетолкованія изложеннаго въ I, 5-10 ученія, св. Іоаннъ Богословъ съ отеческою трогательностью выразительно напоминаетъ читателямъ, что написанное имъ въ этихъ стихахъ отнюдь не можетъ служить оправданіемъ легкаго отношенія ко грѣху и его многоразличнымъ проявленіямъ, напротивъ: цѣлью тамъ сказаннаго является отвращеніе читателей и христіанъ вообще отъ грѣха: сія пишу вамъ, да не согрѣшаете. Но вмѣстѣ съ тѣмъ для людей особенно чуткой совѣсти, искренно ищущихъ свободы отъ грѣха и истиннаго христіанскаго совершенства, но глубоко сознающихъ грѣховность человѣческой природы, Апостолъ присоединяетъ и ободреніе въ вѣрѣ во всесильное ходатайство Господа Іисуса Христа, великаго и вѣчнаго Ходатая (παράϰλητον, vulg. advocatum) за человѣчество предъ Богомъ Отцомъ (ср. 1 Тим. II, 5). «Апостолъ, зная, что природа наша непостоянна и грѣховна, что влеченіе ко злу мы всегда носимъ въ себѣ, что завистникъ діаволъ препятствуетъ своими ковами спасенію нашему, что посему и примирившіеся уже съ Богомъ чрезъ исповѣдь, если живутъ невнимательно, не избѣжатъ грѣха, внушаетъ теперь, что, если бы мы пали послѣ прощенія грѣховъ, то не должны отчаяваться. Ибо, если обратимся, то можемъ и опять получить спасеніе чрезъ посредничество Господа Іисуса Христа, потому что Онъ, ходатайствуя о насъ предъ Отцемъ, умилостивитъ за грѣхи наши, и не только за наши, но и за грѣхи всего міра. Апостолъ сказалъ это потому, что писалъ іудеямъ, сказалъ для того, чтобы показать, что благотворность покаянія не ограничивается только ими одними, но простирается и на язычниковъ, или что обѣщаніе это относится не къ однимъ только современникамъ, но и ко всѣмъ людямъ послѣдующихъ вѣковъ. Іисуса Христа онъ называетъ Ходатаемъ за насъ, умоляющимъ или уговаривающимъ Отца... съ особенною цѣлію, именно — представить, что Сынъ имѣетъ одно естество и одну силу со Отцемъ, и что дѣйствіе одного изъ трехъ пресвятыхъ Лицъ общи и прочимъ лицамъ» (бл. Ѳеофилактъ).

3-6. Высказавъ основной догматъ Христовой христіанской вѣры о Христѣ, какъ Искупителѣ и Ходатаѣ человѣчества и всего міра, Апостолъ теперь указываетъ то непремѣнное условіе, при которомъ ходатайство Спасителя будетъ дѣйственно и спасительно для насъ, — именно соблюденіе заповѣдей Его, дѣятельное осуществленіе Его завѣтовъ, а не одно только интеллектуальное познаніе Его. Имѣя, повидимому, въ виду какихъ-то лжеучителей, хвалившихся своимъ христіанскимъ вѣдѣніемъ, но ничего не дѣлавшихъ для проведенія этого знанія въ жизнь (ст. 4-6), Апостолъ со всею силою настаиваетъ на томъ, что правильное отношеніе человѣка къ Богу и чистота самаго вѣдѣнія его обнаруживаются только изъ соотвѣтственнаго жизненнаго поведенія человѣка.

Соблюденіе нами заповѣдей Божіихъ (ст. 3-5) служитъ лучшимъ доказательствомъ того, что мы знаемъ Бога. При этомъ жизненною связью между Богосознаніемъ и соблюденіемъ заповѣдей является истинная христіанская любовь. «Совершенная любовь, говоритъ, доказывается дѣлами. Но какъ бываетъ, что иной (повидимому) правильно и точно соблюдаетъ заповѣди, а внутреннее его расположеніе нечисто, почему онъ, далекъ отъ Бога; то Апостолъ говоритъ, что присвоившійся Богу долженъ и жить такъ, какъ требуетъ близость къ Богу... И отъ противнаго подтверждаетъ тоже, употребляя самое полное доказательство» (бл. Ѳеофилактъ). Постояннымъ образцемъ жизненнаго поведенія долженъ быть Христосъ Спаситель, осуществившій волю Божію во всей полнотѣ (ст. 6. Сн. 1 Петр. II, 21; Іоан. ѴIII, 29; XVII, 4).

7-8. Преподавъ читателямъ наставленіе соблюдать заповѣди (ст. 3-5), особенно заповѣдь о любви, и указавъ на высочайшій образецъ любви и вообще совершенства христіанскаго въ Господѣ Іисусѣ Христѣ (ст. 6), Апостолъ, какъ бы предупреждая возможное со стороны читателей указаніе трудности выполненія этого завѣта и этого подражанія, свидѣтельствуетъ теперь, что выставляемое имъ требованіе не есть что-либо новое, а составляетъ древнюю (Лев. XIX, 18), хотя вмѣстѣ и новую заповѣдь. «Такъ какъ посланіе это соборное, писано обще ко всѣмъ, къ іудеямъ и язычникамъ, то по отношенію къ іудеямъ можно сказать, что Апостолъ пишетъ имъ заповѣдь о любви не новую, а древнюю. Ибо и на скрижаляхъ Моисеевыхъ написано было: «люби, послѣ Бога, и ближняго своего, какъ самого себя» (Лев. XIX, 18)... Законъ о любви къ ближнимъ написанъ и у язычниковъ. Какъ такъ? Онъ написанъ у нихъ на скрижаляхъ сердца естественными помыслами... Итакъ, и язычники приняли законъ или заповѣдь древнюю, такъ какъ сама природа предписываетъ намъ быть кроткими другъ къ другу, вслѣдствіе чего человѣкъ есть животное общительное, а это невозможно безъ любви. Въ древнихъ исторіяхъ записано даже много такихъ людей, которые умирали за другихъ, а это есть знакъ высочайшей любви, какъ объяснилъ Спаситель нашъ, говоря: «нѣтъ больше сей любви, какъ если кто положитъ душу свою за друзей своихъ» (Іоан. XV, 13) (бл. Ѳеофилактъ). Однако христіанская любовь къ ближнимъ не есть ни естественное только, присущее и душѣ человѣка по природѣ, человѣколюбіе, возможное и у язычниковъ, ни предписаніе, имѣющее цѣлью ограничить страсть къ мстительноности, какъ въ законѣ Моисеевомъ, а нѣчто далеко превосходящее то и другое, какъ свободная любовь христіанъ между собою во имя Христово, какъ любовь, опирающаяся на совершенно новое, дотолѣ неизвѣствое основаніе.

Такимъ образомъ «любовь къ ближнимъ есть заповѣдь древняя и вмѣстѣ новая»: она заповѣдь древняя, потому что сообщена еще въ ветхозавѣтномъ откровеніи, но она вмѣстѣ и заповѣдь новая, ибо во всей полнотѣ осуществлена только Іисусомъ Христомъ, и осуществляется по примѣру Его, въ вѣрующихъ, въ жизни которыхъ тьма уже проходитъ и начинаетъ сіять истинный свѣтъ Боговѣдѣнія (ст. 7-8) (проф. прот. Д. И. Богдашевскій, Ц. соч., стр. 12).

9-11. Разъ установлено, что истинный свѣтъ Боговѣдѣнія и любви христіанской уже свѣтитъ на землѣ и что постепенное осуществленіе христіанскаго идеала обязательно для всѣхъ христіанъ при наступившихъ новыхъ условіяхъ жизни во Христѣ, то легко опредѣлить, кто принадлежитъ къ этой области свѣта, и кто — къ противоположной области тьмы. Безспорный признакъ, по которому можно различить сыновъ свѣта отъ сыновъ тьмы, есть братская ко Христѣ любовь къ ближнимъ (ст. 9, ср. Іоан. XIII, 34-35): присутствіе этой любви въ человѣкѣ доказываетъ дѣйствительную принадлежность его къ области свѣта (ст. 10), а отсутствіе ея въ человѣкѣ, хотя бы именующемъ себя сыномъ свѣта, — вѣрный знакъ того, что онъ — не христіанинъ, сынъ тьмы (ст. 9-11). «Близость или любовь къ Богу прежде всего узнается изъ любви къ ближнему. Ибо невозмножно, чтобы освѣщенный познаніемъ Бога и исполненный любви къ Нему имѣлъ тьму ненависти къ брату своему; потому что свѣтъ и тьма въ одно и то же время въ одномъ и томъ же предметѣ не могутъ быть вмѣстѣ. Посему освѣщенный любовію къ Богу и имѣющій Бога, и по отношенію къ брату имѣетъ свѣтъ, который возжигается отъ любви къ брату. А кто говоритъ, что онъ любитъ Бога, между тѣмъ ненавидитъ брата, тотъ находится въ постоянной тьмѣ, у того разумныя очи всегда помрачены, потому что онъ утратилъ свѣтъ общенія съ Богомъ и съ братомъ. Онъ не знаетъ уже и того, что для него самого можетъ быть полезно» (бл. Ѳеофилактъ).

Обращаетъ вниманіе то, что Апостолъ здѣсь, (ст. 9 и 11), и въ другихъ мѣстахъ посланія, противополагаетъ понятію любви не недостатокъ любви, а прямо ненависть, т. е. беретъ діаметрально противоположныя понятія и ставитъ ихъ во взаимно-исключающее отношеніе. Хотя въ жизни бываетъ безконечно много степеней и оттѣнковъ любви и нелюбви, но Апостолъ все разсматриваетъ съ точки зрѣнія абсолютной, со стороны принципа и конечныхъ результатовъ: для него, поэтому, существуетъ только два царства или направленія — царство свѣта и царство тьмы; на одной сторонѣ Богъ, на другой міръ; тамъ — жизнь, здѣсь — смерть (ср. III, 14); тамъ любовь и всѣ средства къ спасенію, здѣсь — ненависть и полная невозможность спастись. Отсюда проистекаетъ чистота, глубина и сила христіанской этики Апостола.

12-14. Предложивъ вниманію читателей ученіе о хожденіи въ свѣтѣ и сущности Богослуженія и о любви, какъ главнѣйшемъ условіи послѣдняго (I, 6 — II, 8), и имѣя въ виду далѣе (со ст. 15) дать указанія, какъ христіанамъ должно относиться къ міру, Апостолъ этому послѣднему предостереженію предпосылаетъ сильное и настойчивое воззваніе къ христіанамъ разныхъ возрастовъ. Обращеніе: «чадца», τεϰνία (ст. 12) и «дѣти» παιδία (ст. 14) суть не названія дѣтей въ собственномъ смыслѣ, а отеческое обращеніе старца-Апостола ко всѣмъ читателямъ-христіанамъ безъ различія возраста, какъ показываетъ употребленіе τεϰνία въ II, 1. 28; III, 7. 18; IV, 4; V, 21; и παιδία въ II, 18. Другими же названіями: «отцы», «юноши» обозначаются болѣе степени духовныхъ совершенствъ и качествъ, чѣмъ возрасты естественные, хотя нельзя исключать совсѣмъ и послѣднихъ (слово νεανίσϰοι не идетъ для обозначенія одной лишь духовной зрѣлости), потому что возможно совпаденіе возраста естественнаго съ духовнымъ. Обращеніе къ разнымъ возрастамъ или классамъ читателей Апостоломъ сдѣлано въ двухъ параллельныхъ рядахъ, при чемъ первый рядъ обращеній объединяется глаголомъ γράϕω, пишу, въ наст. вр., а обращенія второго ряда связываются тѣмъ же глаголомъ въ формѣ аориста. Различная въ христіанскомъ обществѣ отдѣльныхъ членовъ неодинаковаго возраста, духовнаго и естественнаго, Апостолъ всѣмъ имъ усвояетъ высокія духовныя преимущества и блага, полученныя ими въ христіанствѣ, — съ цѣлью отвратить ихъ отъ привязанности къ міру (ст. 15). Именно, «обращаясь прежде всего ко всѣмъ христіанамъ общины (τεϰνία), Апостолъ говоритъ, что онъ пишетъ имъ потому, что грѣхи ихъ прощены имъ (II, 12). Но прощеніе грѣховъ предполагаетъ познаніе Того, чрезъ Кого даровано намъ это высочайшее благо — познаніе Спасителя Іисуса Христа. Хотя познаніе такого рода, какъ и прощеніе грѣховъ, принадлежитъ всѣмъ христіанамъ, но оно преимущественно отличаетъ «отцевъ». Пишу вамъ, отцы, — говоритъ Апостолъ — яко познасте Безначальнаго. Отпущеніе грѣховъ предполагаетъ, далѣе, борьбу съ грѣхомъ и побѣду надъ нимъ, и такъ какъ эта борьба сравнительно недавно совершена юношами, и, слѣдовательно, послѣдніе должны особенно заботиться, чтобы не потерять пріобрѣтеннаго, то Апостолъ Іоаннъ, обращаясь къ нимъ, говоритъ: пишу вамъ, юноши, яко побѣдисте лукаваго»... (проф. прот. Д. И. Богдашевскій, стр. 15-16). Возможно, что здѣсь имѣется въ виду «какое-нибудь особенно сильное столкновеніе съ еретиками, изъ котораго малоазійская церковь вышла побѣдительницею, благодаря преимущественно энергіи молодого поколѣнія» (проф. Н. И. Сагарда, стр. 395). Во второмъ обращеніи къ юношамъ (ст. 14) Апостолъ поясняетъ, что сила, при помощи которой юноши побѣдили лукаваго, была не собственная ихъ сила юношеской полноты жизни, а сила Божественная, духовная — сила слова Божія, Евангелія, пребывающаго въ нихъ.

15-17. Указавъ въ нарочитомъ двукратномъ воззваніи къ христіанамъ разныхъ возрастовъ на высокое благодатное состояніе христіанъ, Апостолъ теперь рѣшительнѣе высказываетъ предостереженіе противъ міра, лежащаго во злѣ, и обманчивыхъ благъ міра. Что же такое міръ, ὁ ϰόσμος, отъ привязанности къ которому предостерегаетъ Апостолъ съ особенною настойчивостью? «Чтобы ты не разумѣлъ подъ міромъ совокупность неба и земли, Апостолъ объясняетъ, что такое міръ и находящееся въ мірѣ. И, во-первыхъ, подъ міромъ разумѣетъ порочныхъ людей, которые не имѣютъ въ себѣ любви Отчей. Во-вторыхъ, подъ находящимся въ мірѣ, разумѣетъ то, что совершается по похоти плотской, что, дѣйствуя черезъ чувства, возбуждаетъ похоть... вообще все, враждебное Богу»... (бл. Ѳеофилактъ). Такимъ образомъ, это — міръ, отъ котораго, по увѣщанію Апостола Іакова, истинный христіанинъ долженъ беречь себя неоскверненнымъ (Іак. I, 27); до гроба съ нимъ есть вражда противъ Бога (Іак. IV, 4). Два основанія указаны Апостоломъ въ доказательство необходимости рѣшительнаго и полнаго отдѣленія отъ міра: во-первыхъ, то, что любовь къ Богу не совмѣстима съ любовію къ міру (ст. 15); — несовмѣстима по той причинѣ, что сущность міра, внутреннюю, одушевляющую его, жизнь образуетъ грѣховная, боговраждебная похоть извращенной грѣхомъ природы человѣческой (ср. Рим. VII, 7 сл.), развѣтвляющаяся на три главныя страсти — похоть плоти или чувственность (ср. Рим. VIII. 7-8), похоть очей и гордость житейская, — на которыхъ, какъ на рычагѣ, вертится лежащій во злѣ міръ и со стороны которыхъ искушалъ Самого Господа діаволъ въ пустынѣ (Матѳ. IV, 1-11 и др.); во-вторыхъ, не нужно любить міра и потому, что онъ не можетъ доставить намъ того постояннаго и неизмѣннаго блага, къ которому мы стремимся, такъ какъ міръ и его желанія есть нѣчто текучее, преходящее, тогда какъ исполняющій волю Божію находитъ благо, навсегда пребывающее (ст. 17). «Мірскія похотѣнія непродолжительны и непостоянны, а что совершается по волѣ Божіей, то продолжительно и вѣчно» (бл. Ѳеофилактъ).

18-19. Упомянувъ о томъ, что міръ приходитъ и близится къ гибели (ст. 17), Апостолъ теперь указываетъ наличность признаковъ близости наступленія «послѣдняго времени» (ἐσχάτη ὥρα) міра, т. е. близости заключительной эпохи міра и второго пришествія Господа (ср. Іак. V, 3. 8; 1 Петр. I, 5; IV, 7 и др.). Такимъ признакомъ Апостолъ называетъ явленіе антихриста, ὁ ἀντίχριστος, даже многихъ антихристовъ, ἀντίχριστοι, т. е. лжеучителей, ниспровергающихъ ученіе о Христѣ Спасителѣ и вмѣстѣ все дѣло Христа, ст. 22-23; IV, 3; 2 Іоан. 7. Апостолъ свидѣтельствуетъ, что о пришествіи этихъ антихристовъ вѣрующіе уже ранѣе слышали — разумѣется, изъ ученія и предсказаній Самого Спасителя (Іоан. V, 43; Матѳ. XXIV, 24), а еще болѣе изъ ученія Ап. Павла о «противникѣ», ὁ ἀντιϰείμενος, 2 Сол. II, 2-10. Вводя здѣсь новое названіе противниковъ Христа и Его ученія, Апостолъ различаетъ антихриста, тожественнаго съ «противникомъ» (2 Сол. гл. II) имѣющаго явиться предъ пришествіемъ Господа на послѣдній судъ, и антихристовъ, т. е. лжеучителей, начавшихъ появляться еще при Апостолахъ, особенно же къ концу апостольскаго вѣка (Симонъ волхвъ, Керинѳъ, Николаиты, Докеты и др.). Всѣ они представители духа антихриста (IV, 3), который имѣетъ придти въ «послѣднее время» и дѣйствія котораго (какъ «звѣря», ϑηρίον) Апостолъ Іоаннъ подробно изображаетъ въ апокалипсисѣ (гл. XIII). Здѣсь же Апостолъ, предостерегая вѣрующихъ отъ соблазновъ со стороны лжеучителей, отмѣчаетъ, что лжеучители прежде принадлежали къ церкви, но затѣмъ отдѣлились отъ нея, какъ не имѣвшіе съ нею внутреннихъ связей. «Для чего же антихристы изъ учениковъ Господнихъ? Для того, чтобы имѣть довѣріе обольщаемыхъ, чтобы обольщаемые думали, что они, какъ изъ числа учениковъ, проповѣдуютъ ученіе по мыслямъ Учителя, а не совершенно противъ Его проповѣди. Посему, говоритъ, «отъ насъ». «Изыдоша», т. е. хотя были учениками, но отстали отъ истины и выдумали собственныя хулы. «Не бѣша отъ насъ», т. е. изъ части спасаемыхъ. Ибо въ противномъ случаѣ они остались бы въ союзѣ съ своими» (бл. Ѳеофилактъ).

20-21. Апостолъ не считаетъ необходимымъ подробное раскрытіе объ антихристахъ или лжеучителяхъ: какъ христіане, читатели посланія обладаютъ яснымъ сознаніемъ истины изъ непогрѣшительнаго источника — отъ Божественнаго дара «помазанія отъ Святаго» (χρῖσμα ἀπὸ τοῦ Ἁγίου, т. е. Іисуса Христа, ср. ст. 27), преподающаго всѣмъ вѣрующимъ дары Святаго Духа чрезъ особое видимое дѣйствіе (2 Кор. I, 21; Ефес. IV, 30), дополняющее крещеніе (Дѣян. VIII, 14-17; X, 47-48). Апостолъ пишетъ не для наученія новому, а для напоминанія и утвержденія читателей въ извѣстномъ имъ съ первыхъ дней ихъ, христіанскаго бытія. «Помазаніе», благодать Святаго Духа, дарованная христіанину вслѣдъ за крещеніемъ, въ мѵропомазаніи, даетъ христіанину вѣрный принципъ для распознанія христіанской истины отъ ея искаженія; конечно, христіане, въ силу благодати помазанія называемые «царями и священниками Богу» (Апок. 1, 6), знаютъ «все» (πάντα) не въ абсолютномъ, а въ ограничительномъ смыслѣ: знаютъ истину благовѣстія Евангельскаго, истину дѣла спасенія, совершеннаго Христомъ Спасителемъ, Сыномъ Божіимъ.

22-23. Упомянувъ въ ст. 18 о появленіи уже многихъ антихристовъ или лжеучителей, Апостолъ здѣсь указываетъ сущность ихъ пагубнаго лжеученія со всѣми, вытекающими изъ него, слѣдствіями. Суть антихристіанскаго ученія, по Апостолу, заключается въ отрицаніи того, что Іисусъ есть Мессія — Христосъ, пришедшій для спасенія людей. Всякій лжеучитель, отрицающій эту основную истину христіанства, есть лжецъ (ψεύστης) въ преимущественномъ смыслѣ, истинный антихристъ, вмѣстѣ съ непризнаніемъ Сына Божія, лишающій себя и всякаго Богопознанія: «всякій отвергающій Сына, не имѣетъ и Отца» (ст. 23) — такъ какъ только изъ познанія свойствъ и дѣйствія Сына можно узнать свойства и дѣйствія Бога Отца, по слову Самого Господа: видѣвый Мене видѣ Отца… Азъ во Отцѣ и Отецъ во Мнѣ есть (Іоан. XIV, 9-10).

Такъ, безспорно, что непризнаніе Сына затворяетъ путь къ познанію и Отца. «Іудеи отвергаютъ Сына и присвояютъ себѣ знаніе Отца. Но пусть они знаютъ, что они и Отца еще не познали, ибо, если бы узнали Его, то узнали бы и Сына, потому что Онъ есть Отецъ и Сынъ Единороднаго» (бл. Ѳеофилактъ). Но для спасенія нужна не только вѣра въ Сына Божія и познаніе Его, какъ и Отца, но исповѣданіе Его, т. е. свидѣтельствованіе словомъ и дѣломъ своей вѣры въ Него (Матѳ. X, 32-33; Рим. 9-10; 1 Тим. VI, 12-13).

24-25. Антихристіанскому лжеученію Апостолъ противопоставляетъ евангельское благовѣстіе, слышанное каждымъ вѣрующимъ въ началѣ христіанской жизни. Апостолъ убѣждаетъ христіанъ неизмѣнно, безъ всякихъ измѣненій и прибавленій, хранить принятую христіанскую истину, говоря, что подъ условіемъ пребыванія ея въ нихъ, осуществится пребываніе ихъ въ Сынѣ и вѣчная ихъ жизнь, — по обѣтованію Спасителя (см. Іоан. XVII, 21. 2. 3). «Храните у себя то, что слышали отъ начала, именно, что Христосъ есть Богъ; ибо это значатъ слова: въ васъ да пребываетъ. Если пребудетъ въ васъ то, что вы слышали отъ начала, то и вы пребудете въ Сынѣ и въ Отцѣ, т. е. будете въ общеніи съ Нимъ» (бл. Ѳеофилактъ).

26. Окончивъ рѣчь о лжеучителяхъ, Апостолъ кратко обозначаетъ содержаніе предыдущей рѣчи, а вмѣстѣ съ тѣмъ показываетъ и цѣль ея — предотвратить пагубное вліяніе обольстителей на читателей посланія.

27-28. Возвращаясь къ рѣчи ст. 20, Апостолъ теперь подробнѣе говоритъ о животворной и просвѣщающей силѣ того благодатнаго помазанія, того сообщенія благодати Святого Духа, которое приняли христіане отъ Сына Божія. «Слова: «вы не имѣете нужды, чтобы кто училъ васъ» нужно понимать не въ отношеніи къ каждому члену Церкви порознь, такъ какъ въ ней есть и дѣти, имѣющія нужду въ наученіи, дѣти и по возрасту и по знанію, требующія наставленія, вразумленія, ученія… Для всего этого есть и должны быть въ Церкви отцы, учители, воспитатели, врачи духовные. Но въ общемъ, въ сущности, Церковь Христова имѣетъ столько спасительнаго вѣдѣнія и столько спасительныхъ средствъ познанія вѣры, что можетъ не имѣть и не имѣетъ никакой нужды ни въ какомъ иномъ ученіи, ни въ какихъ иныхъ учителяхъ, которые вздумали бы учить чему-либо другому, несогласному съ ученіемъ апостольскимъ, хранимымъ въ Церкви» (Еп. Михаилъ). Вѣрующихъ научаетъ Самъ Духъ Святой, изливающій на нихъ дары Свои (Іоан. XV, 15; XVI, 12-13). По существу своему «помазаніе» есть творческое дѣйствіе всей Пресвятой Троицы, 2 Кор. I, 21-22.

Въ ст. 28 Апостолъ указываетъ новое сильное побужденіе для христіанъ непоколебимо пребывать въ истинѣ евангельскаго благовѣстія: въ виду близости «послѣдняго времечи» (ср. ст. 18), христіане должны всегда быть готовы предстать на судъ Христовъ — такъ, «чтобы имѣть дерзновеніе и не постыдиться предъ Нимъ въ пришествіе Его». Такъ, «сказавъ о появленіи антихристовъ и о томъ, что все ихъ ученіе развращенно, и достаточно убѣдивъ (вѣрующихъ) непреложно содержать то ученіе, которымъ они оглашены, Апостолъ упоминаетъ потомъ о назначенной за это наградѣ, чтобы свѣтлостію награды какъ бы еще болѣе укрѣпить ихъ... Ибо что можетъ быть славнѣе или желательнѣе дерзновенія, т. е. того, чтобы, когда мы будемъ открывать труды наши въ настоящей жизни, могли это сдѣлать съ дерзновеніемъ, нисколько не стыдясь въ пришествіи Его» (бл. Ѳеофилактъ).

29. Если доселѣ въ разъясненіи Богообщенія Апостолъ выходилъ изъ понятія, что Богъ свѣтъ есть, и тьмы въ Немъ нѣсть ни единыя (I, 5), то теперь онъ при раскрытіи того же предмета пользуется понятіемъ рожденія отъ Бога; поэтому, если въ первыхъ двухъ главахъ посланія общеніе съ Богомъ представлялось, какъ хожденіе въ свѣтѣ, то теперь оно разсматривается, какъ благодатное богосыновство, и это послѣднее понятіе раскрывается у Апостола сначала со стороны его признаковъ (II, 9 — III, 24а), а затѣмъ — со стороны его источника (III, 24б — IV, 21). Первый признакъ духовнаго, благодатнаго рожденія христіанина отъ Бога составляетъ дѣланіе правды по примѣру праведнаго Бога и Христа (ст. 29). «Иные могли спросить: что же дѣлать, чтобы сдѣлаться благоугодными Ему? Апостолъ и этому научаетъ, говоря: если вы познали, что Онъ праведенъ, то, безъ сомнѣнія, знаете и то, что дѣлающій правду рожденъ отъ Него, ибо праведный рождаетъ праведныхъ. А сколь высокую честь и дерзновеніе доставляетъ это, всякій изъ васъ знаетъ, равно какъ и то, какова и колика любовь и благость, которую Онъ подаетъ вамъ» (бл. Ѳеофилактъ).

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0