Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 21 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 18.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ ПО БИБЛЕИСТИКѢ

Прот. Климентъ Ѳоменко.
Корабли Ѳарсійскіе.

Духомъ бурнымъ сокруши корабли Ѳарсійскіе (Псал. 47, 8).

<...>Нѣтъ достаточнаго основанія утверждать, что подъ Ѳарсисомъ должно разумѣть Испанію, и въ частности городъ Тартессъ въ Андалузіи, откуда въ древности вывозилось золото и драгоцѣнные камни. И было слово Господне къ Іонѣ, сыну Амаѳіииу: встань, иди въ Ниневію, городъ великій, и проповѣдуй въ немъ, ибо злодѣянія его дошли до Меня. И всталъ Іона, чтобы бѣжать въ Ѳарсисъ отъ лица Господня, и пришелъ въ Іоппію, и нашелъ корабль, отправлявшійся въ Ѳарсисъ; отдалъ плату за провозъ, и вошелъ въ него, чтобы плыть съ ними въ Ѳарсисъ отъ лица Господа (Іона. 1, 1-2). Полагаютъ, что пророкъ Іона, скрываясь отъ лица Господня, поплылъ въ Испанію! Что общаго было въ то отдаленное время между Обѣтованной Землей и Испаніей?! Ни религіозныхъ, ни политическихъ, ни даже торговыхъ соотношеній между сими двумя противоположными странами не существовало. Корабли Хирама, царя Тирскаго, и корабли Соломона привозили золото и другія драгоцѣнности и слоновую кость и павлиновъ изъ Офира. И прислалъ Хирамъ чрезъ слугъ своихъ корабли и рабовъ, знающихъ море, и отправились они съ слугами Соломона въ Офиръ, и добыли оттуда четыреста пятьдесятъ талантовъ золота и привезли царю Соломону (2 Пар. 7, 18). Въ Испаніи не могло быть мѣстной слоновой кости и павлиновъ. Толкователи Библіи — Михаэлисъ, Нибуръ и другіе ищутъ Офиръ въ счастливой Аравіи, другіе ищутъ его въ Индіи, но не въ Испаніи. Бѣгство пророка Іоны въ Испанію не имѣетъ никакихъ религіозно-нравственныхъ побужденій. А для пророка<...> другія какія-либо побужденія и не мыслимы. Пророкъ Божіи Іона, скрываясь отъ лица Господня, вмѣсто того, чтобы сухимъ путемъ отправиться на востокъ, въ Ассирію, въ главный городъ сего великаго царства — Ниневію, сѣлъ въ Іоппіи на Тарсійскій корабль и направился въ городъ Тарсъ — главный городъ Киликіи, родину (впослѣдствіи) святаго апостола Павла-Тарсянина (Дѣян. 9, 11). На основаніи 22 стиха X главы 3-й книги Царствъ можно предполагать, что Тарсійскіе корабли, т. е. корабли подъ флагомъ Киликіи и главнаго ея города Тарса (такіе морскіе флаги были вообще и въ то время и объ нихъ упоминается въ 7 ст. XXVII гл. пророка Іезекіиля), представляли изъ себя морскія суда меньшихъ размѣровъ, сравнительно съ великими кораблями Тира и Сидона. Пророкъ Іезекіиль прямо говоритъ о Тирѣ: Ѳарсійскіе корабли (надо читать Тарсійскіе корабли, по Вульгатѣ), были твоими караванами въ твоей торговлѣ, и ты сдѣлался богатымъ и весьма славнымъ среди морей (Іез. 27, 25). Тиръ, Сидонъ, Бейрутъ (древній Виритъ), Киликія и Тарсисъ находятся хотя и въ далекомъ сосѣдствѣ, но все-же на одномъ и томъ-же восточномъ Мало-Азійскомъ берегу Средиземнаго моря. Эти уединенные теперь берега и эти мѣста такъ хорошо извѣстны нашимъ путешественникамъ въ Святую Землю... Эти корабли прибрежныхъ сосѣдей и составляли, по пророку, морскіе караваны.

Ѳарсисъ не менѣе 18 разъ упоминается въ книгахъ Ветхаго Завѣта. Первый разъ упоминается это имя въ книгѣ Бытія, гл. X, ст. 4. Ѳарсисъ былъ внукъ Іафета, сына Ноя. Сія суть бытія сыновъ Ноевыхъ: Сима, Хама, Іафеѳа: и родишася имъ сынове по потопѣ. Сынове Іафеѳовы: Гамеръ и Магогъ, и Мадай и Іованъ и др. Сынове же Іовани: Елиса и Ѳарсисъ (Быт. 10, 1-4). Отъ сихъ сыновей, по замѣчанію книги Бытія, населились острова народовъ въ земляхъ ихъ (Ст. 5 X гл. Бытія). Не даетъ-ли это мѣсто книги Бытія основанія для предположенія, что городъ приморской Киликіи — Ѳарсисъ основанъ Ѳарсисомъ, внукомъ Ноя? Засимъ, Ѳарсисъ упоминается въ псалмахъ: XLVII и LXXI. Въ псалмѣ XLVII говорится о корабляхъ Ѳарсійскихъ, а въ LXXI о дарахъ, которые принесутъ Соломону царіе Ѳарсійстіи и острови (ст. 10). Засимъ нѣсколько разъ о корабляхъ Ѳарсійскихъ временъ Соломона упоминается въ 3-й книгѣ Царствъ (гл. X, ст. 22) и въ 2-й Паралипоменонъ (главы II, ст. 16 и VIII, ст. 18). У пророковъ Исаіи и Іезекіиля, и именно въ пророчествахъ ихъ на Тиръ, всегда упомянается и о Ѳарсисѣ. Пророчество о Тирѣ. Рыдайте корабли Ѳарсиса; ибо онъ (Тиръ) разрушенъ; нѣтъ домовъ, и некому входить въ домы (Ис. 23, 1). Цитаты изъ Іезекіиля приведены выше. У LXX толковниковъ Ѳарсисъ въ перечисленныхъ мѣстахъ пишется Θαρσείς. По замѣчанію блаженнаго Іеронина, это чтеніе неправильное. По еврейски Ѳарсисъ читается Tharsis. Здѣсь, въ такомъ чтеніи, и разгадка всего вопроса. Корабли Ѳарсійскіе есть корабли города Тарсиса или Тарса, родины апостола Павла [1]. На Тарсійскихъ корабляхъ пророкъ Іона могъ и направиться въ Тарсъ, мимо Тира, Сидона и Вирита, вблизи Мало-Азійскаго берега Средиземнаго моря. И теперь, сколько я помню, съ палубы парохода показываютъ на означенномъ берегу мраморную колонну, обозначающую якобы то мѣсто, гдѣ китъ извергъ Іону на сушу (Іоны 2, 11).

Мнѣ могутъ возразить, что Тарсисъ Киликійскій стоитъ не на берегу моря. Онъ не приморскій городъ, какъ Тиръ, Сидонъ, Яффа и другіе города Палестины. Дѣйствительно, Тарсисъ находится на разстояніи около 50 верстъ отъ берега. Но онъ могъ имѣть приморскую гавань у города Мерсины, извѣстной нашимъ паломникамъ въ Святую Землю. И Іерусалимъ не приморскій городъ. Но царь Соломонъ устроилъ въ Яффѣ пристань для своихъ кораблей (2 Пар. 11, 16). А Яффа отстоитъ едва-ли не вдвое дальше отъ Іерусалима, нежели Мерсина отъ Тарса. Тарсъ, издревле и теперь, былъ и есть замѣчательный торговый пунктъ. На сихъ дняхъ я имѣлъ случай разсматривать заграничный планъ проектируемой германскимъ правительствомъ желѣзной дороги отъ Константинополя въ Багдадъ. Дорога эта направлена на Тарсъ. «Tharsis» станція. Отъ нея боковая малая вѣтвь къ морю. Родина апостола Павла оживетъ вновь!

Примѣчаніе:
[1] Въ подтвержденіе мнѣнія о. протоіерея Ѳоменко можетъ служить еще свидѣтельство Іосифа Флавія, что пророкъ Іона сѣлъ на корабль, чтобы плыть въ Киликію (Древн. кн. IX, гл. XL). Нѣкоторые видятъ въ Тарсисѣ древній Карѳагенъ, но большая часть комментаторовъ Библіи разумѣютъ подъ Ѳарсисомъ именно Тартессъ на Гвадалквивирѣ, бывшій древнѣйшимъ поселеніемъ финикіянъ въ Испаніи, и сіе наиболѣе согласуется съ словами пророка, что онъ бѣжалъ отъ лица Господа, въ крайній пунктъ страны, діаметрально противоположный Ниневіи, куда онъ былъ посланъ (Свящ. Лѣтопись Властова, т. IV, стр. 217). — Прим. ред.

Источникъ: Протоіерей Кл. Ѳоменко. Корабли Ѳарсійскіе. // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 9 Ноября 1902 года. № 45. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1902. — С. 1594-1596.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0