Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 17 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ ПО БИБЛЕИСТИКѢ

Прот. Климентъ Ѳоменко.
Древо терноваго вѣнца Спасителя.

(Изъ замѣтокъ путешественника въ Святую землю).

Воины сплетше вѣнецъ отъ тернія, возложиша Ему на главу, говоритъ о терновомъ вѣнцѣ Спасителя нашего тотъ Евангелистъ, который стоялъ при крестѣ Іисусовѣ вмѣстѣ съ Пресвятой Богородицей и былъ очевиднымъ свидѣтелемъ предсмертныхъ истязаній страждущаго Господа нашего (Іоан. 19, 2. 25).

Мучителенъ былъ терновый вѣнецъ! Онъ имѣлъ такіе острые шипы, какъ остріе иглы.

О терніяхъ и драчіи Палестины часто упоминается въ книгахъ Ветхаго и Новаго Завѣта. Хотя святая земля была землей «кипящей медомъ и млекомъ», но вмѣстѣ съ симъ она въ изобиліи произращала тернія и драчіе. «Палестина страна шиповъ по преимуществу», говоритъ одинъ очень опытный путешественникъ въ Святую землю [1]. На первыхъ же страницахъ Библіи говоритъ Богъ Адаму: терніе и волчцы произраститъ она тебѣ… (Быт. 3, 18). По мѣстнымъ преданіямь, Адамъ, по изгнаніи изъ рая, жилъ въ Святой Землѣ, которая считается средоточіемъ земли. Спасеніе содѣлалъ еси по средѣ земли

Тернія Святой Земли имѣютъ нѣсколько разновидностей. По терновникамъ нашей земли мы не можемъ составить себѣ вѣрнаго представленія о терніяхъ Палестины.

Цвѣтущая и всегда зеленая долина Іордана, долина никогда не покрывавшаяся бѣлымъ саваномъ снѣга, долина, вода которой никогда не знала холодныхъ оковъ льда и русскихъ морозовъ, есть вмѣстѣ съ симъ и долина обильнаго произрастанія въ Святой Землѣ тернія и драчіи. О струяхъ водъ сей долины прорицательно взывалъ Исаія: «жаждущіе! идите всѣ къ водамъ (Іордана...)». У береговъ его вмѣсто драчія выйдетъ кипарисъ… (Ис. 55, 1. 13).

У береговъ Іордана, среди вербій, о которыхъ упоминаетъ благочестивый паломникъ XII в. въ святую землю игуменъ Даніилъ, въ изобиліи произрастаютъ рожковое дерево, ягодичія смоковницъ, (на такую смоковницу у Іерихона возлѣзъ Закхей), и дерево съ именемъ нубкъ. Нѣкоторые изъ новѣйшихъ толкователей Евангельской исторіи предполагаютъ, что это дерево нубкъ и есть древо терноваго вѣнца Спасителя [2]. Предположеніе это не вѣрно. Нубкъ не растетъ ни въ Святомъ градѣ, ни въ ближайшихъ его окрестностяхъ. Нубкъ скорѣе есть тотъ видъ тернія, о которомъ Спаситель вопросилъ своихъ слушателей въ нагорной бесѣдѣ: еда обемлютъ отъ тернія грозды, или отъ репія смоквы (Матѳ. 7, 16)?!

Въ Палестинѣ въ большомъ изобиліи произрастаетъ разновидность терновника, употребляемаго по преимуществу на изгороди для полей, садовъ и виноградниковъ. Никакой дикій звѣрь и хищный воръ уже не проникнутъ чрезъ эту, усѣянную тонкими шипами, изгородь. Попутно не лишнее будетъ замѣтить о томъ, что въ Палестинѣ существуютъ трехъ родовъ изгороди для полей и виноградниковъ: изъ мѣстнаго песчано-известковаго камня, кактусныхъ растеній и терновника. Перваго рода изгороди дѣлаются безъ всякаго связывающаго цемента. Просто складывается въ невысокую стѣну камень, который добываютъ при вспахиваніи каменистыхъ полей. Я видѣлъ такія изгороди на поляхъ за г. Вильною. Палестинскія каменныя изгороди, какъ не связанныя никакимъ цементомъ, разползаются при всякомъ толчкѣ. Такимъ устройствомъ каменныхъ изгородей въ Палестинѣ вполнѣ объясняются слова притчи Господа о злыхъ виноградаряхъ. Хозяинъ виноградника послалъ къ тяжетелемъ своего раба. Тяжетели же, каменіемъ бивше, пробиша главу этому рабу (Мар. 12, 4). Очевидно, что эти тяжетели, увидѣвъ идущаго по тропѣ раба своего хозяина, подбѣжали къ каменной изгороди виноградника, безъ затрудненія брали изъ этой изгороди камни и бросали ими на раба. Въ Святой Землѣ эта черта притчи наглядно понятна. Конечно, не къ такой стѣнѣ прижала ослица ногу Валаама (Числ. 22, 25). Есть другой родъ изгороди въ Палестинѣ. Это изгороди живыя.

У насъ на Руси кактусы растутъ въ горшкахъ и служатъ украшеніемъ свѣтлицъ — лучшихъ комнатъ въ домѣ. У насъ кактусы едва ли достигаютъ роста и двухъ аршинъ. Въ Палестинѣ кактусныя растенія — самая обыкновенная живая изгородь. Тамъ эти кактусы растутъ выше сажени высоты. Наши паломники удивляются, увидѣвъ въ Яффѣ, и по дорогѣ въ Іерусалимъ, и въ самомъ Святомъ градѣ, изобиліе живой изгороди изъ тѣхъ растеній, которыя у себя на родинѣ они видѣли только на окнахъ свѣтлицъ. Въ Палестинѣ на кактусахъ растутъ живые плоды, на подобіе нашихъ желтыхъ сливъ. Это даровая пища бѣднымъ. Припоминается мнѣ слѣдующій случай: разъ, утромъ, я навѣстилъ въ Іерусалимѣ духовника нашей миссіи о. Веніамина (уже скончавшагося). Онъ осторожно чистилъ ножемъ желтые плоды, покрытые чрезвычайно тонкими остями. Это были плоды кактуса. Я отвѣдалъ ихъ. Они приторно-сладки. Начальникъ миссіи о. архимандритъ Антонинъ и вся братія миссіи, какъ оказаюсь, кушали эти плоды натощакъ, какъ тонирующее средство. На плодахъ кактусовъ ости тонкія. На стволахъ кактусовъ шипы, какъ острые гвозди. Не къ этимъ ли гвоздямъ была прижата ослицей нога Валаама? И теперь наши паломники по опыту знаютъ, какъ осликъ норовитъ прижать всадника къ колючкамъ кактуса... Стволъ кактуса очень жирный. Съ его шиповъ не возможно сдѣлать терноваго вѣнца.

Прежде, чѣмъ перейдемъ къ описанію терновника — Spina Christi, скажемъ еще нѣсколько словъ о разностяхъ терновниковъ и драчій Святой Земли. Есть тамъ самый распространенный видъ терновниковъ для живыхъ изгородей. Объ этомъ видѣ терновника въ притчахъ Соломона говорится: «путь лѣниваго — какъ терновый плетень, а путь праведныхъ — гладкій» (Прит. 15, 19). Терновый плетень на Востокѣ служитъ символомъ убожества, малости. Этимъ объясняется горделивый отвѣтъ царя Іоаса царю Амасіи: «и послалъ Іоасъ, царь Израильскій, Амасіи, царю Іудейскому, сказать — тернъ, который на Ливанѣ, послалъ къ кедру, который на Ливанѣ же, сказать: отдай дочь свою въ жену сыну моему. Но пришли дикіе звѣри, что на Ливанѣ, и истоптали этотъ тернъ (4 Цар. 14, 9).

Есть въ Палестинѣ видъ тернистаго дерева, извѣстнаго подъ именемъ «Содомскаго яблока». Когда это яблоко созрѣетъ, то внутри плода заключается только горько-соленая пыль. Вѣтки этого терновника не могли быть употреблены для терноваго вѣнца. «Содомское яблоко» служить въ Палестинѣ символомъ обманутыхъ ожиданій. Да и растетъ это дерево по преимуществу около Мертваго моря.

Въ исторіи защиты Троицкой лавры отъ ляховъ, въ періодъ лихолѣтья, упоминается о такъ называемомъ «Троицкомъ чеснокѣ», т. е. о той желѣзной колючкѣ, которую какъ ни бросай на землю, всегда одинъ шипъ будетъ кверху. Это приборъ на подобіе греческаго τρίβολος. Русскіе ополченцы бросали ляхамъ по дорогѣ къ обители преподобнаго Сергія эти треконечники съ тремя остріями. На эти треконечники натыкался противникъ. Въ Палестинѣ растетъ звѣздовидный терновникъ, съ именемъ cantaurea, который напоминаетъ Троицкій треконечникъ. Но и не изъ звѣздовиднаго тернія былъ сдѣланъ римскими воинами терновый вѣнецъ.

Въ ближайшихъ окрестностяхъ Іерусалима произрастаетъ терновникъ Spina Christi. Это и есть древо, или точнѣе, кустовидное растеніе терноваго вѣнца нашего Спасителя. Этотъ терновникъ, съ острыми остями, былъ здѣсь же, подъ руками воиновъ игемона. Имъ недосуже было ходить вдаль за иглистымъ терномъ. Воини игемоновы могли срѣзать своимъ отточенымъ мечомъ вѣтвь терна и на дворѣ игемона. Тогда, говоритъ евангелистъ Матѳей, воини игемоновы, пріемше Іисуса на судище, собраша нань все множество воинъ: и совлекше Его, одѣяша Его хламидою червленою и сплетше вѣнецъ отъ тернія, возложиша на главу Его (Матѳ. 27, 27-28). Кровь обагрила ликъ Спасителя, когда острыя ости этого вѣнца вонзились въ главу Искупителя міра. Острая боль должна была поразить Его сердце. И все сіе — за спасеніе міра...

Когда второй разъ посѣтилъ Святый градъ пишущій эти строки, въ рукахъ одного араба-христіанина замѣтилъ онъ терновый вѣнецъ изъ Spina Christi. Арабъ приготовилъ его для продажи русскимъ паломникамъ. Я пріобрѣлъ этотъ вѣпецъ.

О древѣ терноваго вѣнца одинъ изъ путешественниковъ въ Святую Землю замѣчаетъ, что «гибкія вѣтки его съ острыми шипами какъ бы нарочно приспособлены для ужасной пытки Господа нашего Іисуса Христа». Вѣтки этого терновника наливаются съ декабря. Листья его свѣтло-зеленаго цвѣта, овальной формы. Шипы очень остры. Цвѣты мелки, бѣлаго отлиза. Плодъ похожъ на нашъ крыжовникъ. Арабы называютъ плоды этого терна «грудной ягодой».

Spina Christi рѣзко отличается отъ всѣхъ разновидностей терновниковъ и драчія Святой Земли. Наши паломники знаютъ это растеніе.

Примѣчанія:
[1] Святая Земля и Библія, соч. д-ра Гейки.
[2] Жизнъ Іисуса Христа, соч. д-ра богословія Фаррара, стр. 415, прим. 538.

Источникъ: Прот. Климентъ Ѳоменко. Древо терноваго вѣнца Спасителя. (Изъ замѣтокъ путешественника въ Святую землю). // Церковныя вѣдомости, издаваемыя при Святѣйшемъ Правительствующемъ Сѵнодѣ. Еженѣдельное изданіе, съ прибавленіями. 29 Октября 1905 года. № 44. — СПб.: Сѵнодальная Типографія, 1905. — С. 1874-1876.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0