Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 18 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 20.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ ПО БИБЛЕИСТИКѢ

А. А. Олесницкій († 1907 г.)
Руководственныя о Священномъ Писаніи Ветхаго и Новаго Завѣта
свѣдѣнія изъ твореній святыхъ отцовъ и учителей Церкви.

Книга Бытія.

§ 9. Первая книга Моисея и вмѣстѣ первая книга во всемъ составѣ священныхъ книгъ есть книга Бытія. «Она называется такъ потому, что содержитъ въ себѣ происхожденіе всего, — и неба, и земли и людей и всего вообще видимаго и самое насажденіе рая» (Синопсисъ Аѳанасія). «Поводомъ Моисею написать сію книгу послужило слѣдующее: со времени переселенія во Египетъ, потомки Авраама, подобно всему остальному міру, стали терять вѣдѣніе о Богѣ, удалялись отъ добрыхъ законовъ, напечатлѣнныхъ въ природѣ, сотворенное изъ ничего стали почитать вѣчнымъ, именовали божествами тварей, недавно получившихъ бытіе. Посему-то Богъ восхотѣлъ чрезъ Моисея научить истинѣ его заблуждающихся современниковъ, чтобы зло, перешедшее къ нимъ, не распространилось на всѣ вѣки. И Моисей, послѣ чудесъ, совершенныхъ имъ въ Египтѣ, послѣ завѣта, заключеннаго въ пустынѣ, пишетъ о сотворенныхъ природахъ, приведенныхъ въ бытіе изъ ничего, давая тѣмъ разумѣть, что язычники ложно разумѣютъ ихъ богами, пишетъ о Богѣ, что Онъ единъ, пишетъ о тайнахъ Сына, предуказанныхъ въ самомъ твореніи»... (Ефремъ Сиринъ, Толков. на Бытіе, въ началѣ.) «Въ частности книга Бытія повѣствуетъ о шести дняхъ творенія; о преступленіи Адама и его изгнаніи изъ рая; объ убіеніи Авеля его братомъ Каиномъ; о взятіи Еноха на небо; о построеніи Ноева ковчега; о бывшемъ при Ноѣ потопѣ; о построеніи Вавилонской башни, раздѣленіи языковъ и разсѣяніи народовъ; объ исходѣ Авраама изъ земли Халдейской. Далѣе книга Бытія повѣствуетъ о разрушеніи Содома; о законоположеніи обрѣзанія; о клятвѣ, запечатлѣвшей обѣтованія Божія, данныя Аврааму; о рожденіи Исаака, Іакова и 12 патріарховъ; о томъ, какъ Іосифъ проданъ былъ братьями своими въ Египетъ и тамъ сперва вверженъ въ темницу, а потомъ поставленъ начальникомъ надъ всѣмъ Египтомъ. Далѣе говорится о пришествіи въ Египетъ Іакова съ 75 сыновьями, о благословеніи имъ патріарховъ-сыновей своихъ и смерти его» (Синопсисъ Аѳанасія). Такимъ образомъ книга Бытія обнимаетъ исторію 3799 лѣтъ, то есть цѣлую половину всего времени стоянія міра, начиная отъ сотворенія его до смерти Іакова, и раздѣляется на 50 главъ. «Изъ всѣхъ священныхъ книгъ книга Бытія написана наиболѣе ясно» (Іеронимъ, Посланіе къ Павлину, объ изученіи Священнаго Писанія), поколику она изображаетъ жизнь до закона, еще недалеко отстоявшую отъ періода дѣтской простоты. Тѣмъ не менѣе у отцовъ Церкви можно найти много объясненій и толкованій на всѣ подробности содержанія книги Бытія. Поименовать въ особенности надлежитъ: десять бесѣдъ на Шестодневъ св. Василія Великаго, объясняющія повѣствованіе начальной главы книги Бытія о міротвореніи и, по выраженію Григорія Богослова, «приближающія читателя къ Творцу и разъясняющія основанія вселенной»; сочиненіе о Шестодневѣ св. Григорія Нисскаго, служащее дополненіемъ къ Шестодневу Василія; 12 словъ о раѣ съ объясненіемъ второй и третьей главы книги Бытія св. Ефрема Сирина; обширное толкованіе на всю книгу Бытія св. Іоанна Златоуста въ 67 бесѣдахъ, выводящее уроки для жизни христіанъ изъ исторіи патріарховъ; толкованіе на кн. Бытія бл. Ѳеодорита, Августина и друг. Много есть и отдѣльныхъ бесѣдъ св. отцовъ на разные предметы книги Бытія, напр. объ Авраамѣ и его призваніи, объ обрѣзаніи (Быт. 17, 10-11), предзнаменовавшемъ духовное обрѣзаніе, нерукотворное, въ совлеченіи тѣла грѣховнаго плоти, во обрѣзаніи Христовѣ и спогребеніи Ему крещеніемъ (Кол. 2, 11-12). «Пришествіе Сына Божія Богъ открылъ Моисею, говоря: не оскудѣетъ князь отъ Іуды и вождь отъ чреслъ его, дондеже пріидутъ отложенная ему и той чаяніе языковъ (Быт. 49, 10). Кто опредѣлитъ время, въ которое оскудѣлъ князь и вождь во Іудѣ, тотъ найдетъ, что здѣсь возвѣщенъ не другой кто, но Господь нашъ Іисусъ Христосъ... Чтобы грѣхъ Адама не былъ безсмертенъ, а зло не стало безконечно и неисцѣльно, Богъ удалилъ Адама согрѣшившаго отъ древа жизни и вражду положилъ между зміемъ и женою и ея сѣменемъ, пока не придетъ Сѣмя предопредѣленное попрать главу змія, Которое и родилось отъ Маріи... И Авраамъ, наученный откровеніемъ, что Сынъ Божій будетъ человѣкомъ среди людей, возжелалъ видѣть тотъ день, чтобы и самому обнять Христа, и увидѣлъ, и возрадовался (Ириней, «Противъ ересей», кн. 3, гл. 23, кн. 4, гл. 7; гл. 10).

Источникъ: Руководственныя о Священномъ Писаніи Ветхаго и Новаго Завѣта свѣдѣнія изъ твореній святыхъ отцовъ и учителей Церкви. Проф. А. Олесницкаго. — СПб.: Синодальная типографія, 1894. — С. 14-16.

/ Къ оглавленію раздѣла /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0