Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - суббота, 21 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 15.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ ПО БИБЛЕИСТИКѢ

П. И. Казанскій († 1913 г.)
Изъясненіе Шестопсалмія.

Псаломъ 3-й.

Первый псаломъ шестопсалмія имѣетъ слѣдующее надписаніе: Псаломъ Давиду, внегда отбѣгаше отъ лица Авессалома сына своего. Это надписаніе указываетъ на то, при какихъ обстоятельствахъ св. Давидъ написалъ изъясняемый нами псаломъ. Всякому, даже мало знакомому съ священной исторіей, извѣстно, что царь Давидъ совершилъ одинъ за другимъ два великихъ грѣха. И такимъ образомъ впалъ, по выраженію блаженнаго Ѳеодорита, въ сугубое беззаконіе. Но никакой грѣхъ, совершаемый человѣкомъ, не остается безъ праведнаго наказанія Божія. Грѣхъ человѣка всегда бываетъ для него причиною горя, бѣдствій и страданій. Такъ и великій грѣхъ Давида навлекъ на него великія бѣдствія. Давидъ разрушилъ семейное счастье своего добродѣтельнаго и невиннаго подданнаго и потому, по требованію правды божественной, и самъ испыталъ великія семейныя несчастія. Одинъ изъ сыновей его — Амнонъ впалъ въ кровосмѣшеніе (2 Цар. 13, 1-15), за которое убитъ былъ другимъ сыномъ Давида — Авессаломомъ (2 Цар. 13, 28-29). Боясь гнѣва своего отца, Авессаломъ убѣжалъ изъ родной страны и долго скрывался у иноземцевъ: но возвратившись въ родительскій домъ, онъ замыслилъ свергнуть своего отца съ престола и едва не достигъ своей цѣли. Пріобрѣтши лестью и угодливостью расположеніе и любовь къ себѣ многихъ Израильтянъ, Авессаломъ провогласилъ себя царемъ и заставилъ отца своего бѣжать изъ Іерусалима. Укрываясь отъ преслѣдованія Авессалома, Давидъ, огорченный измѣной и неблагодарностью своего любимаго сына, удалился изъ своей столицы и шелъ босой, съ покрытой головой и въ горькихъ слезахъ (2 Цар. 15, 30). Среди этихъ-то горестнѣйшихъ обстоятельствъ своей жизни Давидъ и обратился къ Господу съ молитвою, составляющею содержаніе третьяго псалма.

Ст. 2. Господи, что ся умножиша стужающіи ми? Мнози возстаютъ на мя.

Господи! Какъ умножились враги мои! Многіе возстаютъ на меня.

При видѣ измѣны значительной части своихъ подданныхъ, многихъ изъ сановниковъ, изъ коихъ нѣкоторые пользовались довѣренностію и расположеніемъ царя, а теперь оставили его и перешли на сторону измѣнника — царскаго сына, изъ огорченной и устрашенной души Давида невольно вырывается молитвенный вопль: Господи! Какъ умножились враги мои! Многіе возстаютъ на меня. «Отвсюду нападаетъ на меня много и всякихъ враговъ» (блаж. Ѳеодоритъ). Кто же не врагъ мнѣ, кто не возстаетъ противъ меня, если сынъ мой возсталъ противъ меня, оказался врагомъ моимъ?

Мы знаемъ, о какихъ врагахъ говоритъ здѣсь св. Давидъ. Но произнося слова Псалмопѣвца: какъ умножились враги мои и пр., какихъ враговъ должны разумѣть мы — христіане?.. Много зла живетъ въ человѣческомъ, неочищенномъ божественною благодатію, сердцѣ: въ немъ живутъ зависть, ненависть, недоброжелательство, мстительность, честолюбіе, корыстолюбіе и многія другія страсти, которыя служатъ источниками вражды между людьми. Возбуждаемые этими страстями, люди преслѣдуютъ и унижаютъ другъ друга, причиняютъ другъ другу разныя непріятности, страданія и бѣдствія, словомъ, омрачаютъ и отравляютъ другъ другу жизнь. Жизнь среди вражды — мучительная жизнь; это жизнь во тьмѣ (1 Іоан. 2, 11), среди которой блекнутъ, чахнутъ и гибнутъ лучшія и благородныя стремленія человѣческой души. Нѣтъ ничего удивительнаго въ томъ, что и у каждаго изъ насъ, какъ и у Давида, среди живущихъ съ нами людей, есть жестокіе враги, отъ которыхъ мы иногда вынуждены бываемъ искать защиты у Бога.

Но эти видимые враги все же не такъ опасны для насъ, какъ враги невидимые, духовные, которыхъ мы имѣемъ частію въ нашихъ собственныхъ злыхъ страстяхъ, частію въ лукавыхъ демонахъ, которые постоянно и неутомимо враждуютъ противъ насъ и ищутъ нашей погибели. Внѣшніе враги большею частію бываютъ извѣстны намъ: противъ нихъ мы можемъ принимать мѣры предосторожности, оказывать имъ противодѣйствіе и разрушать ихъ враждебные противъ насъ замыслы. А если они и успѣваютъ нанести намъ вредъ; то онъ состоитъ большею частію въ лишеніи насъ тѣхъ или другихъ внѣшнихъ, несущественныхъ благъ.

Гораздо опаснѣе для насъ тѣ враги, которыхъ мы имѣемъ въ нашихъ собственныхъ похотяхъ и страстяхъ. Проистекая изъ нашей собственной души, онѣ нерѣдко представляются намъ правильными и законными обнаруженіями нашей духовной жизни; мы любимъ ихъ, питаемъ ихъ, подчиняемся имъ, а между тѣмъ эти похоти и страсти губятъ нашу духовную жизнь, удаляютъ насъ отъ Бога и влекутъ насъ на дно ада. И когда мы, наконецъ, увидимъ въ нихъ своихъ враговъ и начинаемъ борьбу противъ нихъ: то онѣ оказываютъ намъ упорное сопротивленіе, преслѣдуютъ насъ, одерживаютъ надъ нами побѣду, мучатъ, унижаютъ насъ и принуждаютъ насъ жить во тьмѣ духовной. И какъ много у насъ такихъ враговъ! У христіанина, ведущаго трудную борьбу съ своими страстями, нерѣдко вырывается изъ души вопль: Господи! какъ умножились враги мои!

Но еще опаснѣе для насъ врагъ нашего опасенія — діаволъ съ подчиненными ему злыми духами. Вражда ихъ противъ насъ неутомима и безпощадна: всѣ силы своего великаго, но извращеннаго злобою ума, они употребляютъ на то, чтобы воспрепятствовать нашему спасенію и довести насъ до вѣчной погибели. Какъ бы сильно ни враждовали люди другъ противъ друга, но все же въ ихъ душѣ тлѣетъ искра расположенія и сочувствія къ своимъ ближнимъ, по временамъ пробуждается чувство состраданія и жалости къ нимъ. Иногда самый видъ страданій, причиненный ими своему врагу, гаситъ въ нихъ пламень вражды и злобы къ нему, возбуждаетъ жалость къ нему и приводитъ ихъ къ раскаянію въ своей прежней враждѣ и къ сознанію ея преступности. Все это сдерживаетъ и ограничиваетъ вражду людей другъ противъ друга и нерѣдко располагаетъ ихъ къ болѣе мирнымъ и доброжелательнымъ взаимнымъ отношеніямъ. Не таковы лукавые духи: въ нихъ нѣтъ сожалѣнія и состраданія къ людямъ; они дышутъ одной ненавистью и злобою къ нимъ; они постоянно разставляютъ имъ сѣти, вводятъ ихъ въ обманъ, соблазняютъ на зло, преслѣдуютъ ихъ и употребляютъ всѣ усилія къ тому, чтобы довести ихъ до крайняго униженія и нравственнаго помраченія и сдѣлать ихъ неспособными къ общенію съ Богомъ, источникомъ свѣта и добра. И чѣмъ больше наносятъ имъ вреда, тѣмъ больше чувствуютъ радости и удовольствія. Для достиженія своихъ пагубныхъ для насъ цѣлей, они то возстановляютъ противъ насъ другихъ людей, преслѣдующихъ насъ своею злобою, ненавистью и завистью, то дѣйствуютъ противъ насъ непосредственно сами, возбуждая и раздражая въ насъ злыя похоти и страсти. Среди борьбы съ этими врагами внѣшними и внутренними христіанинъ нерѣдко вынужденъ бываетъ вопіять къ Богу: Господи! какъ умножились враги мои! многіе возстаютъ на меня.

Ст. 3. Мнози глаголютъ души моей: нѣсть спасенія ему въ Бозѣ его.

Многіе говорятъ душѣ моей: нѣтъ ему спасенія въ Богѣ.

При видѣ многочисленныхъ своихъ враговъ, подданныхъ своихъ, возставшихъ противъ него, пророкъ чувствуетъ смущеніе и страхъ въ душѣ своей и старается поддержать въ себѣ мужество и твердость мыслью о Господѣ и упованіемъ на Его милосердіе и защиту. Но и эту опору хотятъ отнять у него, стараясь возбудить въ душѣ его сомнѣніе въ божественной помощи и защитѣ: мнози глаголютъ души моей: нѣсть спасенія ему въ Бозѣ его. Враги Давида и можетъ быть нѣкоторые изъ друзей его смотрѣли на него, какъ на человѣка, отверженнаго Богомъ, и видимымъ основаніемъ для ихъ такого мнѣнія о немъ служило то, что противъ Давида возсталъ собственный его сынъ. Въ устахъ враговъ эти слова могли содержать и злорадную насмѣшку надъ царемъ; враги какъ бы такъ говорили ему: напрасно ты надѣешься на помощь Господа; ты своими грѣхами заслужилъ не милость, но гнѣвъ Божій, который и караетъ тебя теперь за твои преступленія. Такъ по крайней мѣрѣ злословилъ Давида Семей и говорилъ: «уходи, уходи, убійца и беззаконникъ! Господь обратилъ на тебя всю кровь дома Саулова... вотъ ты въ бѣдѣ; ибо ты — кровопійца» (2 Цар. 16, 78). И блаженный Ѳеодорить, объясняя этотъ стихъ, видитъ въ немъ выраженіе насмѣшки надъ Давидомъ со стороны его враговъ и влагаетъ въ уста Псалмопѣвца слѣдующія слова: «но болѣе огорчаютъ меня насмѣхающіеся и утверждающіе, что лишенъ я Твоего промышленія».

Ст. 4. Ты же Господи, заступникъ мой еси, слава моя и восносяй главу мою.

Но Ты, Господи, щитъ предо мною, слава моя, и Ты возносишь голову мою.

Но враги Давида, видя его въ тяжкомъ несчастіи, ошибочно думали, что Богъ отвергъ его. Своимъ раскаяніемъ онъ преклонилъ Бога на милость, и бѣдствія, испытываемыя имъ теперь, служатъ только къ его очищенію и исправленію. Хотя враги готовы были уничтожить его, но Богъ былъ для него щитомъ; хотя у него отняли царство, но Богъ быль его славой; хотя онъ склонилъ свою голову отъ тяжести несчастія, постигшаго его, и въ знакъ своей печали покрылъ свою голову (2 Цар. 15, 30); но Богъ вознесъ, поднялъ его голову, утѣшая его и помогая ему. «Не на царство, не на владычество возлагаю я упованіе, но вѣрую, что Ты — моя слава, и надѣюсь, что Твоею десницею скоро буду вознесенъ» (бл. Ѳеодоритъ).

Ст. 5. Гласомъ моимъ ко Господу воззвахъ, и услыша мя отъ горы святыя своея.

Гласомъ моимъ взываю ко Господу, и Онъ слышитъ меня съ святой горы своей.

Въ предшествующемъ стихѣ Псалмопѣвецъ высказалъ мысль, что милосердый Богъ относится къ нему совсѣмъ не такъ безпощадно, какъ его враги, напротивъ, пославъ ему наказаніе для его исправленія, Онъ поддерживаетъ его и защищаетъ отъ злобы враговъ его; поэтому теперь Псалмопѣвецъ какъ бы такъ говоритъ: я дерзновенно обращаюсъ къ Богу съ молитвою и вполнѣ увѣренъ, что Онъ услышитъ меня. «Подъ воззваніемъ должно разумѣть здѣсь не гласъ и не вопль, но душевное усердіе. Ибо блаженному Моѵсею, хотя онъ и молчалъ, тáкъ говорилъ Богъ всяческихъ: чтó вопіеши ко Мнѣ (Исх. 14, 15), называя молчаніе воплемъ, по причинѣ усердной умной молитвы» (Бл. Ѳеодоритъ). И услыша мя отъ горы святыя своея. Убѣгая отъ Авессалома изъ Іерусалима, Давидъ не взялъ съ собою ковчега Завѣта, но изъ Киріаѳіарима возвратилъ его на гору Сіонъ (2 Цар. 15, 25). Слѣдовательно Давидъ былъ вдали отъ Іерусалима, отъ горы Сіона, гдѣ находились Скинія свидѣнія и Кивотъ Завѣта — мѣсто присутствія Божія, но не смотря на разстояніе отъ Сіона, Богъ слышитъ молитву Давида. «Сказано: услыша мя отъ горы святыя своея, сообразно съ принятымъ въ древности мнѣніемъ. Ибо тогда думали, что Богъ всяческихь обитаетъ въ Скиніи; потому что тамъ давалъ и отвѣты іереямъ» (Блаж. Ѳеодоритъ).

Ст. 6. Азъ уснухъ и спахъ, востахъ, яко Господь заступитъ мя.

Ложусь я, сплю, и встаю: ибо Господь защищаетъ меня.

И сими словами Давидъ выражаетъ свою увѣренность въ томъ, что Богъ не отвергъ его и продолжаетъ покровительствовать ему и защищать его. Подтвержденіе своей увѣренности онъ находитъ въ томъ, что онъ до сихъ поръ продолжаетъ пользоваться личной безопасностью. Если бы Господь оставилъ его, то онъ не могъ бы прожить и одного дня; многочисленные враги его давно лишили бы его жизни. Но такъ какъ всемогущая и милосердая десница Божія защищаетъ его отъ вражескихъ нападеній; то онъ спокойно ложится, спитъ и встаетъ, — ночь проходитъ благополучно для него, сонъ его не нарушенъ его врагами и онъ встрѣчаетъ утро въ безопасаости, съ чувствомъ благодарности къ Тому, Кто далъ ему возможность провести спокойную ночь.

Изъ явленій своей обыкновенной жизни увѣрившись въ покровительствѣ Божіемъ, Псалмопѣвецъ высказываетъ, что для него не страшны многочисленные враги его:

Ст. 7. Не убоюся отъ темъ людей, окрестъ нападающихъ на мя.

Не убоюсь темъ народа, которыя съ всѣхъ сторонъ ополчились на меня.

Если всемогущій Господь защищаетъ и оберегаетъ меня; то мое сердце не чувствуетъ страха предъ тьмами народа, которыя вооружились противъ меня. «Если Ты со мною, сего достаточно, чтобы разсыпать мнѣ многія тьмы» (Блаж. Ѳеодоритъ). Тьма людей означаетъ десять тысячъ. Говоря, что его сердце не чувствуетъ страха при мысли о тьмахъ людей, ополчившихся противъ него, Давивъ говоритъ не о предполагаемомъ множествѣ враговъ, считаемыхъ десятками тысячъ, а указываетъ на то, чтó было на самомъ дѣлѣ; потому что на сторонѣ Авессалома былъ почти весь народъ Израильскій. Впрочемъ въ объясняемыхъ словахъ выражается не чувство гордости, не сознаніе торжества и побѣды надъ врагами, а только проникнутое смиреніемъ упованіе на всемогущую помощь Божію; иначе невозможенъ былъ бы молитвенный вопль, съ которымъ Давидъ обращается къ Богу въ дальнѣйшихъ словахъ псалма:

Ст. 8. Воскресни Господи, спаси мя Боже мой: яко ты поразилъ еси вся враждующія ми всуе, зубы грѣшниковъ сокрушилъ еси.

Возстань, Господи! Спаси меня, Боже мой! ибо Ты поражаешь въ ланиту всѣхъ враговъ моихъ; сокрушаешь зубы нечестивыхъ.

Воскресни — возстань, Господи! Когда Господь не обнаруживаетъ замѣтнымъ образомъ дѣйствій промышленія Своего о мірѣ и людяхъ; то Онъ представляется какъ-бы спокойно сидящимъ и созерцающимъ то, что происходитъ въ жизни людей. Но когда Господь проявляетъ особенныя дѣйствія Своего всемогущества для того, чтобъ или возстановить нарушенные законы справедливости, или оградить ихъ отъ нарушенія, — чтобъ наказать грѣшниковъ или затитить праведниковъ; тогда Онъ изображается какъ бы возстающимъ, чтобъ начать свою всемогущую дѣятельность, чтобъ наказать нарушителей Его святой воли и защитить людей святыхъ, часто невинно страдающихъ и притѣсняемыхъ грѣшниками (Числ. 10, 35). Поэтому говоря: воскресни Господи, спаси мя Боже мой, Псалмопѣвецъ молится, чтобъ Господь принялъ участіе въ его судьбѣ, проявилъ Свое всемогущество и избавилъ его отъ многочисленныхъ враговъ, окружающихъ его со всѣхъ сторонъ, подобно тому, какъ и прежде Онъ оказывалъ Давиду особенное покровительство и самымъ очевиднымъ образомъ избавлялъ его отъ враговъ и притѣснителей его. «Даруй мнѣ совершенное спасеніе, и какъ неоднократно наказывалъ Ты за неправду имѣвшихъ ко мнѣ несправедливую непріязнь, и единоплеменниковъ и иноплеменниковъ, и Израильтянъ, и Амаликитянъ, и даже самого Саула; такъ и нынѣ сподоби меня спасенія» (Блаж. Ѳеодорить). — Ты поражаешь въ ланиту... сокрушаешь зубы грѣшниковъ... Какъ ударъ по щекѣ, такъ и сокрушеніе зубовъ — дѣйствія унизительныя, позорныя для того, кто подвергается имъ. Поэтому въ словахъ Псалмопѣвца выражается мысль, что Богъ подвергалъ позорному и унизительному наказанію людей, неправедно возстававшихъ противъ помазанника Божія. Выраженіе: сокрушаешь зубы грѣшниковъ указываетъ и на то, что пророку люди нечестивые представляются подобными дикимъ, свирѣпымъ звѣрямъ, растерзывающимъ зубами добычу свою. Поэтому слова: сокрушаешь зубы грѣшниковъ могутъ означать: лишаешь ихъ силы и возможности притѣснять и гнать людей невинныхъ, праведныхъ и святыхъ. «Слова: зубы грѣшииковъ сокрушилъ еси значатъ: лишилъ ихъ всей крѣпости; образъ выраженія заимствованъ отъ звѣрей, которые, если лишены зубовъ, ни мало не опасны и удобно одолѣваются» (Бл. Ѳеодоритъ).

Ст. 9. Господне есть спасеніе и на людехъ Твоихъ благословеніе Твое.

Отъ Господа спасеніе. Надъ народомъ Твоимъ благословеніе Твое.

Обратившись къ Богу съ молитвою о томъ, чтобъ Онъ избавилъ его отъ теперешнихъ враговъ, какъ онъ прежде избавлялъ его, Псалмопѣвецъ высказываетъ мысль, что онъ ждетъ избавленія не отъ людей, не на нихъ возлагаетъ надежду, но единственно уповаетъ на Господа. «Не имѣю надежды на человѣка, но отъ Бога ожидаю спасенія» (блаж. Ѳеодоритъ). Но молясь Богу о помощи, Давидъ, какъ истинный царь, молится не о себѣ только одномъ, проситъ у Него избавленія отъ бѣдъ и несчастій не себѣ только одному, но и всему народу своему. Вмѣсто того, чтобъ проклинать невѣрный народъ, Давидъ молится о немъ, проситъ ему благословенія, какъ народу соблазненному и обманутому. Слова царственнаго пророка: и на людехъ Твоихъ благословеніе Твое напоминаютъ изрѣченіе Спасителя: Отче! отпусти имъ! «Имѣю попеченіе и о нападающихъ врагахъ, потому что и они именуются Твоимъ народомъ. Поэтому тѣмъ и другимъ (и тѣмъ, которые остались мнѣ вѣрными и тѣмъ, которые возстали на меня) даруй, Владыко, благословеніе мира... Ибо и блаженный Моѵсей въ числѣ благословеній поставилъ миръ. Находимъ же въ исторіи, что блаженный Давидъ имѣлъ великое попеченіе о народѣ и о самомъ сынѣ, покушавшемся на жизнь отца, и заботился болѣе о мирѣ, нежели о побѣдѣ надъ народомъ» (бл. Ѳеодоритъ).

Мнози глаголютъ души моей: нѣсть спасенія ему въ Бозѣ его... Такому же искушенію не рѣдко подвергаемся и мы, Христіане, вслѣдствіе неразумныхъ и злыхъ толковъ людскихъ и вслѣдствіе внушеній діавола. Бѣдствія, которымъ мы подвергаемся въ жизни, обыкновенно подаютъ поводъ окружающимъ насъ людямъ къ толкамъ о нашемъ поведеніи. Разсматривая нашу жизнь, наши ближніе, особенно враждебно настроенные къ намъ, легко находятъ въ насъ много тяжкихъ грѣховъ и пороковъ, въ нихъ видятъ причину нашихъ бѣдствій и страданій и приходятъ къ заключенію, что теперь совершается надъ нами праведный судъ Божій и кара Божія постигла насъ. Вмѣсто того, чтобы поддержать въ насъ бодрость духа и терпѣніе, вмѣсто того, чтобы утѣшить насъ напоминаніемъ о томъ, что хотя Богъ и послалъ на насъ бѣдствія, но не для нашей погибели, а для нашего исправленія и очищенія, окружающіе насъ своими злорадными разсужденіями и толками о насъ усиливаютъ наши страданія и располагаютъ насъ къ унынію и отчаянію; они какъ бы такъ говорятъ намъ: вы не имѣете права надѣяться на милость Божію, своими грѣхами вы заслуживаете гнѣвъ Божій, который и совершается теперь надъ вами. Такіе люди угождаютъ не Богу, Который всѣмъ человѣкомъ хощетъ спастися, но служатъ діаволу, который, по ученію св. Макарія Египетскаго, всячески старается «ввергнуть душу человѣка въ разслабленіе и внушить ей помыслы отчаянія, что невозможно ей улучить спасенія» [1]. Для достиженія этой цѣли врагъ нашего спасенія и непосредственно приступаетъ къ Христіанину, — чаще всего тогда, когда послѣдній оставляетъ свою прежнюю грѣховную жизнь и обращается на путь спасенія, приходитъ къ сознанію тяжести своихъ грѣховъ и начинаетъ внутреннюю борьбу съ своими нечистыми желаніями и привычками. Въ это трудное время духъ злобы и старается возбудить въ душѣ христіанина уныніе и отчаяніе, представляя ему сь одной стороны тяжесть его грѣховъ, а съ другой устрашая его грознымъ божественнымъ правосудіемъ.

Но псалмопѣвецъ не поколебался въ своемъ упованіи на Бога, но съ полною увѣренностью въ Его помощи вопіялъ: Ты же, Господи, заступникъ мой еси, слава моя, возносяй главу мою. И намъ, Христіане, — какъ бы ни были тяжелы бѣдствія нашей жизни, какъ бы ни были велики наши грѣхи и какъ бы ни была трудна для насъ борьба съ грѣховными привычками и страстями, — никакъ не слѣдуетъ терять надежды на милосердіе и помощь Божію. Въ минуты унынія и отчаянія мы должны оживлять и укрѣплять въ себѣ мысль о томъ, что Богъ безконечно милосердъ и послалъ на землю Сына Своего для спасенія именно грѣшниковъ, что Онъ радуется ихъ обращенію, съ любовію пріемлетъ ихъ раскаяніе и всегда готовъ поспѣшить къ призывающимъ Его на помощь и защитить ихъ отъ всѣхъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ. Находясь же подъ защитою и покровительствомъ Божіимъ, каждый изъ насъ въ состояніи будетъ сказать вмѣстѣ съ Псалмопѣвцемъ: ложусь я, сплю, и встаю: ибо Господь защищаетъ меня. Не убоюсь темъ народа, которыя со всѣхъ сторонъ ополчились на меня. Когда Христіанинъ въ благодати Божіей и въ помощи и защищеніи Вышняго находится, скажемъ словами св. Тихона Воронежскаго, то хотя всѣ злые люди, весь свѣтъ, весь міръ, всѣ діаволы и адъ подвигнутся и востануть на него и всѣ бѣды и напасти. въ мірѣ случающіяся, окружатъ его, ничего не успѣютъ. Ибо Богъ, сильнѣйшій всѣхъ, который во всемогущей Своей десницѣ содержитъ его — защищаетъ и сохраняетъ его. Не бойся убо, благочестивая и боголюбивая душа! Яко той избавитъ тя отъ сѣти ловчи, и отъ словесе мятежна: плещма своима осѣнитъ тя, и подъ крылѣ Его надѣешися... Не убоишися отъ страха нощнаго, отъ стрѣлы летящія во дни, отъ вещи во тмѣ преходящія, отъ сряща и бѣса полуденнаго. Падетъ отъ страны твоея тысяща, и тма одесную тебе, къ тебѣ же не приближится (Псал. 90, 3-7) [2].

Примѣчанія:
[1] Бесѣды преп. Макарія Египетскаго. 1880 г. стр. 604.
[2] Сокровище духовное, ч. 2, стр. 130.

Источникъ: Изъясненіе Шестопсалмія, составленное П. Казанскимъ, Профессоромъ Московской Духовной Академіи. — Изданіе второе, исправленное и пополненное. — М.: Типографія М. Г. Волчанинова, 1894. — С. 9-18.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0