Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 17 ноября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 9.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ ПО БИБЛЕИСТИКѢ

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Руководство къ изученію Священнаго Писанія Новаго Завѣта.
Часть первая: Четвероевангеліе.

Четвероевангеліе.
Характеръ и особенности каждаго изъ четырехъ Евангелій.
4. Евангеліе отъ Іоанна.

Четвертое Евангеліе написано возлюбленнымъ ученикомъ Христовымъ св. Іоанномъ Богословомъ. Св. Іоаннъ былъ сыномъ галилейскаго рыбака Зеведея (Матѳ. 4, 21) и Саломіи (Матѳ. 27, 56 и Марк. 15, 40). Зеведей былъ человѣкомъ, повидимому, состоятельнымъ, ибо имѣлъ работниковъ (Марк. 1, 20), былъ, видимо также, не малозначительнымъ членомъ іудейскаго общества, ибо сынъ его Іоаннъ имѣлъ знакомство съ первосвященникомъ (Іоан. 18, 15). Мать его Саломія упоминается въ числѣ женъ, служившихъ Господу отъ имѣній своихъ: она сопутствовала Господу въ Галилеѣ, послѣдовала за Нимъ въ Іерусалимъ на послѣднюю Пасху и участвовала въ пріобрѣтеніи ароматовъ для помазанія тѣла Его вмѣстѣ съ другими женами-мѵроносицами (Марк. 15, 40-41, 16, 1). Преданіе считаетъ ее дочерью Іосифа-обручника.

Іоаннъ былъ сначала ученикомъ св. Іоанна Крестителя. Услышавъ его свидѣтельство о Христѣ, какъ объ Агнцѣ Божіемъ, вземлющемъ грѣхи міра, онъ тотчасъ же, вмѣстѣ съ Андреемъ послѣдовалъ за Христомъ (Іоан. 1, 37. 40). Постояннымъ ученикомъ Господа онъ сдѣлался, однако, нѣсколько позже, послѣ чудесной ловитвы рыбъ на Геннисаретскомъ озерѣ, когда Господь Самъ призвалъ его вмѣстѣ съ братомъ его Іаковомъ (Лук. 5, 10). Вмѣстѣ съ Петромъ и братомъ своимъ Іаковомъ онъ удостоился особенной близости къ Господу, находясь при Немъ въ самыя важныя и торжественныя минуты Его земной жизни. Такъ, онъ удостоился присутствовать при воскрешеніи дочери Іаира (Марк. 5, 37), видѣть Преображеніе Господа на горѣ (Матѳ. 17, 1), слышать бесѣду о знаменіяхъ Его второго пришествія (Марк. 13, 3), быть свидѣтелемъ Его геѳсиманской молитвы (Матѳ. 26, 37). А на Тайной вечери онъ былъ такъ близокъ къ Господу, что, по его собственнымъ словамъ, какъ бы «возлежалъ у Него на персѣхъ» (Іоан. 13, 23-25), откуда и произошло его наименованіе «наперсника», ставшее потомъ нарицательнымъ для обозначенія человѣка, особенно кому-либо близкаго. По смиренію, не называя себя по имени, онъ тѣмъ не менѣе, говоря о себѣ въ своемъ Евангеліи, именуетъ себя ученикомъ, «егоже любляше Іисусъ» (13, 23). Эта любовь Господа къ нему сказалась и въ томъ, что Господь, вися на крестѣ, поручилъ ему Свою Пречистую Матерь, сказавъ ему: «Се мати твоя» (Іоан. 19, 27).

Пламенно любя Господа, Іоаннъ былъ полонъ негодованія противъ тѣхъ, кто враждебенъ Господу или чуждался Его. Поэтому онъ возбранялъ человѣку, не ходящему со Христомъ, изгонять бѣсовъ Именемъ Христа (Марк. 9, 38) и просилъ у Господа позволенія низвести огонь на жителей одного самарянскаго селенія за то, что они не приняли Его, когда Онъ путешествовалъ въ Іерусалимъ черезъ Самарію (Луки 9, 54). За это онъ и его братъ Іаковъ получили отъ Господа прозваніе «ВОАНЕРГЕС», что значитъ: «сыны громовы». Чувствуя любовь Христову къ себѣ, но еще не просвѣщенный благодатью Святаго Духа, онъ дерзаетъ просить себѣ вмѣстѣ съ братомъ Іаковомъ ближайшаго мѣста къ Господу въ Его грядущемъ Царствіи, въ отвѣтъ на что получаетъ предсказаніе объ ожидающей ихъ обоихъ чашѣ страданій (Матѳ. 20, 20).

Послѣ Вознесенія Господня мы часто видимъ св. Іоанна вмѣстѣ со св. Апостоломъ Петромъ (Дѣян. 3, 1; 4, 13; 8, 14). Наряду съ нимъ онъ считается столпомъ Церкви и имѣетъ свое пребываніе въ Іерусалимѣ (Гал. 2, 9). Со времени разрушенія Іерусалима мѣстомъ жизни и дѣятельности Св. Іоанна дѣлается г. Ефесъ въ Малой Азіи. Въ царствораніе Императора Домиціана (а по нѣкоторымъ преданіямъ, Нерона или Траяна; что маловѣроятно) онъ былъ отправленъ въ ссылку на островъ Патмосъ, гдѣ имъ былъ написанъ Апокалипсисъ (1, 9-19). Возвращенный изъ этой ссылки въ Ефесъ онъ написалъ тамъ свое Евангеліе, и скончался своею смертью (единственный изъ Апостоловъ), по преданію, весьма загадочной, въ глубокой старости, по однимъ свѣдѣніямъ 105, по другимъ 120 лѣтъ, въ царствованіе императора Траяна.

Какъ гласитъ преданіе, четвертое Евангеліе написано Іоанномъ по просьбѣ ефесскихъ христіанъ или даже малоазійскихъ епископовъ. Они принесли ему три первыхъ Евангелія и просили его дополнить ихъ рѣчами Господа, которыя они отъ него слышали. Св. Іоаннъ подтвердилъ истинность всего написаннаго въ этихъ трехъ Евангеліяхъ, но нашелъ, что многое необходимо добавить къ ихъ повѣствованію, и, въ особенности, изложить пространнѣе и ярче ученіе О БОЖЕСТВѢ Господа Іисуса Христа, чтобы люди съ теченіемъ времени не стали о Немъ думать, только какъ о «Сынѣ человѣческомъ». Это тѣмъ болѣе было необходимо, что къ этому времени уже стали появляться ереси, отрицавшія Божество Христово — евіониты, ересь Керинѳа и гностики. По свидѣтельству священномученика Иринея Ліонскаго, а также и другихъ древнихъ отцевъ и писателей церковныхъ, св. Іоаннъ написалъ свое Евангеліе, побуждаемый къ этому именно просьбами малоазійскихъ епископовъ, обезпокоенныхъ появленіемъ этихъ ересей.

Изъ всего сказаннаго ясно, что цѣлью написанія четвертаго Евангелія было желаніе ДОПОЛНИТЬ повѣствованіе первыхъ трехъ Евангелистовъ. Что это такъ, объ этомъ свидѣтельствуетъ самое содержаніе Іоаннова Евангелія. Въ то время какъ первые три Евангелиста часто повѣствуютъ ОБЪ ОДНИХЪ И ТѢХЪ ЖЕ СОБЫТІЯХЪ и приводятъ ОДНИ И ТѢ ЖЕ СЛОВА ГОСПОДА, почему ихъ Евангелія и получили названіе «СИНОПТИЧЕСКИХЪ», Іоанново Евангеліе сильно РАЗНИТСЯ отъ нихъ своимъ содержаніемъ, заключая въ себѣ повѣствованія о событіяхъ и приводя рѣчи Господа, о которыхъ часто нѣтъ даже никакого упоминанія въ первыхъ трехъ Евангеліяхъ.

Характерная отличительная черта Евангелія отъ Іоанна ярко выражена въ томъ наименованіи, которое давалось ему въ древности. Въ отличіе отъ первыхъ трехъ Евангелій, оно, по преимуществу, именовалось «Евангеліемъ ДУХОВНЫМЪ» (по-гречески: «ПНЕВМАТИКОН»). Это потому, что, въ то время какъ синоптическія Евангелія повѣствуютъ, главнымъ образомъ, о событіяхъ земной жизни Господа, Евангеліе отъ Іоанна и начинается изложеніемъ ученія о Его Божествѣ, и далѣе содержитъ въ себѣ цѣлый рядъ самыхъ возвышенныхъ рѣчей Господа, въ которыхъ раскрывается Его Божественное достоинство и глубочайшія таинства вѣры, каковы, напр., бесѣда съ Никодимомъ о рожденіи свыше водою и духомъ и о таинствѣ искупленія, бесѣда съ самарянкой о водѣ живой и о поклоненіи Богу духомъ и истиною, бесѣда о хлѣбѣ, сшедшемъ съ небесе и о таинствѣ причащенія, бесѣда о пастырѣ добромъ и особенно замѣчательная по своему содержанію прощальная бесѣда съ учениками на Тайной вечери съ заключительной дивной, такъ наз. «первосвященнической молитвой» Господа. Тутъ мы находимъ и цѣлый рядъ собственныхъ свидѣтельствъ Господа о Себѣ Самомъ, какъ о Сынѣ Божіемъ. За ученіе о Богѣ Словѣ и за раскрытіе всѣхъ этихъ глубочайшихъ и возвышеннѣйшихъ истинъ и таинѣ нашей вѣры св. Іоаннъ и получилъ почетное наименованіе «Богослова».

Чистый сердцемъ дѣвственникъ, всецѣло всей душой предавшій себя Господу и любимый Имъ за это особой любовью, Св. Іоаннъ глубоко проникъ и въ возвышенную тайну христіанской любви и никто, какъ онъ не раскрылъ такъ полно, глубоко и убѣдительно, какъ въ своемъ Евангеліи, такъ особенно въ трехъ своихъ соборныхъ посланіяхъ, христіансчое ученіе о двухъ основныхъ заповѣдяхъ Закона Божія — о любви къ Богу и о любви къ ближнему, — почему его еще называютъ «АПОСТОЛОМЪ ЛЮБВИ».

Важной особенностью Іоаннова Евангелія является еще то, что въ то время какъ первые три Евангелиста повѣствуютъ, главнымъ образомъ о проповѣди Господа Іисуса Христа въ Галилеѣ, Св. Іоаннъ излагаетъ событія и рѣчи, имѣвшія мѣсто въ Іудеѣ. Благодаря этому мы можемъ разсчитать, какова была продолжительность общественнаго служенія Господа и вмѣстѣ съ тѣмъ продолжительность Его земной жизни. Проповѣдуя бóльшей частью въ Галилеѣ, Господь путешествовалъ въ Іерусалимъ, то-есть въ Іудею, на всѣ главнѣйшіе праздники. Именно изъ этихъ путешествій св. Іоаннъ и беретъ, главнымъ образомъ, повѣствуемыя имъ событія и излагаемыя имъ рѣчи Господа. Такихъ путешествій въ Іерусалимъ на праздникъ Пасхи, какъ видно изъ Евангелія отъ Іоанна, было ВСЕГО   Т Р И,   а ПЕРЕДЪ ЧЕТВЕРТОЙ ПАСХОЙ Своего общественнаго служенія Господь ПРИНЯЛЪ КРЕСТНУЮ СМЕРТЬ. Изъ этого слѣдуетъ, что общественное служеніе Господа продолжалось ОКОЛО ТРЕХЪ СЪ ПОЛОВИНОЮ ЛѢТЪ, а прожилъ Онъ на землѣ всего ТРИДЦАТЬ ТРИ СЪ ПОЛОВИНОЮ ГОДА (ибо вышелъ на общественное служеніе, какъ свидѣтельствуетъ св. Лука въ 3, 23, тридцати лѣтъ отроду.)

Евангеліе отъ Іоанна содержитъ 21 главу или 67 церковныхъ зачалъ. Начинается оно ученіемъ о — «Словѣ», которое «было въ началѣ», а заканчивается явленіемъ Воскресшаго Господа ученикамъ при морѣ Геннисаретскомъ, возстановленіемъ Ап. Петра въ его апостольскомъ достоинствѣ и утвержденіемъ автора, что «свидѣтельство его истинно» и, что, если бы обо всемъ, что сотворилъ Іисусъ, писать подробно, то «самому міру не вмѣстить написанныхъ книгъ».

Содержаніе Евангелія отъ Іоанна по главамъ таково:

Глава 1-ая: Ученіе о Богѣ-Словѣ. Свидѣтельство Іоанна Крестителя объ Іисусѣ Христѣ. Послѣдованіе двухъ учениковъ Іоанновыхъ за Господомъ Іисусомъ. Приходъ къ Господу первыхъ учениковъ: Андрея, Симона Петра, Филиппа и Наѳанаила. Бесѣда Господа съ Наѳанаиломъ.

Глава 2-ая: Первое чудо въ Канѣ Галилейской. Изгнаніе торгующихъ изъ храма. Предреченіе Господа о разрушеніи храма тѣла Его и о Его воскресеніи изъ мертвыхъ въ третій день. Чудеса, совершенные Господомъ въ Іерусалимѣ и увѣровавшіе въ Него.

Глава 3-ья: Бесѣда Господа Іисуса Христа съ начальникомъ іудейскимъ Никодимомъ. Новое свидѣтельство Іоанна Крестителя объ Іисусѣ Христѣ.

Глава 4-ая: Бесѣда Господа Іисуса Христа съ самарянкой у колодца Іакова. Вѣра самарянъ. Возвращеніе Господа въ Галилею. Исцѣленіе сына царедворца въ Капернаумѣ.

Глава 5-ая: Исцѣленіе въ субботу разслабленнаго при Овчей купели. Свидѣтельство Господа Іисуса Христа о Себѣ, какъ о Сынѣ Божіемъ, имѣющимъ власть воскрешать мертвыхъ, и о Своихъ взаимоотношеніяхъ съ Богомъ Отцемъ.

Глава 6-ая: Чудесное насыщеніе 5.000 народа. Хожденіе по водамъ. Бесѣда о хлѣбѣ, сходящемъ съ небесъ и дающемъ жизнь міру. О необходимости причащенія Тѣла и Крови Христовыхъ для наслѣдованія жизни вѣчной. Петръ исповѣдуетъ Іисуса Христомъ, Сыномъ Бога Живаго. Предсказаніе Господа о Своемъ предателѣ.

Глава 7-ая: Іисусъ Христосъ отвергаетъ предложеніе братьевъ. Іисусъ Христосъ учитъ іудеевъ въ храмѣ на праздникъ. Ученіе Его о Духѣ Святомъ, какъ о водѣ живой. Распря о Немъ среди іудеевъ.

Глава 8-ая: Прощеніе Господомъ грѣшницы, взятой въ прелюбодѣяніи. Бесѣда Господа съ іудеями о Себѣ, какъ о Свѣтѣ міра и какъ отъ начала Сущемъ Обличеніе невѣровавшихъ въ Него іудеевъ, какъ желающихъ исполнять похоти отца своего — діавола, человѣкоубійцы искони.

Глава 9-ая: Исцѣленіе слѣпого отъ рожденія.

Глава 10-ая: Бесѣда Господа о Себѣ, какъ о «пастырѣ добромъ». Іисусъ Христосъ въ Іерусалимскомъ храмѣ на праздникѣ обновленія. Бесѣда Его о Своемъ единствѣ съ Отцомъ. Попытка іудеевъ побить Его камнями.

Глава 11-ая: Воскрешеніе Лазаря. Рѣшеніе первосвященниковъ и фарисеевъ предать Господа смерти.

Глава 12-ая: Помазаніе Господа мѵромъ Маріею въ Виѳаніи. Входъ Господень въ Іерусалимъ. Эллины хотятъ видѣть Іисуса. Молитва Іисуса Богу Отцу о прославленіи Его. Увѣщаніе Господа ходить во свѣтѣ, пока есть свѣтъ. Невѣріе іудеевъ по пророчеству Исаіи.

Глава 13-ая: Тайная вечеря. Омовеніе ногъ. Предреченіе Господа о предательствѣ Іуды. Начало прощальной бесѣды Господа съ учениками: наставленіе о взаимной любви. Предсказаніе отреченія Петра.

Глава 14-ая: Продолженіе прощальной бесѣды. О многихъ обителяхъ въ домѣ Отца. Христосъ — путь, истина и жизнь. О силѣ вѣры. Обѣтованіе о ниспосланіи Святаго Духа.

Глава 15-ая: Продолженіе прощальной бесѣды: Ученіе Господа о Себѣ, какъ о виноградной лозѣ. Увѣщаніе о взаимной любви. Предреченіе гоненій.

Глава 16-ая: Продолженіе прощальной бесѣды: Новое обѣтованіе о ниспосланіи Духа-Утѣшителя.

Глава 17-ая: Первосвященническая молитва Господа объ ученикахъ Его и о всѣхъ вѣрующихъ.

Глава 18-ая: Взятіе Господа въ Геѳсиманскомъ саду. Судъ у Анны. Отреченіе Петра. У Каіафы. На судѣ у Пилата.

Глава 19-ая: Бичеваніе Господа. Допросъ Пилата. Распятіе. Бросаніе жребія воинами объ одеждѣ Іисуса. Іисусъ ввѣряетъ Свою Матерь Іоанну. Смерть и погребеніе Господа.

Глава 20-ая: Марія Магдалина у гроба съ отваленнымъ камнемъ. Петръ и другой ученикъ находятъ гробъ пустымъ съ лежащими въ немъ пеленами. Явленіе воскресшаго Господа Маріи Магдалинѣ. Явленіе воскресшаго Господа всѣмъ ученикамъ вмѣстѣ. Невѣріе Ѳомы и вторичное явленіе Господа всѣмъ ученикамъ съ Ѳомою вмѣстѣ. Цѣль написанія Евангелія.

Глава 21-ая: Явленіе Господа ученикамъ при морѣ Тиверіадскомъ, троекратное вопрошеніе Господа Петру: «любиши ли Меня», и порученіе пасти овецъ Его. Предреченіе Петру мученической смерти. Вопросъ Петра объ Іоаннѣ. Утвержденіе объ истинности написаннаго въ Евангеліи.

Источникъ: Епископъ Аверкій. Руководство къ изученію Священнаго Писанія Новаго Завѣта. Часть первая: Четвероевангеліе. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1954. — С. 33-38.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0