Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - вторникъ, 17 октября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 21.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ ПО БИБЛЕИСТИКѢ

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Руководство къ изученію Священнаго Писанія Новаго Завѣта.
Часть первая: Четвероевангеліе.

Четвероевангеліе.
Характеръ и особенности каждаго изъ четырехъ Евангелій.
3. Евангеліе отъ Луки.

Кто былъ, по своему происхожденію, писатель третьяго Евангелія св. Лука, въ точности неизвѣстно. Евсевій Кесарійскій говоритъ, что онъ происходилъ изъ Антіохіи, и потому принято считать, что св. Лука былъ, по своему происхожденію, язычникъ или такъ называемый   «п р о з е л и т ъ»,   то-есть язычникъ, принявшій іудейство. По роду своихъ занятій, онъ былъ   в р а ч е м ъ,   что видно изъ посланія св. Апостола Павла къ Колоссянамъ (4, 14); церковное преданіе присовокупляетъ къ этому и то, что онъ былъ также живописцемъ. Изъ того, что въ его Евангеліи содержатся наставленія Господа только 70-ти ученикамъ; со всей подробностью изложенныя, дѣлаютъ заключеніе, что онъ принадлежалъ къ числу 70-ти учениковъ Христовыхъ. Необыкновенная живость его повѣствованія о явленіи воскресшаго Господа двумъ ученикамъ на пути въ Еммаусъ, причемъ по имени называется только одинъ изъ нихъ Клеопа, а также и древнее преданіе, свидѣтельствуютъ, что онъ былъ однимъ изъ этихъ двухъ учениковъ, удостоившихся явленія Господа (Луки 24, 13-33). Затѣмъ изъ книги Дѣяній Апостольскихъ видно, что, начиная со второго путешествія св. Апостола Павла, Лука дѣлается его постояннымъ сотрудникомъ и почти неразлучнымъ спутникомъ. Онъ былъ при Ап. Павлѣ, какъ во время первыхъ его узъ, изъ которыхъ написано посланіе къ Колоссянамъ и Филиппійцамъ, такъ и во время вторыхъ его узъ, когда написано 2-ое посланіе къ Тимоѳею и которые закончились его мученической смертью. Есть свѣдѣнія, что послѣ смерти Ап. Павла св. Лука проповѣдывалъ и умеръ мученической смертью въ Ахаіи. Св. мощи его при Императорѣ Констанціи были перенесены оттуда въ Константинополь вмѣстѣ съ мощами св. Апостола Андрея.

Какъ видно изъ самаго предисловія третьяго Евангелія, св. Лука написалъ его по просьбѣ нѣкоего знатнаго мужа, «державнаго», или, какъ по-русски переведено, «достопочтеннаго» Ѳеофила, жившаго въ Антіохіи, для котораго онъ написалъ затѣмъ и книгу Дѣяній Апостольскихъ, служащую какъ бы продолженіемъ Евангельскаго повѣствованія (См. Луки 1, 1-4 и Дѣяній 1, 1-2). При этомъ онъ пользовался не только повѣствованіями очевидцевъ служенія Господа, но и нѣкоторыми, уже существовавшими тогда письменными записями о жизни и ученіи Господа. По его собственнымъ словамъ, эти повѣствованія и письменныя записи были подвергнуты имъ самому тщательному изслѣдованію, а потому и Евангеліе его отличается особенной точностью въ опредѣленіи времени и мѣста событій и строгой хронологической послѣдовательностью.

«Державный Ѳеофилъ», для котораго написано третье Евангеліе, несомнѣнно не былъ жителемъ Палестины и не бывалъ въ Іерусалимѣ: иначе ненужно было бы св. Лукѣ дѣлать ему разныя географическія поясненія, въ родѣ, напр., того, что Елеонъ находится близъ Іерусалима въ разстояніи субботняго пути и т. п. (см. Луки 1, 26; 4, 31; 24, 13 и Дѣян. 1, 12). Съ другой стороны, ему, видимо, извѣстнѣе были Сиракузы, Ригія и Путеолъ въ Италіи, Аппіева площадь и Три Гостинницы въ Римѣ, упоминая о коихъ въ кн. Дѣяній, св. Лука не дѣлаетъ никакихъ поясненій. Однако, по утвержденію Климента Александрійскаго, Ѳеофилъ былъ не римлянинъ, какъ можно было бы думать, а антіохіецъ, былъ богатъ и знатенъ, исповѣдывалъ вѣру Христову, и домъ его служилъ храмомъ для антіохійскихъ христіанъ.

На Евангеліи отъ Луки явно сказалось вліяніе Св. Апостола Павла, котораго св. Лука былъ спутникомъ и сотрудникомъ. Какъ «Апостолъ языковъ» св, Павелъ старался болѣе всего раскрывать ту великую истину, что Мессія — Христосъ пришелъ на землю не для іудеевъ только, но и для язычниковъ, и есть СПАСИТЕЛЬ ВСЕГО МІРА, ВСѢХЪ ЛЮДЕЙ. Въ связи съ этой основной мыслью, которую явно проводитъ на протяженіи всего своего повѣствованія третье Евангеліе, родословіе Іисуса Христа доведено въ немъ до родоначальника всего человѣчества Адама и до Самого Бога, чтобы подчеркнуть Его значеніе ДЛЯ ВСЕГО ЧЕЛОВѢЧЕСКАГО РОДА (Луки 3, 23-38). Такія мѣста, какъ посольство пророка Иліи къ вдовѣ въ Сарепту Сидонскую, исцѣленіе отъ проказы пророкомъ Елисеемъ Неемана-Сиріанина (4, 26-27), притчи о блудномъ сынѣ (15, 11-32), о мытарѣ и фарисеѣ (18, 10-14) находятся въ тѣсной внутренней связи съ обстоятельно развиваемымъ ученіемъ св. Апостола, Павла о СПАСЕНІИ не однихъ іудеевъ, но и язычниковъ, и объ оправданіи человѣка предъ Богомъ не дѣлами закона, а благодатью Божіею, даруемою туне, единственно по безпредѣльному милосердію и человѣколюбію Божію. Никто такъ ярко не изобразилъ любви Божіей къ кающимся грѣшникамъ, какъ это сдѣлалъ св. Лука, приведшій въ своемъ Евангеліи цѣлый рядъ притчъ и дѣйствительныхъ событій на эту тему. Достаточно вспомнить, кромѣ упомянутыхъ уже притчъ о блудномъ сынѣ и о мытарѣ и фарисеѣ, еще притчу о заблудшей овцѣ, о потерянной драхмѣ, о милосердномъ самарянинѣ, повѣсть о покаяніи начальника мытарей Закхея (Луки 15, 1-7; 15, 8-10; 19, 1-10) и др. мѣста, какъ и знаменательныя слова его о томъ, что «радость бываетъ предъ ангелы Божіими о единѣмъ грѣшницѣ кающемся» причемъ эта радость больше радости «о девятидесятихъ и девяти праведникахъ, иже не требуютъ покаянія (Луки 15, 10 и 15, 7)».

Усматривая изъ всего этого несомнѣнное вліяніе св. Апостола Павла на автора третьяго Евангелія, можно считать достовѣрнымъ утвержденіе Оригена, что «Евангеліе отъ Луки было одобрено Павломъ».

Время и мѣсто написанія Евангелія отъ Луки можно опредѣлить, руководствуясь соображеніемъ, что оно написано РАНѢЕ книги Дѣяній Апостольскихъ, составляющей какъ бы его продолженіе (см. Дѣянія 1, 1). Книга же Дѣяній оканчивается описаніемъ двухлѣтняго пребыванія св. Апостола Павла въ Римѣ (28, 30). Это были 62 и 63 года по Р. Хр. Слѣдовательно, Евангеліе отъ Луки не могло быть написано ПОЗЖЕ этого времени и, надо полагать, въ Римѣ же, хотя историкъ Евсевій и считаетъ, что оно появилось въ свѣтъ много раньше, уже на 15 году по Вознесеніи Господнемъ.

Въ виду того, что св. Лука говоритъ о Господѣ Іисусѣ Христѣ преимущественно, какъ о Великомъ Первосвященникѣ, принесшемъ Самого Себя въ жертву за грѣхи ВСЕГО человѣчества, эмблемой его является телецъ, какъ обычно употреблявшееся при жертвоприношеніяхъ жертвенное животное.

Евангеліе отъ Луки содержитъ въ себѣ 24 главы или 114 церковныхъ зачалъ. Начинается оно повѣствованіемъ о явленіи ангела священнику Захаріи, отцу св. Іоанна Предтечи, а кончается повѣствованіемъ о вознесеніи Господа Іисуса Христа на небо.

Содержаніе Евангелія отъ Луки по главамъ таково:

Глава 1-ая: Вступленіе, обращенное къ Ѳеофилу. Явленіе ангела, предрекшаго священнику Захаріи рожденіе отъ него сына Іоанна. Благовѣщеніе ангела Пресвятой Дѣвѣ Маріи, Посѣщеніе Пресвятой Дѣвой Маріей Елисаветы. Рождество св. Іоанна Крестителя.

Глава 2-ая: Рождество Христово, явленіе ангела виѳлеемскимъ пастырямъ и поклоненіе ихъ Рожденному Богомладенцу. Обрѣзаніе Господне. Срѣтеніе Господне. Отрокъ Іисусъ въ Іерусалимскомъ храмѣ въ бесѣдѣ посреди учителей.

Глава 3-ья: Проповѣдь св. Іоанна Крестителя. Крещеніе Господне. Родословіе Господа Іисуса Христа.

Глава 4-ая: Искушеніе отъ діавола. Проповѣдь Господа въ Галилеѣ, въ Назаретской синагогѣ. Исцѣленіе бѣсноватаго въ капернаумской синагогѣ. Исцѣленіе тещи Симоновой и многихъ другихъ болящихъ и бѣсноватыхъ. Проповѣдь въ синагогахъ галилейскихъ.

Глава 5-ая: Чудесная ловитва рыбы на Генисаретскомъ озерѣ и призваніе Апостоловъ. Исцѣленіе прокаженнаго. Исцѣленіе разслабленнаго, принесеннаго на одрѣ и спущеннаго сквозь кровлю дома. Призваніе мытаря Левія. О постѣ учениковъ Господа: притча о ветхой одеждѣ и о молодомъ винѣ.

Глава 6-ая: Срываніе колосьевъ въ субботу. Исцѣленіе сухорукаго въ субботу. Избраніе 12-ти Апостоловъ. Проповѣдь Господа о томъ, кто «блаженны» и кому «гóре». О любви къ врагамъ. О неосужденіи. О необходимости творить добрыя дѣла.

Глава 7-ая: Исцѣленіе слуги капернаумскаго сотника. Воскрешеніе сына Наинской вдовы. Посольство Іоанна Крестителя ко Іисусу Христу и свидѣтельство Господа объ Іоаннѣ. Помазаніе мѵромъ Господа женой-грѣшницей.

Глава 8-ая: Проповѣдь Господа Іисуса Христа по городамъ и селеніямъ въ сопровожденіи 12-ти и женъ, служившихъ Ему отъ имѣній своихъ. Притча о сѣятелѣ. Свѣтильникъ на свѣщницѣ. «Кто матерь Моя и кто братія Мои?» Укрощеніе бури на морѣ. Изгнаніе легіона бѣсовъ изъ бѣсноватаго и гибель стада свиней. Воскрешеніе дочери Іаира и исцѣленіе кровоточивой жены.

Глава 9-ая: Посольство 12-ти Апостоловъ на проповѣдь. Недоумѣніе Ирода о личности Іисуса Христа. Чудесное насыщеніе 5.000 народа. Петръ исповѣдуетъ Іисуса Христомъ. Предсказаніе Господа о своей смерти и воскресеніи. Ученіе о самоотверженіи и взятіи креста своего. Преображеніе Господне. Исцѣленіе бѣсноватаго отрока. Мысли Апостоловъ о первенствѣ и наставленіе Господа о смиреніи. Объ изгоняющемъ бѣсовъ именемъ Іисуса. О непринятіи Господа въ самарянскомъ селеніи. О слѣдованіи за Христомъ.

Глава 10-ая: Посольство 70-ти учениковъ на проповѣдь. Возвращеніе ихъ съ радостью о томъ, что бѣсы имъ повинуются. Наставленіе Господа: «Радуйтеся тому, что имена ваши написаны на небесахъ». Іисусъ прославляетъ Отца Небеснаго за то, что Онъ «утаилъ сіе отъ мудрыхъ и разумныхъ и открылъ младенцамъ». Притча о милосердномъ самарянинѣ. Господь у Марѳы и Маріи.

Глава 11-ая: «Отче нашъ» и ученіе о постоянствѣ въ молитвѣ. Клевета іудеевъ на Господа, будто Онъ изгоняетъ бѣсовъ силою Веельзевула. Притча о нечистомъ духѣ и выметенномъ и убранномъ домѣ. «Блаженны слышащіе Слово Божіе и соблюдающіе его!» Знаменіе Іоны-пророка. Свѣтильникъ тѣла — око. Обличеніе фарисеевъ.

Глава 12-ая: Предостереженіе отъ закваски фарисейской. Объ исповѣданіи Іисуса Христа передъ человѣками и небоязни мученій. О непростительности хулы на Духа Святаго. Предостереженіе отъ любостяжанія и притча о богачѣ и богатомъ урожаѣ. О неотягощеніи себя заботами и объ исканіи Царства Божія. О милостынѣ. О томъ, чтобы всегда бодрствовать и быть готовыми ко второму пришествію Христову: притча о вѣрномъ домоправителѣ. Раздѣленіе въ мірѣ изъ-за Христа-Спасителя и о приготовленіи себя къ суду Божію.

Глава 13-ая: «Если не покаяетесь, всѣ также погибнете». Притча о безплодной смоковницѣ. Исцѣленіе скорченной женщины въ субботу. Притчи о горчичномъ зернѣ и о закваскѣ «Мало ли спасающихся? — «подобаетъ входить тѣсными вратами». Отвѣтъ Господа Ироду. Упрекъ Господа Іерусалиму.

Глава 14-ая: Исцѣленіе въ субботу. Порицаніе ищущимъ первенства. О приглашеніи на пиръ нищихъ. Притча о званныхъ на вечерю. Ученіе о самоотверженіи, взятіи креста своего и слѣдованіи за Христомъ.

Глава 15-ая: Притчи о заблудшей овцѣ и о потерянной драхмѣ. Притча о блудномъ сынѣ.

Глава 16-ая: Притча о неправедномъ управителѣ. О предосудительности развода. Притча о богатомъ и Лазарѣ.

Глава 17-ая: О соблазнахъ, о прощеніи брату, о силѣ вѣры, объ исполненіи всего повелѣннаго. Исцѣленіе 10-ти прокаженныхъ. «Царство Божіе внутри васъ». О второмъ пришествіи Христовомъ.

Глава 18-ая: Притча о неправедномъ судьѣ. Притча о мытарѣ и фарисеѣ. Благословеніе дѣтей. О трудности для имѣющаго богатство войти въ Царствіе Божіе. О наградѣ для оставившихъ все ради Христа. Предреченіе Господа о предстоящихѣ Ему страданіяхъ, смерти и воскресеніи. Исцѣленіе іерихонскаго слѣпца.

Глава 19-ая: Покаяніе начальника мытарей Закхея. Притча о минахъ. Входъ Господень въ Іерусалимъ. Изгнаніе торгующихъ изъ храма.

Глава 20-ая: Вопросъ первосвященниковъ и старѣйшинъ о власти Іисусовой. Притча о злыхъ виноградаряхъ. О подати кесарю. Отвѣтъ саддукеямъ о воскресеніи мертвыхъ. О Богосыновствѣ Христовомъ. Предостереженіе отъ книжниковъ.

Глава 21-ая: Двѣ лепты вдовицы. Предсказаніе о разрушеніи Іерусалима, о кончинѣ міра и о второмъ пришествіи Христовомъ. Призывъ къ бодрствованію.

Глава 22-ая: Предательство Іуды. Тайная вечеря. Предсказаніе объ отреченіи Петра. О двухъ мечахъ. Молитва Господа въ Геѳсиманскомъ саду. Взятіе Господа подъ стражу. Отреченіе Петра. Судъ передъ синедріономъ.

Глава 23-ья: Судъ у Пилата. Господь у Ирода. Попытка Пилата освободить Іисуса. Требованіе народомъ Его осужденія. Освобожденіе Вараввы и осужденіе Господа. Симонъ Киринейскій. Плачъ женщинъ и слова къ нимъ Господа. Распятіе Господа. Покаяніе благоразумнаго разбойника. Смерть Господа и погребеніе. Приготовленіе благовоній женщинами, пришедшими изъ Галилеи.

Глава 24-ая: Явленіе ангеловъ женамъ-мѵроносицамъ. Петръ у гроба. Явленіе воскресшаго Господа двумъ ученикамъ на пути въ Эммаусъ. Явленіе Господа 11-ти ученикамъ и Его наставленія имъ. Вознесеніе Господне.

Источникъ: Епископъ Аверкій. Руководство къ изученію Священнаго Писанія Новаго Завѣта. Часть первая: Четвероевангеліе. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1954. — С. 27-32.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0