Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 24 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ ПО БИБЛЕИСТИКѢ

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)
Руководство къ изученію Священнаго Писанія Новаго Завѣта.
Часть первая: Четвероевангеліе.

Четвероевангеліе.
Характеръ и особенности каждаго изъ четырехъ Евангелій.
1. Евангеліе отъ Матѳея.

Писателемъ перваго Евангелія былъ св. Матѳей, носившій также имя Левія, сынъ Алфея, — одинъ изъ 12-ти Христовыхъ Апостоловъ. До призванія своего къ апостольскому служенію онъ былъ   м ы т а р е м ъ,   то-есть сборщикомъ податей, и, какъ таковой, конечно, былъ нелюбимъ своими соотечественниками-евреями, презиравшими и ненавидѣвшими мытарей за то, что они служили иновѣрнымъ поработителямъ ихъ народа и притѣсняли свой народъ взиманіемъ податей, причемъ въ своихъ стремленіяхъ къ наживѣ, часто брали много больше, чѣмъ слѣдуетъ.

О своемъ призваніи св. Матѳей разсказываетъ самъ въ 9 гл. 9 ст. своего Евангелія, называя себя именемъ «Матѳея», въ то время какъ Евангелисты Маркъ и Лука, повѣствуя о томъ же, именуютъ его «Левіемъ». У евреевъ было въ обычаѣ имѣть нѣсколько именъ, а поэтому, нѣтъ основаній думать, что здѣсь идетъ рѣчь о разныхъ лицахъ, тѣмъ болѣе, что послѣдовавшее за тѣмъ приглашеніе Господа и учениковъ Его въ домъ Матѳея всѣ три Евангелиста описываютъ совершенно одинаково, да и въ спискѣ 12-ти учениковъ Господа и Маркъ и Лука называютъ призваннаго также уже «Матѳеемъ (сравни Марк. 3, 18 и Луки 6, 15).

Тронутый до глубины души милостью Господа, не возгнушавшагося имъ, несмотря на общее презрѣніе къ нему евреевъ и особенно духовныхъ вождей еврейскаго народа книжниковъ и фарисеевъ, Матѳей всѣмъ сердцемъ воспринялъ ученіе Христово и особенно глубоко уразумѣлъ его превосходство надъ преданіями и воззрѣніями фарисейскими, носившими печать внѣшней праведности, самомнѣнія и презрѣнія къ грѣшникамъ. Вотъ почему онъ одинъ приводитъ такъ подробно сильную обличительную рѣчь Господа противъ книжниковъ и фарисеевъ-лицемѣровъ, которую мы находимъ въ 23 главѣ его Евангелія. Надо полагать, что, по этой же причинѣ, онъ особенно близко принялъ къ сердцу дѣло спасенія ИМЕННО СВОЕГО родного еврейскаго народа, столь пропитавшагося къ тому времени ложными, губительными понятіями и взглядами фарисейскими, а потому ЕГО ЕВАНГЕЛІЕ НАПИСАНО ПРЕИМУЩЕСТВЕННО ДЛЯ ЕВРЕЕВЪ. Какъ есть основанія предполагать, оно первоначально и написано было на еврейскомъ языкѣ и только нѣсколько позже неизвѣстно кѣмъ, можетъ быть, самимъ же Матѳеемъ, переведено на греческій языкъ. Объ этомъ свидѣтельствуетъ св. Папій Іерапольскій: «Матѳей на еврейскомъ языкѣ бесѣды Господа изложилъ, а переводилъ ихъ каждый, какъ могъ» (Церк. Ист. Евсевія III, 39). Возможно, что самъ же Матѳей перевелъ потомъ свое Евангеліе на греческій языкъ, чтобы сдѣлать его доступнымъ пониманію болѣе широкаго круга читателей. Во всякомъ случаѣ Церковь приняла въ канонъ только греческій текстъ Евангелія отъ Матѳея, потому что еврейскій скоро былъ злонамѣренно искаженъ еретиками «іудействующими».

Написавъ свое Евангеліе для евреевъ, св. Матѳей ставитъ своей главной цѣлью доказать евреямъ, что Іисусъ Христосъ и есть именно тотъ МЕССІЯ, о Которомъ предсказывали ветхозавѣтные пророки, что Онъ есть «исполненіе закона и пророковъ», что ветхозавѣтное откровеніе, затемненное книжниками и фарисеями, только въ христіанствѣ уясняется и воспринимаетъ свой совершеннѣйшій смыслъ. Поэтому онъ и начинаетъ свое Евангеліе РОДОСЛОВІЕМЪ ІИСУСА ХРИСТА, желая показать евреямъ Его происхожденіе ОТЪ ДАВИДА и АВРААМА, и дѣлаетъ громадное количество ССЫЛОКЪ НА ВЕТХІЙ ЗАВѢТЪ, чтобы доказать исполненіе на Немъ ветхозавѣтныхъ пророчествъ. Всѣхъ такихъ ссылокъ на Ветхій Завѣтъ у Св. Матѳея не менѣе 66-ти, причемъ въ 43 случаяхъ дѣлается буквальная выписка. Назначеніе перваго Евангелія для евреевъ видно изъ того, что св. Матѳей, упоминая объ іудейскихъ обычаяхъ, не считаетъ нужнымъ объяснить ихъ смыслъ и значеніе, какъ это дѣлаютъ другіе Евангелисты; равнымъ образомъ оставляетъ безъ объясненія и нѣкоторыя арамейскія слова, употреблявшіяся въ Палестинѣ (сравни, напр., 15, 1-3 и у Марка 7, 3-4. 16-17 и у Марка 10, 46).

Время написанія Евангелія отъ Матѳея церк. историкъ Евсевій (III, 24) относитъ къ 8 году по Вознесеніи Господнемъ, но св. Ириней Ліонскій полагаетъ, что св. Матѳей написалъ свое Евангеліе тогда, «когда Петръ и Павелъ благовѣствовали въ Римѣ», т. е. въ шестидесятыхъ годахъ перваго столѣтія.

Написавъ свое Евангеліе для своихъ соотечественниковъ-евреевъ, св. Матѳей долгое время и проповѣдывалъ для нихъ въ Палестинѣ, но потомъ удалился для проповѣди въ другія страны и окончилъ свою жизнь мученической смертью въ Эѳіопіи.

Евангеліе отъ Матѳея содержитъ въ себѣ 28 главъ или 116 церковныхъ зачалъ. Начинается оно родословіемъ Господа Іисуса Христа отъ Авраама и заканчивается прощальнымъ наставленіемъ Господа ученикамъ передъ Его вознесеніемъ. Такъ какъ св. Матѳей говоритъ, главнымъ образомъ о происхожденіи Іисуса Христа по Его человѣчеству, то ему усвояется эмблема человѣка.

Содержаніе Евангелія отъ Матѳея по главамъ таково:

Глава 1-ая: Родословіе Іисуса Христа. Рождество Христово.

Глава 2-ая: Поклоненіе волхвовъ. Бѣгство св. семейства въ Египетъ. Избіеніе младенцевъ. Возвращеніе св. семемства изъ Египта и поселеніе его въ Назаретѣ.

Глава 3-ья: Проповѣдь Іоанна Крестителя. Крещеніе отъ него Господа Іисуса Христа.

Глава 4-ая: Искушеніе Господа Іисуса Христа отъ діавола. Начало Его проповѣди въ Галилеѣ. Призваніе первыхъ Апостоловъ. Проповѣдь Христова и исцѣленіе болящихъ.

Глава 5-ая: Нагорная проповѣдь: ученіе о блаженствахъ, апостолы — соль земли и свѣтъ міра; «Я пришелъ не нарушить законъ, но исполнить»; новое пониманіе заповѣдей: «не убій», «не прелюбы сотвори», ученіе о разводѣ, о клятвѣ, о любви къ врагамъ.

Глава 6-ая: Продолженіе нагорной проповѣди: ученіе о милостынѣ, о молитвѣ: «Отче нашъ»; о постѣ; о собираніи сокровищъ на небѣ, а не на землѣ; о невозможности служенія Богу и мамонѣ; объ отложеніи попеченій о тѣлѣ и его нуждахъ, объ исканіи Царствія Божія и правды его.

Глава 7-ая: Продолженіе нагорной проповѣди: о неосужденіи ближнихъ; о томъ, чтобы не давать святыни псамъ; о постоянствѣ въ молитвѣ; о тѣсныхъ и широкихъ вратахъ; о лжепророкахъ; о необходимости добродѣланія; притча о домѣ, построенномъ на камнѣ и на пескѣ.

Глава 8-ая: Исцѣленіе прокаженнаго. Исцѣленіе слуги капернаумскаго сотника. Исцѣленіе тещи Петровой и многихъ бѣсноватыхъ и болящихъ. «Сынъ Человѣческій не имѣетъ, гдѣ главы подклонить». «Предоставь мертвымъ погребать своихъ мертвецовъ». Укрощеніе бури на морѣ. Исцѣленіе двухъ бѣсноватыхъ въ странѣ Гергесинской и гибель стада свиней.

Глава 9-ая: Исцѣленіе разслабленнаго. Призваніе мытаря Матѳея. «Я пришелъ призвать не праведниковъ, но грѣшниковъ къ покаянію». О постѣ учениковъ Христовыхъ. Воскрешеніе дочери нѣкоего начальника и исцѣленіе кровоточивой женщины. Исцѣленіе двухъ слѣпыхъ и нѣмого бѣсноватаго. «Жатвы много, а дѣлателей мало».

Глава 10-ая: Избраніе 12 Апостоловъ и отправленіе ихъ на проповѣдь. Предсказаніе имъ преслѣдованій отъ людей. Значеніе исповѣданія Христа предъ людьми и губительность отреченія отъ Него. О необходимости всецѣлой любви къ Господу болѣе, нежели къ родственникамъ и къ самому себѣ.

Глава 11-ая: Посольство Іоанна Крестителя къ Іисусу Христу и свидѣтельство Христово объ Іоаннѣ. Горе Хоразину, Виѳсаидѣ и Капернауму. Призваніе къ Себѣ Господомъ всѣхъ труждающихся и обремененныхъ.

Глава 12-ая: Срываніе учениками Господа колосьевъ въ субботу. Исцѣленіе сухорукаго. Исполненіе пророчества Исаіи о Христѣ. Исцѣленіе бѣсноватаго и обвиненіе Господа фарисеями въ томъ, что Онъ изгоняетъ бѣсовъ силою Веельзевула. Іисусъ обличаетъ фарисеевъ въ непростительномъ грѣхѣ хулы на Духа Святаго. Исканіе фарисеями знаменія отъ Іисуса. Притча о нечистомъ духѣ, вышедшемъ изъ человѣка и вновь возвратившемся. «Кто матерь Моя и кто братія Мои?»

Глава 13-ая: Притча о сѣятелѣ. Почему Христосъ Спаситель говорилъ притчами? Изъясненіе притчи о сѣятелѣ. Притча о пшеницѣ и плевелахъ. Притча о горчичномъ зернѣ, о закваскѣ; изъясненіе притчи о пшеницѣ и плевелахъ. Притча о сокровищѣ, сокрытомъ въ полѣ, о драгоцѣнной жемчужинѣ, о неводѣ, закинутомъ въ море. «Не бываетъ пророкъ безъ чести...»

Глава 14-ая: Усѣкновеніе главы Іоанна Крестителя. Насыщеніе 5000 народа. Хожденіе по водамъ. Исцѣленіе болящихъ чрезъ одно прикосновеніе къ краю одежды Іисуса.

Глава 15-ая: Обличеніе Господомъ фарисеевъ, что они предпочитаютъ преданія старцевъ Слову Божію. О нечистомъ сердцѣ, какъ объ оскверняющемъ человѣка источникѣ зла. Исцѣленіе бѣсноватой дочери хананеянки. Исцѣленіе многихъ недужныхъ и насыщеніе 4000 народа.

Глава 16-ая: Знаменіе Іоны пророка. Предостереженіе отъ закваски фарисейской и саддукейской. Апостолъ Петръ исповѣдуетъ Іисуса отъ лица всѣхъ Апостоловъ Сыномъ Бога Живаго. Предреченіе Іисуса о предстоящихъ Ему страданіяхъ и прекословіе Петра. Ученіе о самоотверженіи, взятіи креста и слѣдованіи за Христомъ.

Глава 17-ая: Преображеніе Господне. Исцѣленіе бѣсноватаго отрока. Чудесная уплата подати на храмъ.

Глава 18-ая: О необходимости уподобленія дѣтямъ для наслѣдованія Царства Небеснаго. О соблазнахъ. Притча о заблудшей овцѣ. Объ обличеніи согрѣшающаго брата и о высочайшемъ авторитетѣ Церкви. О прощеніи обидъ. Притча о немилосердномъ должникѣ.

Глава 19-ая: Ученіе о предосудительности развода и о дѣвствѣ. Благословеніе дѣтей. О богатомъ юношѣ и о богатствѣ, какъ препятствіи къ наслѣдованію жизни вѣчной.

Глава 20-ая: Притча о работникахъ, нанятыхъ въ виноградникъ. Предреченіе Іисусомъ Своей смерти и воскресенія. Просьба матери сыновъ Зеведеевыхъ и наставленіе Господа ученикамъ о смиреніи. Исцѣленіе двухъ Іерихонскихъ слѣпцовъ.

Глава 21-ая: Входъ Господень во Іерусалимъ и изгнаніе торгующихъ изъ храма. Изсохшая смоковница и сила вѣры. Вопросъ первосвященниковъ о власти Іисусовой. Притча о двухъ сыновьяхъ. О камнѣ, ставшемъ главою угла.

Глава 22-ая: Притча о брачномъ пирѣ царева сына. О подати кесарю. Бесѣда съ саддукеями о воскресеніи мертвыхъ. О двухъ главнѣйшихъ заповѣдяхъ — любви къ Богу и любви къ ближнимъ и о Богосыновствѣ Христовомъ.

Глава 23-ая: Обличительная рѣчь Господа къ книжникамъ и фарисеямъ. Предреченіе кары Божіей Іерусалиму.

Глава 24-ая: Предсказаніе Господомъ разрушенія іерусалимскаго храма, войнъ, гоненія на Его послѣдователей, кончины міра и Его второго пришествія.

Глава 25-ая: Притча о десяти дѣвахъ. Притча о талантахъ. Страшный судъ.

Глава 26-ая: Совѣщаніе первосвященниковъ съ книжниками о преданіи Господа смерти. Помазаніе Господа мѵромъ въ Виѳаніи. Предательство Іуды. Тайная Вечеря. Предсказаніе отреченія Петрова. Молитва въ Геѳсиманскомъ саду. Взятіе Господа слугами первосвященника. Судъ у Каіафы. Отреченіе Петра.

Глава 27-ая: Судъ у Пилата. Раскаяніе Іуды и его погибель. Испрошеніе народомъ Вараввы вмѣсто Христа. Надругательство воиновъ. Распятіе. Насмѣшки надъ Распятымъ. Тьма по всей землѣ. Смерть Господа. Погребеніе Его и запечатаніе гроба.

Глава 28-ая: Приходъ женъ-мѵроносицъ ко гробу. Великое землетрясеніе и сошествіе Ангела, отвалившаго камень отъ гроба. Благовѣстіе Ангела женамъ-мѵроносицамъ о воскресеніи Христовомъ. Явленіе мѵроносицамъ Самого воскресшаго Господа. Подкупъ стражи для оклеветанія воскресенія Христова. Явленіе Господа 11-ти ученикамъ въ Галилеѣ и послѣднія наставленія имъ о проповѣди евангельскаго ученія всѣмъ народамъ.

Источникъ: Епископъ Аверкій. Руководство къ изученію Священнаго Писанія Новаго Завѣта. Часть первая: Четвероевангеліе. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1954. — С. 18-22.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0