Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - воскресенiе, 24 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 27.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ИЗСЛѢДОВАНІЯ ПО БИБЛЕИСТИКѢ

Архіеп. Аверкій Таушевъ († 1976 г.)

Преосвященный Архіепископъ Аверкій (въ міру Александръ Павловичъ Таушевъ), родился 19 октября / 1 ноября 1906 года, въ г. Казани. Родители его Павелъ Сергѣевичъ и Марія Владиміровна Таушевы. Отецъ его окончилъ курсъ Военно-Юридической Академіи и работалъ до революціи въ Военно-Судебномъ Вѣдомствѣ. Родъ службы Павла Сергѣевича, былъ причиной того, что семьѣ приходилось быть въ постоянныхъ поѣздкахъ по разнымъ мѣстамъ Россіи. Особенно трудно было во время первой міровой войны и революціи. Тутъ, послѣ многочисленныхъ мытарствъ по Россіи, въ началѣ 1920 г., семья Таушева покинула Россію. Александръ съ родителями пароходомъ прибылъ въ Болгарію, въ г. Варну. Вскорѣ здѣсь открылась русская гимназія, въ которую записалось 250 учениковъ среди которыхъ былъ и Александръ Таушевъ. Александръ учился отлично и въ 1926 г. окончилъ гимназію «съ золотой медалью». Передъ этимъ студентъ Александръ познакомился съ Архіепископомъ Ѳеофаномъ Полтавскимъ и Переяславскимъ (Быстровымъ) и подъ его вліяніемъ онъ болѣе расположился къ духовной и монашеской жизни... далѣе>>

Сочиненія

Архіеп. Аверкій (Таушевъ) († 1976 г.)
Руководство къ изученію Священнаго Писанія Новаго Завѣта.
Часть вторая: Апостолъ.

Первое Соборное посланіе святаго Апостола Петра.

Свѣдѣнія о писателѣ.

Какъ свидѣтельства древнѣйшаго христіанскаго преданія, такъ и внутренніе признаки, заключающіеся въ самомъ посланіи, неоспоримо доказываютъ принадлежность его св. первоверховному Апостолу Петру. Этимъ посланіемъ пользуется въ своихъ писаніяхъ апостольскій мужъ и ученикъ св. Іоанна Богослова св. Поликарпъ; зналъ его и пользовался имъ и св. Папій Іерапольскій. Находимъ ссылки изъ этого посланія у св. Иринея Ліонскаго, у Тертулліана, Климента Александрійскаго и Оригена. Находится оно и въ сирскомъ переводѣ Пешито.

Тонъ рѣчи во многихъ мѣстахъ посланія вполнѣ отвѣчаетъ извѣстной намъ изъ Евангелія горячности темперамента Ап. Петра, ясность и точность рѣчи, сходство ея съ рѣчами Ап. Петра въ кн. Дѣяній также краснорѣчиво свидѣтельствуютъ о несомнѣнномъ авторствѣ св. Петра.

Св. Ап. Петръ, называвшійся прежде Симономъ, былъ сыномъ рыбаря Іоны изъ Виѳсаиды Галилейской (Іоан. 1: 42. 45) и братомъ св. Ап. Андрея Первозваннаго, который и привелъ его ко Христу. Св. Петръ былъ женатъ и имѣлъ домъ въ Капернаумѣ (Матѳ. 8: 14). Призванный Христомъ Спасителемъ за рыбной ловлей на озерѣ Геннисаретскомъ (Лук. 5: 8), онъ при всякомъ случаѣ выражалъ ему свою особенную преданность и ревность, за что и удостоенъ былъ особеннаго приближенія къ Господу вмѣстѣ съ сынами Зеведеевыми (Лук, 9: 28). Сильный, пламенный духомъ и рѣшительный онъ естественно занялъ первое мѣсто въ ликѣ Христовыхъ Апостоловъ. Онъ первый рѣшительно исповѣдалъ Господа Іисуса Христа Христомъ, то-есть Мессіею (Матѳ. 16: 16) и за это удостоился наименованія Камнемъ (Петромъ); на семъ камнѣ Петровой вѣры Господь обѣщалъ создать Церковъ Свою, которую и врата адовы не одолѣютъ (Матѳ. 16: 18). Троекратное отреченіе свое отъ Господа св. Петръ омылъ горькими слезами раскаянія, вслѣдствіе чего, по Своемъ воскресеніи, Господь вновь возстановилъ его въ Апостольскомъ достоинствѣ, троекратно, по числу отреченій, поручивъ ему пасти агнцевъ и овецъ Своихъ (Іоан. 21: 15-17). Онъ первый содѣйствовалъ распространенію и утвержденію Церкви Христовой по сошествіи Святаго Духа, произнесши сильную рѣчь передъ народомъ въ день Пятидесятницы и обративъ 3.000 душъ ко Христу, а спустя нѣкоторое время другой сильной рѣчью, по случаю исцѣленія хромого отъ рожденія въ храмѣ, обратилъ еще 5.000 (Дѣян. 2 гл. и 3-4 гл.). Первая часть кн. Дѣян: 1-12 главы разсказываютъ по преимуществу объ его Апостольской дѣятельности. Но съ того времени, какъ онъ, чудесно освобожденный Ангеломъ изъ темницы, ушелъ въ другое мѣсто (Дѣян. 12: 17) о немъ въ кн. Дѣяній упоминается еще только одинъ разъ при разсказѣ объ Апостольскомъ соборѣ (15 гл.). Всѣ остальныя свѣдѣнія о немъ сохранились только въ церковныхъ преданіяхъ, не очень полныхъ и невполнѣ опредѣленныхъ и согласныхъ другъ съ другомъ. Во всякомъ случаѣ извѣстно, что онъ предпринямалъ путешествія съ проповѣдью Евангелія по палестинскому, финикійскому и сирскому берегу Средиземнаго моря, былъ въ Антіохіи, гдѣ рукоположилъ перваго епископа Еводія. Затѣмъ проповѣдывалъ въ областяхъ Малой Азіи іудеямъ и прозелитамъ, потомъ въ Египтѣ, гдѣ рукоположилъ Марка въ перваго епископа для Александрійской Церкви. Отсюда перешелъ въ Грецію (Ахаію) и проповѣдывалъ въ Коринѳѣ, что видно изъ 1 Кор. 1: 12. По преданію, св. Петръ изъ Греціи отправился въ Италію и былъ въ Римѣ, затѣмъ посѣтилъ Испанію, Карѳагенъ и Британію. Къ концу своей жизни св. Петръ снова прибылъ въ Римъ, гдѣ и принялъ мученическую кончину, вмѣстѣ со св. Ап. Павломъ, въ 67 г., будучи распятъ внизъ головой.

Первоначальное назначеніе посланія, поводъ къ написанію и цѣль.

Первоначальное назначеніе посланія видно изъ самого надписанія его: оно обращено къ «пришельцамъ, разсѣяннымъ въ Понтѣ, Галатіи, Каппадокіи, Асіи и Виѳиніи» (1: 1) — провинціяхъ Малой Азіи. Подъ этими «пришельцами» надо понимать, главнымъ образомъ, увѣровавшихъ іудеевъ, ибо св. Петръ былъ преимущественно «Апостоломъ обрѣзанныхъ» (Гал. 2: 7), но, какъ видно изъ нѣкоторыхъ мѣстъ посланія (2: 10; 4: 3-4), тутъ имѣются въ виду и язычники, которые, конечно, также входили въ составъ христіанскихъ общинъ Малой Азіи, какъ это видно изъ кн. Дѣяній и нѣкоторыхъ посланій св. Ап. Павла.

Какія побужденія могли быть у св. Ап. Петра писать малоазійскимъ христіанамъ, общины которыхъ были основаны, какъ мы знаемъ изъ кн. Дѣяній, св. Ап. Павломъ?

Внутреннимъ поводомъ, конечно, было для Ап. Петра повелѣніе Господа «утвердить братьевъ своихъ» (Лук. 22: 32). Внѣшнимъ поводомъ явились нестроенія, появившіеся въ этихъ общинахъ, а въ особенности гоненія, постигшія ихъ со стороны враговъ Креста Христова, что видно изъ 1 Петр. 1: 6-7 и 4: 12-13. 19; 5: 9). Кромѣ внѣшнихъ враговъ, явились еще болѣе тонкіе враги — внутренніе, въ лицѣ лжеучителей. Пользуясь отсутствіемъ св. Ап. Павла они начали искажать его ученіе о свободѣ христіанской и покровительствовать всякой нравственной распущенности (1 Петр. 2: 16; 2 Петр. 1: 9; 2: 1). Есть основанія полагать, что свѣдѣнія объ испытаніяхъ, постигшихъ малоазійскія общины, доставилъ св. Ап. Петру Силуанъ, бывшій постояннымъ спутникомъ Ап. Павла, но по заключеніи Ап. Павла въ узы перешедшій къ св. Петру.

Цѣль посланія, такимъ образомъ, ободрить, утѣшить въ скорбяхъ малоазійскихъ христіанъ и утвердить ихъ въ вѣрѣ. Послѣднюю цѣль св. Петръ самъ обозначаетъ: «сіе кратко написалъ я вамъ черезъ Силуана, вѣрнаго, какъ думаю, вашего брата, чтобы увѣрить васъ, утѣшая и свидѣтельствуя, что это   и с т и н н а я   благодать Божія, въ которой вы стоите» (5: 12).

Мѣсто и время написанія посланія.

Мѣстомъ, откуда св. Петръ написалъ свое первое посланіе, указывается Вавилонъ (5: 13). Римо-католики, утверждающіе, что св. Ап. Петръ 25 лѣтъ былъ Епископомъ г. Рима, хотятъ видѣть въ этомъ «Вавилонѣ» аллегорическое наименованіе Рима. Едва ли умѣстна такая аллегорія въ прощальномъ привѣтствіи. Естественнѣе видѣть въ этомъ настоящее названіе города. Нѣтъ надобности предполагать, что это былъ Вавилонъ Ефратскій, о посѣщеніи котораго св. Петромъ у насъ нѣтъ извѣстій. Въ Египтѣ былъ небольшой городокъ на берегу Нила, основанный переселенцами изъ Вавилона, которые назвали его тоже Вавилономъ. Въ исторіи христіанской церкви извѣстна церковь Вавилонская въ Египтѣ (Чет. Мин. іюн. 4. Житіе пр. Зосимы). Св. Петръ былъ въ Египтѣ, поставилъ тамъ въ Александріи св. Марка епископомъ, а потому вполнѣ естественно, что онъ могъ писать оттуда и при этомъ передавать привѣтъ отъ св. Марка.

Когда написано это посланіе, съ точностью опредѣлить нельзя. Предположенія о времени его написанія основываются на томъ, что при св. Петрѣ находились тогда Силуанъ и Маркъ, отъ лица которыхъ Апостолъ шлетъ привѣтствія въ Малую Азію (1 Петр. 5: 12-13). Оба эти лица сопутствовали св. Ап. Павлу и были хорошо извѣстны малоазійскимъ христіанамъ. Оставить его они могли, вѣроятно, лишь послѣ того, какъ св. св. Павелъ былъ взятъ въ узы и отправленъ въ Римъ на судъ кесаревъ (Дѣян. 26-27 гл.). Естественно было и Петру, именно послѣ взятія Павла въ узы, позаботиться объ его паствѣ. А такъ какъ первое посланіе написано незадолго до второго, которое несомнѣнно было написано передъ мученической кончиной св. Петра, послѣдовавшей въ 67 г., то дата написанія перваго посланія опредѣляется между 62 и 64 годами по Р. Хр.

Содержаніе посланія.

Первое посланіе св. Ап. Петра состоитъ всего изъ   п я т и   главъ.

Содержаніе ихъ таково:

Первая глава: Надписаніе и привѣтствіе (1-2). Славословіе Богу за благодать возрожденія (3-5), ради которой должно радоваться въ скорбяхъ (6-9) и къ которой относились изысканія пророковъ (10-12). Увѣщаніе къ святости жизни (13-21) и взаимной любви (22-25).

Вторая глава: Наставленія о духовномъ возрастаніи (1-3) и устроеніи (4-10), о добродѣтельной жизни (11-12), о покорности властямъ (13-17), о повиновеніи слугъ господамъ (18-20). Примѣръ страданій Господнихъ (21-25).

Третья глава: Нравственныя наставленія женамъ (1-6), мужьямъ (7) и всѣмъ христіанамъ (8-17). Христосъ пострадавшій, сошедшій во адъ, воскресшій и вознесшійся (18-22).

Четвертая глава: Наставленія христіанамъ относительно разныхъ нравственныхъ качествъ и добродѣтелей (1-11), особенно же о неповинномъ злостраданіи (12-19).

Пятая глава: Наставленія пастырямъ и пасомымъ (1-9). Благословеніе Апостольское (10-11). Извѣстія и привѣтствія (12-14).

Экзегетическій разборъ (перваго) посланія св. Ап. Петра.

Начинаетъ свое первое соборное посланіе св. Ап. Петръ словами: «Петръ, Апостолъ Іисуса Христа», — нельзя не видѣть, что св. Апостолъ съ нарочитою цѣлью выставляетъ свое Апостольское достоинство, ибо церкви, къ которымъ онъ писалъ, не имъ были основаны и личнаго знакомства съ нимъ не имѣли. Перечисливъ затѣмъ, къ кому обращено его посланіе, св. Петръ на всемъ протяженіи своего посланія старается разными богодухновенными назиданіями подкрѣпить и возвысить нравственную жизнь угнетенныхъ малоазійскихъ христіанъ. Въ первыхъ двухъ главахъ онъ раскрываетъ «величіе и славу преподанаго намъ спасенія въ Іисусѣ Христѣ», что придаетъ всему этому отдѣлу догматическій оттѣнокъ. Въ остальныхъ главахъ преобладаютъ исключительно нравственныя наставленія.

Христіанъ Понта, Галатіи, Каппадокіи, Асіи и Виѳиніи св. Апостолъ называетъ «пришельцами» въ двоякомъ смыслѣ: они живутъ внѣ своего отечества — Палестины; для христіанъ жизнь на землѣ есть странничество и пришельничество, ибо собственное отечество христіанина — другой міръ, міръ духовный. Апостолъ называетъ ихъ «избранными» въ томъ смыслѣ, что въ Новомъ Завѣтѣ всѣ христіане составляютъ новый избранный народъ Божій, какимъ въ Ветхомъ Завѣтѣ были іудеи (1: 1). Избраны они, «по предвѣдѣнію Бога Отца, при освященіи отъ Духа, къ послушанію и окропленію кровью Іисуса Христа» — всѣ три лица Пресвятой Троицы принимали участіе въ дѣлѣ спасенія людей: Богъ Отецъ, по предвѣдѣнію Своему, зная кто изъ людей, какъ употребитъ дарованную ему свободную волю, предопредѣляетъ людей ко спасенію, Сынъ Божій Своею крестною смертью совершилъ самое дѣло спасенія, а Духъ Святый чрезъ благодать Свою освящаетъ избраннныхъ, усваивая имъ дѣло спасенія, совершенное Христомъ (ст. 2). Изъ глубины сердца, исполненнаго благодарностью Богу за искупленіе міра, Апостолъ возноситъ вслѣдъ за тѣмъ славословіе Богу, даровавшему людямъ «наслѣдство нетлѣнное» въ противоположность чувственному земному, котораго ожидали іудеи отъ Мессіи (ст. 3-4). Сказавъ далѣе, что сила Божія, «черезъ вѣру», соблюдаетъ ихъ «ко спасенію», Апостолъ внушаетъ, что это спасеніе откроется во всей силѣ лишь въ «послѣднее время»; теперь же и поскорбѣть надлежитъ «немного», чтобы испытанная огнемъ искушеній вѣра оказалась драгодѣннѣе самаго очищеннаго золота «въ явленіе Іисуса Христа», то-есть при второмъ Его пришествіи (5-7). Заканчиваетъ свое славословіе св. Апостолъ, указывая на великую важность домостроительства нашего спасенія, къ которому относились всѣ изысканія и изслѣдованія пророковъ и которое такъ глубоко, что въ него «желаютъ приникнуть Ангелы» (8-12). На основаніи всего вышесказаннаго Апостолъ предлагаетъ рядъ нравственныхъ наставленій, подкрѣпляя ихъ высокими догматическими созерцаніями. Первое общее наставленіе — о совершенномъ упованіи на благодать Христову съ дѣтскимъ послушаніемъ Богу, какъ Отцу и стремленіемъ уподобиться Ему святостью жизни: «святи будите, яко Азъ святъ есмь» (13-16). Къ этому должно побуждать высокое сознаніе того, какой цѣной искуплены христіане: «не сребромъ или золотомъ», «но драгоцѣнною кровію Христа» (17-20). Въ этомъ высокое побужденіе — хранить вѣру Христову и крѣпко держаться ея, несмотря ни на какія искушенія (21-25).

Во второй главѣ Св. Петръ внушаетъ христіанамъ, что они, живя среди враждебно настроенныхъ язычниковъ, должны своей святой, добродѣтельной жизнью показать, что они «родъ избранный, царственное священство, народъ святой, люди, взятые въ удѣлъ, дабы возвѣщать совершенства Призвавшаго ихъ изъ тьмы въ чудный Свой свѣтъ». Тогда и язычники, видя добродѣтелыіую жизнь христіанъ, сами обратятся ко Христу и прославятъ Бога за то, за что раньше злословили вѣрующихъ.

Здѣсь, въ опроверженіе ложнаго ученія римо-католиковъ о томъ, что — камнемъ, на которомъ основана Церковь, является личность Апостола Петра, важно отмѣтить, что самъ св. Апостолъ Петръ называетъ «камнемъ» отнюдь ке себя, а Господа Іисуса Христа, какъ видно изъ 4 ст. Основаніе Церкви, ея краеугольный камень это Самъ Христосъ, а всѣ вѣрующіе, члены Церкви — «живые камни» — должны устроять изъ себя на этомъ Камнѣ «домъ духовный, священство святое, чтобы приносить духовныя жертвы, благопріятныя Богу» (ст. 5) — какъ Богъ въ Ветхомъ Завѣтѣ имѣлъ свой храмъ и своихъ священниковъ, которые служили Ему принесеніемъ жертвъ, такъ въ Новомъ Завѣтѣ все общество христіанъ въ духовномъ смыслѣ должно быть одновременно и храмомъ и священниками. Это, конечно рѣчь образная, и этимъ не упраздняется священство, какъ особый классъ лицъ, поставленныхъ въ Церкви для ученія, совершенія таинствъ и управленія. Всѣ вѣрующіе называются «священствомъ святымъ», потому, что они должны «приносить духовныя жертвы» Богу, то-есть жертвы добродѣтели. Добродѣтели иазываются «жертвами» потому, что совершеніе ихъ сопряжено съ подвигомъ подавленія своихъ страстей и похотей. Въ 6-8 ст. св. Апостолъ вновь называетъ Господа Іисуса Христа «краеугольнымъ камнемъ», приводя ссылку на пророчество Исаіи 28: 16, слова котораго несомнѣнно относятся къ Мессіи. Это пророчество и Самъ Господь Іисусъ Христосъ относилъ къ Себѣ (Матѳ. 21: 42). Въ 9 ст. св. Апостолъ называетъ христіанъ снова «родомъ избраннымъ, царственнымъ священствомъ, народомъ святымъ, людьми, взятыми въ удѣлъ» — всѣ эти черты заимствованы изъ Ветхозавѣтныхъ наименованій еврейскаго народа и приложены къ христіанамъ, такъ какъ въ христіанахъ окончательно пришло въ исполненіе то, что предначинательно означали эти имена въ приложеніи къ народу еврейскому (ср. Исх. 19: 5-6). И св. Іоаннъ Богословъ въ своемъ Апокалипсисѣ говоритъ, что въ духовномъ смыслѣ Господь Іисусъ Христосъ содѣлалъ всѣхъ насъ, христіанъ, царями и священниками Богу и Отцу Своему (1: 6). Эти образныя выраженія, указывающія лишь на высокое достоинство христіанскаго званія, конечно, нельзя понимать буквально, какъ дѣлаютъ это сектанты, отвергающіе на основаніи этихъ словъ Апостола законноустановленное въ Церкви священство и царскую власть. «Нѣкогда не народъ, а нынѣ народъ Божій» (ст. 10) — эти слова заимствованы изъ пр. Осіи (2: 23), гдѣ Богъ, называя тогдашній народъ еврейскій не Своимъ народомъ, такъ какъ онъ по своему грѣховному образу жизни былъ недостоинъ того, обѣщаетъ что во время Мессіи народъ сдѣлается достойнымъ того, чтобы Богъ сказалъ ему: «ты народъ Мой». Обѣшаніе это исполнилось, когда лучшая часть іудейскаго народа приняла ученіе Христово. Изреченіе это тѣмъ болѣе можно отнести къ христіанамъ изъ бывшихъ язычниковъ. Съ 11 стиха Апостолъ начинаетъ чисто нравственныя наставленія, касающіяся внутренней и личной жизни христіанъ. Тутъ онъ какъ бы раскрываетъ подробно, въ чемъ именно должно выражаться это царственное священство христіанъ, какія духовныя жертвы должны они приносить и какъ должны себя вести, чтобы язычники, видя ихъ добродѣтельную жизнь, прославили ихъ за то, за что теперь злословятъ. Во главѣ гонителей христіанъ были языческія власти и высшіе классы языческаго общества, а христіанство первоначально распространялось по преимуществу среди рабовъ. Безправное положеніе этихъ рабовъ еще болѣе ухудшалось съ принятіемъ ими гонимой вѣры Христвой. Сознаніе несправедливости преслѣдованій могло неокрѣпшихъ еще въ вѣрѣ христіанъ побудить на ропотъ и сопротивленіе. Для предупрежденія этого Апостолъ въ 13-19 стихахъ учитъ покорности всякому человѣческому начальству «для Господа». Это повиновеніе и христіанская свобода отнюдь не исключаются взаимно, а напротивъ: свобода, понимаемая въ истинномъ смыслѣ, налагаетъ обязанность повиновенія и связанныя съ нею обязаности. Свобода христіанская это — свобода духовная, а не внѣшняя: она состоитъ въ свободѣ отъ рабства грѣху, грѣховному міру и діаволу, но въ то же время она есть рабство Богу и потому налагаетъ обязанности, требуемыя Словомъ Божіимъ. Можно злоупотреблять христіанской свободой, перетолковывая понятіе о ней и прикрывая ей всякую разнузданность, чего и надлежитъ бояться христіанамъ. Предостерегая отъ такого злоупотребленія понятіемъ христіанской свободы, Апостолъ, можетъ быть, имѣетъ въ виду появившихся тогда лжеучителей-гностиковъ. Призывая къ терпѣливому перенесенію несправедливыхъ страданій, Апостолъ указываетъ на примѣръ Самого Господа Іисуса Христа (ст. 20-25), и убѣждаетъ христіанъ «послѣдовать стопамъ Его», то-есть подражать Ему въ терпѣливомъ перенесеніи страданій.

Въ третьей главѣ св. Апостолъ даетъ нравственныя наставленія женамъ, мужьямъ и всѣмъ христіанамъ. Женамъ Апостолъ заповѣдуетъ, чтобы они повиновались своимъ мужьямъ. Здѣсь имѣются въ виду особенно жены-христіанки, бывшія замужемъ за мужьями іудеями или язычниками, не принявшими Христовой вѣры. Положеніе такихъ женъ было, конечно, весьма тяжелымъ. У нихъ естественно могло породиться искушеніе — быть подъ особымъ руководительствомъ лицъ, уже просвѣщенныхъ христіанской вѣрой, то-есть чужихъ мужей, стать въ особенныя отношенія повиновенія чужимъ мужьямъ, черезъ что могли пораждаться недоразумѣнія и нестроенія въ семейной жизни. Апостолъ съ особенной заботой предостерегаетъ такихъ женъ отъ подобнаго искушенія и внушаетъ имъ повиноваться собственнымъ мужьямъ, хотя бы они были и невѣрующіе, указывая и высокую цѣль этого: «чтобы тѣ изъ нихъ, которые не покоряются слову, житіемъ женъ своихъ безъ слова пріобрѣтаемы были». Апостолъ внушаетъ, что истинное украшеніе женщины христіанки состоитъ не во внѣшнихъ уборахъ, а во внутренней красотѣ «кроткаго и молчаливаго духа, что драгоцѣнно предъ Богомъ» (ст. 4). Въ примѣръ Апостолъ приводитъ Сарру, повиновавшуюся своему мужу Аврааму. Тягостное положеніе женщины, какъ въ древне-языческомъ мірѣ, такъ и у евреевъ, побуждаетъ Апостола дать наставленія и мужу относительно жены, дабы наставленіе о повиновеніи жены не подало мужу повода злоупотреблять этимъ повиновеніемъ. Мужъ долженъ обращаться съ женой бережно, какъ съ «немощнѣйшимъ сосудомъ» (5-7 ст.). Далѣе Апостолъ даетъ нравственныя наставленія всѣмъ вообще христіанамъ, внушая имъ радоваться, если они страдаютъ за правду, ибо «и Христосъ... пострадалъ за грѣхи наши, праведникъ за неправедныхъ, бывъ умерщвленъ плотью, оживъ же духомъ: о немже и сущымъ въ темницѣ духомъ сошедъ проповѣда» (ст. 8-19). Подъ этой «темницей», какъ показываетъ употребленное здѣсь греческое слово, надо разумѣть Адъ, или «Шеолъ» — мѣсто, куда сходили, по вѣрованію евреевъ, всѣ души людей, умершихъ до пришествія Мессіи; это мѣсто въ преисподней, то-есть подъ землей или внутри земли. Это не адъ въ нашемъ смыслѣ слова, какъ мѣсто вѣчнаго мученія грѣшниковъ, но все же мѣсто, какъ показываетъ его названіе, стѣснительное для духа человѣческаго, непріятное, нежелательное. Такимъ было это мѣсто до пришествія Христова для всѣхъ умиравшихъ въ Ветхомъ Завѣтѣ людей, хотя, видимо, и тамъ были все же разныя степени, въ зависимости отъ нечестія или праведности умершихъ. Въ эту «темницу» сходилъ Господь для проповѣди о совершенномъ Имъ спасеніи человѣчества. Это было призваніе всѣхъ умершихъ до Христа и находившихся въ шеолѣ душъ ко вступленію въ Царство Христово, причемъ покаявшіеся и увѣровавшіе безъ сомнѣнія были освобождены изъ мѣста ихъ заключенія и введены въ открывшійся воскресеніемъ Христовымъ рай — мѣсто блаженства праведниковъ. По церковному преданію, эта проповѣдь Самого Христа во адѣ была предварена тамъ проповѣдью о Христѣ св. Іоанна Предтечи (см. тропарь его). «Противльшимся иногда» — значитъ, что проповѣдь Христа Спасителя была обращена и къ наиболѣе упорнымъ грѣшникамъ, примѣромъ которыхъ Апостолъ поставляетъ современниковъ Ноя, погибшихъ отъ потопа. Изъ IV гл. 6 ст. можно заключить, что и изъ таковыхъ были спасшіеся проповѣдью Христовою во адѣ: «ибо для того и мертвымъ было благовѣствуемо, чтобы они, подвергшись суду по человѣку плотію (то-есть погибши и пострадавши тѣломъ), жили (въ загробномъ мірѣ) по Богу духомъ». Этимъ Апостолъ подчеркиваетъ и то, что проповѣдь Христова была обращена ко всѣмъ безъ исключенія людямъ, не исключая и язычниковъ и притомъ самыхъ грѣшныхъ изъ нихъ (19-20). Отъ мысли о потопѣ и о спасшихся въ ковчегѣ въ 20 ст. Апостолъ переходитъ къ таинству крещенія, прообразованному потопной водой. Въ 21 ст. Апостолъ опредѣляетъ существо крещенія. Оно не есть «плотской нечистоты омытіе», подобное, напримѣръ, многочисленнымъ и многообразнымъ омовеніемъ іудейскимъ, которыя, очищая только тѣло, нисколько не касались нечистотъ душевныхъ: оно есть «обѣщаніе Богу доброй совѣсти». Эти слова не значатъ, конечно, что совѣсть благая, или очищеніе отъ душевныхъ сквернъ не дается въ крещеніе, ибо дальше сказано, что «крещеніе спасаетъ воскресеніемъ Христовымъ» (21). Апостолъ указываетъ здѣсь только на необходимость для крещеннаго рѣшиться начать новой жизнью по совѣсти.

Четвертая глава вся посвящена нравственнымъ наставленіямъ. Эти нравственныя наставленія основаны на мысли о стараданіяхъ Христовыхъ: «поелику Христосъ пострадалъ за насъ плотію, то и вы вооружитеся тою же мыслью: ибо страдаюшій плотію перестаетъ грѣшить» (ст. 1). Вся эта глава пронизана мыслію о терпѣливомъ перенесеніи гоненій за вѣру и о необходимости побѣждать злобное отношеніе враговъ вѣры добродѣтельной жизнью. «Страдающій плотію перестаетъ грѣшить» — страданія тѣлесныя, отъ добровольнаго ли подвига самоумерщвленія или отъ насильственнаго угнетенія совнѣ, ослабляютъ силу и дѣйствіе человѣческой грѣховности. Вмѣстѣ съ тѣмъ здѣсь выражена та же мысль, что и въ 6-й главѣ посланія св. Ап. Павла къ Римлянамъ: о томъ, что сораспявшійся Христу и умершій съ Нимъ умираетъ для грѣха, долженъ почитать себя мертвымъ для грѣха, а живымъ для Бога. Апостолъ убѣждаетъ христіанъ не смущаться тѣмъ, что язычники злословятъ ихъ за происшедшую въ нихъ коренную перемѣну въ ихъ жизни, напоминая, что и они будутъ судимы Богомъ за ихъ распуство (2-6). «Близокъ всему конецъ» — въ томъ смыслѣ, что христіане всегда должны быть готовы ко пришествію Христову. Изъ этого Апостолъ выводитъ необходимость нравственной для христіанъ жизни и даетъ рядъ наставленій, ставя во-главѣ всего любовь, потому, что «любовь покрываетъ множество грѣховъ» (ст. 8), какъ учитъ объ этомъ и св. Ап. Іаковъ. Заканчивается 4-ая глава наставленіемъ мученикамъ: «огненнаго искушенія... не чуждайтесь» (12). Христіане должны безбоязненно исповѣдывать свою вѣру, не боясь злословія и страданій, но прославляя Бога за такую свою участь (13-19).

Пятая глава содержитъ наставленія пастырямъ и пасомымъ, Апостольское благословеніе и заключительныя привѣтствія. Пастырей Апостолъ увѣщаетъ пасти стадо Божіе, надзирая за нимъ не принужденно, ко охотно, не для гнусной корысти, но изъ усердія и не господствуя надъ наслѣдіемъ Божіимъ, но подавая примѣръ стаду. Пасомыхъ назидаетъ, чтобы они, повинуясь пастырямъ своимъ и отдаваясь смиренно водительству крѣпкой руки Божіей, и сами же, однако, трезвились и бодрствовали, ибо противникъ діаволъ, какъ левъ ходитъ, ища кого поглотить. Три основныхъ черты истиннаго пастырства указываетъ здѣсь св. Петръ: 1) «Пасите еже въ васъ стадо Божіе, посѣщающе не нуждею, но волею и по Бозѣ» — здѣсь говорится о томъ, что пастырь самъ долженъ быть исполненъ любовью къ своему великому дѣлу, долженъ чувствовать къ нему внутреннее призваніе, чтобы не быть наемникомъ, вмѣсто истиннаго пастыря (5: 2); 2) «Ниже неправедными прибытки, но усердно» — это вторая черта добраго пастырства, которую можно назвать безкорыстіемъ. Это не то значитъ, что пастырь ничѣмъ не долженъ пользоваться отъ своихъ пасомыхъ (см. 1 Кор: 9: 7, 13-14), а лишь то, что пастырь не смѣетъ свои личныя выгоды и матеріальную прибыль ставить во-главѣ угла своей пастырской дѣятельности; 3) «ни яко обладающе причту, но образи бывайте стаду» — пастырь не можетъ не имѣть власти надъ своими пасомыми, но эта власть не должна носить характера мірскаго господствованія съ насиліемъ, притѣсненіемъ и угнетеніемъ, въ которомъ бы сказывались элементы самолюбія; истинный пастырь долженъ самъ являть собой добрый примѣръ своему стаду — тогда онъ легко, безъ принужденія, пріобрѣтетъ необходимый авторитетъ и духовную власть надъ ними (5: 3). За такое доброе пастырствованіе св. Апостолъ обѣщаетъ «неувядаемый вѣнецъ» отъ Пастыреначальника — Христа (5: 4). «Такожде юніи», то-есть всѣ не старцы, не пресвитеры, а младшіе по положенію въ церковномъ обществѣ, то-есть пасомые, «повинитесь старцемъ», то-есть повинуйтесь пастырямъ, «вси же другъ другу повинующеся, смиренномудріе стяжите: зане Богъ гордымъ противится, смиреннымъ же даетъ благодать» — «другъ другу повинуйтеся» значитъ, что каждый въ своемъ положеніи долженъ подчиняться старшимъ, начальственнымъ надъ нимъ лицамъ и тѣмъ проявить смиреніе, которое одно только привлекаетъ на человѣка благодать Божію (5: 5-7). Апостолъ призываетъ къ трезвенію и духовному бодрствованію, указывая, что врагъ человѣческаго спасенія діаволъ, «яко левъ рыкая ходитъ, искій кого поглотити» — подобно голодному льву, діаволъ, вѣчно духовно-голодный и вѣчно раздраженный противъ тѣхъ, кого онъ не можетъ поглотить, устрашаетъ ихъ, какъ левъ своимъ рыканіемъ, своей злобой и стремится причинить имъ какой-либо вредъ. Противостоять ему надо прежде всего «твердою вѣрою», ибо вѣра соединяетъ со Христомъ, Побѣдителемъ діавола (5: 8-9). Заканчиваетъ свое первое посланіе св. Петръ благопожеланіями отъ Бога — быть твердыми, непоколебимыми въ вѣрѣ, передаетъ привѣтъ отъ церкви въ Вавилонѣ и отъ «сына своего Марка», и преподаніемъ «мира во Христѣ Іисусѣ» (5: 10-14).

Источникъ: Епископъ Аверкій. Руководство къ изученію Священнаго Писанія Новаго Завѣта. Часть вторая: Апостолъ. — Jordanville: Тѵпографія преп. Іова Почаевскаго, 1987. — С. 151-160.

/ Къ оглавленію /


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0