Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - среда, 23 августа 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

СВЯТООТЕЧЕСКІЯ ТОЛКОВАНІЯ

Оригенъ († 254 г.)
Двѣ бесѣды на книгу Пѣснь пѣсней.

Бесѣда первая.

Какъ мы узнали чрезъ Моѵсея, что есть не только святое, но и Святое святыхъ, и что есть также не только суббота, но и суббота субботъ: такъ нынѣ мы узнаемъ чрезъ Соломона, что существуютъ не только пѣсни, но и пѣсни пѣсней. Блаженъ, конечно, тотъ, кто входитъ во святое, но еще блаженнѣе тотъ, кто входитъ во Святое святыхъ. Блаженъ празднующій субботу, но еще блаженнѣе празднующій субботу субботъ. Блаженъ, подобнымъ образомъ, и тотъ, кто понимаетъ и поетъ пѣсни, ибо никто не поетъ пѣсней иначе, какъ только во время торжествъ; но гораздо блаженнѣе тотъ, кто поетъ Пѣснь пѣсней. И какъ входящій во святое, нуждается еще во многомъ, чтобы быть достойнымъ войти во Святое святыхъ, и какъ празднующій субботу, которая отъ Господа установлена для народа, имѣетъ нужду еще во многомъ, чтобы праздновать субботу субботъ: подобнымъ образомъ съ трудомъ обрѣтается такой, кто, прошедши всѣ пѣсни, содержащіяся въ Писаніи, былъ бы въ состояніи возвыситься до Пѣсни пѣсней. Тебѣ должно выйти изъ Египта, и по выходѣ изъ земли Египетской, перейти Чермное море, чтобы ты могъ воспѣть первую пѣснь, говоря: поимъ Господеви, славно бо прославися. (Исх. 15, 1). Но хотя бы ты и воспѣлъ первую пѣснь, ты еще далеко отстоишь отъ Пѣсни пѣсней. Пройди духомъ пустыню, пока не придешь къ кладезю, который ископали цари (Числ. гл. 21), чтобы тамъ воспѣть вторую нѣснь. Послѣ сего иди къ предѣламъ Святой Земли, чтобы ставъ на берегу Іордана воспѣть пѣснь Моѵсея, говоря: вонми небо, и возглаголю, и да слышитъ земля глаголы устъ моихъ (Втор, 32, 1). Потомъ необходимо, чтобы ты воинствовалъ подъ начальствомъ Іисуса и получилъ въ наслѣдіе Святую землю и чтобы пчела тебѣ пророчествовала и пчела тебя судила (слово Деввора значитъ: пчела) для того, чтобы ты могъ усвоить себѣ и ту пѣснь, которая содержится въ книгѣ Судей (Суд. гл. 5). Достигнувъ по порядку книги Царствъ, приступи къ пѣсни, которую воспѣлъ Давидъ, когда избавился отъ руки всѣхъ враговъ своихъ и отъ руки Саула и сказалъ: Господь утвержденіе мое, и крѣпость моя, и прибѣжище мое, и избавитель мой (Псал. 17, 1). Затѣмъ тебѣ слѣдуетъ перейти къ пророку Исаіи, чтобы вмѣстѣ съ нимъ воспѣть: «воспою пѣснь возлюбленному о виноградникѣ моемъ» (Ис. 5, 1). И когда ты пройдешь все это, тогда уже взойди къ болѣе возвышенному, чтобы, съ душею украшенною, тебѣ можно было воспѣть вмѣстѣ съ женихомъ и эту Пѣснь пѣсней.

Изъ какого числа лицъ состоитъ общество, описываемое въ Пѣсни пѣсней, мнѣ неизвѣстно. Но по молитвѣ вашей и откровенію Господню, я, кажется, различаю между ними четыре рода лицъ: жениха и невѣсту, съ невѣстою общество дѣвицъ-подругъ, съ женихомъ общество товарищей. Одно говорится невѣстою, другое — женихомъ, нѣчто — дѣвицами, нѣчто — товарищами жениха. Ибо естественно, что на бракахъ присутствуетъ съ невѣстою общество дѣвицъ, а съ женихомъ толпа товарищей, Все это ищи не вовнѣ, не внѣ тѣхъ, которые спасены чрезъ проповѣдь евангельскую. Подъ женихомъ разумѣй Христа, подъ невѣстою безъ пятна и порока — Церковь, о которой нанисано: да представитъ себѣ славну Церковь, не имущу скверны или порока, или нѣчто отъ таковыхъ, но да будетъ свята и непорочна (Ефес. 5. 27). Въ душахъ вѣрующихъ — дѣвицахъ сопровождающихъ невесту, — уразумевай тѣхъ, кои, хотя и вѣрны Христу, однакожъ не таковы, какъ тѣ, о коихъ было сказано выше, и представляются въ нѣкоторой только мѣрѣ получившими спасеніе; а подъ мужами, сопутствующими жениху, разумѣй ангеловъ и тѣхъ, кои достигли въ мужа совершенна. Итакъ изъ этой книги мнѣ открывается четыре группы поющихъ: женихъ и невѣста, — одни безъ участія хоровъ; два хора другъ съ другомъ, безъ участія жениха и невѣсты; невѣста — съ хоромъ дѣвицъ; женихъ — съ хоромъ товарищей. И когда ты уразумѣешь это, то слушай Пѣснь пѣсней и старайся понять оную и вмѣстѣ съ невѣстою говорить то, что говоритъ невѣста, чтобы и услышать то, чтó услышала невѣста. Если же ты не можешь вместѣ съ невѣстою говорить того, чтó она сказала, чтобы услышать то, чтó сказано невѣстѣ, то поспѣши, по крайней мѣрѣ, быть вмѣстѣ съ товарищами жениха. Но если ты ниже и ихъ, то будь вмѣстѣ съ дѣвицами, которыя пребываютъ въ любви невѣсты. Ибо онѣ въ этой книгѣ являются дѣйствующими лицами какъ въ ходѣ описываемыхъ событій, такъ и въ брачной пѣсни, но образцу которой и язычники составили себѣ свадебную пѣснь и изъ которой содержаніе для этой пѣсни ими взято. Ибо Пѣснь пѣсней есть брачная пѣснь. Сперва невѣста молится и тотчасъ среди молитвъ она услышана: она видитъ присутствующаго жениха, видитъ дѣвицъ, собравшихся для ея сопровожденія. Потомъ отвѣчаетъ ей женихъ и послѣ словъ жениха, пока онъ терпитъ страданія за ея спасеніе, отвѣчаютъ товарищи жениха, что пока онъ находится въ состояніи уничиженія и возстаетъ отъ страданій, они приготовятъ нѣкоторыя украшенія для невѣсты. Но слѣдуетъ привести ужъ самыя слова, въ которыхъ прежде всего слышится голосъ молящейся невѣсты.

Да лобзаетъ онъ меня отъ лобзаній устъ своихъ (Пѣсн. 1, 1). Смыслъ этихъ словъ такой: доколѣ женихъ мой будетъ посылать мнѣ лобзанія чрезъ Моѵсея, доколѣ онъ будетъ давать мнѣ лобзанія чрезъ пророковъ? Я уже желаю коснуться его собственныхъ устъ: пусть онъ самъ придетъ, пусть самъ снидетъ ко мнѣ. Итакъ, она молится отцу жениха и говоритъ ему: да лобзаетъ онъ меня отъ лобзаній устъ своихъ. И поелику она достойна того, чтобы надъ нею исполнились тѣ пророческія слова, въ которыхъ сказано: еще глаголющу ти, реку: се пріидохъ (Ис. 58, 9): то Отецъ жениха исполняетъ прошеніе невѣсты, посылаетъ Сына своего. Невѣста, видя того, о пришествіи котораго она молилась, перестаетъ молиться и тотчасъ говоритъ ему: ибо добры сосцы твои больше вина, и благовоніе мастей твоихъ выше всѣхъ ароматовъ (Пѣсн. 1, 2). Итакъ женихъ Христосъ, посланный Отцемъ, приходитъ къ невѣстѣ помазаннымъ, и Ему говорится: возлюбилъ еси правду, и возненавидѣлъ еси беззаконіе, сего ради помаза тя, Боже, Богъ твой елеемъ радости паче причастникъ твоихъ (Псал. 44, 8). Если женихъ коснется меня, то и я буду благоухать, и я буду помазана благовонными мастями, и до меня достигнутъ Его благоуханія, чтобы я могла съ апостолами сказать: Христово благоуханіе есмы (2 Кор. 2, 15) во всякомъ мѣстѣ (2 Кор. 2, 14). Мы же и слыша это, доселѣ смердимъ грѣхами и пороками, о которыхъ кающійся пророкъ говоритъ: возсмердѣша и согниша раны моя отъ лица безумія моего (Псал. 37, 6). Грѣхъ зловоненъ, а добродѣтель издаетъ благоуханія, образы коихъ читай въ книгѣ Исходъ. Ибо ты тамъ найдешь стакту, онихъ, халванъ и прочее. Это — матеріалы для приготовленія ѳиміама кадильнаго. Ибо для варенія мѵра берутся разныя благовонныя масти, между которыми есть нардъ и стакта. Богъ, который сотворилъ небо и землю, говоритъ Моѵсею: «Я исполнилъ ихъ духа премудрости и разума, чтобы совершать чрезъ нихъ мѵроваренные работы» (Исх. гл. 30 и 35). И мѵроварителей учитъ Богъ.

Еслибы это не имѣло духовнаго смысла, то не было ли бы пустымъ разсказомъ? Если бы не имѣло въ себѣ чего либо таинственнаго, то не было ли бы недостойно Бога? Итакъ тому, кто умѣетъ понимать Священное Писаніе въ духовномъ смыслѣ, или кто хотя не умѣетъ, но желаетъ умѣть, необходимо всѣми силами стремиться жить не по плоти и крови, чтобы чрезъ то сподобляться духовныхъ таинъ и, скажу нѣчто болѣе дерзновенное, — духовнаго вожделѣнія или любви. Ибо есть и духовная любовь. И какъ есть пища тѣлесная и пища духовная, и есть питіе тѣлесное и питіе духовное: такъ есть любовь плотская, происходящая отъ сатаны, и любовь духовная, имѣющая начало отъ Бога. И никто не можетъ быть обладаемъ и тою и другою любовію. Если ты любитель плоти, то не принимаешь духовной любви. Если же ты презрѣлъ все тѣлесное, говорю не только о плоти и крови, но и о деньгахъ, и объ имѣніяхъ, и даже о самой землѣ, и о самомъ небѣ (ибо и онѣ прейдутъ), если все это ты презрѣлъ, и ни къ чему этому душа твоя не привязана, и ты не связанъ никакою любовью къ порокамъ: то ты можешь принять въ себя духовную любовь. Сказано это потому, что представился случай сказать нѣсколько словъ о любви духовной. И полезно намъ соблюдать заповѣдь Соломона, или, лучше, того, кто говорилъ чрезъ Соломона, о премудрости, — заповѣдь, которая говоритъ: возжелай ея, и соблюдетъ тя (Прит. 4, 6), огради ю, и вознесетъ тя, почти ю, да тя объиметъ (Прит. 4, 8). Есть и духовныя объятія; и, о, если бы высокія объятія жениха заключили и мою невѣсту, чтобы и я могъ сказать то, что написано въ тойже книгѣ: шуица его подъ главою моею, и десница его обыметъ мя (Пѣсн. 2, 6).

Итакъ да лобзаетъ онъ меня отъ лобзаній устъ своихъ. Писаніе имѣетъ обычай употреблять повелительное наклоненіе вмѣсто желательнаго, какъ напримѣръ, въ слѣдующихъ словахъ: Отче нашъ, иже еси на небесѣхъ, да святится имя твое, вмѣсто: о, если бы святилось, и какъ вотъ въ настоящемъ случаѣ: да лобзаетъ онъ меня отъ лобзаній устъ своихъ, вмѣсто того, чтобы сказать: о если бы лобзалъ! Послѣ этихъ словъ, невѣста видитъ жениха. Приходитъ онъ, помазанный благовонными мастями. И онъ не могъ придти въ иномъ видѣ къ невѣстѣ, и Отцу не прилично было въ иномъ видѣ посылать Сына на бракъ, Отецъ помазалъ Сына различными благовонными мастями, сдѣлалъ Его Христомъ: приходитъ Сынъ, благоухающій различными благовоніями, и слышитъ: ибо добры сосцы твои больше вина. Слово Божіе въ различныхъ мѣстахъ Священнаго Писанія, сообразно съ обстоятельствами, въ нихъ упоминаемыми, называетъ одинъ и тотъ же предметъ различными именами. Когда приносится жертва въ законѣ, и слово Божіе хочетъ показать ея знаменованіе: тогда оно называетъ извѣстную часть тѣла грудью отлученія. Когда же кто-либо возлежитъ со Іисусомъ и пользуется общеніемъ Его чувствъ: тогда Слово Божіе называетъ тотъ же предметъ не грудью, какъ выше, а персями. Далѣе, когда невѣста говоритъ съ женихомъ, тогда слово Божіе, такъ какъ приводится брачная пѣснь, называетъ тоже самое не грудью, какъ при жертвоприношеніи, и не персями, какъ въ отношеніи къ ученику Іоанну, а сосцами, говоря: ибо добры сосцы твои больше вина. Пріобщись чувствованіямъ жениха, какъ невѣста, и ты узнаешь, что такія помышленія упоеваютъ и увеселяютъ. Но какъ чаша Господня упоявающая есть самая наилучшая (Псал. 22, 5), такъ сосцы жениха лучше всякаго вина: ибо добры сосцы твои больше вина. Среди молитвы невѣста обращается къ жениху съ словами; и благовоніе мастей твоихъ больше всѣхъ ароматовъ: Женихъ приходитъ помазанный не одною, а всѣми благовонными мастями. Если же и къ моей душѣ, сдѣлавшейся Его невѣстою, Онъ удостоитъ придти: то какъ она должна быть прекрасна, чтобы привлечь Его къ себѣ съ неба, чтобы Онъ благоволилъ сойти на землю, чтобы Онъ пришелъ къ возлюбленной! Какою она должна сіять красотою, какою должна пылать любовію, чтобы женихъ сказалъ ей то, чтó онъ сказалъ совершенной невѣстѣ: «ибо шея твоя, ибо глаза твои, ибо щеки твои, ибо руки твои, ибо чрево твое, ибо плечи твои, ибо ноги твои» и проч. (Пѣсн. гл, 4 и слѣд.), о чемъ, если Господь соизволитъ, мы въ свое время побесѣдуемъ, чтобы, какъ разнообразны члены тѣла невѣсты, и каждому изъ нихъ приписывается особая похвала, такъ и мы, послѣ бесѣды, потщились бы, чтобы подобное было сказано и нашей душѣ. Итакъ добры сосцы твои больше вина. Если ты увидишь жениха, то тогда уразумѣешь, что истинно сказанное: ибо добры сосцы твои больше вина, и благовоніе мастей твоихъ выше всѣхъ ароматовъ. Многіе имѣли ароматы. Царица южная поднесла ароматы Соломону, и многіе другіе обладали ароматами; но какіе бы кто не имѣлъ ароматы, они не могутъ сравниться съ благовоніями Христа, о которыхъ невѣста нынѣ говоритъ: благовоніе мастей твоихъ лучше всѣхъ ароматовъ. Я думаю, что и Моѵсей, и Ааронъ, и каждый изъ пророковъ имѣли ароматы. Но если я увижу Христа и почувствую пріятность и благоуханіе мастей Его, то тотчасъ выскажу свое мнѣніе словами: благовоніе мастей твоихъ выше всѣхъ ароматовъ. Слова: мѵро изліянное имя твое — пророчественная тайна. Лишь только пришло въ міръ имя Іисуса, какъ уже проповѣдуется мѵро изліянное. И въ Евангеліи женщина, взявъ алавастровый сосудъ съ нардовымъ, чистымъ, драгоцѣннымъ мѵромъ, возлила это мѵро на главу и ноги Іисуса (Матѳ. гл. 26 и Марк. гл. 14). Замѣть тщательно, какая изъ двухъ упоминаемыхъ въ Евангеліи женщинъ возлила мѵро на главу Спасителя. Ибо тамъ говорится, что грѣшница возлила мѵро на ноги, а та, которая не называется грѣшницею, на главу Его (Лук. гл. 7 и Іоан. гл. 12). Замѣть, говорю, и ты найдешь, что въ евангельскомъ чтеніи написаны евангелистами не повѣствованія и разсказы, а тайны. Конечно домъ наполнился благоуханіемъ отъ мѵра, если то, что имѣла грѣшница, слѣдуетъ относить къ ногамъ, а то, что имѣла не грѣшница, къ головѣ. И не удивительно, что домъ наполнился благоуханіемъ, когда имъ наполненъ міръ. Въ томъ же мѣстѣ говорится о Симонѣ прокаженномъ и домѣ его (Матѳ. гл. 26 и Марк. гл. 14). Я думаю, что прокаженный есть князь міра сего, и что этотъ прокаженный называется Симономъ, домъ коего съ пришествіемъ Христа наполнился благоуханіемъ, когда грѣшница принесла покаяніе, а святая возлила благоуханное мѵро на главу Іисуса.

Мѵро изліянное имя твое. Какъ мѵро чрезъ свое изліяніе далеко и широко распространяетъ благоуханіе: такъ распространено и имя Христово. По всей землѣ прославляется Христосъ, во всемъ мірѣ проповѣдуется Господь. Ибо мѵро изліянное имя Его. Теперь вѣдомо имя Моѵсея, извѣстность котораго прежде ограничивалась только тѣсными предѣлами Іудеи. Ибо никто изъ греческихъ писателей не упоминаетъ о немъ, и ни въ какой исторіи языческой литературы мы не находимъ ничего написаннаго о немъ или о другихъ пророкахъ. Но какъ скоро Іисусъ возсіялъ въ мірѣ, Онъ вмѣстѣ съ собою вывелъ изъ неизвѣстности законъ и пророковъ, и воистину исполнилось слово: мѵро изліянное имя твое. Такъ какъ Духомъ Святымъ любовь Божія излилась въ сердца наши (Рим. 5, 5), то и сообразно съ этимъ приводится выраженіе изліянія: мѵро изліянное имя твое. Поэтому отроковицы возлюбили тебя. Говоря эти слова, невѣста видитъ отроковицъ. Когда она просила отца жениха и обращалась непосредственно къ самому жениху, дѣвицъ еще не было. Но во время ея бесѣды съ женихомъ входитъ хоръ дѣвицъ и рекомендуется ему словами невѣсты: поэтому отроковицы возлюбили тебя и привлекли тебя. Дѣвицы въ отвѣтъ на эти слова невѣсты говорятъ жениху: За тобою, на благовоніе мѵра твоего, потечемъ. Какое прекрасное зрѣлище! Отроковицы, сопровождающія жениха, еще не имѣютъ дерзновенія невѣсты. Невѣста идетъ не позади жениха, а шествуетъ рядомъ съ нимъ. Она беретъ жениха за правую руку, и ея рука находитея въ правой рукѣ жениха. Отроковицы же идутъ позади его. Шестьдесятъ суть царицъ, и осмьдесятъ наложницъ, и юнотъ, имже нѣсть числа. Едина есть голубица моя, совершенная моя: едина есть матери своей, едина есть зачавшей ю (Пѣсн. 6, 7-8). Итакъ въ слѣдъ тебе въ воню мѵра твоего течемъ. Ходящимъ со всякою чистотою сказано: за тобою на благовоніе мѵра твоего потечемъ, согласно оному слову апостола: теченіе скончахъ (2 Тим. 4, 7), и другому: текущіи въ позорищи вси убо текутъ, единъ же пріемлетъ почесть (1 Кор. 9, 24). Почесть есть Христосъ, и эти отроковицы, о которыхъ мы узнаéмъ, что онѣ, какъ еще начинающія любить жениха, стоятъ внѣ брачнаго чертога, по оному примѣру: другъ жениховъ, стоя и послушая его, радостію радуется за гласъ жениховъ (Іоан. 3, 29), чувствуютъ нѣчто подобное. Когда женихъ входитъ въ брачный чертогъ, онѣ остаются внѣ онаго; невѣста же прекрасная, совершенная, безъ пятна, безъ порока, вступивъ въ ложницу жениха, въ царскую опочивальню, возвращается потомъ къ отроковицамъ и разсказываетъ имъ о томъ, чтó она одна видѣла, и говоритъ:

Ввелъ меня царь въ опочивальню свою. Не говоритъ: ввелъ многихъ въ опочивальню свою. Многія остаются внѣ; въ опочивальню входитъ одна только невѣста, чтобы видѣть скрытыя и потаенныя сокровища и возвѣстить отроковицамъ: ввелъ меня царь въ опочивальню свою. Между тѣмъ отроковицы, то есть весьма многочисленная толпа подростающихъ невѣстъ, по вступленіи невѣсты въ опочивальню жениха и во время разсматриванія ею тамъ богатствъ своего мужа, пока ожидаютъ пришествія жениха, радостно поютъ: возрадуемся и возвеселимся о тебѣ. Онѣ радуются о совершенствѣ невѣсты. Въ добродѣтеляхъ нѣтъ зависти. Любовь эта чиста, любовь эта безъ порока. Возрадуемся и возвеселимся о тебѣ, возлюбимъ сосцы твои. Та, которая больше, уже наслаждается млекомъ сосцевъ твоихъ и говоритъ въ восторгѣ: добры сосцы твои больше вина. Эти же, которыя еще ожидаютъ радости и веселія, потому что еще молоды, отлагаютъ на время выраженіе чувствъ и говорятъ: возрадуемся и возвеселимся о тебѣ. Возлюбимъ, — не любимъ, а возлюбимъ — сосцы твои больше вина. Потомъ, указывая на невѣсту, говорятъ жениху: правота возлюбила тебя. Онѣ хвалятъ невѣсту, давая ей отъ собственныхъ ея добродѣтелей имя правоты; правота возлюбила тебя. На это невѣсга отвѣчаетъ отроковицамъ:

Черна я и прекрасна, дщери Іерусалимскія, какъ шатры Кидарскіе, какъ завѣсы Соломоновы. Не смотрите на меня, что я очернена: ибо опалило меня солнце. Она прекрасна, и можно даже указать, кáкъ прекрасна невѣста. Но мы спрашиваемъ, какимъ образомъ она, будучи черна и безъ бѣлизны, прекрасна? Она принесла покаяніе во грѣхахъ, обращеніе дало ей красоту, и потому она воспѣвается прекрасною. Но такъ какъ она еще не очистилась отъ всей нечистоты грѣховъ, еще не омыта въ водѣ спасенія, то называется черною; однакоже она не остается навсегда въ черномъ цвѣтѣ. Она дѣлается бѣлою, когда стремится къ большему и отъ низкаго начинаетъ восходить къ высшему, и тогда говорится о ней; кто сія восходящая убѣлена (Пѣсн. 8, 5). И чтобы тѣмъ выразительнѣе изобразить тайну совершенной, не говорится, какъ во многихъ кодексахъ читается «опираясь на брата своего», то есть, «ἒπιστηριζομένη» но говорится «ἐπιστηϑιζομένη», то есть «склопяясь на грудь его». И подлинно о душѣ и бесѣдѣ невѣсты говорится: «склоняясь на грудь его», ибо тамъ находится сѣдалище сердца нашего. Поэтому удаляясь отъ плотскаго, мы должны мыслить о духовномъ и уразумѣть, что гораздо лучше такъ любить, нежели перестать любить. Итакъ восходитъ невѣста, склоняясь на грудь брата своего, и о той, которая нынѣ въ началѣ Пѣсни Пѣсней называется черною, въ концѣ брачной пѣсни поется: Кто сія восходящая убѣлена? Мы поняли теперь, какимъ образомъ невѣста и черна и прекрасна. Если же и ты не принесешь покаянія, то берегись, чтобы душа твоя не была названа черною и мерзкою, черною но причинѣ прежнихъ грѣховъ, мерзкою по упорству въ нихъ, и чтобы тебѣ, такимъ образомъ, не быть запятнаннымъ двойною нечистотою. Если же ты принесешь покаяніе, то душа твоя хотя и будетъ черна по причинѣ давнихъ грѣховъ, но вслѣдствіе покаянія будетъ имѣть нѣкоторую, такъ сказать, эѳіопскую красоту. Упомянувъ однажды объ Эѳіопѣ, хочу привести относительно этого имени свидѣтельства Писанія. Ааронъ и Марія роптали на то, что Моѵсей имѣлъ женою эѳіоплянку (Числ. гл. 12). И нынѣ Моѵсей имѣетъ женою эѳіоплянку. Ибо законъ его перешелъ къ этой нашей эѳіоплянкѣ. Пусть ропщетъ Ааронъ, священство Іудеевъ, пусть ропщетъ и Марія, синагога ихъ: Моѵсею нѣтъ дѣла до ихъ ропота; онъ любитъ свою эѳіоплянку, о которой и въ другомъ мѣстѣ говорится чрезъ пророка: отъ конецъ рѣкъ эѳіопскихъ принесутъ жертвы (Соф. 3, 10), и опять: Эѳіопія предваритъ руки свои къ Богу (Псал. 67, 32) Прекрасно сказано: «предваритъ». Ибо какъ въ Евангеліи женщина кровоточивая предварила исцѣленіемъ дочь начальника синагоги (Матѳ. гл. 9, Марк. 5 и Лук. 8); такъ и Эѳіопія исцѣлена, тогда какъ Израиль болѣетъ. Въ слѣдствіе паденія его, дано спасеніе язычникамъ, для возбужденія въ немъ ревности. Я черна, но прекрасна, дщери Іерусалимскія. И ты, церковная душа, обрати рѣчь свою къ дщерямъ Іерусалимскимъ и скажи: женихъ любитъ меня сильнѣе, цѣнитъ меня болѣе, нежели васъ, многочисленныя дщери Израилевы. Вы стоите внѣ и видите невѣсту, входящую въ ложницу жениха. Пусть никто не сомнѣвается, что называемая черною, не смотря на ея черноту, прекрасна. Каковы же мы, чтобы намъ познавать Бога, чтобы воспѣвать пѣсни книги. Пѣснь Пѣсней, чтобы отъ предѣловъ Эѳіопіи, чтобы отъ концевъ земли придти послушать премудрости истиннаго Соломона? И когда раздается голосъ Спасителя, говорящаго: царица южская востанетъ на судъ съ родомъ симъ и осудитъ и: яко пріиде отъ конецъ земли слышати премудрость Соломонову: и се болѣ Соломона здѣ (Матѳ. 12, 42): то ты будь внимателенъ къ тайнамъ, которыя въ этихъ словахъ предлагаются. Отъ предѣловъ земли приходить царица южная, церковь, и осуждаетъ людей рода сего, то есть, Іудеевъ, преданныхъ плоти и крови. Она приходитъ отъ предѣловъ земли послушать премудрости Соломона, не того, который прославляется въ Ветхомъ Завѣтѣ, а того, который въ Евангеліи есть больше Соломона. Я черна, но прекрасна, дщери Іерусалимскія, черна, какъ шатры Кидарскіе, прекрасна, какъ завѣсы Соломоновы. Ибо она соотвѣтствовала тому и другому: «Я черна, но прекрасна, дщери Іерусалимскія, какъ шатры Кидарскіе, какъ завѣсы Соломоновы». И самыя названія приличны красотѣ невѣсты. Евреи говорятъ, что слово «Кидаръ» значитъ: «тьма». Итакъ я черна, какъ шатры Кидарскіе, какъ Эѳіопляне; прекрасна, какъ завѣсы Соломоновы, которыя онъ, украсивъ подобно завѣсамъ скиніи, сдѣлалъ въ то время, когда съ величайшимъ стараніемъ и трудомъ построилъ храмъ. Ибо Соломонъ былъ богатъ, и во всякой премудрости никто не превзошелъ его. Я черна и прекрасна, дочери Іерусалимскія, какъ одно изъ такихъ дѣлъ премудрости Соломоновой, какъ шатры Кидарскіе, какъ завѣсы Соломоновы. Не смотрите на меня, что я очернена. Оговаривается касательно черноты своей и, чрезъ покаяніе обратившись къ лучшему, возвѣщаетъ дщерямъ Іерусалимскимъ, что хотя она черна, но прекрасна, сагласно вышеизложенному, и говоритъ: не смотрите на меня, что я очернена. Не удивлайтесь, говоритъ она, что я чернаго цвѣта: солнце опалило меня, потому что полнымъ лучемъ возсіялъ на меня блескъ его свѣта, и отъ зноя его я почернѣла. Ибо не такъ, какъ слѣдовало, какъ требовало достоинство солнца, я приняла на себя свѣтъ его. По причинѣ паденія Іудеевъ, дано спасеніе язычникамъ: и наоборотъ, по причинѣ невѣрія язычниковъ, дано вѣдѣніе Израилю. То и другое имѣешь у апостола.

Сыны матери моей враждовали противъ меня. Должно размыслить о томъ, какимъ образомъ невѣста говоритъ: Сыны матери моей враждовали противъ меня, и когда началась противъ нея эта вражда братьевъ. Посмотри на Павла, гонителя церкви, и ты поймешь, какимъ образомъ сынъ ея матери враждовалъ противъ нея. Гонители церкви принесли покаяніе, и противники ея, возвратившись опять подъ знамена сестры, проповѣдывали вѣру, которую прежде опровергали. Воспѣвая это нынѣ въ пророческомъ духѣ, невѣста говоритъ: они враждовали противъ меня, поставили меня стражемъ въ виноградникахъ, виноградника моего я не устерегла. Я церковь, я невѣста, я непорочная, поставлена отъ сыновей моей матери, которые нѣкогда враждовали противъ меня, стражемъ весьма многихъ виноградниковъ. Будучи занята этою заботою и попеченіемъ, я, охраняя много виноградниковъ, не сохранила своего собственнаго виноградника. Отвеси это къ Павлу и всякому другому изъ святыхъ, пекшемуся о спасеніи всѣхъ, — и ты увидишь, какимъ образомъ невѣста, не охравивъ своего виноградника, оберегаетъ виноградники другихъ, какимъ образомъ, чтобы пріобрѣсть другихъ, самъ Павелъ въ нѣкоторыхъ отношеніяхъ терпитъ вредъ, и, будучи свободенъ отъ всѣхъ, сдѣлалъ себя самого рабомъ, чтобы пріобрѣсть всѣхъ: «для немощныхъ я сдѣлался немощнымъ, для Іудеевъ — Іудеемъ, для тѣхъ, которые были подъ закономъ, какъ-бы подзаконнымъ» и пр. (1 Кор. гл. 9). Вотъ почему невѣста говоритъ: виноградника моего я не устерегла. Потомъ невѣста видитъ жениха, который, будучи замѣченъ, удаляется. И часто, во время цѣлой пѣсни, онъ это дѣлаетъ, чего, если кто либо самъ не испытываетъ, не можетъ понять. Часто, Богъ свидѣтель, я видѣлъ, что женихъ приближается къ мнѣ и находится со мною очень долго; но когда вдругъ онъ уходитъ, я уже не могу обрѣсти того, чего искалъ. Поэтому я опять желаю его пришествія, и иногда онъ опять приходитъ: но когда онъ явится и будетъ обнятъ руками моими, то снова исчезаетъ, и когда исчезнетъ, свова ищется мною; и я часто это дѣлаю, пока истинно не удержу его и не взойду, опираясь на брата своего.

О ты, котораго возлюбила душа моя, возвѣсти мнѣ, гдѣ ты пасешь, гдѣ почиваешь въ полдень (Пѣсн. 1, 6). Я не спрашиваю о другихъ временахъ, когда ты пасешь вечеромъ, когда на разсвѣтѣ, когда при захожденіи солнца; я спрашиваю о томъ времени, когда въ самую лучшую пору дня, когда при полномъ свѣтѣ ты находишься во всемъ блескѣ своего величія. О ты, котораго возлюбила душа моя, возвѣсти мнѣ, гдѣ ты пасешь, гдѣ почиваешь въ полдень. (Пѣсн. 1, 6). Тщательно замѣть, гдѣ ты читалъ слово «полдень». Въ полдень братья обѣдаютъ у Іосифа (Быт. гл. 48). Въ полдень Ангелы пользуются гостепріимствомъ Авраама (Быт. гл. 18), и прочее такого же рода. Изслѣдуй, и ты узнаешь, что божественное Писаніе не напрасно и не случайио употребляетъ каждое слово. Кто изъ насъ, думаешь, достоинъ достигнуть полудня и увидѣть, гдѣ пасетъ, гдѣ почиваетъ женихъ? О ты, котораго возлюбила душа моя, возвѣсти мнѣ, гдѣ ты пасешь, гдѣ почиваешь въ полдень. (Пѣсн. 1, 6). Ибо если ты мнѣ этого не возвѣстишь, то я, блуждая, начну метаться въ разныя стороны, и пока буду искать тебя, стану вбѣгать въ стада другихъ, и такъ какъ я стыжусь другихъ, то начну закрывать лице свое и уста. Ибо я невѣста прекрасная и не показываю своего открытаго лица никому другому, кромѣ тебя одного, котораго я уже давно лобзала. О ты, котораго возлюбила душа моя, возвѣсти мнѣ, гдѣ ты пасешь, гдѣ почиваешь въ полдень, чтобы я когда либо не сдѣлалась какъ бы покрытою у стадъ друзей твоихъ (Пѣсн. 1, 6). Для того, чтобы я не сдѣлалась покрытою, чтобы я не закрывала устъ своихъ и, приходя къ другямъ, не стала быть можетъ любить и тѣхъ, которыхъ не знаю, возвѣсти мнѣ, гдѣ тебя искать и найти въ полдень, чтобы я случайно не сдѣлалась какъ бы покрытою у стадъ друзей твоихъ. Послѣ этихъ словъ женихъ угрожаетъ ей и говоритъ: или ты знаешь саму себя, знаешь, что ты невѣста царя, и прекрасна, и мною сдѣлана прекрасною, ибо я представилъ себѣ славную церковь, не имѣющую пятна или порока (Ефес. гл. 5); или знай, что если ты не познаешь себя и не сознаешь своего достоинства, то потерпишь то, что слѣдуетъ далѣе. Что же это такое? Если не познаешь самой себя, о прекрасная между женщинами, то иди ты по слѣдамъ стадъ, и паси — не стада овецъ и агнцевъ, — а козловъ твоихъ. Ибо онъ поставитъ овецъ по правую сторону, а козловъ по лѣвую (Матѳ. гл. 25).

Если не познаешь самой себя, о прекрасная между женщинами, то иди ты по слѣдамъ стадъ и паси козловъ твоихь подлѣ шатровъ пастушескихъ (Пѣсв. 1, 7). На тропахъ пастушескихъ, говоритъ, ты сдѣлаешься послѣднею, не среди овецъ, а среди козловъ твоихъ, и обитая съ ними, ты не въ состояніи будешь находиться вмѣстѣ со мною, то есть, съ добрымъ пастыремъ. Конямъ моимъ въ колесницахъ Фараоновыхъ я уподобилъ тебя. (Пѣсн. 1, 8). Если хочешь понять, о невѣста, какъ ты должна цѣнить себя, то узнай, кому я тебя уподоблю, и тогда ты увидишь, что ты такова, что унижать себя не должна, увидишь это, когда узнаешь красоту свою. Итакъ, что это такое: конямъ моимъ въ колесницахъ Фараоновыхъ я уподобилъ тебя (Пѣсн. 1, 8)? Я знаю, что всадникъ сей женихъ, какъ говоритъ пророкъ: и ѣзда его спасеніе (Авв. 3, 8). Итакъ ты подобна конямъ моимъ въ колесницахъ Фараоновыхъ. Насколько отличаются кони, принадлежащіе мнѣ, который есмь Господь, и который потопляю въ волнахъ Фараона, и военачальниковъ его, и всадниковъ его, и коней его, и колесницы его (Исх. гл. 14); насколько, говорю, отличаются кони мои отъ коней Фараона, настолько ты, невѣста, лучше всѣхъ дщерей, ты, церковная душа, лучше всѣхъ душъ, которыя не суть церковныя. Итакъ, если ты церковная душа, то ты лучше всѣхъ душъ: если же ты не лучше, то ты не церковная душа. Конямъ моимъ въ колесницахъ Фараоновыхъ я уподобилъ тебя ближняя моя (Пѣсн. 1, 8). Потомъ женихъ съ духовною любовію описываетъ красоту невѣсты.

Ланиты твои какъ горлицы (Пѣсн. 1, 9). Женихъ хвалитъ лице невѣсты и воспаляется любовью отъ румянца ея ланитъ. Ибо красота женскихъ ланитъ, говорятъ, наиболѣе привлекательна. Такъ и мы въ ланитахъ будемъ разумѣть красоту души, и восхвалять уста ея и языкъ, то есть разумъ. Шея твоя какъ ожерелье (Пѣсн. 1, 9). Какъ тó, чтó обыкновенно надѣто на шеѣ у дѣвицъ и называется ὄρμισϰος (малое ожерелье), есть украшеніе: такъ и шея твоя сама по себѣ, безъ этого убранства, есть украшеніе.

Послѣ сего женихъ находится на ложѣ, онъ почилъ какъ левъ, какъ скименъ львовъ уснулъ (Быт. 49, 9), чтобы потомъ услышать: кто возбудитъ его? Между тѣмъ, во время его сна, являются невѣстѣ товарищи жениха — ангелы, и утѣшаютъ ее такими словами: Мы не можемъ сдѣлать тебѣ золотыхъ украшеній, ибо мы не такъ богаты, какъ женихъ твой, который подаритъ тебѣ золотое ожерелье. Мы сдѣлаемъ подобіе золота, ибо не имѣемъ золота. Должно радоваться и тому, если мы сдѣлаемъ подобія золота, блестки серебра. Подобія золота сдѣлаемъ съ блестками серебра (Пѣсн. 1, 10). Но мы сдѣлаемъ это не навсегда, а только пока женихъ твой не встанетъ съ ложа своего, ибо когда онъ встанетъ, онъ самъ сдѣлаетъ тебѣ золото, самъ сдѣлаетъ серебро, самъ украситъ твой умъ и чувство, и будешь ты, прекрасная невѣста, истинно богата въ домѣ жениха, которому слава во вѣки вѣковъ. Аминь.

Источникъ: Творенія блаженнаго Іеронима Стридонскаго. Часть 6. — Кіевъ: Типографія И. И. Горбунова, 1905. — С. 138-154. (Библіотека твореній св. отцевъ и учителей Церкви западныхъ, издаваемая при Кіевской Духовной Академіи, Кн. 11.)

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0