Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 18 декабря 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 8.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

СВЯТООТЕЧЕСКІЯ ТОЛКОВАНІЯ

Свт. Аѳанасiй Великiй (†373 г.)
Краткое обозрѣніе Священнаго Писанія Ветхаго и Новаго Завѣта.

Книга 16, Пѣснь Пѣсней.

И сія книга есть сочиненіе Соломона, какъ выше показано. Все въ ней отъ начала до конца написано таинственно, съ загадочнымъ иносказаніемъ, и смыслъ догматовъ, въ ней заключающихся, содержится не въ буквѣ, но глубоко сокрытъ подъ нею. Однакожъ если будемъ искать его, то найдемъ. Посему читать сію книгу могутъ только люди разумные; но должны и они, читая ее, всегда имѣть въ мысли иносказаніе, дабы невѣжествомъ неученыхъ не подверглось посмѣянію то, что въ ней излагается.

Пѣснію Пѣсней называется она потому, что слѣдуетъ послѣ другихъ пѣсней, и что послѣ сей пѣсни, нельзя ожидать другой пѣсни. Говоря о другой пѣсни, я разумѣю не книгу, но то, что содержится въ книгѣ. Я скажу о семъ яснѣе: все Божественное Писаніе пророчествуетъ о сошествіи къ намъ Слова и явленіи Его во плоти. Ибо это составляетъ особый предметъ воли Божіей, и предвозвѣщеніе о томъ было преимущественнымъ дѣломъ пророковъ и всего Божественнаго Писанія. Если пророки къ сему божественному повѣствованію присовокупляютъ слова о народахъ Вавилона, Дамаска, Моава, и другихъ; если во всякомъ писаніи согрѣшающихъ упрекаютъ, а погрязшихъ въ пороки побуждаютъ къ покаянію, угрожая будущимъ огненнымъ судомъ, то это суть только дополненія. И такъ одни Писанія предсказываютъ, какъ Моисей, говоря: Пророка вамъ воздвигнетъ Господь Богъ вашъ, отъ братіи вашея, якоже мене (Втор. 18, 15); Исаія: се Дѣва во чревѣ пріиметъ, и родитъ Сына (7, 14). Михей: въ послѣдняя дни явлена будетъ гора Господня (4, 1), другіе предсказываютъ иначе, какая кому дарована была благодать Святаго Духа. Въ то время, когда сіи пророчествовали, Господь, о которомъ возвѣщали, былъ еще предметомъ ожиданія. Посему многіе предрекали о Немъ и не преставали пророчествовать, пока Онъ не пришелъ. Всѣ сіи пророчества суть пѣсни, а Пѣснь Пѣсней какъ-бы уже не пророчествуетъ или предсказываетъ, но показываетъ Того, о Которомъ другіе предвозвѣщали, какъ-бы уже пришедшимъ и принявшимъ плоть человѣческую. Посему Пѣснь Пѣснѣй воспѣваетъ какъ-бы брачную пѣснь на бракосочетаніе Слова съ плотію. И другія Писанія хотя говорятъ также о Спасителѣ, но между прочимъ возѣщаютъ и нѣчто другое; а сія книга воспѣваетъ одинъ союзъ Слова съ плотію. Посему въ другихъ Писаніяхъ, какъ содержащихъ нѣчто другое, кромѣ ученія о Словѣ, находятся выраженія гнѣва, ярости и прещенія страхомъ; а сія книга, поелику ничего другаго не воспѣваетъ, какъ только одно пришествіе Слова, вѣщаетъ только о пріятности, радости и веселіи. Ибо въ присутствіи жениха должно всѣмъ радоваться и никому не прилично плакать, какъ самъ Господь сказалъ; ибо самъ Онъ, пришедши, понесъ немощи наши и печали наши превратилъ въ радость. Посему какъ послѣ домостроительства, совершеннаго Спасителемъ, мы уже не ожидаемъ пророка, такъ и послѣ того, что обозначено въ Пѣсни Пѣсней, не должно ожидать другаго чего-нибудь, новѣйшее знаменующаго. Ибо то что означено въ Пѣсни, находится въ отрывкахъ и у Пророковъ и въ другихъ писаніяхъ. И опять какимъ образомъ, послѣ того какъ Іоаннъ указалъ на Агнца, законъ и пророки престали, простиравшись только до Іоанна: такъ воспѣтое въ Пѣсни Пѣсней есть конецъ всего того, что возвѣщается во всемъ Божественномъ Писаніи. Ибо чего другаго ожидать должно по пришествіи Христовомъ, кромѣ суда и воздаянія? Посему-то заблуждаютъ Катафриги, когда послѣ пришествія Господня вводятъ пророковъ, за что и осуждены, какъ еретики. И такъ это есть Пѣснь Пѣсней, потому что послѣ того, что въ ней воспѣто, не должно ожидать ничего другаго. И, какъ въ законѣ было святое, и за святымъ — святое святыхъ, а за святымъ святыхъ уже не было внутреннѣйшаго мѣста; такъ послѣ пѣсней есть еще Пѣснь Пѣсней, а послѣ Пѣсни Пѣсней уже не должно ожидать внутреннѣйшаго и новѣйшаго обѣтованія; ибо Слово однажды содѣлалось плотію и совершило дѣло.

Вся сія книга наполнена разговорами ветхозавѣтной церкви съ Словомъ, всего рода человѣческаго съ Словомъ, и церкви изъ язычниковъ съ Нимъ же, и опять — Слова съ нею и съ родомъ человѣческимъ. Потомъ разговоръ язычниковъ съ Іерусалимомъ и Іерусалима — о церкви языческой и о самомъ себѣ. Далѣе воззваніе служащихъ ангеловъ къ призваннымъ въ вѣру людямъ.

Вотъ слова, коими древній народъ проситъ Слово низойти и соединиться съ плотію: да лобжетъ мя отъ лобзаній устъ своихъ, яко блага сосца твоя паче вина (1, 1); и опять возбуждаетъ въ Немъ желаніе слѣдующими словами: плоды новыя до ветхихъ, брате мой, соблюдохъ ти (7, 13); и вообще прошеніе всѣхъ къ Слову, чтобы Оно воспріяло наше тѣло — таково: кто дастъ тя, брате мой, ссуща сосцы матере моея? обрѣтши тя внѣ, цѣлую тя, и ктому не уничижатъ мене. Поиму тя, введу тя въ домъ матере моея, и въ ложницу заченшія мя (8, 1). Они просили , чтобы Онъ принялъ плоть не отынуду, но изъ той самой утробы, изъ которой мы родились, хотя и не такъ, какъ мы, т. е., отъ мужа и жены. Ибо Онъ, какъ Творецъ, воспринялъ себѣ плоть отъ одной Дѣвы, впрочемъ отъ человѣка; ибо Богородица Марія есть человѣкъ.

Вотъ что къ просившимъ говоритъ Слово, уже воспріявшее плоть отъ Дѣвы: внидохъ въ вертоградъ мой, сестро моя невѣсто: обымахъ смирну мою со ароматами моими, ядохъ хлѣбъ мой съ медомъ моимъ, пихъ вино мое съ млекомъ моимъ (5, 1). Ибо, вшедши въ собственный садъ, т. е., въ твореніе, Онъ воспринялъ для себя плоть отъ Дѣвы, и сталъ человѣкомъ. Тѣло было смертно, но оно соединялось съ благоуханіемъ всесвятаго Слова. И хотя Онъ, какъ человѣкъ, позволялъ тѣлу своему вкушать млеко, но сообщалъ ему и вино своего совершенства. Ибо Онъ, какъ тѣломъ вкушалъ млеко, такъ въ тѣлѣ же творилъ дѣла божества. Потомъ Слово, облеченное въ плоть, призываетъ древній народъ, такъ какъ ему первому ввѣрены были слова Божіи, такимъ образомъ: востани, пріиди ближняя моя, добрая моя, голубице моя: яко се зима прейде, дождь отыде, отыде себѣ: цвѣти явишася на земли, время обрѣзанія приспѣ, гласъ горлицы слышанъ въ земли нашей: смоквь изнесе цвѣтъ свой, винограды зрѣюще даша воню (2, 10. 11. 13). Уча такимъ образомъ, Онъ показываетъ, что первый народъ (Іудеи) принялъ и содержалъ сѣнь законную только до времени, и увѣщаваетъ, какъ знающаго гласъ горлицы. Далѣе Слово, призвавъ Іерусалимъ, призываетъ потомъ и язычниковъ:, ибо одинъ Господь для Іудеевъ и для язычниковъ: гряди отъ Ливана невѣсто, гряди отъ Ливана: пріиди и прейди отъ начала вѣры, отъ главы Санира и Аермона, отъ оградъ львовыхъ, отъ горъ пардалеовъ (4, 8); — отъ идолослуженія и звѣрскаго нрава Онъ призываетъ ее къ вѣрѣ.

Призванная отъ язычниковъ въ сокрушеніи сердца говоритъ Слову: возвѣсти ми, егоже возлюби душа моя, гдѣ пасеши? гдѣ почиваеши въ полудне? да не когда буду аки облагающаяся надъ стады друговъ твоихъ (1, 6). Испытавъ множество различныхъ перемѣнъ, она просила Слово, да содѣлаетъ ее нынѣ крѣпкою и сильною, дабы опять не потерпѣть того же самаго.

Внявъ молитвѣ ея, Слово научаетъ ее такъ: аще не увѣси самыя тебе, добрая въ женахъ, изыди ты въ слѣдъ паствъ, и паси козлища твоя въ кущахъ пастырскихъ (1, 7). Сего требуетъ отъ ней для того, что никто не можетъ познать Бога, не познавъ прежде самаго себя. Ибо благочестіе къ Богу есть начало чувства, а чувство — не внѣшнее, по мысль въ душѣ съ вѣрою.

Іерусалимъ, увидѣвъ призываніе язычниковъ, бывшее въ необрѣзаніи вѣры, съ удивленіемъ говоритъ: что увидите у Суламитины приходящія яко лики полковъ (7, 1)? Ибо приходили не отъ одного, но отъ всякаго народа, оставивъ свои ополченія, сокрушивъ мечи и любя единственно миръ.

Языческая церковь, видя Іерусалимъ какъ-бы укоряющимъ ее, защищаетъ саму себя тѣмъ, что призываніе ея не тщетно. Черна есмь азъ и добра, дщери Іерусалимскія, якоже селенія Кадирска, якоже завѣсы Соломони. Не зрите мене, яко азъ есмь очернена, яко опали мя солнце: сынове матере моея сваряхуся о мнѣ, положиша мя стража въ виноградѣхъ, винограда моего не сохранихъ (1, 4. 5). «Я черна, но нахожусь подъ самымъ солнцемъ. Хотя я и необрѣзанна», говоритъ она, «но отреклась отъ идоловъ и вышла изъ дому матере моей, какъ и Авраамъ: ибо я той же самой вѣры. И потому умоляю: введите мя въ домъ вина: вчините ко мнѣ любовь: утвердите мя въ мѵрѣхъ, положите мя въ яблоцѣхъ: яко уязвлена любовію азъ (2, 4. 5). Законъ и пророки, не смотрите на то, что я необрѣзана, но съ любовію примите меня. И если я злоухаю дикостію, то ты научи меня, утверди твоимъ благовоніемъ: яко уязвлена есмь любовію, и потому закляхъ васъ дщери Іерусалимли въ силахъ и крѣпостехъ села: аще возставите и возбудите любовь, дондеже восхощетъ (2, 7). Заклинаю васъ, праотцы, не противъ силъ, ибо это не позволительно, но силами рая, дабы вы, смотря на него, приняли меня, какъ Адама. Ибо и тамъ не было обрѣзанія: а нынѣ возобновляется то, что было при Адамѣ».

Далѣе Слово, видя вѣру язычниковъ и охотно принимая ее, говоритъ: добра еси ближняя моя, яко благоволеніе, красна, яко Іерусалимъ, ужасъ, яко вчиненны (6, 5). Ибо язычникамъ надлежало уподобиться Іерусалиму, дабы составился одинъ народъ. А это бываетъ, когда мы съ почитаніемъ закона соединяемъ вѣру во Христа. Ибо одинъ есть Богъ и закона и евангелій. Кто не уподобится Іерусалиму, тотъ не будетъ другомъ Слова.

Іерусалимъ, видя вѣру дѣтей и человѣколюбіе Слова, говоритъ: въ вертоградъ орѣховъ снидохъ въ плодѣхъ потока, видѣти, аще процвѣте виноградъ и возрастоша шипки: тамо дамъ сосца моя тебѣ: не разумѣ душа моя, положи мя на колесницѣ Аминадавли (6, 10. 11). «Я была въ саду орѣховомъ, то-есть, въ писаніяхъ, которыя, какъ орѣхъ, по внѣшней сторонѣ тверды, а по внутренней духовны. Я увидѣла, что я званіемъ язычниковъ должна быть какъ-бы запряжена въ колесницу». И такъ, когда соединились оба народа, повсюду послано было проповѣданіе, и служителями для него дѣлаются ангелы, говоря: изыдите, и видите въ царѣ Соломонѣ, въ вѣнцѣ, имже вѣнча его мати его въ день обрученія его и въ день веселія сердца его (3, 11). Кто выйдетъ изъ зла, тотъ увидитъ непреложное соединеніе Слова съ тѣломъ. Ибо когда совершилось обрученіе Слова съ нами, чрезъ соединеніе тѣла, тогда оно и сотворило надъ смертію побѣду, по причинѣ коей все наполнилось веселіемъ. — Таковы разговоры въ Пѣсни Пѣсней. Приспособляясь къ нимъ, можетъ каждый, разсматривая самую книгу, сочетавать по смыслу сходныя между собою произшествія.

Источникъ: Святаго Аѳанасія Александрійскаго, Краткое обозрѣніе Священнаго Писанія Ветхаго и Новаго Завѣта. // Журналъ «Христiанское чтенiе, издаваемое при Санктпетербургской Духовной Академiи». — СПб.: Въ Типографiи Ильи Глазунова и К°. — 1841 г. — Часть IV. — С. 370-380.

Назадъ / Къ оглавленію раздѣла / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0