Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - пятница, 16 ноября 2018 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 7.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

БІОГРАФІИ, ЖИЗНЕОПИСАНІЯ

Свящ. Алексій Лавровъ.
Архимандритъ Макарій, начальникъ Алтайской церковной миссіи
[1].

Много можетъ быть блестящихъ именъ въ исторіи государственной жизни. Потомки будутъ перечитывать ихъ и удивляться славѣ, которою обязано имъ отечество. Но придетъ ли кому въ голову мысль, что подъ этими именами существовали дѣятели только внѣшніе, пользовавшіеся готовыми и укрѣпленными уже силами народа? А кто и чѣмъ укрѣплялъ народныя силы, потомство о томъ и знать не будетъ, если современники не замѣтятъ и не передадутъ ему свѣдѣній объ этихъ истинныхъ благодѣтеляхъ отечества. Они дѣйствуютъ въ самыхъ основаніяхъ, въ самомъ корнѣ государственнаго тѣла, и животворятъ его благотворными началами — силою вѣры, духомъ благочестія, преданностію и любовію къ отечеству, безъ чего не можетъ просіять никакая слава, не можетъ стоять никакое государство. Дѣйствія ихъ сколько благотворны, столько же и непоказны: люди рѣдко узнаютъ въ нихъ подвижниковъ общаго блага и большею честію проходятъ мимо ихъ съ надменіемъ, тогда какъ ими-то и скрѣпляются тѣ подмостки, на которыхъ величается житейская гордость. Они сѣютъ, а пожинаютъ другіе, нерѣдко презирающіе сѣятелей, какъ будто жатва ихъ выросла сама собою. Къ числу такихъ сѣятелей мы относимъ особенно тружениковъ, разливающихъ свѣтъ вѣры и насаждающихъ доблести благочестивой жизни въ нижнихъ слояхъ общества — тамъ, гдѣ труды вполнѣ безкорыстны и гдѣ зараждаются матеріальныя основы общественнаго благосостоянія. Многочисленны или нѣтъ подобные труженики и гдѣ они скрываются, — знаетъ Богъ и по временамъ выводитъ изъ тьмы имена ихъ. Въ настоящее время становится особенно памятнымъ имя апостольскаго дѣятеля, озарившаго свѣтомъ Евангелія Алтайскихъ язычниковъ, — имя покойнаго архимандрита Макарія, начальника Алтайской церковной миссіи. О. архимандритъ Макарій христіанскими своими подвигами на поприщѣ просвѣтителя заблуждающихъ и своимъ высокимъ благочестіемъ сдѣлалъ столько пользы православной Церкви и отечеству и сѣменами евангельскаго ученія засѣялъ такую обширную ниву, что мы — современники его — считаемъ долгомъ справедливости передать потомству свѣдѣнія о великихъ доблестяхъ его подвиговъ и о благочестивой его жизни, помня слово Апостольское: поминайте наставники ваша, иже глаголаша вамъ слово Божіе: ихже взирающе на скончаніе жительства, подражайте вѣрѣ ихъ (Евр. 13, 7).

Архимандритъ Макарій, въ мірѣ Михаилъ Яковлевичъ Глухаревъ, родился 1792 года, Смоленской губерніи въ городѣ Вязьмѣ. Родителъ его, о. Іаковъ былъ изъ числа кончившихъ курсъ семинарскаго ученія, что встарину случалось очень рѣдко, служилъ священникомъ при Вяземской Введенской церкви и славился въ Вязьмѣ сказываніемъ проповѣдей. Михаилъ Яковлевичъ до «фары» учился въ домѣ родителя и получилъ здѣсь начальныя познанія [2] въ Латинскомъ языкѣ, на которомъ писалъ даже оккупаціи [3]; потомъ поступилъ прямо въ «инфиму» Вяземской духовной школы, находившейся въ Предтеченскомъ монастырѣ; отсюда за отличные успѣхи переведенъ въ «поэзію» Смоленской семинаріи; по окончаніи же полнаго курса семинарскихъ наукъ въ 1813 году, опредѣленъ былъ учителемъ «инфимы» въ тойже семинаріи, при епископѣ Смоленскомъ Иринеѣ Фальковскомъ и ректорѣ семинаріи Павлѣ Саббатовскомъ. Въ 1814 году, для состава 2 курса С.-Петербургской духовной академіи по новому образованію требовались лучшіе воспитанники, между прочимъ и изъ Смоленска: согласно съ этимъ требованіемъ семинарское начальство для отправленія въ академію избрало учителя Михаила Глухарева и студента Захара Смирягина [4]. Ректоромъ Петербургской духовной академіи былъ тогда Филаретъ, нынѣшній Московскій митрополитъ: онъ любилъ Михаила Яковлевича особенно предъ всѣми за добрую его нравственность и отличные успѣхи, между прочимъ, въ изученіи языковъ и Исторіи; но, какбы провидя въ немъ будущаго проповѣдника людямъ, ходящимъ во тьмѣ, велъ его стропотными путями [5]. По окончаніи курса академіи въ 1817 году, Михаилъ Яковлевичъ назначенъ былъ инспекторомъ Екатеринославской семинаріи и профессоромъ Церковной Исторіи. Тамошній архіепископъ Іовъ обходился строго съ семинарскими наставниками, а особенно съ Михаиломъ Яковлевичемъ, и этою мѣрою развилъ въ немъ чувство смиренія.

Чрезъ два года своего инспекторства, именно въ 1819 году, Михаилъ Яковлевичъ рѣшился вступить въ монашество [6], и названъ Макаріемъ, а потомъ Екатеринославскимъ архіепископомъ Іовомъ и рукоположенъ въ іеромонахи. Іеромонахомъ служилъ онъ два года, до 1821 года, въ которомъ переведенъ въ Кострому ректоромъ семинаріи и архимандритомъ Костромскаго Богоявленскаго монастыря, что было при епископѣ Костромскомъ Самуилѣ. Въ это время учился у него богословію, и былъ имъ отправленъ въ С.-Петербургскую академію Андрей Григорьевичъ Соколовъ [7], въ монашествѣ Аѳанасій бывшій епископъ Томскій, а нынѣ архіепископъ Казанскій. Изъ Костромы въ 1823 году архим. Макарій по прошенію уволенъ быль на покой въ Кіевскую лавру, гдѣ жилъ въ Китаевской пустыни до 1825 года, а въ этомъ году перепросился въ Глинскую пустыню Курской епархіи къ дивному старцу игумену Филарету [8], у котораго по 1829 годъ проходилъ степени послушанія со всякимъ терпѣніемъ и смиренномудріемъ, пока небесный промыслъ не указалъ ему новаго, апостольскаго поприща дѣятельности.

Въ Исторіи С.-Петербургской духовной академіи г. Чистовича (стр. 379) сказано: «Св. Сѵнодъ, предположивъ въ 1828 году учредить особую миссію въ Тобольской епархіи (имѣвшей тогда въ составѣ своемъ и нынѣшнюю Томскую) для проповѣди слова Божія Сибирскимъ инородцамъ, употребилъ къ сему архимандрита Макарія Глухарева». Учрежденію этой миссіи предшедствовали слѣдующія приготовительныя сношенія: Св. Сѵнодъ указомъ своимъ отъ 24 Декабря 1828 года предписалъ преосвященному Евгенію, архіепископу Тобольскому составить проектъ къ образованію миссіонеровъ для прочнѣйшаго усѣѣха въ дѣлѣ распространенія христіанства въ странѣ Сибирской. Проектъ былъ составленъ начальниками и наставниками Тобольской семинаріи [9] и немедленно доставленъ въ Св. Сѵнодъ. Въ слѣдъ ва тѣмъ чрезъ консисторію собраны были полныя свѣдѣнія о желающихъ принять должность миссіонерства и о жительствѣ инородцевъ. Изъ духовенства Тобольской епархіи къ поступленію въ миссіонеры изъявили желаніе благочинный Кайдаловъ и діаконы церквей — Вагайской и Чарышской. Но преосвященный разсудилъ имъ отказать, и обратился къ преосвященнымъ Курскому и Архангельскому, также къ архимандриту Соловецкаго монастыря, прося увѣдомить его, нѣтъ ли у нихъ людей способныхъ и желающихъ занять должности миссіонеровъ.

Въ то самое время въ Глинской пустынѣ проходилъ степени послушанія смиренный архимандритъ Макарій и первый изъявилъ желаніе принять званіе миссіонера въ странѣ Сибирской. Соглашаясь на его желаніе и отправляя его въ Тобольскъ, Св. Сѵнодъ 27 Мая 1829 года предписалъ преосвященному Евгенію: архимандрита Макарія обратить, по усмотрѣнію вашему, на дѣло проповѣданія, гдѣ представится нужнѣе, въ видѣ, на первый случай, опыта; дабы по первымъ дѣйствіямъ его можно было судить: способенъ ли онъ къ пріемлемому на себя дѣлу, и въ состояніи ли будетъ отправлять оное съ желаемою пользою.

Получивъ свѣдѣнія о прибытіи о. Макарія въ Тобольскъ [10], Св. Сѵнодъ окончательно 22 Мая 1830 года предписалъ преосвященному Евгенію — прибывшаго изъ Курской епархіи архим. Макарія отправить съ архипастырскимъ наставленіемъ въ качествѣ миссіонера къ тѣмъ народамъ, гдѣ на опытѣ дознано будетъ расположеніе къ принятію проповѣди слова Божія. А чтобы ускорить симъ дѣйствіемъ, для выдачи о. Макарію съ будущими при немъ на проѣздъ къ означеннымъ народамъ и содержаніе въ пути и на мѣстѣ, отослано къ его преосвященству при указѣ, изъ имѣющейся при Св. Сѵнодѣ типографской суммы 1,000 рублей, на счетъ возвращенія оныхъ изъ государственнаго казначейства. Въ силу этого указа, Тобольская консисторія поспѣшила назначить миссіонерамъ содержаніе. Но о. Макарій, имѣя магистерскую пенсію, изъявилъ желаніе проповѣдовать безмездно, проповѣдническое же жалованье получать въ томъ только случаѣ и въ той мѣрѣ, въ какой будетъ недостаточно для него собственная его пенсія. Для служенія при о. Макаріѣ признано лучшимъ командировать учениковъ семинаріи, хорошаго поведенія и понятливыхъ, съ жалованьемъ 250 рублей (ассигнаціями). Желаніе быть сотрудниками миссіонера изъявили ученики Тобольской семинаріи, знавшіе Татарскій языкъ, Василій Поповъ и Алексѣй Волковъ [11]. Съ этими учениками о. Макарій составилъ правила образованія миссіонеровъ при Тобольской семинаріи, съ тѣмъ, чтобы главное наблюденіе за приготовленіемъ молодыхъ членовъ миссіи препоручено было ему, архимандриту Макарію.

Въ то же время изъ Тобольской консисторіи были доставлены списки о находящихся въ Тобольской епархіи народахъ, еще не обратившихся къ христіанской вѣрѣ. О. Макарій, по общему согласію съ сотрудниками, для перваго опыта въ своемъ служеніи избралъ было кочующихъ за Петропавловскою линіею Киргизовъ во внѣшнемъ Кокчетавскомъ округѣ. Но генералъ-губернаторъ Западной Сибири, Иванъ Александровичъ Вельяминовъ 1-й, на отношеніе преосвященнаго (отъ 30 Іюня 1830 г.) отозвался, что «сколь ни богоугодно намѣреніе Св. Сѵнода и распоряженіе его преосвященства, но онъ не можетъ осмѣлиться дать своего согласія на отбытіе архимандрита Макарія въ Кокчетавскій округъ [12], не испросивъ на то чрезъ Сибирскій Комитетъ Высочайшаго соизволенія». Тогда о. Макарій для миссіонерской службы среди Калмыцкаго народа избралъ Бійскій округъ Томской губерніи. По полученіи антиминса и прочаго для походной церкви, миссіонеры послѣ литургіи и молебнаго пѣнія при отпускѣ проповѣдниковъ, напутствованные приличнымъ назиданіемъ отъ архипастыря (3 Августа 1830 г.), отправились въ Бійскій округъ.

Августа 28 дня о. Макарій прибылъ въ г. Бійскъ, а Сентября 4 дня удалился отъ Бійска верстъ на 100 и 6 числа, пріѣхавъ въ селеніе Улалу, населенное татарами крещенными и некрещенными, нашелъ тамъ молодаго татарина, желавшаго соединиться съ Христовою Церковію, крестилъ его и, какъ первенцу, нарекъ ему во святомъ крещеніи имя Іоаннъ. Получивъ донесеніе о. Макарія о крещеніи татарина, добрый и всѣми любимый архипастырь писалъ ему: «Обращеніе вами татарина преисполнило меня живѣйшею радостію. Привѣтствую васъ отъ всей души съ симъ первенцемъ благодати Божіей, коей именемъ онъ запечатлѣнъ; и молю Господа, да отверзетъ и другимъ многимъ дверь своего милосердія вашимъ словомъ и молитвою. Благодарность ваша за девятимѣсячное у меня жительство справедливѣе должна обратиться отъ меня къ вамъ. Ибо раствореніе царствія Божія въ трехъ сатѣхъ освящало, а не истощало домъ мой, и вы опечалите меня, ежели отречетесь быть и именоваться моимъ семьяниномъ даже и въ отдаленіи. Аще и не сый тѣломъ, но живу съ вами духомъ». Не тщетна была молитва архіерея Божія объ отверзеніи и другимъ многимъ двери милосердія Божія. Въ теченіе четырехъ лѣтъ съ самаго вступленія въ миссію до 1834 г., т.-е. до пріѣзда Агапита, перваго еп. Томскаго, у о. Макарія насчитывались уже 202 человѣка крещеныхъ инородцевъ обоего пола. Затѣмъ смиреніе, слово и молитва его каждогодно до 1843 г. болѣе и болѣе увеличивали число вѣрующихъ во Христа Калмыковъ и Татаръ [13].

А какъ поразительно было смиреніе о. Макарія въ дѣлѣ проповѣданія слова Божія, покажетъ слѣдующій случай. Однажды преосвященный Евгеній открылъ о. Макарію, что тотъ служитель Церкви, который обратитъ къ христіанству до 100 душъ, получаетъ отъ щедротъ монаршихъ знакъ отличія, усвоенный нѣкоторому ордену. По этому, когда въ Февралѣ мѣсяцѣ число новокрещенныхъ инородцевъ въ предѣлахъ дѣйствій Алтайской миссіи возрасло до 100 душъ, о. Макарій, вспомнивъ объ обѣщанной наградѣ, писалъ преемнику преосвященнаго Евгенія на Тобольской каѳедрѣ, преосвященному Аѳанасію: «повергаясь въ душѣ моей къ стопамъ вашимъ, милостивѣйшій архипастырь и благодѣтель мой, со всепокорнѣйшею искренностію молю: ни какого ордена знакомъ и ни какимъ отличіемъ не украшать моей немощной службы. Священный долгъ побуждаетъ свидѣтельствовать, что всѣ новокрещенные обращены не мною, но провидѣніемъ Божіимъ, по большей части безъ предварительнаго содѣйствія миссіи въ пунктахъ успѣховъ, такъ что на коихъ наше дѣйствованіе устремлялось, тѣ непреклонными оставались; но трудъ безуспѣшный въ однихъ былъ награждаемъ пріобрѣтеніями въ другихъ, которыхъ прежде мы и не видали, и которые были всегда извѣстны Всевидящему. Самое качество миссіонерской службы требуетъ, чтобъ иновѣрцы не имѣли повода къ вредному для дѣла Божія мнѣнію, что служитель Церкви воспріемлетъ труды въ ихъ пользу по видамъ и чаяніямъ честолюбія. Мнѣ кажется, что многіе здѣсь такимъ образомъ думаютъ обо мнѣ; а я не желаю, чтобы мнѣніе таковое торжествовало, и чтобы отъ личности моей падала тѣнь подобныхъ мнѣній и на другихъ, кои будутъ трудиться на стезѣ настоящей службы моей».

Архимандритъ Макарій первоначально имѣлъ свое пребываніе въ г. Бійскѣ. Но 1831 г. переѣхалъ жить въ деревню Найму. Найма отъ Бійска отстоитъ верстъ на 80; тамъ въ одномъ покоѣ его дома помѣщена была походная миссіонерская церковь, въ которой по временамъ совершалась и Божественная литургія. Деревня эта расположена у входа въ области черновыхъ Татаръ и кочующихъ по Алтайскимъ городамъ Калмыковъ. Потомъ 1835 г., изъ Наймы переѣхалъ онъ на Улалу [14], въ селеніе, состоящее преимущественно изъ Телеутовъ, воспріявшихъ св. крещеніе въ 1834 году. Здѣсь устроенъ и другой станъ; поставлена и другая походная церковь, пожертвованная миссіонерамъ г. академикомъ Мягковымъ и помѣщенная въ особомъ домѣ. Кромѣ того, верстахъ въ 100 отъ Наймы, на Маютѣ, былъ и третій станъ миссіи съ походною также церковію.

Въ 1837 году прибылъ къ миссіи родной братъ о. архимандрита, вдовый священникъ Вяземской Николаевской церкви, Алексѣй Глухаревъ, съ которымъ въ 1839 году ѣздилъ онъ [15] по своимъ дѣламъ въ Петербургъ; по возвращеніи же изъ Петербурга пробылъ въ миссіонерской службѣ только до 1843 года. При слабомъ отъ природы сложеніи тѣла, изнурясь еще болѣе непрестанными занятіями по обязанности миссіонера, верховою ѣздою по горамъ между кочевьями инородцевъ, неумолкаемою проповѣдію слова Божія, переводами то Библіи, то огласительныхъ словъ преп. Ѳеодора Студійскаго, то Духовной Лѣствицы преп. Іоанна, изученіемъ Калмыцкаго языка и переводомъ на оный многихъ молитвъ, Евангелій отъ Матѳея и Іоанна, нѣсколькихъ Псалмовъ и мѣстъ изъ посланій Апостольскихъ, о. архимандритъ до того истощился въ здоровьи, что былъ уже не въ силахъ продолжать миссіонерскую службу. По этому, желая сколько нибудь поддержать свои силы для служенія Господу Богу, въ болѣе умѣренномъ климатѣ внутреннихъ губерній Россіи, онъ съ благословенія Св. Сѵнода принялъ на Себя должность [16] настоятеля (заштатнаго) Болховскаго Троицкаго Оптина монастыря Орловской губерніи.

По перемѣщеніи своемъ въ Болховскій монастырь, о. архимандритъ продолжалъ ревностное свое служеніе. Но силы его не соотвѣтствовали уже его ревности, и замѣтно упадали. При всемъ томъ, видя близкій западъ жизни своей, онъ возъимѣлъ желаніе путешествовать въ Іерусалимъ, и тамъ при гробѣ Господнемъ предать Богу душу свою. Но Богу угодно было, вмѣсто Іерусалима земнаго, воззвать его въ небесный. Получивъ дозволеніе на путешествіе въ Палестину, началъ было о. Макарій съ Архиппомъ Орловымъ [17] собираться въ путь, какъ вдругъ впалъ въ болѣзнь (воспаленіе печени и желудка) [18], и послѣ двухнедѣльныхъ страданій, съ истиннымъ христіанскимъ напутствіемъ, волею Божіею скончался на 56 году своей жизни, 18 Мая 1847 года въ 10 часовъ и 20 минутъ утра. Тѣло его погребено въ соборномъ храмѣ Оптина Троицкаго монастыря Орловскимъ архіепископомъ Смарагдомъ, при великомъ стеченіи уважавшаго его народа. Онъ былъ такъ любимъ всѣми съ самаго вступленія его въ Болховскій монастырь и до кончины, что къ нему ежедневно стекались люди всѣхъ сословій и неотступно внимали душеспасительнымъ его бесѣдамъ, а во время предсмертной его болѣзни почти не отходили отъ него не только Болховцы, но многіе и изъ жителей окрестныхъ, и даже, когда скончался онъ, умоляли преосвященнаго Смарагда не спѣшить погребеніемъ тѣла его. По этому нѣсколько дней оставаясь въ соборномъ храмѣ, оно посѣщаемо было многочисленными почитателями усопшаго и уже въ 8 день по кончинѣ предано землѣ при всеобщемъ плачѣ. Къ мѣсту его погребенія и донынѣ собираются сонмы людей благочестивыхъ и служатъ по немъ паннихиды.

Примѣчанія:
[1] Свѣдѣнія объ отцѣ архимандритѣ Макаріѣ мы заимствовали отъ прихожанъ его родителя, живущихъ въ Томскѣ; отъ іеродіакона Алексія, который былъ въ Болховѣ подъ его настоятельствомъ и жилъ у него; болѣе же всего отъ роднаго его брата, заштатнаго Вяземскаго священника Алексія Глухарева. Отецъ архимандритъ Макарій самъ о себѣ не любилъ разсказывать.
[2] Фара, по нынѣшнему, второй приходскій классъ.
[3] Упражненія.
[4] Захаръ Смирягинъ, впослѣдствіи архимандритъ Зосима, ректоръ Псковской семинаріи, гдѣ въ этомъ санѣ и скончался.
[5] Профессоры академіи признавали Михаила Яковлевича первымъ магистромъ; но ректоръ поставилъ его десятымъ.
[6] Впрочемъ покойный о. Макарій самъ разсказывалъ бывшему библіотекарю Тобольской семинаріи Ал. Ив. С., что ему предстояла женитьба, даже имѣлась въ виду и невѣста; но это намѣреніе скоро оставлено имъ, потому что изъ гостей, гдѣ случались женщины и мірскія увеселенія, онъ каждый разъ возвращался домой съ пустотой въ душѣ.
[7] См. Ист. С.-Петербургской Дух. ак. стр. 370 и 445.
[8] О. Макарій впослѣдствіи часто вспоминалъ слова Филарета, что дѣвственника отъ рожденія матери слушается на землѣ вся природа, а недѣвственнику, хотя бы онъ былъ и выше дѣвственника подвигами благочестія, природа не покаряется и не повинуется ему.
[9] Составители проэкта были: ректоръ семинаріи іеромонахъ Нифонтъ, іеромонахъ Палладій, учители: іеромонахъ Евѳимій, іеромонахъ Даніилъ, Яковъ Ласточкинъ и Стефанъ Богородскій.
[10] О. Алексѣй Глухаревъ говорилъ мнѣ, будто о. Макарій первоначально ѣхалъ въ Иркутскъ для обрашенія Бурятъ. Не знаю, что сказать объ этомъ. Основанія думать такъ есть и въ письмахъ о. Макарія. Кн. I, стр. 52 и 148.
[11] Василій Поповъ 22 лѣтъ, высшаго отдѣленія семинаріи, сынъ дьячка Успенскаго завода, Степана Попова; Алексѣй Волковъ 17 лѣтъ, низшаго отдѣленія семинаріи, сынъ священника Туринскаго окр., Ворьинскаго села, Терентія Волкова.
[12] Отказъ послѣдовалъ главнымъ образомь отъ того, что Вельяминовъ получилъ отъ директора Азіатскаго департамента Родофиникина свѣдѣніе о содержаніи просьбъ, вступившихъ отъ находившихся въ С.-Петербургѣ Киргизскихъ депутацій Каркаралинскаго и Кокчетавскаго внѣшнихъ округовъ на Высочайшее имя. Въ этихъ просьбахъ они просили: въ Кокчетавскомъ округѣ укрѣпленій и деревяныхъ домовъ не строить, пашенъ не пахать, мечетей и школъ не заводить, ахуновъ и указныхъ муллъ не опредѣлять и позволить дѣтей своихъ не отдавать учиться въ школы. Изъ архив. консист.
[13] Предоставляю другимъ, хорошо знавшимъ о. Макарія и дѣла его миссіи, описать, все, что мною пропущено. «Въ подробномъ описаніи ея», говоритъ законоучитель Сибирскаго кадетскаго корпуса, А. И. С., «надобно бы означить сколько и въ какомъ году окрещено о. Макаріемъ; нужно бы сказать, кто были особенно полезные его сотрудники; какія употребляли они средства къ обращенію инородцевъ; какъ, чѣмъ и кто изъ лицъ правительственныхъ и частныхъ помогалъ дѣлу миссіи; даже не худо бы разсказать и о самыхъ замѣчательныхъ въ какомъ либо отношеніи обращеніяхъ инородцевъ. Правда, что тутъ труда не мало; но за то было бы хорошо, полезно, занимательно и назидательно».
[14] Улала отъ Наймы въ 8 верстахъ.
[15] Вѣроятно испросить себѣ сотрудниковъ или увольненія отъ миссіонерской службы. Еще въ 1834 г. онъ писалъ: «я рѣшился было переводить Лѣствицу на Россійское нарѣчіе; но думаю навсегда прекратить это дѣло, ибо съ одной стороны занятія по миссіи умножаются съ умноженіемъ новокрещенныхъ, съ другой — силы оскудѣваютъ, и день земной жизни моей склоняется къ вечеру». См. письма о. Макарія 34, стр. 109. По случаю отбытія о. архимандрита въ Петербургъ, завѣдывалъ миссіею іеромонахъ Парѳеній, въ 1838 году пріѣхавшій въ миссію изъ Владимірской Введенской пустыни.
[16] На мѣсто настоятеля игумена Парѳенія, бывшаго тогда инспекторомъ Орловской семинаріи, нынѣ епископа Томскаго.
[17] Этотъ Орловъ — отставной унтеръ-офицеръ. Онъ жилъ два года при миссіи въ числѣ братства, еще до отъѣзда о. Макарія, а потомъ съ нимъ вмѣстѣ переѣхалъ въ Болховъ.
[18] Тогда же послано было въ Москву къ преосв. митропол. Филарету извѣстіе о болѣзн. его состояніи. Изъ Москвы пріѣхалъ докторъ для поданія больному скорой помощи. Но земная помощь была уже не нужна.

Источникъ: Священникъ Алексій Лавровъ. Архимандритъ Макарій, начальникъ Алтайской церковной миссіи. // «Странникъ», духовный учено-литературный журналъ, издаваемый священникомъ, магистромъ Василіемъ Гречулевичемъ. — СПб.: Въ типографіи духовнаго журнала «Странникъ», 1860. — Томъ III. — С. 57-67.

Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0