Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - понедѣльникъ, 25 сентября 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 14.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ВЕТХОЗАВѢТНЫЕ АПОКРИѲЫ

О книгѣ Еноха.

Кн. Еноха — ветхозавѣтный апокриѳъ, возникшій въ іудейской средѣ въ IV-I вв. до Р. Х. Содержитъ обѣтованія и пророчества о міровыхъ событіяхъ и приходѣ Мессіи, Который былъ названъ Сыномъ Человѣческимъ, Избранникомъ, Сыномъ Жены, Святымъ. По стилю и духу Кн. Еноха наиболѣе близка къ Кн. прор. Даніила. Исторія грѣхопаденія связывается авторомъ не съ Быт. гл. 3, а съ Быт. 6, 1-6: падшіе ангелы научили людей волхвованіямъ и были за это ввергнуты въ бездну. Книга распадается на неск. частей: а) вступленіе (1–5); б) ангелы и Вселенная (6–36); в) притчи (37–71); г) небесныя свѣтила (72–82); д) видѣнія (83–90); е) призывъ къ праведности (91–105); ж) заключеніе (106–108), включающее Кн. Ноя (106–107). Кн. Еноха даетъ наиболѣе полное представленіе о чаяніяхъ іудеевъ въ періодъ предъ Рождествомъ Христовымъ. Книга была открыта заново въ эѳіоп. переводѣ и издана на англ. яз. Р. Лоуренсомъ въ Оксфордѣ въ 1821 г. На рус. яз. текстъ переведенъ прот. А. В. Смирновымъ въ 1888 г. Сохранились отрывки на греч. и арам. языкахъ (въ Кумранѣ). О ней упоминается у древнихъ писателей — Тертулліана, Оригена, Климента Александрійскаго и др. Эѳіопская (монофизитская) церковь почитаетъ Кн. Еноха канонической (благодаря чему она и сохранилась до нашихъ дней) и полагаетъ ее въ своей Библіи непосредственно за Кн. Іова. Въ Православной же Церкви Кн. Еноха отвергнута какъ апокриѳическая.

Текстъ апокриѳа

Ветхозавѣтные апокриѳы.

Книга Еноха.

Третій отдѣлъ. [Гл. 12-16.]

2. И вся его дѣятельность въ теченіи земной жизни была со святыми и со стражами. —

3. И едва я Енохъ прославилъ великаго Господа и Царя міра, какъ меня призвали стражи, — меня Еноха писца, — и сказали мнѣ:

4. «Енохъ, писецъ правды! иди, возвѣсти стражамъ неба, которые оставили вышнее небо и святыя вѣчныя мѣста, и развратились съ женами, и поступили такъ, какъ дѣлаютъ сыны человѣческіе, и взяли себѣ женъ, и погрузились на землѣ въ великое развращеніе:

5. они не будутъ имѣть на землѣ ни мира, ни прощенія грѣховъ: ибо они не могутъ радоваться своимъ дѣтямъ.

6. Избіеніе своихъ любимцевъ увидятъ они, и о погибели своихъ дѣтей будутъ воздыхать; и будутъ умолять во вѣкъ, но милосердія и мира не будетъ для нихъ».

XIII. 1. И Енохъ пошелъ и сказалъ Азазелу: «ты не будешь имѣть мира; тяжкій судъ учиненъ надъ тобою,

2. чтобы связать тебя, и облегченіе, ходатайство и милосердіе не будетъ долею для тебя за то насиліе, которому ты научилъ, и за всѣ дѣла хулы, насилія и грѣха, которыя ты показалъ сынамъ человѣческимъ».

3. Тогда я пошелъ далѣе и сказалъ всѣмъ имъ вмѣстѣ; и они устрашились всѣ, страхъ и трепетъ объялъ ихъ.

4. И они просили меня написать за нихъ просьбу, чтобы чрезъ это они обрѣли прощеніе, и вознести ихъ просьбу на небо къ Богу.

5. Ибо сами они не могли отнынѣ ни говорить съ Нимъ, ни поднять очей своихъ къ небу отъ стыда за свою грѣховную вину, за которую они были наказаны.

6. Тогда я составилъ имъ письменную просьбу и мольбу относительно состоянія ихъ духа и ихъ отдѣльныхъ поступковъ, и относительно того, о чемъ они просили, чтобы чрезъ это получили они прощеніе и долготерпѣніе.

7. И я пошелъ и сѣлъ при водахъ Дана въ области Данѣ прямо (т. е. къ югу) отъ западной стороны Ермона, и читалъ ихъ просьбу, пока не заснулъ.

8. И вотъ нашелъ на меня сонъ и напало на меня видѣніе; и я видѣлъ видѣніе суда, которое я долженъ былъ возвѣстить сынамъ неба и сдѣлать имъ порицаніе.

9. И какъ только я пробудился, то пришелъ къ нимъ; и всѣ они сидѣли печальные съ закрытыми лицами, собравшись въ Ублесъ-йяелѣ, который лежитъ между Ливаномъ и Сенезеромъ.

10. И я разсказалъ имъ всѣ видѣнія, которыя видѣлъ во время своего сна, и началъ говорить тѣ слова правды и порицать стражей неба.

XIV. 1. То, чтó здѣсь далѣе написано, есть слово правды и наставленіе, данное мнѣ вѣчными стражами, какъ повелѣлъ имъ Святый и Великій въ томъ видѣніи.

2. Я видѣлъ во время моего сна то, чтó я буду теперь разсказывать моимъ плотскимъ языкомъ и моимъ дыханіемъ, которое Великій вложилъ въ уста людямъ, чтобы они говорили имъ и понимали это сердцемъ (мыслію).

3. Какъ сотворилъ Онъ всѣхъ людей и даровалъ имъ пониманіе слова благоразумія, такъ Онъ сотворилъ и меня, и далъ мнѣ право порицать стражей — сыновъ неба.

4. «Я написалъ вашу просьбу, и мнѣ было открыто въ видѣніи, что именно ваша просьба не будетъ для васъ исполнена до всей вѣчности, дабы совершился надъ вами судъ, и ничто не будетъ для васъ исполнено.

5. И отнынѣ вы не взойдете уже на небо до всей вѣчности, и на землѣ васъ должно связать на всѣ дни міра: такой произнесенъ приговоръ.

6. Но прежде этого вы увидите уничтоженіе вашихъ возлюбленныхъ сыновъ, и вы не будете обладать ими, но они падутъ предъ вами отъ меча.

7. Ваша просьба за нихъ не будетъ исполнена для васъ, какъ и та (моя) просьба за васъ; вы не можете даже въ плачѣ и воздыханіи произносить устами ни одного слова изъ писанія, которое я написалъ».

8. И видѣніе мнѣ явилось такимъ образомъ: вотъ тучи звали меня въ видѣніи и облако звало меня; движеніе звѣздъ и молній гнало и влекло меня, и вѣтры въ видѣніи дали мнѣ крылья и гнали меня.

9. Они вознесли меня на небо и я приблизился къ одной стѣнѣ, которая была устроена изъ кристалловыхъ камней и окружена огненнымъ пламенемъ; и она стала устрашать меня.

10. И я вошелъ въ огненное пламя, и приблизился къ великому дому, который былъ устроенъ изъ кристалловихъ камней; стѣны этого дома были подобны наборному полу (паркету или мозаикѣ) изъ кристалловыхъ камней, и почвою его былъ кристаллъ.

11. Его крыша была подобна пути звѣздъ и молній съ огненными херувимами между нею (крышею) и воднымъ небомъ.

12. Пылающій огонъ окружадъ стѣны дома и дверь его горѣла огнемъ.

13. И я вступилъ въ тотъ домъ, который былъ горячъ какъ огонь и холоденъ какъ ледъ; не было въ немъ ни веселія, ни жизни: страхъ покрылъ меня и трепетъ объялъ меня.

14. И такъ какъ я былъ потрясенъ и трепеталъ, то упалъ на свое лицо; и я видѣлъ въ видѣніи.

15. И вотъ тамъ былъ другой домъ, бóльшій, нежели тотъ; всѣ врата его стояли предо мною отвореннымй, и онъ былъ выстроенъ изъ огненнаго пламени.

16. И во всемъ было такъ преизобильно, — въ славѣ, въ великолѣпіи и величіи, что я не могу дать вамъ описанія его славы и его величія.

17. Почвою же дома былъ огонь, а поверхъ его была молнія и путь звѣздъ и даже его крышею былъ пылающій огонь.

18. И я взглянулъ и увидѣлъ въ немъ возвышенный престолъ; его видъ былъ какъ иней, и водругъ него было какъ-бы блистающее солнце и херувимскіе голоса.

19. И изъ-подъ великаго престола выходили рѣки пылающаго огня, такъ что нельзя было смотрѣть на него.

20. И Тотъ, Кто великъ во славѣ, сидѣлъ на немъ; одежда Его была блестящѣе, чѣмъ само солнце, и бѣлѣе чистаго снѣга.

21. Ни ангелъ не могъ вступить сюда, ни смертный созерцать видъ лица самого Славнаго и Величественнаго.

22. Пламень пылающаго огня былъ вокругъ Него, и великій огонь находился предъ Нимъ, и никто не могъ къ Нему приблизиться изъ тѣхъ, которые находились около Него: тмы темъ были предъ Нимъ, но Онъ не нуждался во святомъ совѣтѣ.

23. И святые, которые были вблизи Его, не удалялись ни днемъ, ни ночью, и никогда не отходили отъ Него.

24. И я до сихъ поръ имѣлъ покрывало на своемъ челѣ, потому что трепеталъ; тогда позвалъ меня Господь собственными устами и сказалъ мнѣ: «подойди, Енохъ, сюда и къ Моему святому слову»!

25. И Онъ повелѣлъ подняться мнѣ и подойти ко вратамъ: я же опустилъ свое лицо.

XV. 1. И Онъ отвѣчалъ и сказалъ мнѣ Своимъ словомъ: слушай! не страшись, Енохъ, ты праведный мужъ и писецъ правды; подойди сюда и выслушай Мое слово!

2. И ступай, скажи стражамъ неба, которые послали тебя, чтобы ты просилъ за нихъ: вы должны просить за людей, а не люди за васъ.

3. Зачѣмъ вы оставили вышнее, святое, вѣчное небо, и преспали съ женами, и осквернились съ дочерьми человѣческими, и взяли себѣ женъ, и поступили какъ сыны земли, и родили сыновъ-исполиновъ?

4. Будучи духовными, святыми, наслѣдниками вѣчной жизни, вы осквернились съ женами, кровію плотскою родили дѣтей, возжелали крови людей, и произвели плоть и кровь, какъ производятъ тѣ, которые смертны и тлѣнны.

5. Ради того-то Я имъ и далъ женъ, чтобы они оплодотворяли ихъ, и чрезъ нихъ раждали бы дѣтей, какъ это обыкновенно происходитъ на землѣ.

6. Но вы были прежде духовны, призваны къ наслажденію вѣчной, безсмертной жизни на всѣ роды міра.

7. Посему Я не сотворилъ для васъ женъ, ибо духовные имѣютъ свое жилище на небѣ.

8. И теперь исполины, которые родились отъ тѣла и плоти, будутъ называться на землѣ злыми духами, и на землѣ будетъ ихъ жилище.

9. Злыя существа выходятъ изъ тѣлъ ихъ; такъ какъ они сотворены свыше и ихъ начало и первое происхожденіе было отъ святыхъ стражей, то они будутъ на землѣ злыми духами, и будутъ называться злыми духами.

10. И духи неба имѣютъ свое жилище на небѣ, а духи земли, родившіеся на землѣ, имѣютъ свое жилище на землѣ.

11. И духи исполиновъ, которые устремляются на облака, погибнутъ и будутъ низринуты, и станутъ совершать насиліе и производить разрушеніе на землѣ, и причинять бѣдствіе; они не будутъ принимать пищи, и не будутъ жаждать, и будутъ невидимы.

12. И тѣ существа не (?) возстанутъ противъ сыновъ человѣческихъ и противъ женъ, такъ какъ они произошли отъ нихъ.

XVI. 1. Во дни избіенія, и погибели, и смерти исполиновъ, лишь только души выйдутъ изъ тѣлъ, ихъ тѣло должно предаться тлѣнію безъ суда; такъ будутъ погибать они до того дня, когда великій судъ совершится надъ великимъ міромъ, — надъ стражами и нечестивыми людьми.

2. И теперь скажи стражамъ, которые послали тебя, чтобы ты просилъ за нихъ, и которые жили прежде на небѣ, теперь скажи имъ:

3. «вы были на небѣ, и хотя сокровенныя вещи не были еще вамъ открыты, однако вы узнали незначительную тайну, и разсказали её въ своемъ жестокосердіи женамъ, и чрезъ эту тайну жены и мужи причиняютъ землѣ много зла».

4. Скажи имъ: «для васъ нѣтъ мира».

Источникъ: Книга Еноха. Историко-критическое изслѣдованіе, русскій переводъ и объясненіе апокрифической Книги Еноха. — Сочиненіе священника Александра Смирнова. — Казань: Типографія Императорскаго Университета, 1888. — С. 285-293.

Назадъ / Къ оглавленію / Впередъ


Наверхъ / Къ титульной страницѣ

0