Русская Библiя
Русскій Порталъ- Церковный календарь- Русская Библія- Осанна- Святоотеческое наслѣдіе- Наслѣдіе Святой Руси- Слово пастыря- Литературное наслѣдіе- Новости

Русская Библія
-
Гостевая книга
-
Новости
-
Написать письмо
-
Поискъ

Греческая Библія

Ἡ Παλαιὰ Διαθήκη
-
Ἡ Καινὴ Διαθήκη

Славянская Библія

Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Синодальный переводъ

Исторія перевода
-
Ветхій Завѣтъ
-
Новый Завѣтъ

Переводы съ Масоретскаго

митр. Филарета Дроздова
-
Росс. Библ. Общества
-
прот. Герасима Павскаго
-
архим. Макарія Глухарева
-
С.-Петербургской Д. А.
-
проф. И. П. Максимовича
-
проф. М. С. Гуляева
-
проф. А. А. Олесницкаго
-
Неизвѣстн. перевод.
-
В. Левисона - Д. Хвольсона
-
проф. П. Горскаго-Платонова
-
«Вадима» (В. И. Кельсіева)
-
проф. П. А. Юнгерова
-
Л. І. Мандельштама
-
О. Н. Штейнберга
-
А. Л. Блоштейна

Переводы съ Греческаго LXX

свящ. А. А. Сергіевскаго
-
архіеп. Агаѳангела Соловьева
-
еп. Порфирія Успенскаго
-
проф. П. А. Юнгерова

Переводы Новаго Завѣта

архіеп. Меѳодія Смирнова
-
Росс. Библ. Общества
-
В. А. Жуковскаго
-
К. П. Побѣдоносцева
-
А. С. Хомякова

Апокриѳы

Ветхозавѣтные
-
Новозавѣтные

Библейскія изслѣдованія

Святоотеческія толкованія
-
Изслѣдованія по библеистикѣ
-
Толковая Библія Лопухина
-
Библія и наука

Календарь на Вашемъ сайтѣ

Ссылка для установки

Православный календарь

Новости сайта



Сегодня - четвергъ, 23 февраля 2017 г. Сейчасъ на порталѣ посѣтителей - 28.
Если вы нашли ошибку на странице, выделите ее мышкой и щелкните по этой ссылке, или нажмите Ctrl+Alt+E

ЧТЕНІЕ ДНЯ

25 Марта (7 Апрѣля н. ст.).
Благовѣщеніе Пресвятой Владычицы нашей Богородицы и Приснодѣвы Маріи.
Лук., 3 зач. (1, 24-38):

Благовещение Пресвятой БогородицыВо днехъ онѣхъ, зачатъ Елисаветь жена Захаріина, и таяшеся мѣсяцъ пять, глаголющи: Яко тако мнѣ сотвори Господь во дни, въ няже призрѣ отъяти поношеніе мое въ человѣцѣхъ. Въ мѣсяцъ же шестый поланъ бысть ангелъ Гавріилъ отъ Бога, во градъ Галилейскій, емуже имя Назаретъ, къ Дѣвѣ обрученнѣй мужеви, емуже имя Іосифъ, отъ дому Давидова: и имя Дѣвѣ Маріамь. И вшедъ къ ней ангелъ, рече:  р а д у й с я,   б л а г о д а т н а я,   Г о с п о д ь   с ъ   т о б о ю:   б л а г о с л о в е н а   т ы   в ъ   ж е н а х ъ.  Она же видѣвши смутися о словеси его: и помышляше, каково будетъ цѣлованіе сіе. И рече ангелъ ей: не бойся Маріамь: обрѣла бо еси благодать у Бога. И се, зачнеши во чревѣ, и родиши сына: и наречеши имя ему  І и с у с ъ.  Сей будетъ велій, и Сынъ Вышняго наречется, и дастъ Ему Господь Богъ престолъ Давида отца Его: И воцарится въ дому Іаковли во вѣки, и царствію его не будетъ конца. Рече же Маріамь ко ангелу: како будеть сіе, идѣже мужа не знаю? И отвѣщавъ ангелъ рече ей: Духъ Святый найдетъ на тя, и сила Вышняго осѣнитъ тя, тѣмже и раждаемое свято, наречется Сынъ Божій. И се Елисаветь южика твоя, и та зачатъ сына въ старости своей: и сей мѣсяцъ шестый есть ей нарицаемѣй неплоды. Яко не изнеможетъ у Бога всякъ глаголъ. Рече же Маріамъ: се раба Господня, буди мнѣ по глаголу твоему. И отъиде отъ нея ангелъ.

Ἐν ταῖς ἡμέραις ἐϰείναις συνέλαβεν Ἐλισάβετ ἡ γυνὴ Ζαχαρίου, ϰαὶ περιέϰρυβεν ἑαυτὴν μῆνας πέντε, λέγουσα ὅτι Οὕτω μοι πεποίηϰεν ὁ Κύριος ἐν ἡμέραις αἷς ἐπεῖδεν ἀϕελεῖν τὸ ὄνειδός μου ἐν ἀνϑρώποις. Ἐν δὲ τῷ μηνὶ τῷ ἕϰτῳ ἀπεστάλη ὁ ἄγγελος Γαβριὴλ ὑπὸ τοῦ Θεοῦ εἰς πόλιν τῆς Γαλιλαίας, ᾗ ὄνομα Ναζαρὲτ, πρὸς παρϑένον μεμνηστευμένην ἀνδρὶ, ᾧ ὄνομα Ἰωσήϕ, ἐξ οἴϰου Δαυῒδ, ϰαὶ τὸ ὄνομα τῆς παρϑένου Μαριάμ. Καὶ εἰσελϑὼν ὁ ἄγγελος πρὸς αὐτὴν εἶπε·  Χ α ῖ ρ ε,   ϰ ε χ α ρ ι τ ω μ έ ν η·   ὁ   Κ ύ ρ ι ο ς   μ ε τ ὰ   σ ο ῦ·   ε ὐ λ ο γ η μ έ ν η   σ ὺ   ἐ ν   γ υ ν α ι ξ ί ν.  Ἡ δὲ ἰδοῦσα διεταράχϑη ἐπὶ τῷ λόγῳ αὐτοῦ, ϰαὶ διελογίζετο ποταπὸς εἴη ὁ ἀσπασμὸς οὗτος. Καὶ εἶπεν ὁ ἄγγελος αὐτῇ· Μὴ ϕοβοῦ, Μαριάμ· Εὗρες γὰρ χάριν παρὰ τῷ Θεῷ. Καὶ ἰδοὺ συλλήψῃ ἐν γαστρὶ ϰαὶ τέξῃ υἱόν, ϰαὶ ϰαλέσεις τὸ ὄνομα αὐτοῦ  Ἰ η σ ο ῦ ν.  Οὗτος ἔσται μέγας, ϰαὶ υἱὸς Ὑψίστου ϰληϑήσεται, ϰαὶ δώσει αὐτῷ Κύριος ὁ Θεὸς τὸν ϑρόνον Δαυῒδ τοῦ πατρὸς αὐτοῦ, ϰαὶ βασιλεύσει ἐπὶ τὸν οἶϰον Ἰαϰὼβ εἰς τοὺς αἰῶνας, ϰαὶ τῆς βασιλείας αὐτοῦ οὐϰ ἔσται τέλος. Εἶπε δὲ Μαριὰμ πρὸς τὸν ἄγγελον· Πῶς ἔσται μοι τοῦτο, ἐπεὶ ἄνδρα οὐ γινώσϰω; Καὶ ἀποϰριϑεὶς ὁ ἄγγελος εἶπεν αὐτῇ· Πνεῦμα Ἅγιον ἐπελεύσεται ἐπὶ σὲ ϰαὶ δύναμις Ὑψίστου ἐπισϰιάσει σοι· διὸ ϰαὶ τὸ γεννώμενον ἅγιον ϰληϑήσεται υἱὸς Θεοῦ. Καὶ ἰδοὺ Ἐλισάβετ ἡ συγγενής σου ϰαὶ αὐτὴ συνεληϕυῖα υἱὸν ἐν γήρει αὐτῆς, ϰαὶ οὗτος μὴν ἕϰτος ἐστὶν αὐτῇ τῇ ϰαλουμένῃ στείρᾳ· ὅτι οὐϰ ἀδυνατήσει παρὰ τῷ Θεῷ πᾶν ῥῆμα. Εἶπε δὲ Μαριάμ· Ἰδοὺ ἡ δούλη Κυρίου· γένοιτό μοι ϰατὰ τὸ ῥῆμά σου. Καὶ ἀπῆλϑεν ἀπ’ αὐτῆς ὁ ἄγγελος.

Толкованіе на Святое Евангеліе

Блаж. Ѳеофилактъ, архіеп. Болгарскій (†1107 г.)
Толкованіе на Святое Евангеліе отъ Луки (1, 24-38).

Благовещение Пресвятой Богородицы(24) По сихъ же днехъ, зачатъ Елисаветь жена его, и таяшеся мѣсяцъ пять, глаголющи: (25) Яко тако мнѣ сотвори Господь во дни, въ няже призрѣ отъяти поношеніе мое въ человѣцѣхъ.

Елисавета, будучи цѣломудренна, стыдилась и, зачавши въ старости, таилась она пять мѣсяцевъ, пока зачала и Марія. Когда же и сія (Марія) зачала и младенецъ взыгралъ во чревѣ ея (Елисаветы), она уже болѣе не таилась, и даже держала себя смѣло, какъ мать такого сына, который и прежде рожденія своего почтенъ былъ достоинствомъ пророка.

(26) Въ мѣсяцъ же шестый поланъ бысть ангелъ Гавріилъ отъ Бога, во градъ Галилейскій, емуже имя Назаретъ, (27) къ Дѣвѣ обрученнѣй мужеви, емуже имя Іосифъ, отъ дому Давидова: и имя Дѣвѣ Маріамь. (28) И вшедъ къ ней ангелъ, рече: радуйся, благодатная, Господь съ тобою: благословена ты въ женахъ. (29) Она же видѣвши смутися о словеси его: и помышляше, каково будетъ цѣлованіе сіе. (30) И рече ангелъ ей: не бойся Маріамь: обрѣла бо еси благодать у Бога.

Въ мѣсяцъ шестый, считая отъ времени зачатія Іоанна. Говоритъ, что Дѣва обручена была мужу изъ дома Давидова, чтобы показатъ, что и она происходила изъ Давидова же рода; ибо такой былъ законъ, чтобы обѣ половины (въ бракѣ) были изъ одного и тогоже рода и изъ одного и тогоже колѣна (Числ. 36, 6-9). Поелику Господь сказалъ Евѣ: въ болѣзнехъ родиши чада (Быт. 3, 16); теперь эту болѣзнь разрѣшаетъ та радость, какую приноситъ Дѣвѣ ангелъ, говоря: радуйся благодатная. Поелику Ева была проклята; Марія теперь слишитъ: благословена ты. Марія размышляла о привѣтствіи, каково оно: не гнусное ли и порочное, каково обращеніе мужщины къ дѣвицѣ, или божественное, такъ какъ въ привѣтствіи упомянуто и о Богѣ: Господь съ тобою. Ангелъ, во-первыхъ, успокоиваетъ сердце ея отъ страха, чтобы она приняла божественный отвѣтъ въ невозмутимомъ положеніи; ибо въ состояніи смущенія она не могла бы должнымъ образомъ выслушать имѣющее сбыться потомъ, какъ-бы въ изъясненіе вышесказаннаго слова благодатная, говоритъ: обрѣла бо еси благодать у Бога. Ибо быть облагодатствованнымъ значитъ получить благодать у Бога, то-есть, угодить Богу. Но это (счастіе) общее: ибо и другія многія получили благодать у Бога, а приносимое Маріи привѣтствіе не идетъ еще ни къ кому.

(31) И се, зачнеши во чревѣ, и родиши сына: и наречеши имя ему Іисусъ. (32) Сей будетъ велій, и Сынъ Вышняго наречется, и дастъ Ему Господь Богъ престолъ Давида отца Его: (33) И воцарится въ дому Іаковли во вѣки, и царствію его не будетъ конца.

Се зачнеши: этого преимущества не удостоилась еще никакая другая (дѣва). Сказалъ: во чревѣ; этимъ показывается, что Господь существенно воплотился изъ самыхъ ложеснъ Дѣвы. Пришедшій для спасенія нашего рода справедливо названъ Іисусомъ: ибо имя сіе, въ переводѣ на греческій языкъ, означаетъ: спасеніе отъ Бога. Іисусъ, по толкованію, значитъ Спаситель, потому что и спасеніе называется іаó (ἰαὼ). Будетъ, говоритъ, велій, и Сынъ вышняго наречется. Великъ былъ и Іоаннъ, но еще не былъ и сыномъ Вышняго. А Спаситель — великъ по своему ученію и — Сынъ Вышняго тоже по ученію, ибо Онъ училъ какъ имѣющій власть, и по совершенію дивныхъ чудесъ. Называется Сыномъ Вышняго видимый человѣкъ: ибо такъ какъ лице (ὑπόστασις) было одно, поистинѣ былъ Сыномъ Вышняго человѣкъ, сынъ Дѣвы. Слово было Сыномъ Вышняго и прежде вѣковъ, но не называлось такъ, и не было извѣстно; когда же воплотилось и явилось во плоти, тогда и названъ Сыномъ Вышняго видимый и творящій чудеса. Слыша о престолѣ Давидовѣ, не подумай о царствѣ чувственномъ, но разумѣй о божественномъ, которымъ Онъ воцарился надъ всѣми народами божественною проповѣдію. Домъ Іакова суть увѣровавшіе какъ изъ евреевъ, такъ точно и изъ другихъ народовъ; ибо таковые собственно суть Іаковъ и Израиль. Какъ же говорится, что Онъ возсѣлъ на престолѣ Давидовѣ? Слушай. Давидъ былъ меньшій между братьями своими: и Господь былъ въ презрѣніи и поношеніи какъ ядца и винопійца и сынъ древодѣлателя, и въ безчестіи даже у своихъ братьевъ, сыновей Іосифовыхъ. Ни братія бо его, сказано, вѣроваша въ него (Іоан. 7. 5). Давидъ, не смотря на благотворительность, былъ гонимъ: и на Господа, творящаго чудеса, клеветали и бросали камни. Давидъ побѣдилъ и воцарился кротостію: и Господь воцарился, принявши крестъ по кротости. Итакъ видишь ли, въ какомъ смыслѣ говорится, что Онъ возсѣлъ на престолѣ Давидовѣ? Какъ Давидъ принялъ чувственное царство, такъ Господь принялъ духовное царствованіе, которому не будетъ конца. Ибо царствованію Христову, то-есть, богопознанію и христіанству, не будетъ конца. Ибо мы и въ гоненіи сіяемъ благодатію Христовою.

(34) Рече же Маріамь ко ангелу: како будеть сіе, идѣже мужа не знаю? (35) И отвѣщавъ ангелъ рече ей: Духъ Святый найдетъ на тя, и сила Вышняго осѣнитъ тя, тѣмже и раждаемое свято, наречется Сынъ Божій.

Дѣва сказала: како будетъ сіе, не потому, что она какъ-бы не повѣрила, но потому, что она, какъ мудрая и разумная, желала узнать образъ настоящаго событія: ибо ничего подобнаго не было прежде сего, ни послѣ сего не будетъ. Посему и ангелъ прощаетъ ей, и не осуждаетъ какъ Захарію, но еще объясняетъ образъ (событія). Захарія справедливо осуждается: онъ имѣлъ много примѣровъ, такъ какъ многія неплодныя раждади, а Дѣва не имѣла ни одного примѣра. Духъ Святый, говоритъ, найдетъ на тя, устрояя угробу твою плодоносною, и созидая плоть для единосущнаго Слова. И сила Вышняго, Сынъ Божій, ибо Христосъ — сила Божія (1 Кор. 1, 24), осѣнитъ тя, то-есть, покроетъ тебя, окружитъ тебя со всѣхъ сторонъ. Ибо какъ птица осѣняетъ совершенно своихъ птенцовъ, накрывая своими крыльями, такъ сила Божія объяла Дѣву совершенно; сіе и значитъ: осѣнить. Быть можетъ, иной скажетъ: какъ живописецъ сначала набрасываетъ тѣнь, потомъ раскрашиваетъ окончательно, такъ и Господь, созидая самъ Себѣ плоть, и составляя образъ человѣка, сначала оттѣнилъ плоть во утробѣ Матери, смѣсивъ ее изъ кровей Приснодѣвы, а потомъ образовалъ ее. Но это сомнительно. Ибо одни говорятъ, что вмѣстѣ съ тѣмъ, какъ Господь осѣнилъ утробу Дѣвы, тотчасъ же сталъ совершенный младенецъ: а другіе не принимаютъ сего. Выслушай же, что говоритъ: тѣмже и раждаемое свято, то-ееть, растущее во утробѣ твоей постепенно, а не вдругъ явившееся въ совершенномъ видѣ. Отселѣ и уста Несторія заграждаются. Ибо онъ говорилъ, что не Сынъ Божій, обитавшій во утробѣ Дѣвы, воплотился, но простой человѣкъ, родившійся отъ Маріи, сталъ имѣть въ послѣдствіи Бога своимъ сопутникомъ. Пусть же слышитъ, что раждаемое во угробѣ, именно оно, было Сынъ Божій; не иной былъ носимый во чревѣ, и иной — Сынъ Божій, но одинъ и тотъ же былъ сынъ Дѣвы и Сынъ Божій. Смотри, какъ указалъ и на Святую Троицу, поименовавъ Духа Святаго, Силу — Сына, Вышняго — Отца.

(36) И се, Елисаветь южика твоя, и та зачатъ сына въ старости своей: и сей мѣсяцъ шестый есть ей нарицаемѣй неплоды. (37) Яко не изнеможетъ у Бога всякъ глаголъ. (38) Рече же Маріамъ: се раба Господня, буди мнѣ по глаголу твоему. И отъиде отъ нея ангелъ.

Быть можетъ, иной недоумѣваетъ, какъ Елисавета была сродницею Дѣвы, когда Дѣва была изъ колѣна Іудина, а Елисавета — изъ дщерей Аароновыхъ. Ибо законъ требовалъ, чтобы браки были изъ одного и тогоже колѣна, а потому и родство находилось между происходившими отъ одного и тогоже колѣна. На сіе можно сказать и то, что со времени плѣна роды смѣшались, а лучше — слѣдующее: Ааронъ имѣлъ женою Елисавету, дочь Аминадава, а сей былъ изъ колѣна Іудина. Видишь ли, что Богоматерь была сродницею Елисаветѣ съ самаго начала, отъ Аарона. Поелику жена Аарона происходила изъ колѣна Іудина, изъ котораго была и Богоматерь, а Елисавета была изъ дшерей Аароновыхъ: слѣдовательно Елисавета — сродница Богоматери. Ибо праматерь ея, жена Аарона, была изъ колѣна Іудина. Смотри и на преемство родства: жена Аарона — Елисавета и жена Захаріи — Елисавета, какъ отъ нея происходящая. Но посмотримъ, что говоритъ Дѣва. Се раба Господня, буди мнѣ по глаголу твоему: я — дска живописца: пусть пишетъ писецъ, что онъ хочетъ; пусть творитъ Господь, что Ему угодно. Очевидно, прежде сказанное: како будетъ сіе, было выраженіемъ не невѣрія, а желанія узнать образъ: ибо еслибъ не вѣрила, не сказала бы: се раба Господня, буди мнѣ по глаголу твоему. Знай и то, что Гавріилъ значитъ человѣкъ Божій, Маріамъ — госпожа, а Назаретъ — освященіе. Посему, когда Богъ имѣлъ содѣлаться человѣкомъ, прилично посылается Гавріилъ, который означаетъ: человѣкъ Божій; да и привѣтствіе совершается въ святомъ мѣстѣ, то-есть, въ Назаретѣ: ибо гдѣ Богъ, тамъ нѣтъ ничего нечистаго.

Святоотеческое наслѣдіе

Свят. Проклъ, Патріархъ Константинопольскій († 446 г.)
Бесѣда на Благовѣщеніе Пресвятой Богородицы.

Благовещение Пресвятой БогородицыНынѣшнее собраніе наше въ честь Пресвятой Дѣвы вызываетъ меня, братія, сказать Ей слово похвалы, полезное и для пришедшихъ на это церковное торжество. Оно составляетъ похвалу женъ, славу ихъ пола, какую (славу) доставляетъ ему Та, Которая въ одно время есть и Матерь, и Дѣва. Вожделѣнное и чудное собраніе! Торжествуй, природа, потому что воздается честь Женѣ; ликуй, родъ человѣческій, потому что прославляется Дѣва. Идѣже бо умножися грѣхъ, преизбыточествова благодать (Рим. 5, 20). Насъ собрала здѣсь Святая Богородица и Дѣва Марія, чистое сокровище дѣвства, мысленный рай Втораго Адама, — мѣсто, гдѣ совершилось соединеніе естествъ, гдѣ утвердился Совѣтъ о спасительномъ примиреніи.

Кто видѣлъ, кто слышалъ, чтобы обиталъ во чревѣ Безпредѣльный Богъ, Котораго не вмѣщаютъ Небеса, Котораго не ограничиваетъ чрево Дѣвы!?

Родившійся отъ жены не есть только Богъ и не есть только Человѣкъ: этотъ Родившійся содѣлалъ жену, древнюю дверь грѣха, дверью спасенія; гдѣ змій разлилъ свой ядъ, нашедши преслушаніе, тамъ Слово воздвигло Себѣ одушевленный храмъ, вошедши туда послушаніемъ; гдѣ возникъ первый грѣшникъ Каинъ, тамъ родился безсѣменно Искупитель человѣческаго рода Христосъ. Человѣколюбецъ не возгнушался родиться отъ жены, потому что это дѣло Его даровало жизнь. Онъ не подвергся нечистотѣ, вселившись въ утробу, которую Онъ Самъ устроилъ чуждой всякаго поврежденія. Если бы эта Матерь не пребыла Дѣвой, то рожденный Ею былъ бы простой человѣкъ, и рожденіе не было бы чудесно; а такъ какъ Она и послѣ рожденія пребыла Дѣвой, то Кто же — Рожденный, какъ не Богъ? Неизъяснимо таинство, потому что родился неизъяснимымъ образомъ Онъ, безпрепятственно прошедшій дверьми, когда онѣ были заключены. Исповѣдуя въ Немъ соединеніе двухъ естествъ, Ѳома воскликнулъ: Господь мой, и Богъ мой! (Іоан. 20, 28).

Апостолъ Павелъ говоритъ, что Христосъ іудеемъ убо соблазнъ, еллиномъ же безуміе (1 Кор. 1, 23): они не познали силы таинства, потому что оно непостижимо уму: аще бы быша разумѣли, не быша Господа Славы распяли (1 Кор. 2, 8). Если бы Слово не вселялось во чрево, то плоть не возсѣла бы съ Нимъ на Божественномъ Престолѣ; если бы для Бога было оскорбительно войти въ утробу, которую Онъ создалъ, то и Ангелы оскорблялись бы служеніемъ человѣку.

Тотъ, Кто по Своему естеству не подлежитъ страданіямъ, по милосердію къ намъ подвергъ Себя многимъ страданіямъ. Мы вѣруемъ, что Христосъ не чрезъ постепенное восхожденіе къ Божественному естеству содѣлался Богомъ, но, будучи Богъ, по Своему милосердію содѣлался Человѣкомъ. Мы не говоримъ: «человѣкъ сдѣлался Богомъ»; но исповѣдуемъ, что Богъ воплотился и вочеловѣчился. Рабу Свою избралъ для Себя въ Матерь Тотъ, Кто по существу Своему не имѣетъ матери, и Кто, являясь по Божественному смотрѣнію на землѣ въ образѣ человѣка, не имѣетъ здѣсь отца. Какъ одинъ и тотъ же есть и безъ отца, и безъ матери, по слову Апостола (Евр. 7, 3)? Если Онъ — только человѣкъ, то Онъ не могъ быть безъ матери: и дѣйствительно, у Него есть Мать. Если Онъ — только Богъ, то Онъ не безъ Отца: въ самомъ дѣлѣ, у Него есть Отецъ. Онъ не имѣетъ матери какъ Творецъ Богъ, не имѣетъ отца какъ Человѣкъ.

Убѣдись въ этомъ самымъ именемъ Архангела, благовѣстившаго Маріи: ему имя — Гавріилъ. Что значитъ это имя? — оно значитъ: «Богъ и человѣкъ». Такъ какъ Тотъ, о Комъ онъ благовѣствовалъ, есть Богъ и Человѣкъ, то имя его предуказывало на это чудо, дабы вѣрою принято было дѣло Божественнаго домостроительства.

Спасти людей нельзя было простому человѣку, потому что всякій человѣкъ самъ имѣлъ нужду въ Спасителѣ: вси бо, — говоритъ святой Павелъ, — согрѣшиша, и лишени суть Славы Божія (Рим. 3, 23). Такъ какъ грѣхъ подвергъ грѣшника власти діавола, а діаволъ подвергъ его смерти, то состояніе наше сдѣлалось крайне бѣдственнымъ: не было никакого способа избавиться отъ смерти. Были присылаемы врачи, т. е. пророки, но они могли только яснѣе указать на немощи. Что они дѣлали? Когда видѣли, что болѣзнь превышаетъ искусство человѣческое, они съ Небесъ призывали Врача; одинъ говорилъ: Господи, преклони небеса, и сниди (Псал. 143, 5); другой взывалъ: Изцѣли мя, Господи, и изцѣлѣю (Іер. 17, 14); воздвигни силу Твою, и пріиди во еже спасти насъ (Псал. 79, 3). Иной: Яко аще истинно вселится Богъ съ человѣки на земли (3 Цар. 8, 27). Скоро да предварятъ ны щедроты Твоя, Господи, яко обнищахомъ зѣло (Псал. 78, 8). Другіе говорили: О люте мнѣ, душѣ! яко погибе благочестивый отъ земли, и исправляющаго въ человѣцѣхъ нѣсть (Мих. 7, 2). Боже, въ помощь мою вонми: Господи, помощи ми потщися (Псал. 69, 1). Аще умедлитъ, потерпи ему, яко Идый пріидетъ, и не умедлитъ (Авв. 2, 3). Заблудихъ яко овча погибшее: взыщи раба Твоего, уповающаго на Тя (Псал. 118, 176). Богъ явѣ пріидетъ, Богъ нашъ, и не промолчитъ (Псал. 49, 3). Потому Тотъ, Кто по естеству есть Царь, не презрѣлъ естества человѣческаго, порабощеннаго лютой властью діавола, благосердый Богъ не попустилъ быть ему всегда подъ властью діавола, Присносущій пришелъ и далъ въ уплату Свою Кровь; для искупленія рода человѣческаго отъ смерти отдалъ Свое Тѣло, которое принялъ отъ Дѣвы, освободилъ міръ отъ клятвы закона, уничтоживъ смерть Своею смертью. Христосъ ны искупилъ есть отъ клятвы законныя, — восклицаетъ святой Павелъ (Гал. 3, 13).

Такъ знай, что Искупитель нашъ не есть простой человѣкъ, потому что весь родъ человѣческій порабощенъ грѣху, но Онъ также и не Богъ только, непричастный естества человѣческаго. Онъ имѣлъ тѣло, потому что если бы Онъ не облекся въ меня, то и не спасъ бы меня. Но, вселившись во чрево Дѣвы, Онъ облекся въ меня осужденнаго, и въ немъ — въ томъ чревѣ совершилъ чудную перемѣну: далъ Духа и принялъ тѣло, Одинъ и Тотъ же (пребывая) съ Дѣвою и (рождаясь) отъ Дѣвы. Итакъ, Кто же Онъ, явившійся намъ? Пророкъ Давидъ указываетъ тебѣ въ сихъ словахъ: Благословенъ Грядый во Имя Господне (Псал. 117, 26). Но яснѣе скажи намъ, пророкъ, Кто Онъ? Господь Богъ воинствъ, говоритъ пророкъ: Богъ Господь, и явися намъ (Псал. 117, 27). Слово плоть бысть (Іоан. 1, 14): соединились два естества, и соединеніе пребыло неслитнымъ.

Онъ пришелъ спасти, но долженъ былъ и пострадать. Какъ могло быть то и другое вмѣстѣ? Простой человѣкъ не могъ спасти; а Богъ въ одномъ только Своемъ естествѣ не могъ страдать. Какимъ же образомъ совершилось то и другое? Такъ, что Онъ, Еммануилъ, пребывая Богомъ, содѣлался и Человѣкомъ; и то, чѣмъ Онъ былъ, спасло, — а то, чѣмъ Онъ содѣлался, страдало. Потому, когда Церковь увидѣла, что іудейское сонмище увѣнчало Его терніемъ, оплакивая буйство сонмища, — говорила: Дщери Сіони, изыдите и видите вѣнецъ, имже вѣнча Его мати Его (Пѣсн. 3, 11). Онъ носилъ терновый вѣнецъ, и разрушилъ осужденіе на страданіе отъ тернія. Онъ Одинъ и Тотъ же былъ и въ лонѣ Отца и во чревѣ Дѣвы; Одинъ и Тотъ же — на рукахъ Матери и на крыльяхъ вѣтровъ (Псал. 103, 3); Онъ, Которому поклонялись Ангелы, въ то же время возлежалъ за столомъ съ мытарями. На Него Серафимы не смѣли взирать, и въ то же время Пилатъ дѣлалъ Ему допросъ. Онъ — Одинъ и Тотъ же, Котораго заушалъ рабъ и предъ Которымъ трепетала вся тварь. Онъ пригвождался ко Кресту и возсѣдалъ на Престолѣ Славы, — полагался во гробъ и простиралъ небо яко кожу (Псал. 103, 2), — причисленъ былъ къ мертвымъ и упразднилъ адъ; здѣсь, на землѣ, клеветали на Него, какъ обманщика, — тамъ, на Небѣ, воздавали Ему славу, какъ Всесвятому. Какое непостижимое таинство! Вижу чудеса, и исповѣдую, что Онъ — Богъ; вижу страданія, и не могу отрицать, что Онъ — Человѣкъ. Еммануилъ отверзъ двери природы, какъ человѣкъ, и сохранилъ невредимыми ключи дѣвства, какъ Богъ: исшелъ изъ утробы такъ же, какъ вошелъ чрезъ слухъ; одинаково и родился и зачался: безстрастно вошелъ, безъ истлѣнія вышелъ, какъ объ этомъ говоритъ пророкъ Іезекіиль: Обрати мя на путь вратъ святыхъ внѣшнихъ, зрящихъ на востоки: и сія бяху затворенна. И рече Господь ко мнѣ: сынѣ человечь, сія врата заключенна будутъ, и не отверзутся, и никтоже пройдетъ ими: яко Господь Богъ Израилевъ, Онъ единъ, внидетъ и изыдетъ и будутъ заключенна (Іез. 44, 1-2). Вотъ — ясное указаніе на Святую Дѣву и Богородицу Марію. Да прекратится всякое противорѣчіе, и Священное Писаніе да просвѣтитъ наше разумѣніе, дабы намъ получить и Царство Небесное во вѣки вѣковъ. Аминь.


СМ. ТАКЖЕ:

Свт. Анастасій Антіохійскій († 599 г.)

  • Слово нa Благовѣщеніе Всенепорочныя Богородицы Маріи [ХЧ, СПб., 1841].

    Свт. Андрей, архіеп. Критскій († ок. 713 г.)

  • Слово на Благовѣщеніе Пресвятой Богородицы [СПб., 1869].

    Свт. Григорiй Неокесарiйскiй (†ок. 266 г.)

  • Бесѣда 1. На Благовѣщение Пресвятой Богородицы [Петроградъ, 1916].
  • Бесѣда 3. На Благовѣщеніе Всесвятой Богородицы Дѣвы Маріи [Петроградъ, 1916].

    Свт. Григорій Палама († ок. 1360 г.)

  • Омилія на Благовѣщеніе Пречистыя Владычицы нашея Богородицы и Приснодѣвы Маріи [Монреаль, 1968].

    Свт. Софроній Іерусалимскій († ок. 638 г.)

  • Слово на праздникъ Благовѣщенія Пресвятыя Богородицы [Джорданвилъ, 1988].

    Свт. Фотій Константанопольскiй († 886 г.)

  • Бесѣда на Благовѣщеніе Пресвятыя Богородицы [ПЦВ, СПб., 1900].

    Наверхъ / Къ титульной страницѣ

    0